Маленькая и совершенная статья о жанре. Время от времени возвращаюсь к ней и перечитываю.
Нуар привлекал и до сих пор привлекает некоторых из лучших авторов США (по большей мере), и многие его поклонники - это тонкие любители детективного жанра. Но говоря об этом, я постоянно сбиваюсь с толку тем, что огромное количество этих самых читателей, кажется, не смыслят, что же такое нуар на самом деле. Когда они начинают рассуждать о названиях, то неизменно упоминают книги и рассказы, которые относятся к нуару, примерно так же, как сахарное печенье к клубнике.
И так, нуар - повествование о проигравших. Герои в этих экзистенциальных, нигилистических сказках обречены. Они не могут умереть, но они, вероятно, должны, ибо жизнь, которая их ждет в дальнейшем, несомненно, будет столь уродливой, столь потерянной и одинокой, что им будет проще, свернувшись калачиком, покончить с ней. И, будем откровенны, они этого заслуживают.
В значительной степени всеми героями в книгах-нуар (а так же фильмах) управляет алчность, похоть, ревность или отчуждение, путь, который неизбежно засасывает их в нисходящую спираль, из которой они не могут выбраться. Они не могут сойти со своей собственной дороги в ад, если даже мигающие огни неоновых ламп укажут им на город под названием Надежда. Отсутствие моральных норм слепо толкает их к гибели.
У истоков литературы-нуар стоит hard-boiled (круто-свареная) история о частном сыщике, написанная Дашиэлом Хамметтом. Она была опубликована на страницах журнала «Черная маска» в 1920 году. В этой истории есть крутые парни, обманчивые дамы, насилие, двойные стандарты, убийства и гнусные схемы.
Особенность заурядных детективных историй, - та, что отличает их от нуара, - заключается в наличии моральных ценностей у главного героя. Сэм Спейд знал, что, когда кто-то убьют вашего партнера, вы должны что-то с этим сделать. Рэймонд Чандлер, чьи романы и рассказы освещены великолепным повествованием, сравнил своего героя с рыцарем и описывал его, как человека, блуждающего по жалким улицам, хоть сам он далеко не жалок.
Любая история частного сыщика в той или иной степени оптимистична, даже если это не детектив. Клиент нуждается в помощи и считает, что в целом убогий парень в захудалом офисе, с бутылкой бурбона в ящике стола, каким-то образом сможет найти способ решить эту проблему. Разве может быть что-то оптимистичное, чем это?
Кроме того, это довольно циничная фигура - ему недоплачивают, не уважают, ему угрожают, стреляют, избивают - у него есть этический кодекс, который гарантирует, что он сделает все, что может для своего клиента, который, вероятно, врет ему в любом случае. В центре романа о частном сыщике стоит героический персонаж, в то время как в нуаре нет персонажей-героев.
Эти две подкатегории жанра криминальных историй не просто разнятся, а являются философски-диаметрально противоположными друг другу. Одна строится вокруг героя, преданного своему этическому кодексу, не смотря на то, что большинство в его окружении лжет, мошенничает, ворует и убивает. Персонажи другой - гниют в хлеву, который является их миром. Игры со своей похотью, будь то деньги или любовь (которая, в жанре нуар зовется словом из 4х букв «секс»), заставит их отойти от элементарных приличий, и таким образом они запутаются в паутине своей гибели.
История частного сыщика не нуждается в счастливом конце, но у читателя, как правило, возникает чувство справедливости, к герою-одиночке, который преодолевает все силы, направленные против него. Это чисто американское чувство, вдохновленное одиноким, рослым шерифом, способствующим очистке города.
Истории в жанре нуар со счастливым концом никогда не были и не могут быть написаны. Потерянные и продажные души, населяющие эти истории, в виду своих полых сердец и развратных чувств, были обречены в прежде чем мы встретились с ними.
Я люблю нуар. Он делает гибель веселой. А кто не любит веселье?