Николас Видинг Рефн кажется более психически стабильным (нейротипичным) человеком, нежели тот же фон Триер. Но в творчестве обоих явно прослеживается любовь к психическим патологиям. Возможно, Триер дает себе больше места для рефлексии и поэтому его фильмы нельзя отнести к неонуару.
Они отражают лишь стадии разочарования в мире, себе и людях. Как там со стадиями депрессии? Гнев, торг и принятие? Триер демонстрировал самокопание и визуальные эссе по теме, когда выходил из многочисленных запоев. В рамках Догмы 95 мне нравится его творчество. Остальное напоминает именно что "бред сумасшедшего", который хочет уйти в воображаемый мир ультранасилия.
Тут же стоит вспомнить другого европейского режиссера (что характерно) - Михаэля Ханэке. Он подходит к психическим расстройствам с другой стороны. С ходу могу назвать три его фильма, исследующих понятие "психопатия": Белая линия, Забавные игры, Седьмой континент. О, еще на ум пришел "Видео Бенни", разумеется.
Понятно, что с культовой лентой - Забавные игры - знаком каждый киноман. Интересно, к какому бы жанру отнесло его большинство зрителей? Я не считаю это ни триллером, ни хоррором. Тема для отдельного поста, одним словом.
Триер предпочитает сбивчивый нарратив, который все равно предсказуем, Хайнеке с холоднокровием психиатра препарирует сознание душевнобольного, Николас Рефн избрал третий метод.
Он не утверждает у себя наличие психических расстройств, как и не говорит о своем интересе к безумцам. Никакой самодиагностики. Рефн использует символы и метафоры, которые бы я отнесла к расстройствам личности. И демонстрирует он их для поэзии. Вот эта насыщенность, образность, на мой взгляд, и отличает опустившегося в пьянство режиссера от любопытного и немного странного художника.
Нуар и психические расстройства - это благодатный дуэт, как нам показывает жанровая литература. Корнелл Вулрич может служить доказательством этого утверждения. Если вы лубите нуар, то влюбитесь и в паранойяльные книги Вулрича.
Рефн не просто ставит человека на место героя и показывает нам кинореальность глазами кинемотографического безумца. Он хочет осмотреть грязные ногти зрителя,разбить ему нос и испачкаться в сгустках крови, а потом, бормоча себе под нос, выбить все серое вещество из зрительской подкорки. Откуда эта ярость? На ней построен фундамент расстройства личности. Люди с этим заболеванием могут быть крайне агрессивны, потому что не отличают объективный мир от своих внутренних переживаний. Сон разума рождает чудовищ. Это мы наблюдаем в попсовом Неоновом демоне, в более олдскульных: Пушер, Страх Х, Драйв.
Мой самый любимый фильм Рефна и вообще,пожалуй, это Страх Икс. Но в этом посте напишу все таки про Неонового демона.
Анорексия, дисморфофобия, психопатия. Каннибализм. Последнее может не стоит воспринимать буквально? Отнюдь. Мы погружаемся в сознание сумасшедшего, а значит между буквальным и "настоящим" нет границ.
Наверно биография Рефна имеет интересные места, которые прекрасно объясняют выбранный метод.