Будни обычного режиссера любительского фильма.
Вот вы решили сами снять фильм. Допустим, это фильм про Есенина и Маяковского. Вы с увлечением прочитали мемуары современников Есенина и Маяковского. Современники много и с увлечением писали о своем месте в жизни поэтов, а также о своем влиянии на поэтов, и плюс немножечко гавна на закуску.
Далее вы много ругались с коллегами-соавторами, но все же написали сценарий, не лишенный гениальности. Читая его, вы смеялись и прихикивали, сначала потому что сцена смешная, а потом, потому что представляли своих знакомых как актеров в этих эпизодах. Кастинг актеров - это сложно, но увлекательно. Пригласить похожего или позвать зажигательного? Вы много ругались с коллегами-сорежиссерами, но наметили, актеров, не лишенных таланта и идеально подходящих.
На самом деле, после того как вы договоритесь с актерами, выяснится, что все это было неважно. Потому что они все равно окажутся занятыми во время съемок. Поэтому за один день до съемок ищутся те, кто может в этот день сниматься. Это и оказывается самым верным критерием кастинга. Похожесть и зажигательность идут лесом. Одни из актеров идеально подойдут, а другие - окажутся вообще не актерами. Но все это не важно.
Самое сложное технически - это собирать актеров в одно место и одно время. Вы понимаете, что умудрились пригласить сниматься самых занятых людей на свете. Кроме актеров еще надо собрать творческую группу из режиссеров и операторов. И все, все они разбредаются в разные стороны как бараны из отары неумелого чабана.
Актер А может прийти строго на 2 часа с 8 до 10, а вот актер Б наоборот, может прийти в 10, но зато остаться уже дальше хоть на всю ночь. Дисциплинированный актер В освободил себе весь вечер и пришел даже немного раньше, но ему приходиться ждать, пока отснимут все эпизоды с нервным актером А, которому надо уйти в 10, притом, что актер А опоздал и пришел вообще в 11.
Охватывает желание выкрасть их всех и запереть под замок. Чтобы не.
На этой стадии вы уже по-другому смотрите на свой сценарий.
В следующий раз, обещаете себе вы крепко-накрепко, я буду писать кино из жизни монаха блин отшельника. Место - лес, актеров - один, реквизит - из мешковины ряса. И все! Все!
Дело в том, что к этому времени вы уже основательно утомлены не только собиранием актеров на съемки. Ведь предыдущие две недели вы начинали разговор со всеми знакомыми и незнакомыми примерно так: «Привет! А нет ли у тебя вставной челюсти? А гармошки? Может, тогда телефон есть старинный или скажем браунинг? Дай хотя бы домино. А, вот еще нужны мужские кальсоны! Есть кальсоны? Отлично!». К увлекательному процессу сбора артефактов подключаются все окружающие родственники, друзья и близкие.
Бабушка садится на телефон и обзванивает своих подружек подходящего возраста:
«Привет, а я помню, у Аллочки была вставная челюсть? Не осталась ли случайно? А, похоронили вместе с ней? Гм, жаль, пригодилась бы... нет, нет, это я не себе, это внучке»
Через бабушку найти челюсть не удается, поэтому специальная американская подруга лепит челюсть из специального пластика, а другая подруга клеит из картона и старой одежды гигантскую тарелку. Любовник роется в шкафах и тащит старые ботинки.
Не зря, не зря, - понимаете вы теперь, - древние руководствовались принципом «единство места, времени и действия». Классика есть классика. Я бы добавила сюда еще и «единство актера» - тогда будет достигнуто совершенство.
Про место, я еще не сказала про место. Когда вы задумаетесь о подходящем окружении для ваших сцен, где герои то скочут среди лесов, то танцуют в гостиной, весело пируют и бьют посуду в кабаке или гуляют по Москве, так вот, сценарий вас перестает радовать уже совсем. То есть не так. Местами вызывает истерический смешок.
Где, ну где в Москве такое снимать? Например, в сценарии есть Маяковский, толкающий памятник Пушкина. Как это снять, чтобы не попасть за вандализм в милицию всей съемочной группой?
**********************************************
Из дневника…
***
А вот пошли мы вечером со Степаном и Ольгой выбирать место для съемок сцены, где грабители нападают на Есенина. Нашли старый тихий дворик около Китай-города, а в нем зачотная лестница. Стали прикидывать ракурсы, откуда Есенин идет, что на задний план попадает, не влезают ли машины современные. Где надо грабителям стоять, откуда выпрыгивать.
Для этого Степан делал условный кадр из пальцев, и смотрел туда, что в камеру попадает, Ольга изображала беспечного Есенина, а я ее грабила. Потом я смотрела в камеру, а Ольгу грабил Степан. Потом Степан смотрел в камеру, а мы с Ольгой с двух сторон грабили виртуального Есенина. А потом мы чуть не ограбили совершенно постороннего молодого человека, который просто шел по той лестнице.
****
Вчера пыталась узнать у приятеля как нужно грабить банки - с лыжной шапочкой на голове или с чулком. Преимущество того и другого головного убора. Приятель вопросам не удивился, тему обсудил, но, кажется, понял меня не совсем верно… почему-то стал отговаривать меня грабить банки, говорит, киоски намного перспективнее, а риск меньше.