К сожалению, о смерти В. Стацинского, которая наступила 1 ноября этого года во Франции, узнала только сегодня. В журнале
da_zdra_per_m две недели назад была представлена книга Г. Сапгира "Звездная пыль" с иллюстрациями этого художника:
Книга мне давно знакома, а вот о В. Стацинском я знала очень мало.
К "Звездной карусели" у
da_zdra_per_m был короткий, но весомый комментарий: "Черно-белая книжная графика 57-67 гг. очень интересная тема. Збарский, Кабаков, Соостер, Кыштымов и т.д. " Материалы об этих художниках я встречала в старых журналах "Детская литература", в книге Э.Ганкиной "Художник в современной детской книге", и решила почитать о них подробнее.
И буквально два дня тому назад нашла очень интересную статью И. Сумароковой "Виталий Стацинский" (Детская литература. - 1967. - № 12. - С. 36-39.) Автору статьи удалось побывать в мастерской художника, на двери которой всех встречала сова с поднятым крылом - гостеприимная хозяйка дома. Живая сова сидела в клетке. А вокруг - около десятка различных сов - фарфоровых и глиняных, сов из металла и папье-маше. На стенах развешаны всевозможные ключи и замки...
Вы можете сами взглянуть на мастерскую и почитать статью:
А здесь можно найти интервью с художником "Веселые картинки Виталия Стацинского" (2000 года):
exlibris.ng.ru/bookart/2000-09-21/5_funny.html Вот небольшой отрывок из него:
- Виталий Казимирович, расскажите немного о себе.
- Родился я 6 октября 1928 года в Кзыл-Орде (Казахстан). В то время мой отец работал наркомом здравоохранения этой республики. Затем была Москва, куда папа получил назначение в НКПС, на должность заместителя Кагановича по лечебно-санитарной работе. Но страшный тридцать седьмой год не обошел моего отца стороной, он был арестован и в 1938 году приговорен к "10 годам без права переписки". Естественно, семью "врага народа" (у мамы, кроме меня, было еще двое детей) выслали из Москвы в подмосковное Пушкино, где нам разрешили занять две комнаты в бараке. Так закончилось мое детство и состоялось первое знакомство с суровой жизненной действительностью.
- Как вы стали художником?
- Впервые наименование "художник" я получил в... Бутырской тюрьме, и эта история требует отдельного рассказа. Осенью 1941 года, когда немец рвался к Москве и вероятность "блицкрига" была весьма реальной, несколько таких же зеленых, как и я, мальчишек решили самостоятельно вооружиться, чтобы дать отпор врагу на родной земле. Достать оружие в то время не было проблемой, и через некоторое время мы представляли собой небольшой, но по-настоящему вооруженный "боевой отряд". Теперь нужно было научиться стрелять и метко бросать гранаты, чем мы и занялись, используя местные пустыри и овраги. Конечно, отыскались доброхоты, которые стукнули на нас куда следует. И над "потешными" защитниками Родины нависла самая настоящая, реальная опасность. К счастью, нашелся человек, предупредивший об аресте, и у нас хватило здравого смысла избавиться от своего арсенала. Тем не менее НКВД не заставило себя долго ждать, и через некоторое время весь наш "партизанский отряд" оказался в одной из камер печально знаменитой Бутырки. И вот здесь, в тюрьме, страдая от холода, голода и унижений, увидев однажды, как мучаются над рисунком очередной наколки уголовники, я, набравшись смелости, подошел и сказал: "Я смогу это нарисовать". И изобразил на предоставленной мне спине незамысловатый сюжет, который тут же был одобрен, и я получил "звание" художника. Эта неожиданно приобретенная "профессия" помогла мне выжить в тех нечеловеческих условиях, с этого дня уголовники начали подкармливать "художника" и не давали его в обиду.
К счастью, мои "тюремные университеты", учитывая детский возраст (мне было только 13 лет), и отсутствие "вещдоков" (которые покоились на дне отходной ямы в Пушкино) окончились неожиданно мягким приговором - два года с отсрочкой отбытия наказания. И я вернулся к своей поседевшей за это время матери.