Забавно!
Всегда любила "мифологическую прозу" и фэнтези, а тут такая неожиданность -
юмористическая повесть с участием фольклорных героев народов коми и манси.
Как вам такая завязка?
Девочка Даша мечтает стать писательницей:
"Она сразу решила работать с местным материалом, сделать главным героем Перу-богатыря, знаменитого персонажа коми сказок и легенд.
Но рассказать о нём в современном стиле. Так ещё никто не делал, Даша в инете посмотрела. Оригинально и патриотично, и можно послать на конкурс «Волшебная строка» и получить диплом «За патриотизм» или «За творческое осмысление родного фольклора».
Даша стучала по клавиатуре компьютера, повторяла имя богатыря, а тут он и явился (правда, в детском облике)...
В это время два юных существа с планеты, где разумом наделены не животные, а растения, готовятся к экзамену по культурологии. Они должны посетить другую планету, трансформировавшись в ее обитателей. Школьники выбрали для превращения мансийского бога Мир-суснэ-хума и его восьмикрылого коня с золотой гривой.
"...с конём намаялись. Сначала Тове трансформировался в обычного коня... Потом пошли по мифологическому описанию и начали с золотой гривы. Тове легко трансформировал свои волосы в золотую гриву, но золото - не лёгкий металл. От тяжести цельнометаллической гривы голова нагнулась к самой земле, ткнулась лбом в траву. И шея растянулась - как у жирафа, сказали бы Мир и Тове, если бы видели жирафа.
Ходить с волочащейся по земле головой на растянутой тонкой шее было невозможно. Тове укоротил гриву до коротенького ёжика, чтоб стала легче. Голове сразу полегчало, но шея не сократилась. Получилась бритая лошадиная морда с золотой «лысиной» на жирафьей шее... Потом Тове сделал по бокам спины восемь крыльев - крепких и толстых, чтобы поднять вес такого большого животного. Крылья не помещались, и лошадиный хребет растянулся в длину раза в два-три. Четыре ноги сделались сразу и хорошо. Но длинное пузо под тяжестью крыльев провисло и цеплялось за дорогу, тормозя движение. Чтобы приподнять волочащееся пузо, Тове трансформировал из какой-то лишней на его взгляд конячьей кишки пятую ногу - прямо посреди живота. Пятая нога служила подпоркой, и теперь конструкция почти не провисала".
Все эти необычные герои встречаются в одной точке, в недалеком будущем, и к ним присоединяются не менее странные персонажи - трехголовый змей Гундыр, леший Вэрса, старуха Ёма (родственница Бабы Яги) и огромные столбоподобные существа-менквы.
Сюжет пересказывать не буду, он очень забавный, живой, не хочется раскрывать все тайны. Но замысел кажется удачным - детская сказка с неизвестными фольклорными героями. Я, например, ничего не знала о фольклоре коми, а теперь появился повод с ним познакомиться.
Явно намечается хорошая тенденция - внимание к культуре народов России: в прошлом году в Книгуру участвовал "Убыр" Наиля Измайлова, в этом году - повесть Светланы Лавровой.
А в Интернете много материалов о народной культуре коми. Даже собрала себе ссылки, может быть, кому-нибудь пригодятся.
Здесь сказки, легенды и мифы коми:
http://www.kominarod.ru/encyclopaedia/komi/komi-folklore/komi-fairytales/Особенно понравилась сказка про Ёму (похожа на "Морозко", "Госпожу Метелицу" и другие сказки, но весьма своеобразна):
http://www.kominarod.ru/encyclopaedia/komi/komi-folklore/komi-fairytales/komi-fairytales_7.htmlО мифологии коми:
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/mifolog/myth/2.htmИ очень интересный проект «КРАЕВИДЕНИЕ (Коми край глазами художников)», и особенно его раздел, где можно увидеть фольклорных персонажей:
http://www.kraevidenie.ru/mify_legendy_i_predaniya/Закончу двумя картинами А.Мошева - "Пера и леший" и "Пера и водяной" (как раз о героях С.Лавровой).
nbsp;
P.S. За внешне смешной оболочкой в повести Светланы Лавровой есть серьезный подтекст, забота о той России, которую мы теряем. А кто сказал, что о серьезном нельзя говорить с юмором?..