Oct 21, 2012 20:03
Готовлюсь к очередной акции и, наконец, читаю.
Что особенно встряхнуло и поразило?
Пожалуй, «Я хочу в школу!» Жвалевского и Пастернак и «Библия в SMSках» Аи эН. Литература эксперимента. Только эксперименты несколько разные.
И в том, и в другом случае - провокационные названия. Фраза «Я хочу в школу!» нереальна для обычного школьника, а «Библия в SMSках» - звучит почти кощунственно.
Читать про «позитивную школу», которую любят дети - огромное удовольствие. Разновозрастные группы, увлекательные проекты, самостоятельность мысли и поведения. Но авторы не могут себе позволить далеко уйти от нашей действительности. Талантливые дети из необычной школы вынуждены вернуться в самые обычные. И вот здесь начинается тот самый эксперимент, за которым интересно следить читателю: как они найдут свое место в классах и общий язык с педагогами? «Эксперимент», в который писатели включили неординарных детей, обнажает перед нами внутренний механизм традиционной школы. И тема важна для каждого подростка - ведь всем приходится так или иначе находить и защищать свое место в жизни. Вопрос «что делать?» актуален не только для героев Чернышевского. Что же можешь сделать ты сам и при этом остаться человеком (даже среди пустоголовых на твой взгляд одноклассниц)?..
«Эксперимент», который профессионально проводит Ая эН (физик по образованию) - иной. Он на уровне языка и стиля. Автор очень смело обращается к подросткам на том языке, на котором они общаются между собой в социальных сетях и SMS-сообщениях (правда, это лишь вкрапления в роман). В книге много литературных аллюзий. Невольно читатель, не открывавший Достоевского, Пушкина, Чехова или Булгакова, так или иначе окажется в поле их притяжения. Убийство «старухи» (как не вспомнить «Пиковую даму» и «Преступление и наказание»), разлитое подсолнечное масло, ружье (но оно так и не выстрелит…) И вслед за подростками, которые бурно обсуждали это произведение на Книгуру, хочется найти «ключик», разгадать загадку убийства. (Да, мы живем в мире богатых и бедных, где снова возможны убийства из-за наследства). Для меня ключевой пока что является фраза «Бедренный протез служил Алане Дзиброевой верой и правдой 12 лет…» Если кто-то читал книгу, может быть, поделится своими соображениями?..
Сложное впечатление осталось от книги Аси Петровой «Волки на парашютах». Почему-то принять ее рассказ «Витя догола» гораздо сложнее, чем повесть «Скажи мне, Красная Шапочка». Может быть, потому, что обычная чувствительность маленького ребенка (кому не помнится, как колется шерстяной шарф?..) доведена до абсурда и соединена с иной темой - обнаженного тела, которой дети, наоборот, стесняются, и даже не любят, когда гостям показывают их младенческие фотографии?.. И, наверно, неоднозначно начала относиться к психологизму в том почти медицинском аспекте, в каком он слишком часто стал проявляться на страницах литературных произведений.
Несколько прочитанных книг не назовешь новинками, многим они давно знакомы.
Повесть «Где нет зимы» Дины Сабитовой показалась российским вариантом книги Мари-Од Мюрай «Oh, boy!» (только без эпатирующего всех персонажа). В повести «Три твоих имени» больше всего тронули открытые концовки каждой части. Читателя так и не покидает сомнение: а обрела ли главная героиня хорошую семью, прекратилась ли череда ее бед?..
И очень хороша повесть Тамары Михеевой «Легкие горы». Такая полнота жизни, радость от всего, что окружает, замечательная семья, подаренная судьбой девочке-сироте - получаешь наслаждение от каждой строки (Хотя, конечно, ни у кого эта жизнь не бывает совершенно безоблачной…)
современная детская литература,
школьные годы,
книги для подростков,
домашняя библиотека