Мегапроекты человечества. Город-сказка, город-мечта.

Nov 26, 2013 11:05



Мегапроекты человечества:
экогород Масдар и жизнь без нефтяной иглы
Нефть - это топливо, которое позволило состояться современности. Однако количество «черного золота» неминуемо уменьшается, а практики его использования все очевиднее противоречат принципам устойчивого развития. Объединенные Арабские Эмираты сегодня располагают почти десятой частью мировых запасов этого драгоценного ресурса и при этом активнее других ищут новые стратегии выживания в мире, где не будет нефти. Одна из стратегий - строительство солнечных электростанций и городов с безотходным производством. Первый из них - Масдар - уже начали возводить в пустыне Руб эль Хали.

Масдар City (от арабского «المصدر» - «источник») строится в ОАЭ, неподалеку от Абу-Даби. Сейчас территория будущего оазиса экологической ответственности представляет собой, в основном, только мертвый песок, раскаленные дороги и небольшие кластеры с домами, магазинами и кафе, однако уже к 2018 году здесь обещают вырастить первую очередь жилых, коммерческих и общественных зданий для 7000 горожан и 15 000 жителей пригорода. Стоимость стартового этапа создания Масдара уже достигла 22 млрд. $. Завершить проект планируется к 2030 году. После этого в экогороде и на прилегающих к нему территориях смогут поселиться почти 100 тысяч человек.

Масдар будет жить за счет возобновляемых источников энергии. Главным среди них станет солнечный свет, ведь ясная погода в Абу-Даби стоит в среднем 360 дней в году. Сегодня первопоселенцы экогорода - студенты, которые живут в кампусе Масдарского института науки и технологий - используют только такую энергию. На крышах и на земле вокруг зданий установлены солнечные батареи, рядом есть солнечная электростанция мощностью 10 МВт. Излишки энергии она пока передает в электросеть Абу-Даби. Кроме того, неподалеку недавно начала работать тепловая электростанция «Солнце-1». Это огромное сверкающее поле с 250 тысяч параболических отражателей и трубопроводом способно обеспечить отоплением и горячей водой 20 тысяч зданий. Работа «Солнца-1» позволяет сократить вредные выбросы на 175 тысяч тонн в день, что эквивалентно единовременной высадке полтора миллиона деревьев в пустыне Руб эль Хали. Компания «Масдар» вложила в строительство электростанции 276 миллионов евро, благодаря чему ей на сегодняшний день принадлежит 10% всей солнечной энергии, вырабатываемой в мире.


Секрет энергетической успешности Масдара будет заключаться не только в использовании солнечных батарей. Город спроектирован так, чтобы здания как можно меньше нагревались, а мостовая постоянно была в тени. Улицы здесь планируют проложить с учетом направления преобладающих ветров и положения солнца. В результате, в экогороде практически не будет видно неба и солнца, - однако притом, что летом температура воздуха в Абу-Даби нередко достигает +65°С, смотреть вверх здесь, вероятно, будет совсем не обязательно.

[Spoiler (click to open)]













Воду в городе будущего будут экономить. Власти рассчитывают, что ее жители Масдара смогут снизить ее потребление вполовину, по сравнению с обычными сообществами. Достичь таких величин должны помочь высокоэффективные детали трубопровода, «умные» водяные счетчики, которые будут сообщать пользователям об их уровне потребления воды, а также «умная» система учета, которая позволит «в прямом эфире» наблюдать, сколько воды используется в городе. Кроме того, в Масдаре появится предприятие по переработке сточных вод - мембранный био-реактор. Он будет способен обрабатывать до 1500 м³ сточных вод в день. 100% использованной жидкости и канализационных вод можно будет очистить и перенаправить на полив городских растений.

Для сортировки и переработки отходов в Масдаре построят целое предприятие: Центр переработки ресурсов (ЦПР). Мусор разделят на три категории: сухой (жестяные банки, пластик, бумага, картон), влажный (продукты питания и прочая органика) и «остаточный» (тюбики от зубной пасты, контейнеры из-под еды, - словом, все, что нельзя назвать ни сухим, ни влажным). В домах установят тройные мусорные контейнеры, чтобы первым звеном в процессе сортировки отходов могли стать сами жители. Кроме того, ЦПР будет выделять и отходы четвертой категории: громоздкие (например, сломанную мебель) и опасные (например, батарейки). Сухой, «остаточный» и опасный мусор в центре смогут сортировать и вывозить в центры переработки или захоронения в Абу-Даби и других городах ОАЭ, а влажный превратят в компост для удобрения деревьев и клумб.



Энтони Маллоуз, руководитель проекта Masdar City

Мы не пытаемся просто построить самый экологичный город в мире. Мы хотим построить самый экологичный город в мире как модель, как испытательный полигон, если хотите. Правильные модели являются скорее эвристическими, чем детерминистическими. В них заложены инструменты для обучения, а не для того, чтобы говорить людям: «Не делай так!». И нет, это не предмет потребления. Нельзя взять наш мастер-план и построить еще один Масдар в Нью-Мехико или Швеции. Этот город не товар, который можно просто скопировать. Это лишь алгоритм того, как нужно строить экогорода.

С экономической точки зрения сейчас мы находимся на интересной стадии развития. Рынок меняется, технологии тоже, и Масдару нужно стать куда более самодостаточным, устойчивым и динамичным, чем требовалось раньше, не только в экологическом и социальном плане, но и экономически. Слияние рынков с акцентом на защиту окружающей среды и планы по расширению аэропорта Абу-Даби, расположенного неподалеку от Масдара, позволяют превратить экогород в бизнес-модель. Однако сделать это невозможно без грамотного привлечения рыночных сил и правильной городской инфраструктуры.

Самым кардинальным отличием Масдара от других городов Земли станет полный запрет на автомобили, для работы которых нужны нефтепродукты. Вместо них здесь начнут ходить электрические автобусы и такси, а из Абу-Даби подведут метро и монорельс. Кроме того, в городе будет действовать сеть грузового и персонального скоростного транспорта - управляемых компьютером такси, напоминающих по форме куриное яйцо. Миниатюрные машинки-капсулы будут двигаться по невидимым магнитным дорожкам под асфальтом. Каждая сможет заряжаться от электросети в специальном маленьком депо. Для машинок в городе предусмотрены остановки. Нужные можно будет выбрать с помощью сенсорного дисплея перед посадкой или во время движения.

Что же до стоимости жилья и коммунальных услуг в Масдаре, то в первом случае сумма, вероятно, будет гигантской, а во втором - небольшой. Экогород не является поставщиком «коммуналки», так что вода и электричество здесь будут стоить столько же, сколько и в Абу-Даби. Правда, благодаря экономии ресурсов средний счет за квартиру в Мадаре будет вполовину меньше, чем в столице ОАЭ.

Наталия Киеня.

гелиоэнергетика, Масдар, экология, будущее

Previous post Next post
Up