Гумус

Jan 25, 2015 11:24

Есть такой индивидум - Геннадий Михеев, занимательно пишет о фотографии и фотографах. Очень метко. Рекомендую для прочтения.

Оригинал взят у genamikheev в Гумус


Меня возбудило на написание данного текста очень странное, но по нынешним временам неимоверно живое волнение русскоязычного околофотографического сообщества по поводу стрит-фотографии и позиционирования данного творческого занятия в мире искусства. Другие креативные увлечения доказывают свое право на самость произведениями, а вот фотографы (и не только "стритоиды") предпочитают болтать и что-то доказывать логикой и аргументами, что напоминает как минимум о том, что физикам не всегда полезно хвататься за лирику. Она же нежная и ранимая - сдохнет на фиг. Я имею в виду физику, которая требует аккуратности и внимания - лирику хрен сшибешь.

Я не исключение, ведь и у меня техническое образование. К чёрту инженерию - мне художественное самоудовлетворение подавай. Ситуация радует, и вот, почему: фотография все еще не определилась в своих претензиях, снимающие (не одежды, а фотографии) люди ищут, а, значит мы имеем дело с развивающимся культурным явлением.
[Spoiler (click to open)]

Вот про секс не спорят: уличный он, оральный, студийный, пикториальный, метафизический или классический. Это не означает, что секс умер, просто об интимном распинаются далеко не все, а только моральные уроды. Секс связан с физиологией, да к тому же там есть патологические отклонения и такой подраздел как проституция. Впрочем, секс - все же не фотография (но признайтесь: порнография и фотография весьма дружны не только лингвистически...). Хотя креатив приветствуется и там и там (для тех, кто в теме, конечно). Как там говаривал Картье-Брессон, фотография - изумительная смесь эмоций и геометрии в одном мгновении. Очень даже изящное описание картины соития, ежели слово "фотография" заменить на "физическую близость"! Ну, да... французишки знают толк во всех этих делах. А теперь я разжую, почему «стритоиды» сделали своей иконою именно Картье-Брессона, а вовсе не Эжена Атже или Роберта Дуано.

Основной наезд на стрит-фотографов заключается в том, что де "стриптоиды"… тьфу - то есть, «стритоиды» бояться подходить к людям и вообще избегают близости. Я имею в виду не физическую близость, а просто дистанцию, но об этом - чуть позже. Давайте уж скажем прямо: в основе секса, фотографии, а вкупе и других творческих занятий лежит желание. И какая в сущности разница: уличная фотография, концептуальная или тревел (ведь существуют же фототуристы и секс-туристы). Главное, чтобы это приносило удовольствие, соблюдалась гигиена и не приедалось.

И, кстати... маленькое коварное наблюдение. Периодичность занятий фотосъемкой у стрит-фотографов приблизительно равна периодичности секса. Я не знаю, в чем причина этого совпадения.




А вот вопиющее несовпадение: сексом очень все же немногие желают заниматься для денег, а вот фотографией - многие. Тех, кто занимается сексом без меры (в особенности дам) обзывают нехорошими словами, а страстно увлеченных светописью не обзывают, а уважают... ну, или как минимум жалеют. Стрит-фотография как раз для некорыстных людей - и это хорошо.

Вот откуда, на мой взгляд, стрит-фотография как явление: от большого числа "фотографов выходного дня", которым и хочется творить, да недостает времени. В свободный часок выскакиваешь как молодой песик - и давай носиться-метить окружающую действительность. Но фотографы не животные, они осмысленности желают. Ну, не твари же они дражайшие (это не описка). А тут метод: идешь и фоткаешь напропалую, причем, все что со смыслом - в корзину, а оставшиеся фотки ниочем и есть стрит-фото. Как бы ритм города, эдакая игра в обнимашки с видимой реальностью, где намека на секс - ноль, зато и никаких тебе привязанностей. А кто любит играть в обнимашки? Тинэйджеры, наполовину дети. Получается, стрит-фото - ни к чему не обязывающая игра детей, внутри которых уже вовсю гуляют гормоны.

Людям недостает общения - факт нашей жизни. К чёрту Все Знания Мира, которые дарят Глобальная Паутина и гаджеты! Хочется быть услышанным, оцененным... А если общение касается твоего "конька" - вообще отрада. "Конек" затупился? Да и его - тоже ко всем чертям!

Так почему же мой текст о том, что фотография вышла из моды? Вон ведь какие бурлески обрисовал... Да потому что самый легкодоступный вариант художественного творчества перестал приносить эстетическое удовольствие основной массе народонаселения, ибо... да что там! Наконец люди стали понимать, чем хорошие фотографии отличаются от никаких, и решили уж не позориться и свои никакие картинки не выкладывать в общедоступных местах, а фоткать просто так - ради чисто утилитарных целей. А стрит-фотографы - индивидуумы все ее юношески влюбленные, знающие цену бескорыстности. Их не понимают - вот они и создали субкультуру.

Основная масса пользователей фотографической техники - из тех, кто так и не раскрутился до уровня Сергея Доли или Ильи Варламова (которые, будучи невыдающимися фотографами, являются талантливыми журналистами и предпринимателями) - просто выпала в осадок и поняла, что здоровый секс круче чего бы то ни было. Ну, а фоткать можно безо всяких претензий и понтов.




Чтобы ответить на вопрос, поставленный в заголовке, обстоятельнее, неплохо для начала понять, почему фотография была в моде. А в моде она была потому что так сложилось: во Всемирной Паутине фоткам уютно, мировые корпорации уделяют много креативной энергии и финансов на развитие фотографической индустрии, люди получают удовольствие от процесса фотографирования - и не только эстетическое.

На самом деле загадка моды неразрешима. Человек, знающий, что будут превозносить в следующем году, стал бы миллиардером. Впрочем, кто предугадывал - становился.

Один из показателей: умирание (или по крайней мере летаргический сон) фотографических Интернет-ресурсов. Проблемы касаются не только фотосайтов. Интеллектуальные усилия люди направили в социальные сети. Все лучшие фотографы предпочитают кучковать своих поклонников в Фейсбуке, уйдя из ЖЖ. К слову, некогда второе по полярности сообщество ЖЖ "Профотос" теперь откатилось во второй десяток. На первом же месте (в ЖЖ) - сообщество "Один мой день", который на самом деле тоже фотографический. Только здесь во главу угла поставлено вовсе не качество картинки. Здесь важнее умение рассказать при помощи фоток о том, как тупо и бездарно прошел твой день. Фоткать можно дешевой мобилой; главное - обязательно доказать при помощи организованного визуального контента, что жизнь удалась. В смысле, жизнь автора, а вовсе не на планете Земля. Да собственно, одно из назначений социальных сетей - рассказать всем о том, какой ты крутой. Кстати, она, то есть, жизнь - реально наполняется смыслом оттого что ты рассказываешь языком фоток о тоске цивилизованного существованья, а значит жизнь в определенной мере действительно удается - ведь увидя всю беспросветность успешности, кто-то - да и подумает: «В этом мире надо что-то менять!»

Восторжествовала идея, которую я застолбил когда-то в статье "Фотография как язык", в которой подробно рассказывается о том, что фотография - не цель, а средство выражения и передачи информации. Постепенно выяснилось: не всем дано. Так же и с вербальным языком. Все знают басню Крылова "Квартет" но способны прочитать ее так, что аж мурашки по коже, единицы. Не обязательно, кстати, признанные артисты. Так же и с фотографией: закаты снимают почти все. Но из современных русских фотографов я знаю только двух авторов, делающих это супер: Александр Петросян и Дмитрий Зверев. Как жаль, что эти авторы являются к тому же мастерами "Фотошопа"... "А в чем жалость? - Спросите вы. - Разве "Фотошоп" - грех..." В том, друзья мои, что эти авторы в большей степени художники, нежели фотографы. Как бы то ни было, они при жизни признаны гениями, а это уже что-то значит.

Еще в топах ЖЖ - сообщества "Ру тревел" (фотоотчеты о путешествиях), "Фотохистори" (ретро-фото), "Ю лук тудей" (покажи, как ты сегодня нарядилась), "Старс 365" (фотки звезд, преимущественно неглиже). А из топ-10 блогеров фотографами являются 7. Так что, фотография все же рулит, но во всех вышеперечисленных случаях выступает в роли языка, вовсе не претендуя на звание произведения искусства.

Еще один объективный общемировой показатель: падение продаж фотографической техники. Утверждают, это от того, что инженеры научили хорошо фотографировать смартфоны и планшеты. То есть, гаджеты стали выдавать пристойное техническое качество картинки, которое удовлетворяет запросам среднестатистического пользователя технических средств и Сети. А появление сети Инстаграм сломало уже было сложившийся стереотип, согласно которому фотка должна обладать звенящим техническим качеством. По счастью, пока еще не весь спектр фотографического творчества заключен в концлагерь инстаграмщиков, да и вообще фотография живет не только в Сетях.




Чуть подробнее о технике. Когда про того или иного спортсмена говорят: "У него блестящая (великолепная) техника...", кто-то подумает об автомобиле, на котором ездит спортсмен. Основная же масса поймет, что у спортсмена в процессе тренировок столь отлажены движения, что он бегает (прыгает, плавает, бьет по морде) как бог. Хотя и не факт - речь действительно может идти о тачке.

Есть такая разновидность спортсменов как автогонщики. Им для победы нужна не отличная машина, а лучшая. Фотография, если уж и смотреть на этот род занятий с вышеозначенного ракурса, ближе все же к автоспорту, ведь мы,  снимающие люди, все же зависим от технического качества, которое обеспечивает фототехника. Но и мастерство не на последнем месте. Фотограф, умеющий сделать потрясную фотографию каким-нибудь допотопным отстоем типа «Смены 8М», может вызвать только уважение.

С другой стороны, фотоконкурсы - тот же спорт, правда субъективный. Регалии еще никому не мешали, а ярлык лауреата даже помогает, да и к тому же  стремление завоевать звание стимулирует к творческим мучениям, а они все же нужны. Даже у стриптиз... тьфу - стрит-фотографов существуют свои конкурсы, и там кто-то побеждает.

В общем, такое дело... Великолепная техника применительно к фотографии - очень-очень дорогой фотоаппарат. Результат, то есть, фотографии - ничто по сравнению с имиджем. По крайней мере, вся цифровая эпоха фотографии до недавнего времени шествовала именно под этим флагом. Но что-то в нашем мире стало меняться. Стремительно развивается рынок «системных» камер, в которые ставятся "взрослые" матрицы при смешных габаритах тушки. Даже профессиональные фотографы задолбались таскать тяжести. А что уж тут говорить о фотографах  выходного дня. А некоторым, думаю, уже надоело и фотографировать, а если они это и делают - только по инерции.




Теперь пофантазирую. Предположим, народ так же массово, как и светописью, увлекся музыкою. Я имею в виду не слушанье музыки, все и так слушают (только каждый - свою, некоторые особенно продвинутые тщатся уловить музыку небесных сфер), а исполнительство. Казалось бы - бред, ведь во-первых, далеко не у всех сносный музыкальный слух, во-вторых, надо еще научиться извлекать из инструмента красивые звуки и выучить ноты. Ах, да: можно же петь. Ну, тогда многие из нас и без того музыкою уже увлечены - я имею в виду караоке. Вершина искусства караоке - шоу "Голос". Человеческий голос одновременно самый и совершенный музыкальный инструмент, и самый легкоосвояемый (ну, по крайней мере так заблуждаются дилетанты, не знающие, что такое "поставленный голос"). Искушенные понимают, что до вершин исполнительского вокального мастерства, пардон, срать да срать а потому на публику и не рвутся. Ну, разве когда выпьют: "Щас спою... щас  правда спою!" В фотографии все иначе: когда выпьют, к фототворчеству не рвутся, но я сейчас не об этом.

Даже на шоу "Голос" таланты исполняют чужой репертуар, именно поэтому речь идет именно о караоке, то есть, повторении уже исполненного кем-то и когда-то - причем так, что песня в головах поселилась. Участники шоу "Голос" по сценарию должны продемонстрировать достоинства своего инструмента. Я, конечно, имею в виду глотки, которые приходится драть высокохудожественно. На то оно и шоу.




А разве в творческой фотографии надо демонстрировать достоинства инструмента? Тогда ведь не творчество получится, а тест-драйв. Наконец увлеченные фотографией поняли, что звенящее качество - не креатив, а понты. Вот тебе и конец моды. Ведь мода без похвальбы не живет. Еще относительно недавно на обладателей очень дорогих фотогаджетов смотрели как туземцы смотрят на банку из-под кока-колы. Теперь же не только кока-колой, но даже «марком четвертым» не удивишь. Народ уже допетрил, что на «ламборджинах» и «майбахах» в основном катаются кавказские мажоры, а не великие автогонщинки, и стал допетривать в том же направлении в фотографических делах.

Теперь - внимание. В мире музыки исполнителей - миллионы. А композиторов - единицы. Ну, может быть, десятки, но по-настоящему гениальных именно что единицы. Нам так же знакомы имена гениальных исполнителей, их тоже вообще немного. Но музыкальная жизнь протекает в среде, состоящей из обычных людей, негениев. Именно из этой серой массы выдвигаются антрепренеры, музыкальные критики, историки музыки, аккомпаниаторы. Возможен ли вариант, когда уровень серой массы принимается за канон? В серьезной музыке - нет, в попсе - да. И все же гениального музыканта от обычного отличают. В фотографии тоже есть попса и нечто большее. Поскольку каждый фотограф сам себе композитор и исполнитель, приходится ориентироваться на собственный уровень. Много авторов одного уровня порождают субкультуру, в которой им уютно.

А вот что касается все той же стрит-фотографии... это же хипстерская тусовка с претензией на художественность, в которую включаются те, у кого не получается делать просто хорошие фотографии. Вот отсюда и масса "стританутого" народа. В сексе не получилось - попробую стрит-секс... то есть, пардон: как фотограф без приставок рожей я не вышел - пойду на улицу, пофоткаю ритмы города. Сделаю пятьсот фоток, что-нибудь - да выйдет такое, о чем друзья "ститоиды" задумчиво промямлят: "В этом что-то есть...".




Многим не нравится Сюзанн Зонтаг. Конечно, я имею в виду не как женщина, а как автор, пишущий о фотографии. Я бы и сам относился со скепсисом ко всем "фотографическим писателям", не умеющим фотографировать, но одна гипотеза француженки и в самом деле имеет разумное зерно. Еще в доцифровую эпоху она объяснила повальное увлечение фотографированием в путешествиях своеобразным синдромом: человек вырвался в отпуск, но у него остается потребность что-то делать. Сама психика настроена на работу и не может адаптироваться к состоянию, когда можно всего лишь валять дурака (или дурочку). А фотография - занятие. Плюс к тому: фотоаппарат - замечательное средство, помогающее отгородиться от реальности. Тревел-фотографы - зонтаговские клиенты. А "стритоиды" все же не отгораживаются, а всматриваются. Некоторые даже вдумываются.

Но вот, в чем дело… Постепенно массы (из среднего класса - пролетарии что-то фотографией не очень-то и увлекаются) приучаются вести аристократический образ жизни, ну, или хотя бы его подобие. То есть, тупо наслаждаться своим положением и бездельничать. Простые радости жизни - вот вечные ценности. Да можно и пофоткать! Друзья еще и твою выставку организуют, обеспечат хорошую прессу. Любой каприз за твои деньги. Любовь за деньги, если кто не в курсе - не блядство, а бизнес.

Так бывает всегда, когда умирает та или иная мода: особо упоротые кучкуются и пытаются теплить жизнь. Сейчас для этого есть социальные сети. Раньше было хуже - но тоже ведь кучковались, создавая клубы по интересам. Ну, те же битломаны, к примеру. Фотолюбителей несравнимо больше, чем когда-то битломанов или даже уфологов. Легион! Трудно признаться себе в том, что десятилетие жизни (взлет фотолюбительства начался с приходом в фотографию "цифры" и произошло это относительно недавно) отправлено коту под хвост.




Нет, ребята! Из нашей многомиллионной гумусной массы выросли несколько прекрасных цветов, "фотографических Нео", и гении невозможны были без той самой среды, которая суть есть фотографическая серость. Ну, да: хочется подрыгаться - для этого придуманы стрит-фотография, тревел-фото, и наверняка придумают еще что-нибудь пригодное массам, фоткающим в выходные и в отпуска. Чем бы дети не тешились...

Вот такая у меня получилась правда-матка. Теперь - резюме (собственно, я повторюсь). Упадок фотолюбительства есть следствие позитивного явления: в околофотографической среде развились вкусы и большинство поняли, что они обычные фотографы, делающие типовые фотки. Кто считает себя говнофотографом, делающим говнофотки, пусть расслабится: таких почти не бывает, хоть что-то дельное в фотографии может получиться у любого - это тебе не музыку или стихи сочинять.

А когда приходит осознание правды, случается катарсис - очищение страданием.

Посему свой вывод считаю позитивным.

Что же касается Петросяна и Зверева... Они талантливые художники, потрясающе одаренные. Но ни фига они не гении. Тогда - кто же они, подлинные "фотографические Нео"? Лично я слежу за несколькими молодыми людьми - нашими парнями и девушками, русскими. Но это лишь моя выборка, никому ее навязывать не намерен. Истины же не знает никто из живущих. Мода сыграла на руку: в фотографию привлечено множество творческих личностей, некоторые из которых при ином раскладе могли бы стать великими музыкантами, поэтами или жуликами. Некоторые из них выпали в отстой "стритоидов", но нашлись и такие, кто...

Геннадий МИХЕЕВ

P.S. Аналогию фотографии с… нет - не сексом, а с музыкой я привожу не просто так. Дело в том, что я люблю петь. Для того, чтобы не опуститься до караоке, я выучился играть на гитаре. Певец из меня неважный, гитарист - вообще никакой. Но я это делаю просто для собственного удовольствия. Кстати, фотографирую и пишу тексты - тоже ради этого.




Новая статья на тему современной фотографической жизни:
https://sites.google.com/site/mikheevgennady/sobranie-socinenij/tom-4/mnimaa-smert-fotografii/gumus

люди, фотографы, фотография, разруха в головах, размышления, планета Земля

Previous post Next post
Up