17.11.2013г.
Это был дивный вечер... Ну просто дивный! Все же есть эта пресловутая магия «spotlight», когда даже самый условно «распоследний» участник сценического действа чувствует себя в центре внимания и изо всех сил старается не ударить в грязь лицом, ибо знает, что его будут рассматривать сотни внимательных и особенно придирчивых глаз. Наш кордебалет сменил свои местами суровые и индиффирентные выражения на чуткие и сообразные либретто, а солисты небольших партий усердно и душевно демонстрировали тотальную вовлеченность в спектакль в меру собственного таланта.
В общем, все исполнители пытались показать, как говаривал славный Никита Сергеевич, что и мы тут не мух ноздрями бьем)). Правда, глядя на г-жу Шевченко в двойке Виллис, мне сильно подумалось, что временами таки бьем. Ее шатания под конец приобрели прямо таки угрожающие размеры. Я понимаю, что свалиться с арабеска в пяти метрах от самой Захаровой - в этом, черт побери, есть даже некий шарм! Но прошу пардону, когда зрителю кажется, что ишшо чуть-чуть, и балерина будет хвататься зубами за воздух в попытке устоять - это есть очень не гуд.
Иван Бойко, Юлия Москаленко
По моим ощущениям, Иван Бойко и Юлия Москаленко на крестьянское па-де-де вышли так, как восходящая звезда на прослушивание с маститым продюсером - внутренняя нервозность успешно прикрывалась белозубой голливудской улыбкой и бесхитростной уверенностью «а все таки можем!». И ведь могут, кстати:) Прогресс Бойко мне отметить очень приятно - характерные для него подъезды к приземлениям и пресловутая «каша в ногах» практически исчезли. Да, его стопы еще не сильны, но работа проделана большая - я ведь отлично помню его в этом самом па-де-де в прошлом сезоне. Юлия Москаленко понравилась общей аккуратностью и обаянием. Конечно, не без огрехов, но впечатления остались позитивные.
Фотографии Екатерины Козаченко - Мирты у меня к сожалению не получились, а вот привиденческая начальница у нее самой получилась хорошо. Из всех ее выступлений мною виденных - это однозначно было лучшее. Хотя, признаться, я вообще считаю, что по-настоящему образных Мирт у нас сейчас в НОУ нет - мне очень рекомендовали Борисову, но увы, она в Мирте пока не выходит. Вчера г-жа Козаченко, как надежная немецкая печатная машинка, уверенно и неотвратимо постукивала по полу, а к привычной ей ехидной бесстрастности в этой партии добавила еще и истинного гнева. Когда Жизель заступается за Альберта, жестокая директриса погоста вспыхивает вполне человеческой яростью, так что на какой то момент мне показалась, что от избытка чувств г-жа Козаченко с хрустом и смаком поломает свой розмариновый веничек обо чью-нибудь непокорную голову - уж очень яркаяу нее была мимика в тот момент.
Юлия Трандасир, Ян Ваня
Нечасто встречаются артисты, умеющие быть равноубедительными как в Гансах, так и в Альбертах, так что НОУ в этом смысле с Яном Ваней очень повезло. Наш чешский легионер, наделяющий своего Альберта флером западноевропейского романтизма, в Гансах активно пытается вытравить из себя так органично присущее ему nobility - и вчера это было не без успеха. Он еще больше укрупнил рисунок танца, придал резкости жестам, емкости и агрессивности общему пластическому звучанию.
За счет психофизики и козырной фактуры, этот Ганс возвышался над всеми героями спектакля как нечто неминуемое и неизбежное, и при этом весьма и весьма конкретное, как сам безжалостный быт - в противовес поэзии. Отчего то мне при этом вспомнился незабвенный Владимир Владимирович с его: «Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима». Вот так и дровосек Яна Вани - с чувствительностью водопровода, всей своей великорослой натурой он прорывал сценическое пространство и активно пытался вклиниться между двумя влюбленными и возвышенными душами. Его мне стало жальче всех других наших Гансов: ну как ты объяснишь простодушному и честному чуваку, что он - водопровод?!
Светлана Захарова, Сергей Полунин
В который раз я убеждаюсь, что верить стоит лишь своим личным впечатлениям. Балетные видеозаписи я не очень люблю, да и специально не хотела ничего смотреть перед предвкушаемым живым спектаклем. Так что чисто из интереса только чуток порыскала на форумах и блогах зрительские отзывы о Захаровой и Полунине. В итоге, начитавшись всякого разного, я более всего ожидала от г-жи Захаровой такую себе непревзойденную балетную L’Imperatrice, которая будет обдавать холодом безупречной академической отстраненности. Ту, которая не делится щедро чувствами со зрителем, а держит их под замком и упаковывает в золотой ларчик безукоризненных и бесстрастных пластических совершенств. Зато от Сергея Полунина, судя по рецензиям, следовало ждать совсем обратного - потрясающей естественности, неподдельной органики вживления в образ и яркого темперамента. Настроившись таким образом, Ваша покорная слуга в целом предполагала увидеть контрастный и сногсшибательный дуэт в духе «они сошлись - волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Но оказалось, что век живи, век учись - дураком помрешь, а чужие отзывы читай - но на себя не примеряй:) Светлану Захарову и Сергея Полунина я вчера увидела совершенными. И при этом совершенно другими)).
Вообще то, в первые минут пять появления на сцене г-жи Захаровой, все мое внимание было приковано к ее стопе. Для меня это было нечто фантастическое - таких волшебных стоп у балерин я не видела никогда. Я вдруг почувствовала себя человеком, пережившим неурожай 1947 года, вдруг увидевшим душистый каравай - хотелось если не укусить этот аппетитный изгиб, так хоть пощупать:) Пожалуй, мне бы стоило вдохновиться и написать «Оду Захаровской стопе»)) Физика и природа г-жи Захаровой - ну просто сказочно идеальна! One in a million! Волшебные руки, которыми она пользуется, как Орфей лирой, ноги - эти ну просто уходят куда-то в бесконечность.
Оказалось, что взмах ногой - это ведь может быть так же невесомо и эфирно, как взмах ресницами. Кстати, очень интересно выглядела диагональ рондов в ее исполнении - я так и не поняла, это просто другая техника исполнения данного элемента или результат ее уникальной физики. В отличие от наших балерин, который чеканят и фиксируют эти подскоки, г-жа Захарова выполняя их как то эластично гнулась, подобно Русалочке, при этом не очень продвигаясь вперед. Мне очень интересно было это наблюдать)) Но гораздо интереснее ее природных и технических совершенств была ее интерпретация Жизели - неожиданно и удивительно теплая, «камерная», какая-то близкая и простая. Не забредшая из соседнего балета Сильфида, не уверенная в собственных красотах примадонна, а действительно прожитой образ. Такой - идеально акварельно-растушеванный, как картины Уильяма Тернера.
И отдельная большая зрительская радость - это когда на сцене сложился ансамбль ведущих исполнителей, когда их профессиональная партнерская отзывчивость переходит уже на другой уровень - уровень высокого сотворчества. Это вчера было в дуэте Светланы Захаровой и Сергея Полунина, который тоже предстал совсем не тем, каким я его ждала. Такой же мягкий, «негромкий» и минорный Альберт, далекий как от нарочито романтических, так и от более приземленных клише этого образа. В его Альберте для меня была аристократичность, но скорее от Ивана Бунина - русская осень, старинные усадьбы, глубокие и спокойные чувства с несчастливым концом, и что-то созвучное вот этому: «Тебе сердца любивших скажут: «В преданьях сладостных живи!», и внукам, правнукам покажут сию Грамматику Любви».
Именно такой Альберт мог вполне серьезно собираться жениться на Жизели, и только повинуясь минутной слабости и такой нежеланной ему «публичности», в попытке уклониться и не декларировать при всех эти сокровенные для него отношения, отказался от Жизели. Вероятно, ожидая, что кроткая, мягкая Жизель, как и он сам, на публике скорее всего стушуется, а он потом как-нибудь «все уладит». А вообще, в г-не Полунине меня поразило сочетание перфектного изящества (как природы, так и манеры исполнения) с удивительной, физически ощутимой мощью. Пружинящие антраша были такими, что казалось, он может их делать вечно, а с природным баллоном помогли воздушные феи, не иначе.
В общем, этот вечер вполне прогнозируемо стал par excellence! За что огромное спасибо всем действующим лицам!
P.S. Небольшая ремарка-постскриптум - вероятно, я по-другому воспринимаю балет (как человек «оперный» и очень сильно неопытный в этом деле, ходящий на балеты всего то год с небольшим), но после вчерашнего спектакля я была очень горда абсолютно за всех увиденных ранее наших киевских Жизелей. Потому что наши ведущие солистки очень достойно выглядят в моих глазах даже на фоне несравненной госпожи Захаровой. По образности, по силе эмоционального воздействия - я их ни на кого не променяю)). А артистки уровня, скажем, Филипьевой, Голяковой или Мацак - сделали бы честь любой маститой труппе. Так что хочу высказать еще раз свое восхищение и уважение Светлане Захаровой, Сергею Полунину и всем-всем-всем артистам балета со всех континентов - спасибо Вам огромное за этот нелегкий и прекрасный труд!
P.P.S. А вот так выглядело вручение цветов (интересно, на чем потом увозят такой объем?))):