Все разговоры хомячков рано или поздно сводятся к Андрею Тарковскому. Его фильмы стали мерилом «умного» кино и даже интеллектуального уровня собеседника. Существует даже негласное правило: о Тарковском либо хорошо, либо никак. Или каком но без фанатизма.
А можно ли не любить или не смотреть его картины(!) и при этом оставаться киноманом и эстетом в глазах окружающих? И почему вообще кино Тарковского получило сакральный статус?
Гений или пустышка? - вот извечний вопрос шо волнует каждого хомячка.
Фильм, как и любое другое произведение искусства, всегда проходит через наше субъективное восприятие. Поэтому не так просто разделить кино на гениальное и посредственное... или ваще отходы жизнедеятельности.
Тем не менее уникальность и выразительность киноязыка Тарковского действительно делает его Великим Режиссером. У него был свой суровый взгляд на киноискусство. Он считал, что только в кино можно запечатлеть естественный ход времени. Знаменитые длинные планы Тарковского, в которых будто бы ничего не происходит, - это то САМОЕ запечатленное время. По его мнению, талантливый кинематографист должен быть прежде всего наблюдателем, умеющим поймать и законсервировать момент...ВПРОК... на чёрный день.
Тарковский искусно работал с актерами. Именно в его картинах раскрылись все грани таланта Александра Кайдановского и Анатолия Солоницына. Удивительные роли у режиссера сыграли Алиса Фрейндлих, Юрий Никулин, Маргарита Терехова и другие звезды советского кино.
Тарковский невероятно чувствовал изображение. Стоит один раз посмотреть «Зеркало», чтобы больше никогда не забывать потрясающие кадры оттуда. Обнять телевизор и плакать...
Как вообще отличить выдающегося режиссера от посредственного? Хомячку этого не понять... можно только гонять понты... понять - ни, ни!
В конце концов, Тарковский - один из самых известных и признанных советских режиссеров. За «Иваново детство» он получил «Золотого льва» в Венеции. Трижды фильмы Тарковского номинировались на «Пальмовую ветвь» в Каннах. В мировом кино можно найти сотни оммажей его творчеству: в частности, в картинах Иньяритту и Триера.
Но значит ли все это, что Тарковского должен любить каждый уважающий себя киноман?
Да! Это норма...
Совершенно нормально не любить, не смотреть и не понимать фильмы Андрея Тарковского. Просмотр любой картины - это диалог зрителя и автора. Этот диалог может прийтись по душе, а может оказаться для вас скучным и нудным... Не каждый интересный и глубокий человек становится вашим другом, не каждое гениальное кино должно вызывать у вас восторг.
Именно поэтому смотреть Тарковского ради галочки - так себе идея. Его кино требует определенного настроя и вдумчивого просмотра. Нормально, что мы располагаем этим ресурсом не каждый вечер. В противном случае вы потратите 3 часа жизни, уснете где-то на середине и не получите ярких впечатлений. Да, появится номинальное право рассуждать о гениальности «Сталкера» и «Зеркала». Но зачем? Ведь само кино пройдет мимо вас, и никакого диалога не состоится.
Сознательная нелюбовь к фильмам Тарковского, если вы понимаете, что именно вам в них не нравится и почему, скорее будет характеризовать вас как внимательного и вдумчивого зрителя... хотя и суку в душе. Ведь любить «Солярис» или «Андрея Рублева» по умолчанию может каждый... а не любить не каждый рискнет!
Как смотреть «умное» кино?
При просмотре классики кино возникает еще одна проблема. Все говорят, что Тарковский гениален. И тогда начинается внутреннее программирование себя: «Сейчас я буду смотреть великое кино. Оно должно мне понравиться, я же умный и тонко чувствующий человек». Но, как мы выяснили, даже гениальное кино может попросту оказаться не вашим. Почитайте, что Тарковский писал о великих фильмах своих коллег. Маэстро, сцуко, не стеснялся в выражениях... и мазал говном не покладая сил...
Как бы парадоксально это ни звучало, но лучше смотреть подобную классику с пустой головой... ваще... да. Так, чтобы авторитет фильма никак на вас не давил. Это вовсе не значит, что в книгах по истории и теории кино нет смысла. Информация, которую вы почерпнете из них, поможет вам настроиться на просмотр. Но постарайтесь забыть все перед фильмом и просто позволить ему поговорить с вами о чем-то важном. Без излишнего поиска глубинных смыслов и гениальности в каждом кадре. (помним черную кошку в тёмной комнате? Если её там нет...) И только тогда фильмы Тарковского покажутся не такими тяжеловесными. В конце концов, именно на такой непредвзятый диалог со зрителем, скорее всего, и рассчитывал сам режиссер.
На этом ФСЁ. Пойду собирать камни.