Своим многолетним правлением Иван Данилович Калита заложил прочный фундамент московской державы. То, что в руках Калиты были немалые средства, известно всем, даже его прозвище означает «кошель» или «денежный мешок». Однако, где московский князь находил эти деньги сегодня никто не может ответить точно. Возможно, от потока ордынской дани он отводил ручеек в свою казну. Кроме того, он активно выжимал подати из Новгорода и других подчиненных Великому князю городов, а его подданные начали освоение богатого пушниной севера. Активно Москва участвовала в торговле хлебом и медовухой, которую варили на княжеских варницах, что тоже давало определенный доход. Полученное таким образом серебро князь тратил на усиление своей вотчины. Калита активно покупал новые села и городки, вел широкое строительство, щедро одаривал своих сподвижников, привлекая к себе на службу лучших специалистов страны. Именно в княжение Ивана Калиты в Москве была построена мощная дубовая крепость - Кремль и несколько соборов.
Но был и еще один внутренний резерв, который Иван Калита умело задействовал для усиления государства. Он жестко и эффективно навел порядок в своих владениях, уничтожив разбойников, - «избавил Русскую землю от татей», по словам летописца. Теперь никто не препятствовал купцам, а, значит города начинали активно торговать и богатеть.
При этом князь действовал не только мечом, но и пером. Он юридически изменил многие нормы, касавшиеся судопроизводства. Да, понимаю удивление читателей, привыкших к басням про дикое средневековье, но средневековая Русь была правовым государством! Проблема в том, что до времени Калиты феодалы имели право судить по всем без исключения уголовным делам в пределах своих вотчин. Однако далеко не все бояре или монастыри имели силы привести в исполнение приговоры или, к примеру, расправиться со скрывающейся в лесах разбойничьей бандой. Чтоб исправить ситуацию, Иван Калита передал наиболее серьезные уголовные дела из ведения вотчинников в ведение князя. Ну, а княжеская администрация имела все возможности навести порядок. Чтобы понять, какие именно дела, Калита отнес к серьезным, можно процитировать его грамоту к новгородскому Юрьеву монастырю. Согласно ей, монастырские люди из Волока должны были судиться у своих монастырских властей по всем делам «опроче татьбы, и разбоя, и душегубства»... То есть, говоря современным языком, судить по статьям за грабеж, разбой и убийство мог только князь или его представитель. Естественно, что этот суд был гораздо более справедливый, так как обвиненные не могли ни подкупить судей, ни поспорить с ними с оружием в руках.
Ну а если очистить страну от бандитов, пресечь анархию, придавить своеволие местных начальников да еще не скупясь вкладывать средства в экономику, то любая страна оживет. Так что нечего удивляться развитию Москвы. Отличный хозяйственник Калита сделал все, чтобы вывести людей из многолетнего кризиса и дать возможность стране ожить.
Но самая большая заслуга этого князя в том, что он сумел наладить отношения с Ордой, и за все время его правления ни разу ордынцы не напали на его княжество. Естественно, в такой мирный уголок тянулись люди из соседних земель. «Перестали поганые воевать русскую землю, - отметил летописец, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».
Соседние княжества он стремился подчинить своей воле, но при этом всегда был готов к компромиссу и, как правило, не доводил дело до братоубийственных войн. Но свою линию гнул неуклонно. Его замысел был прост: всеми возможными мерами усилить Москву, чтобы она стала единственным центром, вокруг которого впоследствии можно было бы собрать всю Русь.
Недаром Калита стал использовать титул Господарь вся Руси, хотя пока еще под его рукой была не то что вся Русь, но даже не половина русских земель. По сути это была прямая декларация намерений московских князей не останавливаться на достигнутом. Сам Иван Данилович использовал этот титул лишь внутри страны, не рискуя так подписываться во внешнеполитических отношениях, потому как понимал, что рано еще бросать такой вызов всем соседям-конкурентам. Однако своих он приучал к тому, что московский князь - это правитель всей Руси . Умный и осторожный, но в то же время упорный и целеустремленный прагматик, Иван Даниилович шаг за шагом приближал свой замысел к реальности, хотя и понимал, что плодов своих трудов он при жизни не увидит.
Сказать, что в результате правления Ивана Калиты Москва выбилась в абсолютные лидеры нельзя, но доставшиеся от предшественников позиции Иван Даниилович укрепил и расширил. К концу его жизни Московское княжество вошло в число сильнейших на Северо-востоке Руси . Что же касается его покорности Орде, в чем его любят упрекнуть многие публицисты, то был ли в то время другой вариант поведения? Не было! Так зачем тогда обвинять князя?
Он был прагматиком и действовал так, как было оптимально в тех условиях. Например, добившись права собирать ордынскую дань, московский князь получил в свои руки серьезный ресурс, и не только экономический, но и политический. Ведь теперь он мог от имени хана наказать своих противников рублем, а кого наказывать, а кого миловать, он принимал решение сам. Естественно, он этим воспользовался. А кто бы отказался?
Более ранние части смотрите по тэгу "
Древняя Русь"