Более ранние части смотрите по тэгу "
Древняя Русь"
Едва был погребен Андрей Боголюбский, как встал вопрос о его наследниках. Всего у князя было три сына, но двое старших уже погибли - один в сражении с булгарами, второй - от болезни. Третий сын, Юрий, княжил в Новгороде - казалось, ему и принимать Великое княжение. Однако все было не так просто. Новгородскому князю было чуть больше десяти лет, и престол он занял исключительно по воле отца, бояре которого и правили на самом деле. Конечно, в средневековье взрослели рано, тем более, княжеские дети, но все же было понятно, что Юре нужно подрасти еще лет пять-десять, прежде чем принимать управление. Жителям же Владимира требовался полноценный князь - то есть опытный политик, хороший полководец, да еще желательно с собственной дружиной. Причины таких требований к кандидату были весомые: бояре и купцы Ростова и Суздаля желали вернуть себе полноту власти и «опустить» Владимир, который стал опасным конкурентом этим древним городам. Владимирцы, привыкшие при Андрее Боголюбском к столичному статусу, уступать не собирались. В итоге Владимиро-Суздальское княжество разделилось. Жители Владимира призвали на княжение Михаила Юрьевича - брата покойного князя Андрея, правившего в Торческе и Киеве, а ростовчане и суздальцы пригласили племянников Андрея - Ярополка и Мстислава Ростиславичей. Двум медведям в одной берлоге не ужиться. Тем более, не смогли ужиться три князя. Практически сразу же братья Ростиславичи начали поход против своего дяди Михаила. Сказать, что они очень уж хотели воевать, нельзя. Но зато очень хотели войны их новые подданные. Ростовские да суздальские бояре так судили: «Мол, зачем князей приглашали-то? Чтобы вели народ в поход. А раз так, то будьте добры начинать войну, а то, знаете, князей на Руси много. Можно и других на трон пригласить…» Цели этой войны, по мнению знатных горожан, были экономические - себе добра награбить да конкурентов потрепать.
Вообще же у суздальцев и ростовчан была стойкая неприязнь к Владимиру.
«Города считались тогда между собою в летах, как роды дворянские в поколениях: Ростовчане славились древностию; именовали Владимир пригородом, его жителей своими каменщиками, слугами, недостойными иметь Князя, и хотели дать им Посадника. Владимирцы, напротив того, утверждали, что их город, основанный Владимиром Великим, имеет право на знаменитость», - пишет Карамзин об этих событиях.
Хотеть войны были причины и у княжеской дружины - она же жила за счет военных трофеев. В общем, под знаменами Ростиславичей к Владимиру явились ростовчане, рязанцы, муромцы, суздальцы. Семь недель длилась осада города. Наконец, закончились припасы и осажденные были вынуждены подойти к своему князю Михаилу с серьезным разговором. Суть его сводилась к следующему: город больше сопротивляться не может, поэтому князь должен или заключить мир, или покинуть Владимир. «Ну что же, не погибать же вам всем из-за меня», - сказал Михаил и с дружиной покинул город. После этого знатные горожане начали переговоры с осаждавшими. На удивление всем они сумели выторговать себе весьма льготные условия. Ярополк Ростиславич становился владимирским князем, но за это он должен был защитить владимирцев от нападок со стороны Ростова и Суздаля.
В итоге Ярополк правил во Владимире, а Мстислав в Ростове. Вопрос, какой же город главнее, остался открытым. Вскоре новые князья стали вызывать раздражение у подданных. Во-первых, они оказались слабыми правителями и во всем шли на поводу у бояр. Во-вторых, князья оказались еще и чересчур жадными. Вместо того, чтобы заботиться о благе своей земли, они начали стремительно обогащаться. Например, первое, что сделал Ярополк во Владимире, - забрал себе церковную казну. Не лучше вели себя и пришедшие с князьями дружинники. В общем, «отроки, пришедшие с ними из южной России, сделались посадниками, отягощали граждан судебными налогами; думали о корысти гораздо более, нежели о расправе. Князья зависели от бояр и во всем исполняли их волю; а бояре, наживаясь сами, советовали и Князьям обогащаться», - читаем мы у Карамзина. Не правда ли, очень знакомое положение дел?
В конце концов, терпение владимирцев лопнуло, и они снова тайно послали за Михаилом.
Михаил и пришедший из Новгорода Юрий, сын Боголюбского, сделали своей ставкой Москву, где исподволь собирали армию. Тут их в 1175 году и нашли послы из Владимира. Поняв, что его время пришло, Михаил двинулся отвоевывать свое княжество. Он легко изгнал из столицы Ярослава, а вскоре жители Суздаля сами изгнали Мстислава Ростиславича и попросились под руку Михаила Юрьевича. Так снова в единое государство было объединено княжество Андрея Боголюбского.
Своей справедливостью Михаил заслужил общую любовь, но правил недолго. В 1176 году он скончался, передав власть над Северо-востоком Руси своему брату Всеволоду. На юге же шла непрекращающаяся война между князьями за обладанием Киевом. Словно в калейдоскопе сменялись в древнем городе правители. За три года на киевском троне побывали: Всеволод Юрьевич, Рюрик Ростиславич, Ярослав Изяславич, Святослав Всеволодович, Ярослав Изяславич, Роман Ростиславич и снова Святослав Всеволодович. Практически каждая смена власти сопровождалась большой или не очень войной, со всеми вытекающими последствиями. Добавим сюда ещё регулярные набеги кочевников. В общем, все эти рукотворные катаклизмы очень не способствовали не то что процветанию, а даже просто нормальной жизни на юге Руси. Древние Киевское и Переяславское княжества медленно, но уверенно превращались в выжженную землю. Зато усиливались Владимирское княжество на Северо-востоке, Галицкое на западе, Новгородское на севере. Естественно, что экономический, культурный, политический центр Руси начал смещаться с берегов Днепра. Вопрос был лишь в одном: какое княжество усилится настолько, чтобы объединить всю Русь. Богатевшие на торговле с Европой новгородцы могли стать решающей силой, однако они больше были заняты освоением северных земель, чем борьбой за главенство на Руси. Тем более, что истинными правителями новгородской земли были бояре, а не приглашаемые на службу князья. Бояре же стремились к увеличению личных доходов, а не к славе и власти.
К концу 12-го века Русь состояла из Владимиро-Суздальского, Новгородского, Черниговского, Смоленского, Полоцкого, Турово-Пинского, Волынского, Галицкого, Киевского и Переяславского княжеств. Внутри этих крупных княжеств были еще и удельные княжества, чьи князья были родственниками и вассалами более сильных князей. Например, внутри черниговского княжества было Новгород-Северское княжество, а внутри Полоцкого - Минское и Городецкое. То есть были отдельные Курское, Путивльское, Новгород-Северское княжества, чьи правители имели собственные дружины и вели свою политику, но все эти три княжества входили в Черниговское, а их князья формально подчинялись князю Черниговскому.
В силу объективных причин на роль новой столицы могли претендовать такие города как Владимир-на-Клязьме, Смоленск, Владимир-Волынский и Галич.