Есть такое место в Эльзасе, деревня Пфаффеноффен (Pfaffenhoffen), в которой главной местной достопримечательностью является старинная синагога 18 века. Когда я это обнаружила, то поняла, что такое место нельзя не посетить.
Эта синагога является одной из немногих сохранившихся синагог, построенных в Эльзасе в конце 18 века. Не так много синагог осталось от очень древней и сплоченной еврейской общины Эльзаса.
Пфаффеноффен не является известным туристическим местом. Есть в Эльзасе места гораздо более известные. Но как я понимаю, это место весьма характерно для еврейского проживания в Эльзасе. Там не было чисто еврейских местечек, а были деревни (
коммуна, как принято называть такие населенные пункты во Франции), где население было смешанное.
Пфаффеноффен - находится в регионе Бас-Рейн в Эльзасе, Франция, и не надо его путать с городами подобного названия в Германии или Австрии. Наш Пфаффеноффен расположен недалеко от
Хагенау.
Пфаффеноффен - весьма древнее место, оно упоминается впервые в 773 году.
В эпоху Возрождения Пфаффенхофен был процветающим рынком и центром торговли шерстью. Город был штаб-квартирой Шепарда Брутруа, который монополизировал торговлю шерстью в Нижнем Эльзасе.
Город пострадал в результате Войны за испанское наследство, во время Французской революции и во время Второй мировой войны.
Многие старые дома исчезли, но несколько старинных зданий еще можно увидеть.
Тут можно встретить фахверковые домики еще ждущие своего ремонта.
На указателе сверху две главные достопримечательности города, синагога и
Музей популярных изображении (Das Musée de l’image populaire de Pfaffenhoffen). Синагога является частью музея и ключи от нее можно получить там. Да-да, вам дадут ключи, если попросите, и вы сами будете гулять по синагоге.
Еврейская община в Пфаффеноффене.
Энтузиасты, собирающие свидетельства еврейской жизни в Эльзасе с сайта
http://judaisme.sdv.fr приводят хронологию жизни евреев этих мест. Свидетельства собранные в разных документальных источниках.
1322 Первые еврейские поселения в округе Хагенау - Лихтенберг в Буксвилле и Нойвилле.
1594 Документальные свидетельства, проживания евреев в Пфаффенхоффене.
1618 В Пфаффеноффене проживал Моисей Джуд Экстайнер, известный врач.
1628 Во время беспорядков Тридцатилетней войны Джуде Самуэлю было разрешено проживать в Пфаффенхоффе.
1634-1673 Еврейские семьи продолжают селиться в Пфаффеноффене после разрушений и
последствий войны.
1678 Пастор Самуэль Хоппенсак поддержал антисемитское движение, которое протестует против наглости евреев, желающих отпраздновать свой новый год.
1679 Граф Хагенау-Лихтенберг выступал за проживание евреев в городе.
1683 Первая синагога была построена на улице Сенжурс при поддержке Иакова Вейла из Вестхоффена.
1702 В Пфаффеноффене живут 3 семьи (Ловель, Моисей и Барух). Налоги, наложенные на евреев региона (Юден-Шрмергельд), были выплачены Либманом Вейлем из Вестхоффена (Юденвортер) и Элиасом, президентом еврейского сообщества Буксвиллера. Налог
выплачивался четыре раза в год, на Пасху, Сент-Джон, Сент-Майкл и Рождество.
1706 5 еврейских семей оплатили налоговые сборы.
1723 10 еврейских семей оплатили налоговые сборы.
1732-1735 Евреи не желали размещать солдат королевской армии. Они освобождались от этой обязанности в соответствии с еврейским законом, "запрещающим подавать блюда
христианам, и даже готовить с ними на одном огне". Евреи оплатили расходы, связанных с перемещением солдат.
1751 15 еврейских семей перечислены в деревне.
1781 Было зарегистрировано 74 еврея.
1784 17 еврейских семей или 84 человека (7 торговцев крупным рогатым скотом или лошадьми); у 9 семей был свой дом; еврейское кладбище было в Эттендорфе.
1791 Была построена синагога. Она располагалась в здании, которое ничем не отличалось от соседних домов. Надпись на каменном фронтоне указывает на 1791 год. Это была синагога, а также общинный центр, школа, место размещения приезжих, пекарня и
микве.
1807 Зарегистрирован 131 еврей.
1808 137 зарегистрированных евреев (принятые имена: Блюм, Эйзенман, Гюмблер, Хааршер, Герман, Клейн, Либолд, Майер, Май, Сихель, Штраус, Шнеберг, Спригель)
1825 Якоб Лазард является судьей; он получил 200 F в 1831 году.
1851 Саймон Вейль, родившийся в 1783 году, исполняет обязанности судьи.
1875 90 евреев в Пфаффенхоффе.
1884 Майер исполняет обязанности судьи до 1911 года.
1905 132 евреев в Пфаффенхоффе. Леви исполняет обязанности раввина и резника.
1910 148 евреев в Пфаффенхоффе.
1936 69 евреев в Пфаффенхоффе.
Те, кто не смог покинуть деревню в последующие годы после начала Второй мировой войны, были депортированы. Одиннадцать из них были убиты.
1952 В коммуне осталось всего 34 еврея
1956 20 евреев жило в Пфаффенхоффе.
2000 Синагога восстановлена и превращена в музей.
Как я уже писала, это не была чисто еврейская деревня.
Таблица этнического состава населения Пфаффенхоффена с 1760 по 1950 (
википедия).
В синагоге представлены свидетельства жизни в деревне (коммуне).
Алфавитный список евреев Пфаффенхоффена 1808г. (фрагмент)
Бизнесы и еврейские дома в 1940г.
О жизни еврейской общины в нач. 20в. рассказывают фотографии.
Marx Haarscher и его семья перед их магазином.
Номерами помечены еврейские бизнесы.
"Кафе-зал на первом этаже ресторана "A la haute montee "
Кафе, которое посещали евреи. Их можно узнать по шляпам и каскеткам".
Если у кого-то есть лучший перевод с французского, буду очень рада.
Большинство еврейских общин исчезло, многие синагоги потеряли свою религиозную функцию и превратились в дома, гаражи и театры. В Пфаффенхоффене находится одна из двух сохранившихся синагог в этом районе, другая, построенная в 1787 году, находится в Мутциге.
Теперь поговорим о синагоге в Пфаффеноффен.
Первая синагога в Пфаффеноффен была построена в 1683 году. В 18в. (?) она была разрушена, и в 1791 году было построено новое здание, которое сохранилось до наших дней. Считается, что эта синагога является прекрасным примером архитектуры эльзасской сельской синагоги.
Здание выглядит просто и не отличается от соседних домов. Кроме синагоги здесь также находились микве, кашерная пекарня, в которой пекли мацу на Песах, школа, общественный центр и приют для нуждающихся.
В узком здании в углу и находится синагога. Надо подняться по ступенькам вглубь.
Вход в синагогу. Лучше не получилось сфотографировать, настолько там узко.
Над дверью есть дата на иврите (5) 551 и дата гражданского года 1791.
На первом этаже находится большая комната, которая играла роль еврейской школы (хедер) и общественного центра. Также есть лестница, которая ведет в подвал, где находилась микве. Здесь же был приют для нуждающихся и пекарня.
При входе в коридор вас встречает колонна из синагоги в Вингерсайме, 1875г.
В коридоре также находится раковина для ритуального омовения рук, датируемая 5505 годом еврейского календаря (т.е. от 1744 до 1745 по григорианскому календарю).
Сейчас сами видите, что находится в раковине сейчас.
На втором этаже находилась собственно синагога, которая разделена на два неравных пространства, большее предназначалось для мужчин, меньшее - для женщин. Две части разделены низкой стеной, заканчивающейся деревянной решеткой.
Синагога ориентирована на Восток.
Синагогальный ковчег.
Основания колонн выдвинуты и заполнены с шипами, чтобы на них прикреплять свечи.
Сверху синагогальный ковчег украшают два льва, которые несут корону Торы. По обе стороны от этого написан текст на иврите: справа "Господь всегда передо мной" и слева "Знай, перед кем ты стоишь".
На стенах висят занавесы для синагогального ковчега (парохет - פרוכת). Это пожертвования от разных членов общины. Их тут целая коллекция. Я очень частично перевела. Я думаю, что местные дамы сами вышивали.
На всех занавесах сверху буквы כ ת сокращение от כתר תורה, что значит корона Торы.
Пожертвовал Элиакум Бар Моше Барг и его жены Ципоры Бат Шрага. (1895-1896)
1861-1862
Пожертвовала Хевра Кадиша, 1888г.
Бима. Пожертвование 1947г.
Работа по сохранению этой синагоги была начата в 1996 году. Как национальный исторический памятник, синагога была открыта для публики в 2000 году. Теперь это музей эльзасской еврейской жизни.
В
Музее популярных изображении (Das Musée de l’image populaire de Pfaffenhoffen) можно увидеть отдельные сохранившиеся еврейские артефакты.
Ханукия, кон. 19в. (?)
Табличка "Мизрах" (восток), кон. 19в. (?)
Такие таблички в еврейских домах вешались на восточную стену, чтобы указывать направление молитвы.
Доска для нарезания хлеба с благословением.
Брачный договор (ктуба)
Табличка "Мизрах", 20в. (?)
Табличка "Мизрах", 20в. (?)
Это лента, полоса ткани с вышивкой называется в Эльзасе маппа (Mappa), в Германии вымпел Торы (Torawimpel). Я увидела эти тканевые полосы впервые в еврейских музеях Эльзаса и Германии, а также в Нью-Йорке. В Израиле я такого не встречала, вот и заинтересовалась.
Оказалось, что изготовление таких полос - традиция ашкеназских общин Эльзаса, некоторых общин Германии и Центральной Европы.
Что такое маппа-вымпел?
Во время обрезания (Брит-Мила) ребенок находится на подгузнике-пеленке. После проведения обряда пеленку стирали и разрезали на четыре части одинаковой ширины. Их сшивали, чтобы получить длинную полосу ткани. Размеры полосы от 12 до 20 см в ширину и от 2 до 3 м в длину.
Неизвестно, откуда происходит эта традиция, но она хорошо известна с середины 16 века. В 17 веке она распространилась в бассейне Рейна и в Центральной Европе, также достигла Северной Италии и Дании. В Германии и Эльзасе традиция несколько отличается.
Текст, записанный на полосах, практически не изменился за последние четыре столетия: это традиционные благословения написанные на иврите. Кроме того имя ребенка, имя его отца, при необходимости прозвище или имя семьи, все на иврите, и дата рождения ребенка по еврейскому календарю. Полосы вышиты или разрисованы, как правило, матерью или бабушкой мальчика. Часто маппа украшена множеством декоративных элементов, которые сами по себе очень ценны, особенно благодаря тому, что это иллюстрации к жизни евреев в разное время: одежда, некоторые обычаи...
Когда ребенку исполнялось 3 года, маппа передавались в синагогу как дар ребенка.
Маппа служит лентой для обертывания двух частей свитка Торы. Вот
тут понятно, как обертывают свиток.
В Эльзасе ленты было принято богато украшать. На самых старых надписи и декоративные мотивы были вышиты по рисунку, сделанному заранее коричневыми чернилами, вероятно, писцом или раввином. Они повторяли традицию, принятую в рукописях средневековья: трансформировали определенные буквы, концы которых превращались в животных или в цветы. Затем ткань переходила в руки женщин семьи ребенка: матери, бабушки или тети, которые вышивали ее.
Самыми многочисленными декоративными мотивами являются простые орнаменты, принимающие форму цветов, веток, птиц, змей ... В начале 18 века в тексте появляется астрологический знак ребенка.
Особенностью Эльзаса является наличие с 1830 году патриотических мотивов, будь то синий, белый и красный цвет текста, частое появление французского флага или даже представление сцен борьбы между прусскими и французскими солдатами. Эти символы присутствуют особенно после 1870 года и присоединения Эльзаса к Германской империи. Они демонстрируют привязанность эльзасских евреев к Франции.
Есть вероятность, что этот обычай сохраняется в Израиле в отдельных синагогах выходцев из Германии и Франции.
Музей популярных изображении (Das Musée de l’image populaire de Pfaffenhoffen) на карте Синагога на карте Часы работы:
Понедельник - закрыто
Вторник- закрыто
Среда с 14:00 до 18:00
Четверг с 14:00 до 18:00
Пятница с 14:00 до 18:00
Суббота с 14:00 до 18:00
Воскресенье с 14:00 до 18:00
Часы работы могут меняться - проверяйте заранее.
Инфа:
http://judaisme.sdv.fr/synagog/basrhin/g-p/pfaffenh.htmhttps://www.wmf.org/project/pfaffenhofen-synagoguehttp://judaisme.sdv.fr/synagog/index.htmhttp://judaisme.sdv.fr/traditio/mapa.htmhttp://judaisme.sdv.fr/traditio/naissanc/naissanc.htmhttps://en.wikipedia.org/wiki/Wimpelhttp://www.daat.ac.il/encyclopedia/value.asp?id1=3144http://jpress.org.il/Olive/APA/NLI_Heb/SharedView.Article.aspx?parm=XIr1Q5hSa%2BAQIb8V7QKjUj%2FMweqhb8up9fsoWSE%2FU%2BrbKwr%2FFQEP3d61%2Fg0E0SLQYw%3D%3D&mode=image&href=DAV%2f1978%2f06%2f09&page=26&rtl=true This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2309731.html.