Люди и свитки.

Sep 30, 2018 10:57



Я решила написать о Кумранских свитках к празднику Симхат Тора, потому что это самые древние рукописи на иврите, включающие в себя ТаНаХ. Находка этих свитков считается одним из важнейших открытий не только в истории в Эрец-Исраэль, но и всего человечества. У этих свитков есть огромное историческое и религиозное значение.
Как раз сейчас в Музее Израиля, где хранятся свитки, проходит небольшая выставка, которая называется "Лица за свитками" (הפנים שמאחורי המגילות), рассказывающая о людях, которые нашли свитки, первыми оценили их значение и первыми исследовали эти свитки.



Открытие этих свитков вызвало неоднозначную реакцию у ученых и археологов, занимавшихся такого рода вещами. Еще не была забыта история подделок древностей Мозесом Шапира. Он до сих пор считается одним из крупнейших фальсификаторов археологических артефактов. Считается, что М.Шапира в 1883г. предлагал продать древние свитки, которые были найдены в пещерах в районе Мертвого моря.
К сожалению эти рукописи Шапира исчезли и сейчас невозможно сравнить их со Свитками Мертвого моря, которые были найдены в Кумране через 64 года после рукописей Шапира. Может быть это было большой ошибкой и потерей для археологии? Есть мнение, что не все проданные им вещи были подделки.



Вот так выглядят места, где находятся пещеры в районе Кумрана, древнего поселения. Цветные точечки - это туристы.
Пустыня вокруг отличается прекрасными климатическими условиями для хранения свитков, да и других органических материалов тоже. Благодаря этому уникальному климату в Иудейской пустыне было сделано множество удивительных находок, и самая знаменитая из них, конечно же, свитки Мёртвого моря.

Свитки Мертвого моря, которые также называются Кумранскими свитками, были найдены в Кумранских пещерах, а также и в других пещерах в районе Мертвого моря, в пещерах Иудейской пустыни и на Масаде в 1947-1956гг.
Свитки Мёртвого моря датируются между III в. до н.э (середина Периода Второго Храма) и I в. н.э., (разрушения Второго Храма в 70 г).
В одиннадцати Кумранских пещерах между 1947 и 1956 годами в было найдено множество свитков. В основном это небольшие фрагменты книг Танаха.
Большая часть свитков написана на иврите, около15% - на арамейском языке и встречаются фрагменты греческих переводов танахических текстов.
Большая часть свитков написана на пергаменте (коже кашерного животного), меньшая часть на папирусе.



Почти так выглядел вид на этот район Мертвого моря и во времена написания свитков... Ну только море было существенно ближе к горам. Я думаю, что все что мы видим на плоскости покрытое растительностью, было покрыто водой в те времена.



Это одна из пещер (№4), в которых были найдена часть манускриптов.



До кумранских находок анализ танахического текста был основан на средневековых манускриптах. Кумранские тексты значительно расширили наши познания о тексте Танаха периода Второго Храма.



Так выглядит вид от древнего Кумрана сейчас, если посмотреть в другом направлении, то сразу видна современность.



Здесь было поселение Кумран. Предположительно, здесь жили те, кто написал кумранские рукописи. Так это выглядело во время раскопок поселения Кумран. 50е годы 20в.



Так сейчас выглядит Национальный парк Кумран.



Часть свитков находились вот в таких сосудах.



На фото бедуинские пастухи Джума и Мухаммед эд-Диб (слева), обнаружившие первые свитки Мертвого моря. Халиль Искандер Шахин (Кандо) (справа), торговец древностями из Вифлеема.
Фото: Джон Треверr

Первые манускрипты нашел бедуинский пастух, который искал в горах пропавшую козу. Более подробно о пещерах, где были найдены ситки, можно прочитать тут.
Через какое-то время он и его товарищи принесли находки в Вифлеем к местному сапожнику Халилю Искандеру Шахину по кличке Кандо, который также занимался торговлей древностями. Кандо заинтересовался свитками и послал бедуинов на поиски новых находок. К его восторгу, они вернулись с новыми рукописями - в общей сложности, в 1947 г. были найдены семь свитков. Не имея понятия об их реальной ценности, арабы продали четыре из них Кандо, а еще три его конкуренту, торговцу по имени Фейди Салахи. Кандо был членом Сирийской христианской общины, поэтому перепродал свои свитки архиепископу Афанасию Йешуе Самуилу, главе Сирийской христианской общины.



Архиепископ Афанасий Йешуа Самуил, глава Сирийской христианской общины.
В апреле 1947г. в его руки попали четыре рукописи, о которых идет речь на выставке.



Свиток "Устав общины" (מגילת סרך היחד)
100-50гг.д.н.э.



Комментарий на Книгу пророка Аввакума (מגילת פשר חבקוק)
50г.д.н.э.



Книга пророка Йешая (מגילת ישעיהו כתב-יד א),
120-100гг.д.н.э.



Свиток Апокриф к Берешит (מגילה חיצונית לבראשית), один из семи свитков, найденных в пещере №1 в Кумране в 1947г. Этот свиток был написан 25г.д.н.э. до 50г.д.н.э.

В 1948г. в Иерусалиме усилилось противостояние между арабами и евреями и Самуил, опасаясь за судьбу свитков, он передал их в Бейрут, а оттуда они попали в США. Израильское и Иорданское правительства требовало от него возвращения свитков и в 1954г. он публиковал объявление, предлагая свитки на продажу.
Эти рукописи были впоследствии приобретены тайным образом с помощью И.Ядина на деньги, пожертвованные для этой цели Д. С. Готтесманом (250.000 долларов) для израильского правительства.



Джон К. Тревер (John C. Trever 1916- 2006гг.) ученый и археолог, который участвовал в изучении свитков Мертвого моря.
Он стал первым американским ученым, который увидел фрагменты свитков Мертвого моря весной 1948 года. В то время Тревер занимался исследованиями и находился в Иерусалиме в Американской школе исследований Востока. С ним связался представитель архиепископа Афанасия Йешуа Самуила, который хотел подтвердить подлинность трех свитков, которые были приобретены у Кандо. Тревер, опытный фотограф, сфотографировал свитки в подвале школы, и немедленно отправил копии исследователю Ближнего Востока Уильяму Ф. Олбрайту, который назвал их "величайшим открытием нашего времени!"



Роланд де Во (Roland Guérin de Vaux 1903-1971) был историком и священиком, который возглавлял "Французскую школу изучения ТаНаХа и археологии".
В 1949г. он начал раскопки в районе пещер, где были найдены рукописи. С 1951 по 1956гг. было раскопано 267 пещер и найдено тысячи фрагментов свитков и древнее поселение Кумран.
Он был основоположником теории, которая связывала рукописи и археологические находки времен Второго Храма с сектой ессеев. Эта теория долгие годы поддерживалась большинством ученых, в наши дни она подвергается серьезной критике.



Игаэ́ль Яди́н (ивр. ‏יגאל ידין‏‎, урожд. Сукеник) (1917-1984 года) - второй начальник Генерального штаба Армии Обороны Израиля, выдающийся израильский археолог и политический деятель. Он был сыном известного археолога Э.Сукеника.
Объявление в «Уолл-стрит джорнал» о продаже свитков Мертвого моря, опубликованное в Соединенных Штатах, в 1954г., архиепископом Афанасием Йешуа Самуилом, привлекло внимание Игаэля Ядина. Ядин боялся, что Самуил не захочет продать свитки израильтянам, и разработал тайную операцию с помощью посредников для покупки свитков. Было даже организовано фиктивное общество "Верных свиткам" и с его помощью свитки были приобретены для Израильского правительства.
Свитки были воссоединены с тремя свитками, которые купил в 1947г. Э. Сукеник, отец И.Ядина.



Художник Джеймс Биберкраут (James Bieberkraut), был тем, кого пригласили открыть 3 свитка, купленные в 1947г. Э. Сукеником. Видимо, жена Биберкраута, Хелена, занимавшаяся фотографированием археологических находок и рукописей, рекомендовала его как человека, который может сделать столь сложную и чрезвычайно кропотливую работу.
Джеймс, уроженец Германии, был профессиональным художником и совершил алию в Эрец-Исраэль вместе с женой в 1934г.
Когда в Израиль прибыли четыре свитка, купленные И.Ядином, Д. Биберкраут занялся их сохранением и консервацией. Он был тем, кто развернул "свиток Апокриф к Берешит". Работа с этим свитком была особо сложной, т.к. чернила, которыми был написан этот свиток, включали в себя металл, который окислился, почернел и крошился.



Эксилибрис, работа художника Джеймса Биберкраута.



Хелена Биберкраут родилась в Германии, там же выучилась на профессионального фотографа. Имела собственное фото ателье. После выхода замуж за Джеймса Биберкраута и переезда в Эрец-Исраэль, Хелена открыла фотостудию в Тель-Авиве (Агалиль 6, ТА). Она продолжила фотографировать детей, портреты и происходящее вокруг, то чем она занималась в Германии.
После переезда в Иерусалим Хелена стала работать с археологами и фотографировать раскопки, археологические находки и рукописи.
Она фотографировала свитки на стеклянный негатив и ее снимки до сих пор используются исследователями свитков из разных стран. Кроме того, она документировала открытие "свитка Апокриф к Берешит" ее мужем Джеймсом.



Деревянная кассета и стеклянный негатив фотоаппарата Хелены Биберкраут.



Фотоаппарат "аккордеон" Хелены Биберкраут. Он подходит для использования стеклянных негативов. Хелена фотографировала также и свитки, находящиеся в "Храме книги".



Кумранские рукописи хранятся в Музее Израиля, в специальном здании, в "Храме книги", которое построено специально для хранения и демонстрации этих свитков.
В здании поддерживается специальный температурный и световой режим.
Крыша здания в форме крышки сосуда, в котором были найдены некоторые из рукописей. Семь свитков находятся там и сегодня. Важнейшую роль в их покупке и финансировании Храма книги сыграли пожертвования Сэмюэля Готтесмана (1885-1956), а затем его семьи.



Схема "Храма книги" с плаката а улице.

Теперь заглянем в современную Лабораторию хранения и реставрации свитков (Израильское управление древностей), в которой занимаются реставрацией и консервацией кумранских свитков. Это позволит нам сравнить, как это было в прошлом и как это делается теперь.

Внутри "Храма книги" нельзя фотографировать, так что все изображения свитков - это фотографии с фотографий, кроме фотографий в лаборатории.



Как известно, большая часть текстов дошла до нас в виде небольших фрагментов.



Фрагменты собирают в цельный текст вручную. Это очень сложная и кропотливая работа.



На сегодняшний день есть всего пять человек в мире, которые имеют право трогать руками подлинники. Эти пять человек - сотрудницы Управления древностей, работающие в Лаборатории хранения и реставрации свитков. Еще 200 человек в мире занимается изучением свитков.

Хранение и консервация свитков имеет свою историю, уже после того как их разворачивал Д. Биберкраут и фотографировала Х. Биберкраут.

Вначале Лаборатория хранения и реставрации свитков находилась в Музее Рокфеллера в Иерусалиме, а затем переехала в Музей Израиля. В Музее Рокфеллера не соблюдался режим хранения и множество людей трогали свитки руками, от чего они быстро портились.



Первоначально фрагменты рукописей клеились на стекло с помощью клейкой ленты и помещали между стекол. Это происходило в 50-70е годы прошлого века. Такая форма хранения наносила свиткам непоправимый ущерб. Но тогда по-другому не умели.



Обратная сторона этого стекла, где хорошо видны кусочки клейкой ленты. Так клеили по незнанию, еще не была разработана технология хранения таких древних артефактов.



Чтобы спасти свитки, реставраторы были вынуждены вручную освобождать их от клейкой ленты.
Это фотография с фотографии, висящей в коридоре Управления древностей.



В наше время фрагменты свитков вручную закрепляются между двумя специальными сетками, и если выставляются в музее, то закрываются и стеклом. Но стекло находится от свитка на расстоянии. На этой фотографии как раз видно, как фрагменты зашиваются в сетки.
Это тоже фотография с фотографии, висящей в коридоре Управления древностей.



Вот так выглядят фрагменты свитка в сетке, без стекла, хотя кажется, что стекло есть:)



А это свиток под стеклом. Я думаю, что вы согласитесь со мной, что научному работнику сложно иметь с ним дело.



Вот и при самом моем большом увеличении, все равно тяжело работать с текстом.

Кроме того, в наше время никто из научных работников, изучающих свитки, не имеет права дотрагиваться до артефактов. И как я понимаю, даже до артефактов под стеклом. Им на помощь приходит современная технология спектральной фотографии. Спектральные снимки в высочайшем разрешении дают возможность прочитать тексты древних документов.
В Управлении древностей есть специальная лаборатория, занимающаяся такой съемкой.



В лаборатории стоит супер-фотоаппарат, изготовленный в NASA на деньги специальных фондов, фонда Леона Леви и фонда «Аркадия».



Фотоаппарат оснащен разного рода вспышками - видите, есть вспышка внизу и вверху. Аппарат очень широкий, поэтому показываю только половину:)



Фотоаппарат фотографирует в разном цвете, что потом позволяет получить фотографию, на которой видно даже больше, чем на оригинале:)



Вот так выглядит оригинал.



Так выглядит специально обработанный снимок, который явно лучше читается.



Большая часть свитков, как и этот на фотографии, написаны квадратным ивритским письмом, которое стало использоваться после возвращения евреев из Вавилонского плена. До этого использовалось палео-ивритское письмо. В текстах с квадратным письмом встречается имя бога, написано палео-ивритским письмом, т.к. оно считалось более священным.
Из квадратного ивритского письма появилось современное ивритское письмо.

Благодаря высококачественной фотографии, любой желающий может ознакомиться со свитками Мертвого моря не выходя из дому, с помощью Виртуальной библиотеки фонда Леона Леви. Библиотека пока существует на пяти языках: иврит, арабский, английский, немецкий, русский. В перспективе еще языки, чтобы все желающие могли ознакомиться со знаменитыми свитками.

Еще одно место, где вы можете увидеть знаменитые свитки (копии) - это кибуц Альмог, находящийся недалеко от мест нахождения свитков и входящий в местный совет со впечатляющим названием "Свитки Мертвого моря".
"Бейт а-софер" - небольшой музей в кибуце Альмог, в котором находятся точные копии Кумранских рукописей.
Вот как это выглядит.



Музей рассказывает о реставрации свитка "Книга пророка Йешая", которая была найдена в кумранских пещерах. Реставрация заняла 10 лет, ее осуществлял Эмануэль Вибер, который изучал свиток. Для этого он изучил 6 разных видов ивритского каллиграфического письма. После того, как закончил работу, он решил показать ее публике недалеко от места, где нашли свиток.
Музей был открыт в 2001г.





Археологические находки из Кумрана в кибуцном музее.



Эту современную картину я сфотографировала на улице Кардо в Иерусалиме. К сожалению не знаю автора. Она интересна тем, что на ней изображены Кумранские свитки и сосуды, в которых была найдена часть этих свитков. Кроме того, изображены семь видов растений, которыми Всевышний благословил землю Израиля, мы тут видим и Храм, и субботние свечи, и 10 заповедей и много других важных вещей для еврейской религии, истории и культуры. Тут как раз подчеркнуто художником, насколько важны Кумранские свитки.

Часть фотографий этого поста я сделала во время экскурсии в Национальный парк Кумран и кибуц Альмог с экскурсоводом Инной Чернявской

Всем веселого праздника!

Инфа:
https://www.deadseascrolls.org.il
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A7%D7%95%D7%9E%D7%A8%D7%90%D7%9F
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%92%D7%99%D7%9C%D7%95%D7%AA_%D7%99%D7%9D_%D7%94%D7%9E%D7%9C%D7%97
https://en.wikipedia.org/wiki/John_C._Trever
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B4%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%B3%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8C
https://de.wikipedia.org/wiki/James_Bieberkraut

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2306903.html.

выставки, музей, Мертвое море, еврейское

Previous post Next post
Up