Ко Дню Иерусалима: из жизни Котеля.

May 13, 2018 09:20



Если можно сказать, что Иерусалим не только столица Израиля, но и его сердце, то Котель (Западная стена), безусловно сердце Иерусалима. Это самое почитаемое место для каждого еврея. Сюда идет нескончаемый туристический поток и поток высоких гостей. Сюда несут свои печали, надежды, просьбы.
И у этого места есть своя собственная неповторимая и разнообразная жизнь.



Эту историю с откровенно социальным посылом, найденную в сети, я сначала не хотела переводить, но подумала еще и решила, что и на ошибках можно учиться. Я надеюсь, что вы сразу увидите ошибку в это рассказе.
Когда царь Шломо (Соломон) решил строить Храм, он хотел привезти самые лучшие материалы и самых лучших рабочих со всего мира. Но его советники сказали ему: "Нет, так нельзя. Этот Храм будет Храмом еврейского народа и народ должен его строить." Тогда царь Шломо собрал весь народ и сообщил свое решение: строить Храм всем народом. Как он это сделал? Он разделил народ на 4 равные части и каждая часть должна была строить свою стену. Коэны и левиты восточную стену, богатые - северную стену, армия - южную стену, бедные - западную стену. Что сделали все богатые? Правильно - они привезли материалы и строителей из-за границы, также и коэны и армия. Только бедные были вынуждены строить своими руками, участвовали все, и молодые и старые.
Так был построен Храм.
Когда Храм был разрушен, от него осталась только Западная стена, построенная бедными.
В чем же ошибка этой истории? А в том, что Котель в том виде, в котором он есть сейчас дошел до нас не от Храма царя Шломо, а от Второго Храма, перестроенного царем Иродом. Храм царя Шломо, Первый Храм был разрушен армией Навуходоносора II в 586г.д.н.э. От него до нас ничего не дошло.
До нас дошел Котель как остаток Западной стены подпорной платформы Второго Храма, который построил царь Ирод.

Важно вспомнить, что место, где построен Храм, совсем небольшая гора. Не самая высокая из иерусалимских. И чтобы построить действительно огромное сооружение Ирод обстраивает Храмовую гору гигантскими опорными стенами. Это был самый большой священный комплекс своего времени.



Чтобы представить это лучше, стоит посмотреть на реконструкцию Второго Храма.
1 - Второй Храм
2. Котель (Западная стена) закрашена розовым. Нижний край розового цвета показывает современный уровень площади перед Стеной, уровень на котором мы находимся. Обратите внимание, насколько уровень древнего Иерусалима был ниже.
3. Арка Робинсона - одна из лестниц, которые вели на Храмовую платформу.
4. Юго-западный угол Храмовой горы, стык Западной и Южной стен платформы. Около этого угла и находится Археологический парк.
Протяженность всей Западной стены платформы под Храмом 488 метров. Из них Котель (Западная стена, Стена плача, к которой каждый хочет подойти) 60 метров (!!). На этой реконструкции хорошо видно, насколько мал тот кусочек стены, к которому у нас есть свободный доступ.
Все четыре стены платформы стоят по сегодняшний день.

Какие камни Котеля мы видим сегодня?


מאת תמר הירדני - יצרתי, Attribution, קישור

Самая нижняя часть - остатки платформы времен Ирода.
Ремонт времен Дамасского халифата(феодальное государство, существовавшее с 661 по 750 год)
Камни добавленные мусульманами в 20 веке.
Один ряд камней, положенный британцами (после 1917г.)

Прежде всего люди приходят к Котелю чтобы молится. К сожалению, фотографии имеются только с конца 19 века, но думаю, что и до этого выглядело все очень похоже, с разницей только в одежде и в размере пространства перед Котелем.



Сейчас очень жесткое разделение на мужскую и женскую части для молитвы. Хорошо видно, что женская часть гораздо меньше мужской.

На фотографии 1870г. видно что и мужчины и женщины молились у Котеля вместе.


By Félix Bonfils - Getty Villa, Public Domain, Link

На следующих двух фотографиях обратите внимание на позы и выражения лиц мужчин. Они не в традиционных молитвенных позах. Но и те и другие, я бы сказала, как бы выражают радость достижения этого места.



"Котель", 1936, Тим (Нахум) Гидал, выставка "Фотографы, выходцы из Германии, приезжают в Эрец-Исраэль", Музей Штрука, Хайфа



"Десантники у Котеля". Автор фото не указан. 1967г.
Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме

Теперь посмотрим как молились женщины. На фотографии 1880г. уже есть разделение на мужскую и женскую части. Нет перегородки, но разделение есть. И еще, обратите внимание, как у женщин тесно, уже тогда и сейчас (на последней фотографии)



"Молящиеся у Котеля", 1880г., автор Félix Bonfils, Музей Эрец-Исраэль, ТА.



Котель - Западная стена, изображения конец 19 - начало 20 веков из Музея Эрец-Исраэль, в Тель-Авиве. К сожалению, и в музее не указаны даты.



Котель (Западная стена) 1897г.
Музей Эрец-Исраэль



1900 год, Музей Эрец-Исраэль



Это - современная женская часть. Тесно также как на фотографии 1897г., выше. Одна разница, стулья стоят и мешают подойти, а еще совсем недавно, в 20е годы прошлого века британская полиция выдергивала стулья из под молящихся сидя...

О Котеле существует множество историй, легенд, мифов и анекдотов, которые рассказывают как люди религиозные так и атеисты.
Этот я нашла в разделе атеистических анекдотов.

Иностранная журналистка посещала Котель и увидела пожилого еврея, который только закончил молиться. Она попросила его ответить на вопросы и он согласился.
-" Как часто ты молишься здесь? "
-"Каждый день уже 40 лет."
-"О чем ты молишься?"
-"Я молюсь, чтобы евреи и арабы жили в мире, без войны."
-" Замечательно! И что ты чувствуешь после сорока лет молитв?"
-"Как будто я говорю со стеной."

Собирая материал о Котеле, я обнаружила, что на протяжении своего существования он регулярно был... свалкой.

Эта история описана по свидетельству Рабби Элиезера Нахмана Пуаха (около 1540 г.)
У римлян было острое желание скрыть Котель и поэтому император объявил это место местной свалкой. На протяжении многих лет жители Иерусалима и окрестностей выбрасывали мусор на место Котеля. Таким образом Котель был полностью покрыт мусором, что было непонятно, что прячется под большой помойкой в окрестностях города.
Султан Сулейман Великолепный захватил Иерусалим в 1517г., он хотел найти руины Храма. Он заинтересовался помойкой, к которой жители города из далека приходят выбросить мусор.
Одна из старух рассказала ему, что есть закон требующий от жителей выбрасывать мусор именно здесь.
Султан Сулейман очень заинтересовался этим рассказом и бросил золотую монету в кучу мусора, которая скрывала Котель. Он сказал жителям, что в этом месте есть огромный клад золота. Жители пришли и перенесли весь мусор в другое место, чтобы собрать монеты. И после всего открылся Котель, все то что осталось от Храма.

А следующая история начала времени правления Британского Мандата (1917-1948гг), рассказанная на экскурсии. Насколько это история реальна - не знаю, не нашла подтверждения, но аллегория понятна.

Должна была состоятся встреча раввина Зонненфельда и Верховного комиссара Британского мандата Герберта Самуэля.
Верховный комиссар должен был посетить раввина, который жил в маленьком убогом домике в Еврейском квартале Иерусалима.
Богатые евреи предлагали раввину принять Верховного комиссара в их больших и богатых домах, чтобы не стыдиться. Но раввин стоял на своем. Если встречаться, то обязательно в его маленьком и разваливающемся домике с немощеным полом.
В назначенный день прибыл Верховный комиссар со своей большой свитой в крошечный дом раввина. Комиссар был человек воспитанный и не сказал раввину напрямую, что он думает о его доме, а только с сожалел о том, что был вынужден спускаться по ступенькам, чтобы войти во внутрь дома. Раввин понял намек и пригласил Комиссара к одному из окон дома, которое выходило прямо на Котель. За окном был Котель тех времен, во всей его скудности.
В те времена было принято выбрасывать мусор прямо на Котель и камней было не видно из-за мусора.
И тогда сказал раввин: "Если Всевышний живет так, то мне и подавно не стыдно".

Эта фотография 1920 года точно иллюстрирует эту историю.


"Historical images of the Western Wall - 1920 C SR 016" by National Library of Israel - Own work. Licensed under Public Domain via Wikimedia Commons.

Площадь перед Котелем была расчищена после Шестидневной войны. Вот как это происходило на фотографии 1967г.


"Kotel 1967" מאת Olevy - נוצר על ידי מעלה היצירה. ברישיון CC BY-SA 3.0 דרך ויקישיתוף.

Шофар у Котеля.
Во время арабских волнений 1929 года арабы заявили, что трубление в шофар у Котеля нарушает святость ислама. Англичане заявили, что и территория Котеля принадлежит арабам, и в следствие этого было запрещено трубить в шофар у Котеля, и это несмотря на то, что трубление в шофар неотъемлемая часть молитвы на Рош Ашана и Йом Кипур.
Трубление в шофар не только важная мицва, но она также символизирует глубокие национальные чувства и возрождение народа, вернувшегося на свою землю. И было несколько смелых евреев, которые несмотря на угрозы и страх, трубили в шофар у Котеля.
На исходе Йом Кипур 1930года Моше Сегаль, глава иерусалимского отделения Бейтар решил нарушить запрещение и по завершению молитвы у Котеля затрубил в шофар. Моше Сегаль был задержан властями и быстро освобожден благодаря главному раввину Аврааму Коэну Куку.
С тех пор и до последнего Йом Кипур перед образованием государства молодые члены Бейтара приходили трубить в шофар у Котеля, несмотря на тщательную охрану этого места Британскими властями. Шофар проносили к Котелю сложными путями и с большим риском. Часто несли 2 или 3 шофара, чтобы усложнить властям его поиск. Большинство юношей были осуждены на разные сроки -от 6 месяцев тюрьмы и больше, а так же отправлены на каторжные работы
Незадолго до Йом Кипур 1944 года Эцель распространил листовку, в которой угрожал британцам, если они будут мешать трублению. Полицейские побоялись подходить на площадь перед Котелем и трубление прошло без помех. Эти предварительные предупреждения также замаскировали нападение на 4 полицейских участка, которые произошли также по окончанию Йом Кипур.
В 1945 году был пойман Моше Каравани после того, как протрубил в шофар. Полицейский реквизировал шофар, с которым он поймал Моше. Через 40 лет, во время посещения Лондона Моше случайно встретил друга того самого полицейского, который реквизировал шофар. На следующий день полицейский вернул шофар со словами: "Его место в Эрец-Исраэль, у евреев."
Авраам Элькаям был одни из трех последних трубачей в Йом Кипур 1947 года. После освобождения Котеля во время Шестидневной войны Авраам пришел к Котелю и увидел там человека с шофаром. Он попросил у того шофар и протрубил в него. После этого к нему подошел один человек и спросил: "Что тебе в этом трублении?"
-"Я был последним, кто здесь трубил до освобождения"
На что тот человек ему сказал:
-"А я был первым в 1930", это был раввин Моше Сегаль.
Трубление в шофар раввина Горена отметило освобождение Иерусалима и так круг замкнулся.


На этой, тоже очень известной фотографии Давида Рубингера, раввин Горен трубит в шофар у Котеля впервые с 1947 года.

Отношение евреев к Котелю очень нежное, как к живому... Я читала в сети трогательную историю о пожилом еврее, который стоял прижавшись губами к камню в течении получаса. Когда его спросили, почему? От ответил, что Котель возвращал ему поцелуи...



Июнь 1967г., Иерусалим. Автор G. Carton, Мемориал Верденского сражения http://memorial-verdun.fr/en/, выставка военной фотографии.



Автор фото не указан. 1967г. Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме

Современная история, которую рассказала yulen_ka:
Никогда не забуду, какая истерика у меня случилась, когда я впервые подошла к Котелю. И ведь ничего не предвещало. Я конечно, понимала, что это наша святыня, что древность, но в принципе ничего, кроме банального интереса, по дороге не испытывала, никакой экзальтации. Меня все вокруг поражало, сам факт пребывания в Иерусалиме. Поражало, но не больше. И вот я подошла к Стене, и вдруг на меня накатило что-то, мне самой совершенно непонятное, и я начала рыдать, захлебываясь. Какие-то женщины стали меня успокаивать, совать бутылки с водой, молитвенник...
Это был наш самый первый приезд в Иерусалим, в декабре 1974-го, через 3 месяца после нашей алии. Мы добирались туда тремпами от нашего центра абсорбции в Михморете (денег не было вообще никаких, тогда же корзины абсорбции не было). Был жутко дождливый день, муж на светофоре в Тель-Авиве (куда мы тоже тремпом добрались) постучал в окошко остановившейся на красный свет машины, солдатка-водитель сердито поморщилась, но когда услышала первые слова, что мы новые репатрианты, первый раз едем в Иерусалим, открыла нам дверь. Нам с ней было по дороге не до конца, она куда-то не в Иерусалим ехала. По дороге подсел еще солдат, который тоже ехал не туда, но должен был выходить вместе с нами. Так вот девушка-водитель потребовала от него, чтобы он не смел уезжать, пока не посадит нас. И парень, пропуская свои тремпы, честно кидался на все проходящие машины со словами "олим хадашим, впервые едут в Иерусалим". Наконец нашлась машина в Иерусалим. Водителем оказался офицер по культуре, поэтому по дороге он нам провел импровизированную лекцию-экскурсию. Привез в Иерусалим, скептически на нас посмотрел, хмыкнул "вы же наверняка голодные" и повез нас в Бейт а-Хаяль. Там заплатил за нас в столовой, мы очень сытно поели, он спросил: "Куда вы хотите?", мы сказали, что к Котелю, и он нас отвез туда. Вместо левой руки у него был протез, он объяснил, что это случилось под Дамаском, куда они дошли в Войну Йом-Кипур (после чего он и стал офицером по культуре). Незабываемая поездка была...

Каждый человек может прийти к Котелю, помолиться или просто пообщаться с его древними камнями, попросить что-то для себя или для своей семьи. Некоторые привозят записки, написанные заранее, от своих друзей или родственников. Многие оставляют записки в промежутках между камнями. Существует местная шутка, которая утверждает, что камни Котеля стоят долгие годы именно благодаря запискам, засунутым между ними. Как известно, стены Храма были построены без раствора, так может быть записки его заменяют?

Израильская почта получает сотни писем со всего мира, написанных на всевозможных языках, адресованных на Небеса, Западной стене, Всевышнему в Иерусалиме и просто дорогому Б-гу. Из любой страны в мире, где живут евреи, приходят такие послания.
Все эти послания передаются раввину Котеля и они помещаются на Котель, что не просто, т.к. писем приходит очень много.
Котель может принять неограниченное количество еврейских молитв и слез, но не может принять неограниченное количество записок. Места мало, а записки все прибывают и прибывают. Что же делать? Два раза в год раввин Котеля и его помошники собирают все записки, чтобы освободить место для новых записок. Что происходит с записками? Для них организовано специальное место хранения, гениза на Масличной горе.



Рука на Котеле. Фото Давида Рубингера, 1971г.

Мне самой никогда не удавалось сфотографировать записочки на Котеле из-за большого количества народа. Но есть несколько мест, которые фактически являются той же самой Западной стеной и там не так много народу.



Это тоннели Храмовой горы, ровно под площадью у Котеля. Здесь хорошо видны гиганские плиты, из которых был построен Храм. Вот люди на фоне такой плиты, чтобы лучше ощущать размеры. Обратите внимание на пазы в стене - это технологические отверстия, кот. строители использовали для того чтобы ее передвигать.



Теперь их используют, чтобы класть записочки, которые принято оставлять среди камней Котеля. Так же в тоннеле есть вход на женский балкон синагоги и многие женщины молятся в тоннеле. У Котеля женская часть меньше и нет возможности приблизится к Котелю. А тут тихо, спокойно, и еще ближе к Храму, ну, пройдет туристская группа, но это же не толпы с другой стороны. И те, кто знают, как туда попасть, имеют прекрасные возможности по сравнению с теми, кто снаружи.

Существуют организации, представленные в сети, которые за плату напишут и положат вашу записочку в камни Котеля, независимо от того, где вы находитесь географически.

С появлением мобильных телефонов появилась новая форма передачи своих просьб наверх. Один человек с мобильником стоит у Котеля, по очереди обзванивая своих друзей\родственников, и предоставляет им возможность лично пообщаться, прикладывая телефон к камням...



В эту нижнюю часть Котеля можно попасть по водоводу, который выходит в Центр Девидсона. Эта часть стены сложена из недообработанных камней. Можно было их не обтесывать до конца, никто их там не видел. Камни гигантские, раствор не нужен, все держится за счет веса.



И хотя это совсем новый маршрут, здесь уже лежит множество записок.

Еще анекдот.
Женатый бездетный еврей очень хотел детей, но ничего не помогало... Как последний шаг отчаянья он написал записку: "Владыка мира! я прошу у тебя ребенка, и если это будет мальчик, я даже готов чтобы он был вором, а если девочка пусть даже будет проституткой.
Этот человек получил, то что просил - через 9 месяцев у него родился сын. Прошли годы, и однажды сын пришел к отцу и сказал, что пойдет учиться на адвоката. Отец поднял глаза к небу и сказал: "Владыка мира! Я думал, что мы договорились, что или вор или проститутка, а не они оба вместе!"

Пару слов о названии места.
Самое раннее еврейское упоминание термина «Западная Стена», явно относящееся к стене, которую мы видим сегодня, датируется 11 веком и принадлежит Ахимаацу бен Палтиелю.
Термин «Стена Плача» является переводом арабского el-Mabka, или «Место Стенаний» - традиционного арабского наименования стены. Это определение происходит от еврейского обычая приходить к этому месту стенать и оплакивать разрушение Храма. Но евреи никогда так не называли и не называют это место. Сейчас модно менять старые названия на самоназвание места, то лучше говорить Котель, Западная стена.

Вот и анекдот на эту тему:
Американский турист приехал в Израиль и решил посетить Западную стену, но забыл ее название. Взял местного таксиста и попросил: "Отвезти меня туда, где вы - евреи плачете". Таксист отвез туриста и высадил. На стене дома на вывеске было написано "Налоговая инспекция".

Так что когда будете говорить "Стена плача", вспоминайте этот анекдот.

В самом начале двухтысячных было обнаружено, что на некоторых камнях Котеля появились влажные пятна. В газетах, естественно, появились заметки с названиями "Котель плачет!", "Западная стена плачет!". Это вызвало серьезное общественное волнение и "Управление Котеля" попросило ботаника, проф. А. Данина разобраться. В результате изучения растений на стене, было выяснено, что причина прозаическая: это сладкий сок растения - эфедры (хвойника), который сочился из веток. После обрезки веток и чистки пятен все стало как и прежде и пятна больше не появлялись. А профессор А. Данин написал в 2002г. статью, которая называлась "Западная стена плачет?".
А вот и растение - виновник, которое сфотографировано мной не на Котеле.


Хвойник слабый (?) Ephedra foeminea (שרביטן מצוי).

Если внимательно посмотреть на Котель, то кроме камней нам сразу бросятся в глаза растения, которые живут среди камней. Считается, что там растет семь видов растений. Они не столь известны, как семь видов растений, которыми Всевышний благословил Землю Израиля ( гранат, олива, финиковая пальма, виноград, инжир, пшеница, ячмень), но и "жители" Котеля не менее интересны.
В отличии от первой семерки, которая требует от людей постоянного ухода и заботы, вторая семерка - дикие растения, которые сами выбирают себе места произрастания, сами о себе заботятся и не ждут ни от кого помощи.



И вот они, наши герои выживания.
О том, кто же растет на этих древних камнях и как им это удается я подробно писала в посте Семь растений Котеля.



Голуби на стене живут своей голубиной жизнью. Это процесс голубиного ухаживания при свидетеле.

В самые разные события человеческой жизни евреи приходят к Котелю.

Евреи, шедшие добровольцами воевать во время Первой мировой войны фотографировались у Котеля.


Дов Йосеф, израильский политический деятель и один из организаторов еврейских батальонов, у Котеля. Служил в 39 батальоне. Ок. 1917г. Музей Еврейского легиона



Добровольцы Еврейского легиона, 40-й батальон. Около Котеля (Западной стены), ок. 1917г. (?). Музей Еврейского легиона

Из архива АОИ.


"Десантники поют у Котеля", автор фото не указан. 1967г.
Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме



"Свадьба у Котеля", автор Аарон Цукерман. 1967г.
Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме



Конечно же, эту фотографию Давида Рубингера знают все, никого не удивишь десантниками у Котеля (Западной стены). Десантники у Котеля в честь освобождения Иерусалима в 1967г.
Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме

У Котеля очень любят проводить бар-мицвы.


Это фотографии с бар-мицвы Шломи, наследника сыроварни Амеири, где впервые был сделан столь любимый израильтянами сыр цфатит. С ним вместе к Котелю (Западной стене) пришли все сыновья семьи Амеири. 70е годы 20в.

А это фотографии с современной массовой бар-мицвы, которую я сфотографировала во время одного из посещений Котеля.


Под зонтиками собралась большая толпа народу и с мужской и с женской стороны.



Вдруг группа мужчин стала двигаться от зонтиков вдоль Стены, с плясками и видеокамерой.



Потом все вместе они подошли к Стене.



Эти, наверно, уже отстрелялись после мероприятия или просто товарищей пришли поздравить.

В праздники у Котеля очень много народу.


Такую картину знают очень многие - кто-то видел своими глазами, кто-то на фотографиях. Варьируется только количество людей. Это я снимала в Холь Амоэд Суккот (в праздничные дни Суккота).



Тут провожали АдМора, правда не знаю какого. Его машине разрешили въехать на площадь перед Котелем.

Однажды гуляя мы по Еврейскому кварталу, и вдруг, обнаружили, что у Котеля проходит присяга солдат Армии обороны Израиля.




Это серьезное мероприятие, требует подготовки.





Постоянные посетители Котеля с интересом наблюдают за церемонией.





Последний взгляд на Котель. Совсем незнакомый для меня ракурс. Снимала с одной из видовых площадок старого города.

Это только малая часть из разнообразной жизни Котеля.

Инфа:
http://allaboutjerusalem.com/he/article/%D7%9E%D7%A1%D7%95%D7%A8%D7%95%D7%AA-%D7%95%D7%90%D7%92%D7%93%D7%95%D7%AA-%D7%A2%D7%9C-%D7%94%D7%9B%D7%95%D7%AA%D7%9C-%D7%94%D7%9E%D7%A2%D7%A8%D7%91%D7%99
https://www.inn.co.il/Besheva/Article.aspx/11676
https://www.thekotel.org/kotel/about/story/
http://www.tapuz.co.il/forums/articles/article/657/55011/%D7%AA%D7%A8%D7%91%D7%95%D7%AA_%D7%95%D7%90%D7%9E%D7%A0%D7%95%D7%AA/%D7%9E%D7%A1%D7%A4%D7%A8%D7%99_%D7%A1%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%9D
https://www.hidabroot.org/article/3548
http://tevakid.blogspot.co.il/2007/06/blog-post.html
https://www.google.co.il/search?q=%D7%A1%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%9D+%D7%A2%D7%9C+%D7%94%D7%9B%D7%95%D7%AA%D7%9C+%D7%94%D7%9E%D7%A2%D7%A8%D7%91%D7%99&ei=r6TUWoHROsrKwALlhr7oAQ&start=10&sa=N&biw=1629&bih=1012
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%B0

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

Иерусалим, еврейское

Previous post Next post
Up