Второй исход из Египта.

Apr 04, 2018 07:56



В 1991г. на пике Первой войны в Персидском заливе в Музей Израиля позвонил пожилой человек по имени Ицхак Ядид попросил взять на хранение предметы религиозного обихода, находящиеся у него. Он опасался, что они пострадают от ракетных обстрелов, направленных на центр Израиля. Он пригласил кураторов музея в маленькую синагогу, которую основал в своей квартире в Рамат-Гане, чтобы они посмотрели на артефакты, которые у него были. После этой встречи Ядид (1915-1996) обновил свое завещание и завещал свои предметы религиозного обихода Музею Израиля.


Ицхак Ядид никогда не рассказывал каким образом эти предметы попали в его руки. Посвящения на некоторых артефактах говорят о его связи с большой семьей Ядид. Некоторые из них привели к находке всей коллекции предметов из синагоги "Эц Хаим" (дерево жизни, иврит), более известной как "синагога Ханаан". Эта синагога была основана в Каире в 1900г. Авраамом Йосефом Ханааном и его потомки были старостами синагоги до ее закрытия в 1967г.



Синагога Ханаан в Каире, 1994г., зал и бима.
Фото из архива Бейт Атфуцот (Музей Диаспоры).

Артефакты, представленные на выставке "Второй исход из Египта" попали на выставку благодаря массовому исходу евреев из Египта в 50-60е годы 20 века. Этот исход и назывался " Второй исход из Египта ". Выставка проходила в Музее Израиля в Иерусалиме летом 2016г.. Я не успела рассказать о ней вовремя, но теперь решила приурочить это к Песаху, празднику Исхода. Есть много еврейских общин о которых не пишут много, и община выходцев из Египта одна из них.



Стилизованные изображения пальм на дверях синагоги, ведущих во двор.
Синагога Ханаан, 2007г.
Фотография из брошюры, рассказывающей о выставке.

Евреи жили в Египте со времен Первого Храма. На протяжении многих лет количество членов общины менялось, она становилась то большой, то почти совсем исчезала.
С открытием Суэцкого канала в 1869г. по нему в Египет прибыло множество эмигрантов из разных стран в надежде на открывающиеся новые экономические возможности. Египетская еврейская община выросла с 7000 человек до 65639 в 1947г.. Некоторые ее члены были очень богаты. К исходным членам общины добавились евреи из Балканских стран, из Восточной и Западной Европы, из арабских стран, Северной Африки и из Эрец-Исраэль. Это была космополитичная и мульти-культурная община. Для нее было характерно использование множества языков и создание разнообразных предметов религиозного обихода. Эти предметы представляли собой смесь стилей и мотивов Востока и Запада из различных еврейских общин.



Семейная фотография семьи Масалтон в честь бар-мицвы с участием раввинов.

Образование государства Израиль и Война за независимость, которая началась сразу после этого, приход Г.А. Насера к власти в 1954г. и его пан-арбская политика, а также Суэцкий кризис (Операция "Кадеш")
нарушили спокойную жизнь египетской еврейской общины и испортили ее отношения с мусульманами.
Самые существенные шаги против евреев в Египте были предприняты в 1956г., после начала войны в Синае. Как часть изгнания евреев из Египта в 1956г., 1000 евреев были задержаны властями, 500 бизнесов и банковских счетов были экспроприированы, многие специалисты-евреи, такие как врачи, адвокаты и учителя потеряли возможность работать. Тысячи евреев получили приказ от властей оставить Египет, взять они могли маленькую сумку и мизерную сумму денег. Многие евреи были вынуждены подписать заявление, что они "жертвуют" свое имущество египетскому правительству. Благодаря всему этому более 25.000 евреев бежали или были изгнаны из Египта. В основном они прибыли в Израиль, а также в Европу и США.
До 1957г. количество евреев в Египте уменьшилось до 17.000, а к Шестидневной войне община перестала существовать.
В наши дни в Египте живет только несколько десятков евреев.

Перед нами артефакты, которые были представлены на выставке.



Футляр для свитка Торы, который пожертвовала семья Ядид, ок. 1903г., видимо дед Ицхака.
Дерево покрытое бархатом и украшенное серебряными накладками. Гранаты - серебро.
Это очень характерный футляр по форме и оформлению для египетской еврейской общины.



Финиковая пальма, которая украшает этот футляр, символ египетской еврейской общины в новое время. Этот символ много использовали как архитектурное оформление синагог и для оформления футляров Торы.



Футляр свитка Торы для детей.
Сделано в Иерусалиме 1890-1899гг. Оформление из серебра добавлено в Египте, конец 19в.-нач.20в.
Вырезано из оливкового дерева.
Гранаты - серебро, нач. 20в.
Характерный футляр, сделанный в Иерусалиме и предназначенный для стран рассеяния. Он небольшого размера и предназначен для того, чтобы дети могли вносить и выносить свиток из синагоги. В верхней части футляра два посвящения членам семьи Ядид.



Фрагмент с изображением ветки оливы.



Парохет (занавес синагогального ковчега со свитками Торы)
Начало 20в., вышивка позолоченными нитями по бархату и тканная часть из шерсти.
Центр парохет - мусульманский молитвенный коврик, вышивка позолоченными нитями по бархату, вокруг соткана рамка как шерстяной ковер. Превращение мусульманского молитвенного коврика в парохет было принято в Испании в Средние века, а также распространено в Османской империи, особенно в Египте.
Такой подход к изготовлению занавеса очень отличается от подхода итальянской еврейской общины. В Италие у еврейских женщин было принято вышивать роскошные изысканные ткани для синагоги. За что получали специальные традиционные благословения в субботы и праздники, что подчеркивало их вклад в оформление синагоги. (см. об итальянской синагоге в Музее Израиля)



Парохет.
Посвящение написано в 1902г. Вышивка металлической нитью и апликация на шелке.
Посвящение покойной Симхе Ланиадо дочери Авдаллы.
Изначально это было покрывало для мебели, такие продавались на рынках Каира. Об этом свидетельствует надпись на арабском, вышитая в нижней части. Чтобы использовать его в качестве парохет было добавлено посвящение на черном шелке.



Футляр для свитка Торы
Посвящение после 1921г.
Сделано из дерева, покрыто позолоченным серебром.
Гранаты - серебро.
Очень типичный футляр и гранаты для евреев Ирака и для евреев оттуда эмигрировавших.



Гранаты для свитков Торы.
Первая половина 20в., серебро.
В отличии от занавесов и футляров, формы и оформления которых разнообразны и эклектичны, гранаты, сделанные в Египте в нач.20в. все похожи друг на друга по форме и оформлению. На них имеются посвящения умершим членам еврейской общины.



Футляр для свитка Торы.
Посвящение после 1919г.
Дерево покрытое серебром, синтетический шелк.
Не типичная для Египта форма футляра демонстрирует встречу культур, которая произошла в Египте в нач. 20в.. Общее художественное решение похоже на иракские и персидские футляры, но корона Торы характерна для европейского оформления свитка.



Парохет.
Посвящение после 1922г.
Вышивками шерстяными и металлическими нитями по бархату.

Инфа:
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A4%D7%9C%D7%99%D7%98%D7%99%D7%9D_%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%99%D7%9D_%D7%9E%D7%9E%D7%93%D7%99%D7%A0%D7%95%D7%AA_%D7%A2%D7%A8%D7%91#%D7%9E%D7%A6%D7%A8%D7%99%D7%9D
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%94%D7%93%D7%95%D7%AA_%D7%9E%D7%A6%D7%A8%D7%99%D7%9D

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

выставки, еврейское

Previous post Next post
Up