Я думаю, что жители Хайфы еще помнят, что ровно год назад, 24.11.2016 в городе был большой пожар. О том как это было я написала
"Пейзаж после битвы или записки погорельца".
Не знаю, как другие, но жители пострадавших районов помнили об этом каждый день прошедшего года, так как каждый день видели последствия пожара своими глазами. Вот и я так прожила этот год: куда бы не посмотрела - всюду последствия пожара.
18.11.2017 мы с мужем прошли по тем же местам, которые фотографировали сразу после пожара и сфотографировали, что там происходит сейчас.
Какой мой главный вывод после некоторых наблюдений за растениями после пожара в течение года? Круглогодичная вегетация - это наше всё!!!
Начать хочу с распадка вдоль улицы Антке, внизу проходит улица Пика. Здесь я хожу очень часто.
Так это выглядело сразу после пожара.
Это февраль 2017. Сами понимаете, что это место жители окружающих домов, и не только, использовали распадок как помойку.
Это август 2017г., когда до этого распадка наконец-то добрались озеленители.
Это начало ноября 2017г., когда уже увезли сгоревшие деревья, и сделали подготовку к посадкам.
Есть еще большой кусок рощицы, которая частично сгорела, частично выжила.
Вот так выглядят некоторые деревья.
Посадок на склонах распадка еще нет, но вдоль тротуара уже посажены будущие кусты и деревья. Деревья теперь у нас будут под названием каркас африканский (?) (מיש אפריקאי Celtis africana). Пишут, что дерево быстро растущее, выносливое и дающее летом много тени. Посмотрим :)
Теперь самый пострадавший микрорайон - Гиват Ораним (сосновый холм, ивр.). Он получил свое название благодаря огромному количеству насаженных алепских сосен (אורן ירושלים - Pinus halepensis). Очень много этих сосен сгорело при пожаре. Сосна, в огромных количествах, растущая в израильских лесах, до сих пор предмет постоянных споров. О соснах я писала подробно
тут. Я уверена, что и после этого пожара многие сказали, что много сосен сгорело именно потому, что они быстрее других деревьев горят. Но как показал этот пожар, не только сосны горят быстро... Если эвкалипты весьма пожароустойчивы, и это их способ выживания в пожаре, то у сосен совсем другой механизм. Они быстро сгорают, но при этом множество их шишек открывается от огня и высокой температуры и множество семян укореняется. И это способ алепской сосны выжить при пожаре.
Здесь я специально поставила 2 фотографии рядом, эта после пожара, нижняя - сделанная на днях.
Вдали часть горки, засаженной соснами, которые сгорели. Их еще не срубили и не заменили чем-то новым.
На клумбе спереди уже растет маслина и под ней разнообразные кусты. Именно в районе Гиват Ораним озеленители работали в первую очередь, так как это самый пострадавший район Хайфы при пожаре. Новые посадки появились тут гораздо раньше, чем недалеко от моего дома. У нас только сейчас идет расчистка и посадки.
Еще не убраные сгоревшие деревья под больницей Флиман.
Это кусок Гиват Ораним. Там, где пусто, была сплошная сосновая роща. Вместо нее уже посажено множество деревьев, просто они такие юные, что рассмотреть их можно только вблизи.
Вот деревья поближе.
Посадки украшает большой плакат нашей мэрии с текстом "Мы тут вам улучшаем" "Восстанавливаем ущерб после пожара - третий этап посадки и восстановление в распадках".
Еще ближе.
Радует, что в распадках и на улицах посажены разные породы деревьев. Было учтено, что распадки до пожара были полны как бы полудикой растительности, т.е. старые посадки Еврейского национального фонда (ЕНФ) и случайные посадки деревьев плюс остатки дикой растительности горы Кармель. В распадках посажен, как я понимаю, "современный набора деревьев для леса ЕНФ", из которого я пока опознала только рожковое дерево. Вот оно на фотографии.
Слева моя, пожалуй сама драматическая фотография после пожара: люди идут по пеплу. Это спусков внутри Гиват Ораним, выходит на улицу Цолелет Дакар
Это расчищенный склон под школой и детскими садами на Орен. В посте о пожаре я показывала множество фотографий оттуда. Почти тоже самое место на днях.
Все сгоревшие склоны в Гиват Ораним вычищены от горелых деревьев и засажены.
На улице Залман Шазар, самой пострадавшей улице в этом пожаре, несколько домов, которые до сих пор не отремонтированы. У меня есть знакомая, дом которой на этой улице очень сильно пострадал, и она до сих пор живет в съемной квартире. Ее дом только сейчас начинают ремонтировать. Так долго не ремонтируют дома потому, что это связанно со страхованием и сложной бюрократической процедурой для начала очень дорогого ремонта.
Особенно длительная процедура ремонта у самых сильно пострадавших домов. В контейнерах находится имущество из пострадавших домов.
Эта рощица сосен почти не пострадала. Только следы огня на одном из стволах.
Распадок между Гиват Ораним и улицей Айнштайн. Именно здесь шел огонь с Гиват Ораним на
Айнштайн. Я видела это из окна своими глазами. Здесь часть деревьев сгорела, но озеленители сюда еще не добрались до них.
На улице Ханкин образовалась целая оливковая роща. Это деревья, прикопанные и приготовленные для посадок в разных местах пострадавших районов. Маслина очень хорошее дерево и для городских посадок, если только она не нависает над тротуаром. В сезон созревания плодов тротуар превращается в каток и это очень опасно. Так то само дерево и пожароустойчивое, и долгоживущее и очень выносливое. Его можно пересаживать во взрослом возрасте. Мечта озеленителя :) В Хайфе посажено много олив.
Еще меня очень радует, что на улицах высажены кусты, а не летники, которыми так увлекается Хайфская мэрия. Пнятно, что с летниками проще пилить бюджет, но мы же не в Европе живем, где за год надо поменять летники один, ну от силы два раза, а у нас-то круглогодичная вегетация и много времени клумбы стоят с завядшими летниками, менять которые нет ни сил, ни денег...
Это то, что происходит сейчас на улице Орен. Только сейчас туда добрались озеленители.
Кстати, видите сосну? И совсем рядом сгоревшие кипарисы? Как оказалось, кипарисы горят еще быстрее сосен...
Это тоже Орен. Сгоревшие еще неубранные сосны. Обратите внимание, как близко к домам они растут.
Распиленные деревья улицами между Орен и Антке.
Это одна и таже пальма на ул. Апрахим. Слева сразу после пожара, справа - сейчас. Как видите дерево успешно растет.
Это ул. Апрахим, совсем рядом с моим домом. Сгорели кусты на клумбе.
Так эта клумба выглядит сейчас. Сгоревшие кусты убрали, а будут ли что-то сажать - сказать сложно. Я сомневаюсь :) Но даже то, что осталось вполне успешно заполняет всю клумбу.
В завершение цветущая шеффлера с Гиват Ораним. Так было год назад.
Так теперь.
Я не знаю, что происходит в других пострадавших районах. Это фотографии мест до которых от моего дома 15-20 минут хотьбы.
This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/