Субботники из Седжеры.

Jul 13, 2016 11:16



Мне тяжело себе представить, что могло подвигнуть простых русских крестьян из Поволжья, в конце 19 - начале 20 века вдруг перейти в иудаизм и стать евреями, в те времена, когда погромы были привычной частью жизни и быть евреем было опасно и не слишком почетно.
Но, видимо, не зря Всевышний привел их сюда.



Они помогли евреям по рождению в поселках барона Ротшильда наладить сельское хозяйство. Евреи, приехавшие из черты оседлости, не имели достаточного опыта в сельском хозяйстве. Субботники, у которых сельское хозяйство было в крови, помогли.

Пару слов о деревне Седжера



Это знаменитая деревня Седжера, она же Илания, деревня в Нижней Галилее.

Илания (Седжера) - большое еврейское сельскохозяйственное поселение времен Второго храма. Во время археологических раскопок там были обнаружены маслодавильни, винодельни, пещеры с захоронениями тех времен, с изображениями меноры... Была также найдена синагога, относящаяся к античным временам.
В 19 веке барон Гирш, который финансировал переселение евреев в Южную Америку, неожиданно согласился купить землю в этих местах и основать сельскохозяйственную школу для евреев. Приезжают семьи и в начале 20 века, в 1901 году начинают строить поселение. В разное время туда приехали субботники, выходцы из Курдистана и люди "старого ишува".
Самый знаменитый сельскохозяйственный рабочий, который трудился в Седжере, был Давид Грин Бен Гурион. Он трудился там в 1908 году. Про него рассказывают много историй, о том что он был не слишком умелым крестьянином: забыл мешок с зерном в поле, пошел прямо по свеже вспаханной борозде... Вот и переквалифицировался в политики.
Тем не менее, Давид Бен-Гурион написал: "Из десяти мер горной красоты, отпущенных Земле Израиля, девять из них достались Седжере".



Сейчас, проходя между домами, утопающими в зелени, невозможно себе представить, что в самом начале прошлого века здесь не умели толком пахать и сеять....





... про выращивание цитрусовых я уж не говорю...

Из Поволжья в Нижнюю Галилею

Эта история началась далеко отсюда, в России, в конце 19 века. В Поволжье, между городами Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань ждали прихода мессии и очень волновались. В церквях царил разброд и шатание. Происходили жаркие споры и задавалось много вопросов: почему мы, будучи христианами, отдыхаем в воскресенье, когда написано отдыхать в субботу? И появляется течение, которое вместо воскресенья начинает отдыхать в субботу. В начале они и не были евреями, они были христианами-сектантами, которые соблюдают субботу. Их стали называть субботниками.



Это Эстер Шмуэли (Протопопова), пятое поколение субботников в Израиле. Именно ее рассказ о ее семье и семьях других субботников я тут пересказываю. В руках Эстер держит фотографию Авраама Куракина и его жены.

Прежнее имя Авраама Куракина было Андрей Кириллович Куракин. Он был лидером движения отхода от православия и перехода в иудаизм в деревне Солодники. Это произошло не случайно, Куракин считал, что получил знак свыше.
В своей деревне Куракин был звонарем в церкви. Однажды он пошел звонить, полез на колокольню, взялся за веревки, чтобы звонить, и вдруг руки онемели, потемнело в глазах. Не смог звонить. Он думал, что он просто плохо себя чувствует. Спустился вниз, стал читать псалмы, прошло. Поднялся еще раз. Пытался опять звонить, онемели руки, в глазах темно. Спустился вниз, снова стал читать псалмы. Прошло... Так он спускался и поднимался 3 раза, и не смог позвонить. Тогда он сказал себе: "Это не случайно. Это послание от Всевышнего. Я должен выйти из этой религии. Уйти из своей земли и пойти в новую землю."

За ним потянулись еще крестьянские семьи. И в один прекрасный день они дружно пошли к деревенскому попу, сложили иконы и кресты у его ног. После чего ушли из деревни...

Немало людей пошли вслед за Куракиным. Сотни человек оставили православие и переехали в Царицын. В Царицыне они учились у раввина, учили Тору и Галаху, соблюдали заповеди, учились как надо себя вести будучи иудеем. Через какое-то время они захотели пройти гиюр, но раввин сказал им, что они еще не готовы.

Гера (переходящего в иудаизм) принято долго отговаривать от перехода в иудаизм, пока он не настоит на своем. "Будущий иудей" должен знать, что быть евреем не легко. Все заповеди соблюдать очень сложно. Его ждут большие проблемы в жизни, гонения евреев во все времена и во всем мире... Переход в иудаизм должен быть добровольным, осознанным и бескорыстным.
Субботники не одиноки в своем долгом пути в еврейство.

Царицынский раввин не знал, что с ними делать. И он их отправил к другому раввину. В те времена было очень странно, я бы даже сказала, дико, что христиане хотят быть иудеями. Царское правительство не разрешало в те времена проходить гиюр официально. Почему это абсолютно русские люди вдруг, ни с того ни с сего, переходят в еврейство?

Субботники стояли на своем и переехали в Литву, в Ковно (Каунас), где была большая еврейская община и много раввинов. Знаменитый раввин Ицхак Эльханан Спектор увидел в этих людях большое будущее для еврейского народа и под его руководством они прошли гиюр. Нет документов, подтверждающих это. Раввин ничего им не дал на руки, всегда можно было обратиться к нему за подтверждением. Сами субботники не хотели иметь документы о прохождении гиюра, так как их преследовали за это в России. Если и были какие-то документы, то они были уничтожены еще до приезда в Эрец-Исраэль.



Вот один из немногих сохранившихся документов 1902 года, свидетельство о рождении девочки в семье Протопоповых, записанной у раввина.

Что делали свежеиспеченные евреи-субботники со своими русскими фамилиями, при переезде в Эрец-Исраэль? Кстати, этим же занимались и занимаются до сих пор многие евреи, чьи фамилии звучат по-галутному.
Часть субботников сменило фамилии и имена на ивритские, Нечаевы стали Эфрони, Егоровы стали Горен, Протопоповы стали Шмуэли, Сазоновы - Ицхаки, Матвеевы - Якоби. Часть оставила свои фамилии: Куракины, Дубровины. Егоровы, которые сначала сменили фамилию, потом ее вернули.
Почему они меняли фамилии? Потому что если у тебя такая не еврейская фамилия, то и у твоих внуков будут спрашивать откуда она такая у них. Пусть фамилия будет обычной, ивритской.

Почти в то же самое время, в конце 19 века, когда поволжские крестьяне вдруг решили стать евреями, в Нижней Галилее барон Э. Ротшильд и его чиновники решили провести эксперимент по созданию евреев, обрабатывающих землю, то есть создать еврейских крестьян. Молодых людей обучали сельскохозяйственным работам. Искали евреев, которые уже умели работать на земле и которых не надо было бы учить.. Тех, кто были потомственными крестьянами, родившимися, как говорится, с плугом в руках.
В Седжеру привезли курдских и йеменских евреев так как думали, что как раз они настоящие крестьяне.
Тогда же чиновники барона услышали, что в России есть геры (перешедшие в еврейство) настоящие крестьяне, умеющие обрабатывать землю. Это и были наши субботники из Поволжья. Администрация барона хотела поселить их именно в Галилее, в Седжере, так как земля там уже была куплена. Пусть поволжские крестьяне будут образцом ведения хозяйства, так думали чиновники. Их поселят в центре сельскохозяйственного поселка, таких поселков планировалось 10, и их соседи, евреи в всегда смогут у них спросить как и что делать.

Сюда, в Седжеру приехало в 1903 году 40 семей субботников.



Паспорт с которым въехал в Османскую империю Элиягу-Элик Шмуэли (Илья Протопопов), пра-пра-дедушка Эстер.

Соседи смотрели на них с подозрением. Евреи ли это? Они настоящие крестьяне, умеют работать в поле, что на евреев из местечек, в большинстве бывших ремесленниками, совсем не похоже.



Элик был настоящим крестьянином.



Все умел делать сам.





Первое поколение субботников было немногословным. Они не стремились рассказывать о своем прошлом. Об Элике говорили, что он был старательным, трудолюбивым религиозным евреем. Его любимым языком было молчание.
Субботников можно понять: в России их преследовали, здесь вначале их не понимали и не принимали. Но они умели работать, заниматься тяжелым крестьянским трудом. У них, у единственных в деревне, были большие и жирные гуси. У остальных гуси просто подохли.



Это современное изображение тех красивых гусей.

Вот что пишет девочка-очевидец тех времен:
"У них все замечательно растет, лошади всегда лоснятся, овощи вкусные, курицы несут много яиц, и даже петухи у них несут яйца!"

Позднее, когда подводили итоги освоения здешних мест, то пришли к выводу, что именно благодаря субботниками смогли поднять тут сельское хозяйство на хороший уровень.



Это Мирьям, жена Элика. Посмотрите, какие руки! Даже на старой фотографии видно, как она тяжело работала этими руками.



Домашнее хозяйство-то было нехитрое... Все вручную...



Это Эстер изображает свою пра-прабабушку и одела косынку. Просто с картины Кустодиева сбежала! Явно еще сильны гены ее предков Протопоповых, хотя мать ее из Марокко, а бабушка из Цфата.

Вписаться в еврейскую среду им было сложно, как, впрочем, и всем герам. Первые семьи субботников прибыли в полном составе, а вот их детям было тяжело найти себе пару. Было отвергнуто много предложений субботников через сватов. Третьему поколению повезло больше. В те времена в Эрец-Исраэль было ощущение, что субботники - герои. Так получилось благодаря Александу Зайду, мать которого была субботница. Его семья были родом из Сибири. Туда его отец попал как политический заключенный, а мать была из сибирской деревни субботников.

Надо понимать насколько субботники старались: и молитвы, и синагога и все, что связано с еврейством, было для них чрезвычайно важно. Это не всегда удавалось и было не легко.

Субботники и выглядели иначе по сравнению с соседями. Светловолосые, голубоглазые, крупные, некоторые огромного роста, особенно Куракины.

Иногда они и вели себя по-другому.

Картинки из жизни первых субботников-евреев.

В семьях первых субботников - евреев родители часто брали себе имена Авраам и Сара, а дети получили имена из ТаНаХа.
Еще в России пришли делать обрезание одному такому будущему Аврааму и он сказал:
-"Я готов! без наркоза!"
Ему сказали:
"-Ты сошел с ума!
-Это союз с моим Б-гом, я не хочу никаких поблажек. Я приму все страдания и боль."
Ладно, пришли Саша, Гриша, Миша и Владик, огромный грузчик. Привязали Авраама к кровати, и сделали ему обрезание без наркоза. Думали, что он подпрыгнет до неба... он был уже немолодым человеком.
А он не издал ни звука.

Куракин любил сидеть у себя во дворе в Седжере и пить чай. Там такая тишина, что иногда слышны колокола церкви на горе Тавор. И Куракин каждый раз проклинал эти колокола последними словами. Ему говорили: "Ну ладно уже Куракин, да успокойся. Ты уже 20 лет как еврей, что тебе, что они - христиане!"
"-Мне плевать, что они христиане. Мне противно, что они не умеют звонить!"

Есть праздник, который субботники очень любят, Симхат-Тора. Это потому, что они не родились с Торой, и каждый такой праздник радует их до глубины души. Они всегда идут в синагогу, и танцуют со свитком, и радуются. И Яков Нечаев из Седжеры ходил со всеми. Как-то раз он и пел, и плясал, и плясал со свитком и много пил... до тех пор пока не закружилась голова... вдруг он встал посреди синагоги и начал кричать: "Бей жидов! Бей жидов! Бей жидов!" И тут ему сказали: "Яков! Ты -еврей!!!"



Барон Э. Ротшильд. Фотография из Музея Эрец-Исраэль
В 1914 году, перед войной, барон Ротшильд приехал в Эрец-Исраэль.
Барон отправился посещать крестьянские дома. Он хотел дать возможность крестьянам пожаловаться ему лично на тяжелую жизнь.
Когда он вошел в дом крестьян Матвеевых, крестьянка так разволновалась, что настоящий барон (!!!) пришел в ее дом со своей пышной свитой, то она, чуть ли ни на колени пала, истово крестясь и говоря: "Спасибо, батюшка барин!"



Самым ярким отличием субботников от всех евреев было то, что все евреи, не важно из каких стран они прибыли, молились на иврите по одним и тем же книгам. У субботников были свои молитвенники, ивритско-русские. Эта была первая община из России, которая совсем не знала иврита.
Это страница из молитвенника дедушки Эстер. Они молились по-русски, и не попадали в такт в синагоге.
Им говорили: "Что вы все молитесь по-русски? давайте уже молитесь на иврите. Б-г не знает русского!"
А субботники отвечали, что когда они молятся по-русски, то Б-г стоит у них за плечами и читает параллельный ивритский текст.

Мечты первых субботников-евреев

Вот что сказал Авраам Куракин в конце своей необычной жизни, которую он начал как православный житель Поволжья и звонарь на колокольне, а закончил как еврейский крестьянин в Эрец-Исраэль: "Я все сделал в моей жизни, чтобы стать евреем. Старался выполнять все заповеди. Знаю наизусть Тору, но все же я не семя Авраама. Утешает меня только одно: мои дети и внуки, надеюсь, выйдут замуж и женятся на евреях по рождению и кровь Авраама вольется и в мою семью. И в один прекрасный день все забудут, откуда мы приехали и мы будем как все евреи."
С расстояния в пять поколений можно без сомнения сказать, что Куракины, безусловно, стали частью еврейского народа. Четверо их сыновей погибло в разных войнах Израиля. Последний погибший в 1997 году был Йоси Куракин, подполковник ЦАХАЛа.

Фотографии из семейного архива Шмуэли.



Свидетельство о рождении дедушки Эстер, Тувии. Выдано во времена правления Османской империи.



Рабочие на ферме, которая выращивала табак. В белой рубашке во втором ряду справа, дед Эстер, Тувия.



Школьницы, среди них дедушкина сестра, вторая справа.

Их легко отличить внешне, другой тип лица.

В семье Шмуэли ее дедушка Тувия женился на девушке из семейства больших цфатских раввинов.



Папа Эстер в 50е годы женился на новой репатриантке из Марокко. То, что хотел Куракин, осуществилось.

Таким образом мечты первых субботников сбылись, они полностью растворились в еврейской, израильской среде.

Субботничество тогда не закончилось. До сих пор эта дорога ведет абсолютно русских людей в евреи, до сих пор в Израиль приезжают субботники. На них не распространяется Закон о возвращении. Каким образом они попадают в Израиль? Есть объединение раввинов "Шавей Исраэль", которое считает, что не так важна кровь, как важны устремления. Объединение помогает субботникам переезжать в Израиль.
В Воронежской области в деревнях Ильинка и Высокое и сейчас живет немало субботников. Они ждут, когда уладят формальные вопросы, чтобы переехать в Израиль.
В мошаве Итав (ייט"ב) живут субботники, приехавшие в Израиль в 1993 году.

Как субботники корни искали.

В наше время "поиск корней" модный вид спорта модное увлечение современных израильтян. Потомки субботников не обошли это увлечение своим вниманием.

Есть семьи субботников, где родители не рассказывали своим детям о прошлом, о предках. Прошлое было вычеркнуто, так как субботники очень хотели стать настоящими евреями и не хотели вспоминать о своих русских корнях. Тем не менее, в деревнях, из которых они уехали, у них остались родственники. Дети в семье Шмуэли и не узнали бы об их наличии, если бы не одно старое письмо, у которого своя, отдельная история.

В 1951 году умерла жена Элика Мирьям и он вдруг вспомнил, что в деревне, в Поволжье осталась его первая любовь Лиза. Он подумал, что может быть она станет его второй женой. Элик, видимо, думал, что время в Эрец-Исраэль идет не так как в России, и там все осталось, как он оставил. Он написал Лизе письмо и она ему ответила:
"Дорогой Илюша! Это письмо пришло слишком поздно, в нашем возрасте думать о любви большой грех. Разве можно думать о том, что мы можем быть мужем и женой, когда мы одной ногой уже в могиле? Я тебя любила, когда была молодой и думала, что ты возьмешь меня в жены... Благодаря мужу Рафи я живу и ни в чем не нуждаюсь. Только я больна...."

Кроме того, она написала, что происходило в деревне.
Из семьи Протопоповых осталось 3 сына и много их родственников...

Благодаря этому письму в семье Эстер всегда считали, что у них есть родственники в Поволжье, и что когда-нибудь они поедут их проведать. Но серьезно об этом никто не думал, пока Эстер не решила это осуществить. Они даже толком не знали названия деревни, где жили их родственники...

В 2009 году писатель Йоав Регев выпустил книгу "Субботники в Галилее".



Регев прошел по всем поселкам Галилеи, где жили субботники и выяснил, кто откуда родом. Благодаря этой книге Шмуэли узнали название деревни в Поволжье, где могут жить их родственники. Также они нашли своих родственников в Кфар-Йоашуа. Первые приехавшие субботники не сохраняли родственных связей и не учили детей русскому языку.

Эстер встретилась с Эйтаном Куракиным, оба пятое поколение субботников, и показала ему документы из семейного архива.
Эйтан Куракин был сильно впечатлен всеми этими документами, так как его дедушка сжег все документы и у них в семье не осталось ничего от той русской жизни. Детям не разрешалось задавать вопросы о той прошлой жизни, они должны были стать настоящими евреями.



Фрагмент двора Эстер.

В этом дворе собралось 120 человек, потомков семей субботников. Их было сложно найти и собрать, но в конце-концов они собрались. Далеко не все потомки субботников хотели вспоминать о своих предках.
Когда Эстер позвонила одному из семьи Нечаевых, он начал на нее кричать: "Что ты делаешь? Зачем ты ворошишь прошлое?? Кому это нужно? Надо ждать еще 2-3 поколения, когда все уже будет полностью забыто!"
Брату Эстер позвонила дальняя родственница и сказал, что из-за него его ее дочери никогда не выйдут замуж. Он решил проверить, действительно ли он причина? Оказалось, что одной дочери 56 лет, другой - 58 лет.

Из Нижней Галилеи в Поволжье.

Потомки субботников нашли деревню, откуда вышли их предки, деревню Солодники, в которой сейчас живет 2000 человек. Они выяснили, что в деревне знают, что 5 поколений назад часть семей прошла гиюр и уехала в Святую землю.
25 человек из потомков шести семей субботников отправилось в Поволжье, для этого пригласили трех переводчиков. Сами потомки русского не знали. Переводчики были из алии 90х, они подготовили потомков субботников к тому, что они увидят в современных российских деревнях. Израильтянам тяжело представить, что в деревнях может не быть ни одного трезвого.

Первая деревня на их пути была Заплавное. Там их встретили с большим уважением жители деревни. Встреча была очень трогательная. Эта деревня, откуда приехали Дубровины. Там есть небольшой музей, рассказывающий о прошлом деревни. В музее гостям показали фотографии семейства Гришиных. Один из Дубровиных, приехавших из Израиля, знал, что он каким-то образом связан с семьей Гришиных, но не знал, как.
В Израиле все знают, про Йоава Дубровина, того самого, который купил землю в районе Хулы и потерял всю семью от малярии, так что в живых остался только он сам и внук. Еще в России, до гиюра, Йоав хотел жениться на дочери Гришиных, а Гришин уже на тот момент был евреем. И Гришин сказал Дубровину, что если он хочет жениться, то пусть пройдет гиюр. Дубровин прошел гиюр, женился на дочери Гришина, которая родила ему двоих детей. К сожалению, она очень быстро умерла. Тогда, как это принято в еврейских семьях, Йоав женился на ее сестре Рахели и уехал в Эрец-Исраэль, а двое детей от первой жены остались в России. Таким образом, в России есть внук Йоава Дубровина, от первого брака, который живет в Волгограде. Его зовут Слава Гришин.
Израильтяне пригласили Славу в гости в Израиль. Когда он приехал сюда, то его отвезли посмотреть знаменитый дом Дубровина (дом его деда), ныне музей.



מאת Tomer hu - נוצר על ידי מעלה היצירה, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36344561

Здешний внук Дубровина живет в Хайфе. Есть еще потомки дочерей Дубровина, но фамилия сохранилась только у внука.
Еще выяснилось, что брат Славы Гришина приехал с нашей алией, в 90е и живет в Нагарие.
Таким образом оказалось, что есть три внука Дубровина от двух его жен, сестер. Все друг о друге не знали.



Потомки субботников прибыли в деревню Солодники.



Первое, что увидели - церковь. Та самая, где Куракин звонил в колокола. Им на встречу вышла представительница церкви и сказала: "Очень хорошо, что вы прибыли. Пожертвуйте нам на ремонт церкви!"

На выходе из церкви израильтяне увидели огромную братскую могилу погибших во Второй мировой войне. В списке погибших были Куракины, Матвеевы, Протопоповы и Нечаевы, родственники наших субботников.

Их привели к Куракину, родственнику семьи израильских Куракиных. Выяснилось, что он знает историю семьи. Израильтяне решили провести Куракину генетический экзамен. У Куракиных большой палец определенной формы, сильно вывернутый наружу. Они попросили российского Куракина положить руку на стол и все остальные Куракины положили свои руки рядом, оказалось, что у них у всех есть это семейное отличие.

Потомки субботников ехали в Поволжье не очень понимая куда и зачем, с надеждой найти хоть кого-то... Решили - найдем - хорошо, нет так нет. В крайнем случае посмотрим на место, откуда вышли наши предки. Но встретили представителей двух семей, Дубровиных и Куракиных. Этим летом Эстер собирается туда еще раз, чтобы искать кого-то из своей семьи.



Эстер Шмуэли - известный в Израиле экскурсовод. Она проводит курсы повышения квалификации для экскурсоводов и многие экскурсоводы приезжают к ней по несколько раз. Она водит экскурсии по Седжере, где у каждого дома своя интересная история.

В наше время в Седжере производят оливковое масло и сдают циммеры.

Рассказ Эстер я услышала благодаря экскурсоводу Инне Чернявской и ее двухдневной поездке в районе Кинерета.

Из этой поездки я уже рассказывала о курдских евреях Евреи, не вернувшиеся из Вавилонского пленения

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

деревни, люди, Израиль, экскурсии

Previous post Next post
Up