Американская колония в Иерусалиме

Jun 23, 2016 09:20



Сейчас даже тяжело себе представить, что эта шикарная гостиница начиналась как христианская религиозная коммуна, жившая по аскетическим законам. Но что поделать, на Святой земле что только не происходило. На всем протяжении своей истории она привлекала как евреев и мусульман, так и христиан всех направлений. Одни крестовые походы чего стоят...
В конце 19 века в Иерусалиме поселилась группа христиан-фундаменталистов, об их доме, в дальнейшем превратившемся в гостиницу, я и расскажу.



Есть в Иерусалиме гостиницы, которые можно считать музеями. В крайнем случае памятниками своей эпохе или свидетелями времени. Мне мало где толком удалось побывать... разве что в ИМКе и только снаружи, а в "Кинг Давид" ("Царь Давид") только издали. И когда представилась возможность походить с экскурсией по гостинице "Американская колония" ("American Colony Hotel"), то разве я смогла отказаться?



Первый взгляд на гостиницу: утопающее в цветах здание, и цветы эти растут тут очень давно. Такое у нас не часто встретишь.



Во многом история Американской колонии напоминает историю израильских кибуцов, которые начинались с аскетической жизни, полной ограничений и тяжелого физического труда. Теперь же, многие из тех, что числятся кибуцами, и не прошли приватизацию, а живут за счет разнообразных коммерческих предприятий, как рантье, но продолжают считать себя кибуцами. Хозяева гостиницы, потомки первых коммунаров, хотя бы не говорят, что они до сих пор коммунары.

Американская колония в Иерусалиме (American Colony) была поселением общины утопистов из США и Швеции. Община состояла из христиан-фундаменталистов, которые мечтали жить в коммуне и заниматься благотворительностью в помощь жителям города.

Все началось в 1881, когда Анна и Горацио Спаффорд прибыли в Иерусалим во главе группы христиан-фундаменталистов, американцев, уроженцев Чикаго.



Анна Спаффорд

Что толкнуло семью Спаффорд решить начать новую жизнь на новом месте во полне зрелом возрасте? Ответ прост: катастрофы, свалившиеся на эту семью...
Сначала большой пожар в Чикаго, когда погибло их имущество, затем гибель четырех дочерей во время плавания в Европу в отпуск, откуда вернулась одна Анна, и в финале, смерть их маленького сына от скарлатины. Церковная община евангелистов-протестантов изгнала их, считая, что такие трагедии случаются только с грешниками. Да и как они сами должны были себя ощущать? Они решили покинуть церковь, к которую посещали и которая их выгнала, и переехать на Святую землю и искать там спасение. Они хотели поселится в Святом городе - Иерусалиме и трудится на пользу жителей этого города. Их группа состояла из 13 взрослых и 3 детей и они основали религиозную коммуну-колонию, идущую по дороге первых христиан.
После смерти Горацио главой колонии стала Анна Спаффорд, управлявшая коммуной до своей смерти в 1923 году.

В Иерусалиме они сняли здание в мусульманском квартале в Старом городе.

Внутри коммуны действовали определенные законы, по которым жили ее члены. Были запрещены половая жизнь и браки, они пытались жить как в монастыре, раздельно мужчины и женщины (несколько лет, не все время существования колонии, в 1904 это было отменено). Честно говоря, я так и не поняла, что же было до 1904 года с уже существовавшими семьями. В разных источниках написано по-разному, а на экскурсии больше говорили о современности, чем о прошлом.
Кроме того, был запрещен распад основных семей, то есть люди не могли развестись. Но при этом жили раздельно? Не нашла ответов на эти вопросы.
Были ограничены связи с остальным миром, происходили ежедневные собрания с исповедью и в дальнейшем проводилась религиозная стратификация.

Даже в первых еврейских кибуцах не было такого сурового подхода к жизни... Максимум, это когда дети жили отдельно от родителей и кибуцное собрание могло не разрешить жениться\выйти замуж не за кибуцника.

Но вернемся к христианам-фундаменталистам.

В 1896 к колонии присоединилась группа из нескольких десятков членов шведской евангелистской общины Чикаго и из Швеции, во главе которой стоял Olaf Henrik Larsson.



С увеличением общины до 150 человек, дом, который снимала община, стал мал и встал вопрос о поиске нового дома. К счастью для колонии, в Иерусалиме нашелся подходящий дом. Умер паша Рабба Дауд Амин Эфеди Эль-Хусейни, и не смотря на то, что у него как у правильного мусульманина, было 4 жены, у него не осталось наследников мужского пола и дом был выставлен на продажу. Благодаря этому у колонистов появилась возможность сначала снять, а позднее и купить это здание с землей вокруг него. Здание находилось за стенами Старого города.

Коммуна должна была сама удовлетворять основные потребности ее членов, как материальные так и духовные: одежда, пища, воспитание детей, религиозная и общественная деятельность ее членов и т.д.... Для этого надо было трудиться. Новый дом был как раз удобен для этого. Он стоял отдельно на большом участке земли. Шведы, в основном, бывшие крестьянами, имели сельскохозяйственные навыки, которые помогли экономическому успеху коммуны.
Также шведы были искусными ремесленниками и сразу занялись делом. Была создано большое хозяйство с коровами, свиньями, кузницей, пекарней, молочной фермой, столярной мастерской, а также с успешным фотографическим ателье. Они также занимались ткачеством, открыли мясной магазин и рамочную мастерскую.

В гостинице на первом этаже, рядом с холлом, можно увидеть старинные инструменты и фотографии, рассказывающие о жизни коммунаров.



Столярная мастерская и инструменты, которыми в ней работали.





Члены коммуны занимались филантропической деятельностью для жителей разных районов Иерусалима. Так как их деятельность не была миссионерской, то и христиане, и мусульмане и евреи им верили. Особые отношения были у них с еврейской общиной выходцев из Йемена, которая особенно нуждалась, так как получала меньшую поддержку, чем другие еврейские общины Иерусалима.



Отдельно надо сказать о фото-студии, которую открыли колонисты.
Благодаря их деятельности до нас дошло множество фотографий Иерусалима и Святой земли, которые документировали жизнь в те времена.
Фактически, студия была основана в 1898 году. Члены коммуны использовали оборудование и материалы, привезенные из США. В том же году они сделали множество фотографий во время поездки Вильгельма II по Святой земле и эти фотографии вызвали большой интерес.
В течение полувека фотографы колонии фотографировали Иерусалим и Святую землю. Фотографии ныне находятся в библиотеке Американского Конгресса и представляют собой документальное свидетельство непростой жизни Иерусалима и Святой земли в первой половине 20 века.

Вот отдельные фотографии, которые можно увидеть в гостинице.





Иерусалим, Старый город.



Цитадель Давида.



Вид на Яффо.



Камень основания внутри Купола Скалы, фотография 1910г.

В 1900 в Иерусалим приехала шведская писательница Сельма Лагерлёф, в будущем лауреат нобелевской премии. Она легко нашла общий язык со шведами, членами колонии, очень подружилась с Анной Спаффорд, руководительницей колонии. Ее посещение и проживание вместе с членами колонии вдохновило ее на написание романа "Иерусалим". Роман был напечатан в 1901-1902. В центре сюжета судьба крестьянских семей, которые отрываются от родной земли и переселяются в Иерусалим, в поисках своей веры. В книге описаны немалые трудности и разочарования членов колонии.
Честно говоря, я думала, что она получила Нобелевскую премию за этот роман, но оказалось что за "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...

Гостиница в этом здании появилась в 1902 году благодаря барону Платону Григорьевичу Устинову (дед известного артиста Питера Устинова). Барон держал дорогую гостиницу в Яффо и уровень гостиниц турецких постоялых дворов в тогдашнем Иерусалиме не устраивал его и его гостей, желавших посетить Святой город. Барон увидел потенциал в колонистах, выходцах из США и Европы, для создания нормальной гостиницы.



До 1906 года существовал продолжительный конфликт между колонией и американским консульством в Иерусалиме. Консулы видели в колонии религиозную секту, которая действовала не всегда в интересах США. Это был тяжелый конфликт для колонии, так как в те времена у консула были судебные права и члены колонии были зависимы от консула, который регистрировал рождения, браки, смерти, порядок похорон, перевод денег и пр...

Во время Первой мировой войны Святую землю охватил серьезный экономический кризис, из-за нападения саранчи и турецкой армии, которая была в большом количестве размещена в этих местах. С началом Первой мировой войны многие иностранные граждане покинули Святую землю, но жители колонии решили остаться в Иерусалиме, и помогать жителям города: они поддерживали бесплатные столовые, больницы, сиротские приюты и другие благотворительные учреждения. Такая деятельность была возможна на протяжении всей войны благодаря тому, что США во время войны были нейтральной страной часть войны. Американские корабли в большую часть времени были почти единственным каналом поставок в Османскую империю из остального мира.
Именно этим путем сюда попадали деньги, которые собирал Джойнт с помощью американских евреев для раздачи еврейским общинам и деньги на благотворительность, осуществляемую Американской колонией.

Окончание войны и смена правительства на Британский мандат положительно повлияла на экономику этих мест и на ситуацию с Американской колонией. Колонисты с легкостью нашли общий язык с правительством Британского мандата. Фотографы колонии фотографировали основные события и официальные мероприятия. Они сопровождали развитие еврейского ишува и основные события в нем. Фотографы также добрались до Египта, Сирии, Судана, Ливана, Ирака и там тоже документировали жизнь местных жителей и европейских колониалистов. В это самое время начались идеологические трения между членами колонии. Поколение основателей ушло и сменилось вторым поколением, родившимся в Иерусалиме, ненавидевшем строгие ограничения и призывавшим идти против вождей, последователей спаффордов. В начале 30х годов усилились различия во мнениях среди членов коммуны и начался уход из общины и раздел имущества. Отдел фотографии колонии превратился в фото-сервис под руководством члена колонии Арика Матсона.
Через несколько лет после Второй мировой войны Американская колония перестала существовать как религиозная община, но отдельные члены общины продолжали трудится в городе. Война за независимость в 1948 году разделила Иерусалим на две части и колония осталась на территории Иордании. Члены колонии не смогли найти свое место в иорданском городе и большинство уехало в США или в другие страны.

В конце 50х, когда умерли все основатели колонии, гостиница была превращена в гостиницу, которая работала в Восточном Иерусалиме под именем "Отель Американская колония". Она находилась рядом с международной границей между Израилем и Иорданией. После Шестидневной войны и объединения города, гостиница продолжала работать. Она и теперь находится в Восточном Иерусалиме недалеко от Западного, и поэтому в ней любят проживать журналисты разных стран, освещающие жизнь в Иерусалиме.

Совсем недалеко от гостиницы находится очень интересный музей, Музей Рокфеллера. О нем я писала тут

Для создания современной гостиницы, старое основное здание было отремонтировано, расширено, но был сохранен его исторический характер. Был подчеркнут его международный, я бы сказала, восточный характер, в его оформлении нет ничего израильского.
Гостиница принадлежит потомкам колонистов, а управляется сейчас швейцарской фирмой.

Интерьеры гостиницы.












Это старинное приспособление для чистки обуви.



Гостиница популярна у деятелей иностранных СМИ и политиков, которые не хотят признавать де-факто израильский суверенитет над Иерусалимом. Кроме того, тут происходят встречи израильских политических деятелей и политических деятелей из Автономии.

В этой гостинице на протяжении ее существования жило много именитых гостей: сэр Уинстон Черчиль, сэр Лоуренс Аравийский, Сол Беллоу, лорд Алленби, Джон Ле Каре, Леон Юрис, Марк Шагал, Питер О'Тулл, Ричард Гир, Роберт де Ниро, Джордж Армани, Джоан Баэз.



Главное здание гостиницы изначально было построено как дворец для паши Рабба Дауда Амина Эфеди Эль-Хусейни (паша - высокий титул в политической системе Османской империи) и его четырех жен. Оно построено вокруг внутреннего двора, облицованного камнем и оформленного клумбами с цветами и фонтаном в центре. Двор в процессе оформления.



Анна Спаффорд во дворе основного здания.



В наше время весь внутренний двор зарос разнообразными растениями.



Из-за буйной растительности сфотографировать здания гостиницы, а сейчас их четыре, практически невозможно.



Растения дают тень и в саду можно позавтракать на свежем воздухе.



Завтрак обильный и гости подолгу засиживаются в саду.
Гостиница и ресторан некашерные. По утверждению работников гостиницы, это единственная гостиница в Иерусалиме, где на завтрак можно съесть жареный бекон.



Малая часть завтрака, которая была накрыта для туристов и почти съедена. Не успела вовремя сфотографировать :)

В гостинице 73 комнаты и 13 свит. Часть номеров исторические, часть современные.
Основное население гостиницы это американские и европейские туристы-христиане.



Исторический номер, зимняя спальня одной из жен паши. В наше время большой гостиничный номер.



Вид из окна этого номера.



Туалет номера. И здесь уж точно есть то, чего нет ни в одной другой гостинице не только Иерусалима, но и всего Израиля. Вы уже догадались, это - биде. Очень удобное гигиеническое приспособление, в наше время, почему-то не модное не только в Израиле, но и во многих других странах, за исключением Испании и Италии.



Гостиничный бассейн, в котором так приятно поплавать в тридцати пяти градусную жару, которая нас сопровождала в день посещения гостиницы.



Проходя между гостиничными зданиями в еще один гостиничный садик, и я снова порадовалась обилию зелени.



Еще один садик с массой растений. Часть этих растений - овощи. Их используют на гостиничной кухне по прямому назначению. Кстати, в гостинице есть ресторан, который работает в субботу.
Те, кто ищет ресторан в Иерусалиме, чтобы поесть в субботу - возьмите на заметку.



Артишок-переросток, который уже никто не съест. Он просто украшает собой садик.



Маленький водопадик с папирусами в глубине сада.

Эта историческая гостиница, к сожалению, не принимает большие туристические группы. Но небольшую группу или просто двух-трех человек они могут пустить походить по исторической части гостиницы, которая, фактически, музей Американской колонии религиозных фундаменталистов, просуществовавшей на территории Иерусалима около семидесяти лет.

Сайт гостиницы http://www.americancolony.co.il

Инфа:
http://www.americancolony.co.il/history
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%9E%D7%95%D7%A9%D7%91%D7%94_%D7%94%D7%90%D7%9E%D7%A8%D7%99%D7%A7%D7%90%D7%99%D7%AA_%D7%91%D7%99%D7%A8%D7%95%D7%A9%D7%9C%D7%99%D7%9D
https://en.wikipedia.org/wiki/American_Colony,_Jerusalem
http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%98%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC)
http://www.prichal.com/kniga/v-posteli-tretey-zheny

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

Иерусалим, гостиница, экскурсии

Previous post Next post
Up