Воздух уже наполнен дымом костров...

May 25, 2016 14:40



Как легко понять, что приближается Лаг Баомер? Да по глазам детей, которые взглядам хищников оценивают каждую сухую ветку, которую можно поднять с земли. Иногда я наблюдаю за небольшими детскими компаниями, которые катят коляски из супера, наполненные "дровами" для праздничных костров. С радостными криками в эти коляски складывается все, что по детскому мнению можно подобрать на улице и торжественно сжечь. Как-то я видела как дети тащили огромный деревянный поддон из супера и были по-настоящему счастливы...


И хотя этот праздник включает в себя разнообразные еврейские традиции, самая заметная из них, конечно же, костры, которые жгут и непосредственно в городах, создавая много дополнительной работы пожарникам.

Праздник включает в себя очень многое и я не буду пытаться охватить все, а расскажу только о части, по материалам выставки «Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм» в Музее Эрец-Исраэль.

Праздник отмечается в 33-й день Омера (18 ияра). Омер в иудаизме - устный счёт сорока девяти дней между праздниками Песах и Шавуот. Смысл названия Лаг Баомер: 33-й день по Омеру.



Одна из древних частей традиции, связанная с праздником, это традиция посещения могилы Шимона бар Йохая (Рашби) на горе Мерон, около Цфата. Он был одним из лучших учеников рабби Акивы и входил в число пяти учеников, переживших эпидемию и также принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы. Считается, что Рашби умер в Лаг Баомер в 2в.н.э.. В память об этом сложилась традиция посещать в день Лаг Баомера его могилу. Во время его кончины над телом вознесся видимый столб огня, и поэтому появился обычай во время праздника Лаг Баомер жечь костры. Также плясать и петь песни у косторов.



"Дети танцуют вокруг костра", тарелочка, производства завода Нааман, о котором я писала тут



"Танцующие с горы Мерон", Реувен Рубин, 1926г.



Празднование на горе Мерон, 1970г., фото М.Милнер.



Традиционная стрижка, на идише опшерениш, на иврите халаке, когда впервые стригут трехлетних еврейских мальчиков у могилы Шимона бар Йохая на горе Мерон в Лаг Баомер 1957г., фото М. Придан.



Флажок к Лаг Баомер, с изображениями костра, справа стрижка, раби Шимон бар Йохай, пещера Шимона бар Йохая и раби Элиэзера Бено, могила раби Шимона бар Йохая.



Стрижка и костер на изображении 50х годов прошлого века.

Лаг Баомер уже много лет рассматривается как праздник, в котором дети могут участвовать непосредственно.

И как обычно, мы можем многое узнать о еврейских обычаях и происходящем в Эрец-Исраэль из поздравительных открыток к Рош-Ашана (Новому году).
Эта открытка к Рош Ашана изображает Лаг Баомер (!).


"Стрельба из лука в Лаг Баомер в колонии Петах-Тиква", поздравительная открытка к Рош Ашана, 1910г. Открытка на идише, с изображением детей. Играть в лук со стрелами принято в память воинов Бар Кохбы.



"Мы праздновали" Л.Кипнис, иллюстрации З. Рабана, "Бецалель", Иерусалим, 1928г.

Старые детские журналы к празднику публиковали рассказы о традициях празднования.



"Лаг Баомер в лесу" 10 мая 1936г., журнал "Мой маленький мир", Варшава.



Еженедельник "Ацофе лейеладим" ("Скаут для детей"), выпуск посвященный празднику Лаг Баомер, 1948-1951.



Еженедельник "Ацофе лейеладим" ("Скаут для детей"), выпуск празднику Лаг Баомер, 1948-1951.



"Мишмар лейеладим" ("Караул для детей"), 1948г.

Плакаты, приглашающие праздновать Лаг Баомер, обращены к детям и молодежи.



Плакат ко дню молодежи, проводившийся в Будапеште 11 мая 1947г.



"Еврейские дети от имени Еврейского национального фонда", Иерусалим. Плакат на Лаг Баомер. 50е годы.



Гистадрут еврейских скаутов "День скаутов Джамбори (Всемирный слёт скаутов)" 1954г.

Бар-Кохба и Лаг Баомер.

Очень много рассказов к этому празднику было связано с Восстанием Бар-Кохбы и с самим Бар-Кохбой. Хотя восстание потерпело поражение, как раз в Лаг Баомер восставшие одержали большую победу над римлянами, что и празднуется. Сионистское движение с начала 20 века активно подчеркивало связь праздника с восстанием Бар Кохбы.

Считается, что истории об отношениях Бар-Кохбы и льва, которые так любили печатать в детских журналах к Лаг Баомеру и до сих пор рассказывают в детских садах и начальных школах, появились относительно недавно. В древних и средневековых рассказах о Бар-Кохбе нет никакого упоминания львов.

Только когда в 1840 году в немецком еврейском журнале раввин Шмуэль Меир напечатал произведение под названием "Бар-Кохба, король-мессия" появляется такой сюжет. В целом эта вещь имела реалистический характер, кроме рассказа о том, как Бар-Кохба борется со львом, побеждает его и скачет на нем.
В 1858 году в Вильно писатель и переводчик Кальман Шульман перевел этот роман на иврит и выпустил под названием "Гибель Бейтара, чудесная история о героизме Бар-Кохбы и разрушении Бейтара, от рук Адриана, римского императора." И в нем впервые на иврите появился рассказ о Бар-Кохбе и льве.
Рассказы об отношениях Бар-Кохбы со львом самые разнообразные: есть истории, где герой борется со львом, есть где они дружат с самого начала, во многих Бар-Кохба скачет на льве.

Это иллюстрации к рассказу о Бар Кохбе и льве художника Нахума Гутмана.


Лев и герой попадают в плен к римлянам. Римляне, конечно же, отправляют пленников на арену в Кейсарии для гладиаторских боев.



Но лев и Бар Кохба находят общий язык и вместе убегают из плена.

Оказывается, не все так однозначно в истории Бар Кохбы и льва.
Во время раскопок в Иудейской пустыне было найдено письмо, подписанное Бар Кохбой. На этом письме, кроме подписи есть еще и отпечаток печати с изображением человека, борющегося со львом. В те времена такой символ был весьма распространен в античных Греции и Риме. Достаточно вспомнить героя греческих мифов Геракла, да и Шимшон (Самсон), герой ТаНаХа победил льва. Игаэль Ядин считал, что это символ борьбы между Иудеей и Римом. Другие исследователи считают, что этим Бар Кохба подчеркивал, что он один из потомков дома царя Давида, символ которого лев Иегуды.
Возможно, что образ героя и льва нравился самому Бар Кохбе, не случайно он пользовался такой печатью.



Это не сжигают льва, а а огне костра дети видят его силуэт.

Иллюстрации художника Нахума Гутмана к в журналах "Давар лейеладим" ("Нечто для детей") к стихам и рассказам к Лаг Баомер 1941, 1955, 1957гг. Это рассказы об истории праздника.











Закончить я хочу одной современной картиной, представленной на выставке.



"Лаг Баомер", 2014, Элиягу Арик Боковза.
Не знаю как на ваш, а на мой взгляд, это откровенный наезд на национально-религиозный лагерь и на празднование Лаг Баомера. Как видите, тут изображен "ужасный, агрессивный, страшный" поселенец, а может и того хуже, один из "подростков с холмов" вооруженный не только луком, но и современным оружием, на фоне, естественно, "незаконных форпостов" в Иудее и Самарие. Может авторы выставки просто рубят сук, на котором сидят специально разместили эту картину в качестве завершения всей выставки, в качестве предупреждения: "Вот к чему приведет празднование этого агрессивного праздника" или "Так будет с каждым, кто будет воспитывать своих детей на примере Бар Кохбы".

Вы спросите, почему я показываю вам эту картину? Да потому что это наша израильская реальность, а из песни слово не выкинешь. И каждый из нас сам должен выбирать во что верить и как воспитывать своих детей, чтобы не пытались сказать израильские пост-сионисты. Это все НАШЕ, наша история, наши мифы и наша страна...

Еще раз повторю, что этот мой рассказ о празднике по материалам интереснейшей выставки «Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм», которая продлится до 20 июня 2016 года. Еще можно успеть посетить! Подробно о выставке я рассказывала тут. Единственная проблема выставки, на мой взгляд, это попытка авторов "развенчать культ Бар-Кохбы, уничтожить сионистский миф", и поэтому не стоит ходить по выставке с экскурсией, где эту идею будут до вас доносить изо всех сил. А если посетить выставку в одиночестве, то можно увидеть много замечательного материала, который обычно спрятан в запасниках израильских музеев.

Страница выставки на сайте музея http://www.eretzmuseum.org.il/530/
Куратор выставки - Сара Турэль.
Дополнительная информация на сайте: http://www.eretzmuseum.org.il

Часы работы МУЗА - Музея «Эрец-Исраэль»:
воскресенье, понедельник,
вторник, среда - с 10.00 до 16.00;
четверг - с 10.00 до 20.00;
пятница - с 10.00 до 14.00,
суббота - с 10-00 до 16-00.
Телефон для справок - 03-6415244.
Вход детям до 18 лет - бесплатный. Дети до 13 лет - в сопровождении взрослых. Для жителей Тель-Авива - скидка.
Адрес музея: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.
Карта, как доехать, автобусы: http://www.eretzmuseum.org.il/21/

Инфа:
https://no666.wordpress.com/2006/05/15/%D7%94%D7%90%D7%A8%D7%99%D7%94-%D7%A9%D7%9C-%D7%91%D7%A8-%D7%9B%D7%95%D7%9B%D7%91%D7%90/

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2225013.html.

выставки, музей, еврейское

Previous post Next post
Up