Самый знаменитый дом Бургундии (Hospices de Beaune или Hôtel-Dieu de Beaune).

Jan 08, 2016 10:11



Да, да, я не побоюсь этого слова, именно такой дом. Он включает в себя и замечательный музей, я бы сказала, почти единственный в своем роде, и в этом же здании проводятся знаменитые бургундские винные аукционы. Ну, на аукцион мы не попали, а вот музей посетили. Кроме того, это один из самых прекрасных примеров французской архитектуры пятнадцатого века.
Прежде всего хочу заметить, что "как бы понятные" каждому французские названия этого здания "хоспис" и "отель", в современном понимании этих слов, совсем не соответствуют тому, чем это здание было когда-то. Но, к сожалению, весь рунет забит именно неправильным названием, а значит, и неправильным пониманием сути этого места.
Попробую объяснить почему.





Это не только самый знаменитый дом Бургундии, это и самая знаменитая крыша Бургундии, которая принадлежит самому знаменитому дому Бургундии. Полностью здание снаружи сфотографировать невозможно, закрыто окружающими зданиями, а вот внутренний двор и есть "торговая марка" музея и всего города Бона, в котором музей находится.

Идея основания благотворительной больницы для бедных, а именно этим и был долгие годы Hôtel-Dieu в Боне, пришла в голову Николаю Ролену, канцлеру Бургундии. Строительство было начато в 1443 году, и это было первое учреждение такого рода в те времена.



Идея строительства такого рода учереждения понравилась Филиппу III Доброму, герцогу Бургундии с 1419 по 1467гг. А как вы понимаете, в таких вопросах без герцога никуда.
Это памятник герцогу в Дижоне.



Так изобразил канцлера Бургундии Николя Ролена (Nicolas Rolin) знаменитый Рогир ван дер Вейден, отдельные знаменитые работы его можно увидеть в этом же здании, включая этот портрет.



Супруга канцлера, Гигон де Салэн, также кисти Рогира ван дер Вейдена. Очевидно, что она принимала деятельное участие как в строительстве больницы, так и в ее работе.
На плиточном полу главного зала музея, "зала для бедных" представлены монограммы Николя Ролена и Гигоны де Салэн и девиз «Seulle» («Единственная»), сопровождающий эти монограммы, означает, что Гигона была единственной дамой сердца своего мужа. И это неудивительно, Гигон была третьей женой канцлера и была моложе его почти на 30 лет.

Давайте сразу разберемся, что такое хоспис по-русски, которым так упорно называет это здание рунет. Так вот, как утверждает таже легко доступная Википедия, и в данном случае я с ней совершенно согласна, хоспис - лечебное учреждение для оказания паллиативной помощи неизлечимым больным (преимущественно онкологическим) в последней стадии заболевания. И опять же, если вы погуглите это слово, то и получите медицинские учреждения именно этого направления. Но Николя Ролен создал совсем не последнее прибежище для неизлечимо больных, он создал больницу для бедных, для тех, кому нечем было платить за лечение. Он хотел, чтобы они поправились! Хотя кончено, и в те времена и сейчас это уж как повезет...
Больница для бедных и есть правильное название такого учреждения и музей именно ее мы и видим.
Теперь про отель. И это слово по-русски неправильно по отношению к данному учреждению. Это не отель в понимании "гостиница".

Теперь вернемся к самому зданию.

Необходимость создания больницы была вызвана тем, что после Столетней войны три четверти населения города Бона не имели средств к существованию и страдали от нищеты, голода, болезней... Канцлер и его супруга, создав это учреждение, снабжают его деньгами от ежегодной ренты от королевских солеварен и от своих виноградников. К ним присоединились и другие благотворители, жертвовавшие в пользу больницы не только деньги, но и произведения искусства, земельные наделы и недвижимость. Кроме того, некоторые оставляли завещания в пользу больницы. К настоящему времени Hôtel-Dieu является крупным землевладельцем и владельцем недвижимости в Боне. В основу музея легли подаренные картины и прочие культурные ценности.



Снаружи вы, прежде всего, не увидите знаменитую крышу...



..., а вот такую башню и надпись Hôtel-Dieu 1443, так что не перепутаете.



А во внутреннем дворе, уже после покупки билета в музей, можно любоваться на крышу сколько угодно. А она того стоит.



Две галереи, расположенные одна над другой, позволяли монахиням переходить из палаты в палату, прячась от непогоды.



Крыши покрыты разноцветной черепицей из глазурованной керамики.



Создали этот архитектурный шедевр ремесленники Бона, каменщик Жан Рато и плотник Гийом де Рат. Он внесен в список объектов, составляющих Всемирное наследие ЮНЕСКО.







Изображение этого двора со средневековым колодцем и монахинями, хлопочущими по хозяйству. Страница из книги, которую я сфотографировала в окне букинистического магазина.

Двор покидать очень жалко, уж очень красиво:) Но надо же и музей посмотреть.



Большой зал для "бедных" был открыт в 1452 году и сохранил свои первоначальные размеры (длина 50 м, ширина 14 м, высота 16 м).
Я уверена, что несмотря на красивое оформление, современные туристы не хотели бы оказаться больными в этой больнице.



Мебель в средневековом стиле была реконструирована в 19 веке.



Стены зала выполнены из дуба и увенчаны огромным готическим сводом. Замечательно украшены поперечные балки.



Почему-то считается, что разноцветные драконы, держащие в зубах поперечные балки, напоминают чудовищ ада. По мне так они веселые и симпатичные. Посмотрите, какие у них ровные белые зубы, подходящие для широкой голливудской улыбки.
Кроме того, рядом с драконами карикатурные изображения буржуа Бона.



Ухаживали за больными и полностью обслуживали больницу монахини. Эта монахиня принесла больному еду.
Стоявший недалеко от нас французский турист стал уверять нас, что в монахини шли некрасивые женщины, у которых не было шансов выйти замуж. Но создатели этого музея с ним не согласны: на всех изображениях монахинь тут, дамы как раз очень хороши.



Так выглядел этот зал в 19 веке.



Следующий зал, Зал Saint-Hugues, был построен в 1645 году и также предназначался для бедных. Видите веревку, свисающую сверху? Это простое приспособление помогало больному подниматься и садиться на кровати без особых усилий. До сих пор в современных больницах можно увидеть современные приспособления, в основу которых легла эта веревка.



Тут же дежурит медсестра-монахиня, готовая помочь или сделать назначенные процедуры.

Зал Saint-Nicolas.
Этот небольшой зал был предназначен для тяжело больных. В нем стояло 12 коек для пациентов обоего пола. Король Людовик XIV был этим так глубоко потрясен во время посещения больницы в 1658г., что установил ренту в 500 фунтов, чтобы мужчины и женщины содержались отдельно.



Сейчас в этом зале находится постоянная выставка, рассказывающая о Hotel-Dieu и его истории, в том числе здесь находится потрясающий макет здания из соломы, сделанный в восемнадцатом веке одним из пациентов.



Чтобы никто не сомневался из чего это сделано.

Еду больным готовили тоже монахини.



В настоящее время восстановлен облик кухни на начало XX века



Большая плита оборудована двумя кранами с горячей водой, с так называемыми «лебедиными шеями».



Большой камин в готическом стиле с двумя топками занимает центр комнаты.
Справа вертел, его крутит человечек, "мессир Бертран". Он одет в традиционный бургундский костюм, и вертит вертел, наблюдая за порядком на кухне.

Важной частью больницы была собственная аптека.



Готовых лекарств в те времена не существовало и все лекарства готовились в аптеке. Лекарства, естественно, делали монахини. На стене картина художника Charles Coquelet Souville (1751г.) изображает процесс приготовления лекарств в те времена. Растения для изготовления лекарств выращивались во дворе.



Я бы сказала, что это перегонные аппараты того времени. Они позволяли извлекать активные ингредиенты растений.



Ступки долгое время были важным инструментом аптекаря. Это бронзовая ступка бонского аптекаря Клода Морелло (1760). Дуга, приделанная к пестику ступки, позволяла уменьшить его вес и облегчала работу монахинь, готовивших лекарства. У меня в кадр дуга не влезла, но на следующей фотографии можно понять, как это работало.



Иллюстрация из старинной книги 17в., изображающая как тогда использовали дугу.



В этой комнате аптеки на полках находится коллекция из 130 фаянсовых горшков. Они датируются 1782 г. и далее. В них хранились мази, масла, таблетки или сиропы.



Больница просуществовала в этом здании до 1970г.

Зал Saint-Louis
Это помещение было построено в 1661г. и использовалось в качестве винодельни. Затем в нем стали печь хлеб, который ежедневно раздавался бедным. В 1828 году это взяли на себя пекарни Бона и зал был перестроен. Сейчас здесь выставлена типичная бургундская мебель и гобелены 15-17вв.













Тут же представлены и специальные чашки для дегустации вина.





В отдельном зале находятся самые ценные и самые знаменитые произведения искусства, хранящиеся в Hôtel-Dieu de Beaune.

Самая знаменитая вещь, это полиптих изображающий Страшный Суд, написанный по заказу канцлера Ролена знаменитым фламандским живописцем Рогиром ван дер Вейденом. Картина изначально висела в часовне, затем ее перенесли в отдельный зал.


Целиком я не смогла сфотографировать картину, вот фрагмент.



Фрагмент гобелена, также находящегося в этом зале. Это легенда о святом Элигие, который чтобы подковать брыкающуюся лошадь, которой овладел дьявол, отрезал ей ногу (так было удобнее ковать), а потом чудесным образом «прирастил» её обратно.



И еще один гобелен изображает Saint Antoine.

И в качестве завершения



Безуспешная попытка сфотографировать огромное здание Hôtel-Dieu de Beaune целиком.

Инфа:
http://www.hospices-de-beaune.com/index.php/hospicesdebeaune/L-Hotel-Dieu/Le-Musee/Le-circuit-de-visite

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

Бургундия, музей, Франция

Previous post Next post
Up