У евреев есть одна удивительная национальная черта. С одной стороны, они 2000 лет были вечными скитальцами не по своей воле, а с другой, упорно стремились возвращаться в те места, откуда их выгнали даже самым жестоким и страшным образом. Яркий пример тому город\сектор Газа, который и до сих пор почти каждый день на экранах ТВ. Помните мой рассказ о
еврейской истории этого места?
Вот и бургундский город Дижон оказался для евреев таким весьма привлекательным местом. Я и сама удивилась, когда стала читать о еврейской истории Дижона перед последней поездкой во Францию. Ведь несмотря на то, что евреев полностью официально выгнали из Франции в самом конце 14 века, они вернулись туда при первой же возможности, через каких-то 400 лет.
И стала я искать "еврейский след"...
"Ой, не шейте вы, евреи, ливреи..." (с) А.Галич
Первые упоминания о пребывании евреев на территории Галлии (древнее название Франции) относятся к I в. н. э.
И после этого евреи постепенно расселились по всей Франции.
В 11 веке в Бургундии упоминаются евреи-земледельцы. Тогда же существовали многочисленные еврейские общины, имевшие свои синагоги, школы и кладбища. В Дижоне евреи занимали два специальных квартала, в каждом из которых было по школе.
В конце 12 - начале 13 века один дижонский герцог подарил евреев из деревни Феней городу Дижону. При этом герцоги много брали у евреев взаймы и не отдавали, для чего издавались специальные распоряжения. Одно такое распоряжение разрешало христианам не возвращать деньги, взятые у евреев.
Были земли, которые евреи получали за долги от представителей церковной и светской власти. И такой земли было много. Что страшно возмутило церковных руководителей. И каким образом предлагается решить эту проблему? Отдать долги и вернуть земли? Нет, этот вариант не рассматривается. Просто земли у евреев конфискуются, а сами евреи изгоняются. Такой просто, удобный и хорошо знакомый принцип "все отобрать и поделить".
О размерах образовавшегося на этой почве еврейского землевладения во Франции достаточное представление дают те огромные суммы, которые выручены были при продаже конфискованных у евреев земель во время изгнания их при Филиппе Августе и впоследствии в царствование Филиппа Красивого.
Герцог Бургундский Роберт II (1272-1305) относился благосклонно к евреям, но после его смерти евреи Бургундии были изгнаны в силу эдикта Филиппа Красивого (1306), и их имущество было продано с аукциона.
"
Robert II of Burgundy" by Natalis de Wailly - Eléments de paléographie, Volume 1. Licensed under Public Domain via
Commons.
Вскоре этот эдикт был отменен, так что в 1315 г. евреи вернулись в
Оксерр, снабженные исключительными привилегиями от графа Шалонского, a в 1320 г. в Дижоне опять образовалась значительная еврейская община.
Но не долго музыка играла евреям жилось относительно спокойно.
Новая напасть пришла в лице "Черной смерти" - страшной эпидемии чумы 1348 года.
По всей Бургундии начались жестокие преследования евреев. Потому что на вопрос: "Кто виноват?" народ сразу ответил: "Евреи виноваты!"
Так, в соседнем с Дижоном Боне их обвинили в отравлении колодцев и это вызвало кровавую расправу над евреями.
"Сжигание евреев", 1349. Из европейских хроник.
"
1349 burning of Jews-European chronicle on Black Death" מאת לא ידוע - European chronicle, scanned and cropped from A History of the Jewish People by H.H. Ben-Sasson, ed. (Harvard University Press, Cambridge, 1976) p.564-565
ISBN 0-674-39730-4. ברישיון נחלת הכלל דרך
ויקישיתוף.
Филипп Смелый, герцог Бургундии с 1363 по 1404гг.
В 1320 г. еврейское кладбище было расположено недалеко от главной дороги в Бон. В 1373 Герцог Филипп Смелый за плату каждым евреем по золотому франку разрешил иметь собственное кладбище в самом городе; это кладбище просуществовало аж до их изгнания из Франции в 1397.
В 1374 г. бургундский герцог Филипп Смелый по просьбе Давида Леви и Иосифа из Сен-Мигеля разрешил 12 евреям поселиться в своих владениях; в 1379 г. десять еврейских семейств поселились в Д. Этот рост евр. населения вызвал недовольство, главным образом, горожан-торговцев, и штаты Бургундии требовали изгнания всех евреев (1382-1384); однако, когда евреи предложили герцогу 3000 ливров для продолжения войны с Фландрией, постановление штатов было аннулировано и евреям дана была возможность беспрепятственно проживать во владениях герцога. Кроме того, герцог дал евреям особые привилегии, в силу которых 52 семействам была гарантирована в течение 12 лет полная безопасности жизнь, если они будут вносить ежегодно в герцогскую кассу определенную сумму. Руководителями еврейской общины в это тревожное время, когда между герцогом и евреями заключались всевозможного рода договоры, были Иосиф из Сен-Мигеля и Давид и Соломон из Бальма. Как ни старался герцог Филипп Смелый уверить евреев в своих благодеяниях и в его твердой готовности строго соблюдать предоставленные им привилегии, евреи, однако, относились к словам герцога с большим недоверием и очень немногие из них оставались в Д. и других владениях герцога; так, в 1387 г. здесь насчитывалось всего 15 еврейских семейств.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона В 1397 г. Карл VI изгнал евреев из пределов Бургундии на вечные времена, освободив всех их должников от уплаты долгов. Вот как просто и удобно! Вопрос только, у кого занимать в долг?
И только гаргульи церкви Notre-Dame смотрели евреям в след...
Очень немногие евреи рискнули остаться в Бургундии, в частности в Дижоне, где их жизнь и имущество оказались лишенными всякой законной защиты.
Даже в начале 15 в., когда евреи встречаются в пределах Франции весьма редко, в Дижоне были немногочисленные евреи, упоминаемые в различных документах, например Соломон из Бальма (1417 г.).
Старая синагога находилась на улице Бюффон, называвшейся когда-то Еврейской улицей.
Современная улица Бюфон.
Помимо синагоги, дижонские евреи в Средние века имели также значительную молельню на улице Бюффон. Древнее кладбище находилось позади еврейского квартала, на улице Grand-Patet.
Филипп III Добрый, герцог Бургундии с 1419 по 1467гг.
Еще один знаменитый бургундский герцог, Филипп III Добрый. При его правлении в Дижоне практически не было евреев. Если евреи еще жили в городе Бенье-ле-Жюиф до 1431 г., то они были выселены Филиппом Добрым, лейб-медиком которого был еврей Хакин из Везуля.
Потому что, кому "добрый", а кому не очень.
В следующие 300 лет о жизни евреев в Дижоне нет никаких упоминаний, кроме решения Дижонского парламента от 1730 года, разрешить некоторым еврейским купцам из Бордо находиться Дижоне ежегодно во время ярмарки, в течение одного месяца; однако эта привилегия была через год отменена в силу специального распоряжения государственного совета, который постановил изгнать евреев из Бургундии как лиц, «ведущих вредную для бургундских городов торговлю».
Только Великая Французская революция дала евреям возможность вернуться в Дижон.
"Декларация прав человека и гражданина", 1789. Находится на стене в проходе Дворца бургундских герцогов.
Евреи вернулись в Дижон после 1789 года. Преимущественно это были выходцы из Эльзаса.
По возвращении в 1789 г. евреев в Дижон, они приобрели небольшой участок земли в северо-западной части города, который превратили в кладбище. Оно было закрыто в силу гигиенических соображений в начале 20 века.
В 1803г. община насчитывала 50 семей, в 1869г. 100 семей, в 1902 г. около 400 человек.
"Где тут братцы синагога?" (с) А.Галич
После Великой французской революции и возвращения евреев в Дижон, синагога долго кочевала с улицы на улицу.
Только в 1869 году город предоставил бесплатную землю для строительства синагоги и через 10 лет, в 1879 году синагога была открыта для молящихся.
«
Synagogue de dijon » par Scanné par Claude_villetaneuse - Collection personnelle. Sous licence Domaine public via
Wikimedia Commons.
Синагога находится на одной из лучших улиц города, в самом центре его, на углу бульвара Карно и улицы Синагоги.
Синагога была построена в неовизантийском стиле, архитектурном стиле модном в конце 19 - начале 20 вв.
Синагогу спроектировал архитектор Alfred Sirodot по модели Парижской синагоги на улице де ла Виктуар. До этого он построил много церквей и домов в Дижоне и окрестностях. Говорят, что синагога была его любимой работой... Одна проблема, он не был евреем, а был масоном, не "жидо-масоном", как хотелось бы, а просто масоном.
И потому декор синагоги включает в себя масонские символы, не имеющие отношения к иудаизму... Вот такой масонский треугольник.
Говорят, что где-то есть даже отверстие в чугуне в форме свастики. Но в конце 19 века свастика еще не был эмблемой фашизма, так что не так и страшно, хотя, конечно, совсем не по-еврейски...
А это не знаю что. Вы как думаете? Может все-таки Ковчег Завета?
Ну хоть это изображение можно считать изображением Скрижалей Завета.
Синагога также украшена витражами из парижской мастерской Эжена Удино, схожими по стилю с Большой парижской синагогой. Удино учился живописи в студии Делакруа, но ему это не помогло: он сделал многочисленные окна синагоги с текстом на иврите, языка совершенно не зная и не зная символику иудаизма. Видимо, кто-то написал ему текст на иврите, а он срисовывал. Поэтому на витражах есть описки, а символы далеки от еврейских. Мне, к сожалению, не удалось побывать внутри и сфотографировать эти витражи, но вот
тут можно на них посмотреть. Это рассказ Мишеля Леви, члена еврейской общины Дижона, предки которого выходцы из Эльзаса.
У меня такое ощущение, что архитектор еще и позаимствовал идею крыши синагоги у находящейся неподалеку церкви Saint-Michel, построенной в 16 веке.
В церкви есть и масонская символика, столь близкая сердцу архитектора синагоги. Узнаете треугольник?
Во время оккупации во время Второй мировой войны, синагоге, можно сказать, что очень повезло: немцы использовали ее в качестве склада, и не разрушили. Были утеряны только оригинальные скамьи для молящихся.
Так синагога выглядит изнутри.
«
Intérieur Synagogue de Dijon » par
Twibo2 - Travail personnel. Sous licence
CC BY-SA 3.0 via
Wikimedia Commons.
С 1989 года синагога зарегистрирована как исторический памятник. При этом она не фигурирует на карте, выдаваемой туристам в Дижонском туристическом офисе.
Улица, ведущая к синагоге, была совершенно пустынна, когда мы по ней прошли в середине дня, и кроме четырех автоматчиков-полицейских, которые охраняли синагогу и которых нельзя фотографировать по французским законам, нам никто не встретился.
Синагога не является музеем, как например, в
Карпантра (Carpentras) или в
Томаре. Ее открывают только во время молитв. Высоченный забор отделяет синагогу от улицы и выглядит все это не слишком гостеприимно.
Где эта улица, где этот дом?
Странный проулок был обнаружен нами практически напротив синагоги. Он называется "Улица имени раввина Эли Ципера, погибшего в депортации, награжденного Медалью Сопротивления и Военным крестом. 1908-1944".
Должна сказать, что раввин Ципер был по-настоящему героической личностью...
Он родился в 1908 году в Емильчино на Украине, недалеко от Киева. Его родители были убиты во время погрома, а сам он в 1922 году эмигрировал во Францию. Он учился в Париже и получил степень бакалавра по философии в 1927 г.. С 1927 по 1932 г., он учится в Сорбонне, и параллельно в раввинской школе в Париже. Школа являлась частью религиозного сионистского движения Мизрахи.
В январе 1939 года его назначают раввином еврейской общины Дижона.
Предупрежденный заранее о планах немцев уничтожить синагогу, раввин Ципер спас предметы еврейского религиозного культа из синагоги.
В сентябре 1939 года он становится армейским раввином и без устали посещает солдат на линии Мажино и в больницах. В мае 1940 года, когда армия отступает, он попал в плен, но сумел сбежать.
В декабре 1940 года Э. Ципер был назначен заместителем раввина Перигора. В районе Дордони находилось тогда 12000 еврейских беженцев. Он выполнял все обязанности раввина, его так и называли "раввин беженцев". Он также занимался размещением беженцев, выполнял все формальности с местными властями и обеспечивал нуждающихся одеждой. Кроме того, организовывал кружки для молодежи.
С 1943г. года он активно участвовал в Сопротивлении, а в 1944г. он был арестован гестапо.
Раввин Ципер был убит нацистами в 1944г. в Каунасе (Литва), ему было 35 лет.
В 2008 году, эта улица, которую вы видите на фотографии, получила имя раввина Эли Ципера в честь столетия со дня его рождения. Должна сказать, что на эту улицу не выходит ни одного дома, нет ни одного номера дома по этой улице, так что ни на одном почтовом отправлении не будет адреса с названием этой улицы и ни один человек не будет иметь адрес дома на этой улице...
Вот и объясните мне, для чего нужно таким абсурдным образом увековечивать память такого замечательного человека?
"Многозначительная" сова.
На северной стороне церкви Notre-Dame, построенной в 13 веке находится часовня, построенная в конце 15 или начале 16 века.
На одном из углов этой часовни находится скульптура, которую принято считать совой. Опять же, считается, что сова так стерта, потому что, если погладить ее левой рукой, то вас будет сопровождать удача. И из-за многочисленных желающих получить удачу, у совы не хватает так много деталей.
Церковь Notre-Dame.
Но об этой же самой сове говорят и другое.
Есть одно из средневековых поверий, рассказывающее о том, что христиане считали, что евреи как ночные хищные птицы предпочитают темноту своей религии свету Евангелия. Эта сова, которая в данном случае символизирует евреев, находится к северу от церкви (сторона без солнца, без света), и вне католической святыни, которая на фотографии.
Но тут появляется некое противоречие, ведь часовня построена самое раннее в конце 15 века, а евреев-то выгнали из Франции еще в 14. То есть землетрясения нет, а жертвы есть евреев тут уже нет, но всякие мрачные суеверия о них вполне себе существуют...
И хотя светлый образ совы в Средние века был замаран, Дижонский туристический офис выбрал ее в качестве символа городского туризма, и указателя туристических маршрутов. В мостовую исторической части города вмонтированы такие металлические таблички или указатели с совой.
И хотя в Средние века сову уподобляли евреям, к синагоге эта сова не ведет.
На фотографии сова с номером указывает на какой-то исторический объект, который соответствует номеру на карте, выдаваемой туристическим офисом.
Слева мои ботинки, чтобы вы не сомневались, что это мостовая.
В целом еврейская община Дижона в настоящее время состоит из 240 семей, в основном выходцев из стран Магриба, но также есть и выходцы из Эльзаса и из Восточной Европы.
Еще в 2008 году в Дижонском археологическом музее можно было увидеть надгробные плиты, фрагменты надгробий и другие религиозные артефакты еврейского наследия 12-13 века. Мы этот музей посетили и ничего этого не обнаружили... Может просто выставка была и закончилась. В общем, что сказать, Дижон не
Рим, в нем сложно найти что-то еврейское...
Инфа:
https://fr.wikipedia.org/wiki/Elie_Cyperhttp://www.istmira.com/istsrvk/evrei-v-drevnosti-i-v-srednie-veka/page/148/https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%94%D0%B8%D0%B6%D0%BE%D0%BDhttps://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8Fhttps://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8Fhttps://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8Fhttps://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%94%D0%B8%D0%B6%D0%BE%D0%BDhttp://judaisme.sdv.fr/histoire/rabbins/cyper.htmhttp://www.bienpublic.com/grand-dijon/2012/05/02/rabbin-elie-cyper-parmi-tant-d-autreshttp://la-loupe.over-blog.net/article-cyper-elie-59062474.htmlhttp://dijoon.free.fr/chouette.htmhttps://en.wikipedia.org/wiki/Church_of_Notre-Dame_of_Dijon This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/