Я хочу вам рассказать о вещах, которые не часто прорываются не только на страницы израильских СМИ, но и вообще мало известны. А зря. Места эти необыкновенно интересные, а уж люди, там живущие, просто невероятный "человеческий материал", который сложно встретить где-либо еще. Многие из них настоящие первопроходцы, я бы сказала, новой формации:) Кроме того, немного об истории поселенческого движения, о жертвеннике Иешуа Бен Нуна, о профессионализме победившем идеологию, о точке, с которой можно увидеть почти все границы государства Израиль и многое другое.
Эта часть будет посвящена сильной половине человечества, поэтому я назвала ее мужественной, а вторая - прекрасной половине человечества, так как назвать этих дам "слабой" половиной, просто язык не поворачивается.
Эта экскурсия была в прошедший Песах, и практически без рекламы, собрала такое количество желающих, что пришлось заказывать еще один автобус и звать дополнительного экскурсовода...
Экскурсия была посвящена не населенным пунктам, а встречам с отдельными людьми, в них живущими. Но одно без другого не бывает, и я расскажу о том и о другом.
Вся прелесть в том, что наше славное государство после Шестидневной войны никогда не имело четкой ассертивной позиции по отношению к освобожденным армией территориям. То наши политики были за поселенческое движение в Иудее и Самарии (Шомроне) и Газе, то против, исходя исключительно из собственных сиюминутных интересов. То И.Рабин с Ш.Пересом были друзьями поселенцев, то подписывали Ословские соглашения, то А.Шарон лично выбирал места будущих поселений, то выселял Гуш-Катиф...
Нынешние поселения существуют не благодаря этим политикам, а благодаря "частной" инициативе большой группы людей, которая хотела там жить. Для многих из этих людей, эти места помимо всего прочего, места напрямую связанные с иудаизмом, с еврейской традицией.
Первое место, куда приходит наш праотец Авраам до Шхема, это Элон-Море. С 1974 года было 8 попыток воссоздать это поселение в Шомроне и три раза основывалось поселение. Проходили демонстрации, в которых участвовало десятки тысяч человек.
В 1975 году впервые премьер-министр И. Рабин и министр обороны Ш.Перес дали разрешение группе поселенцев поселиться на военной базе Кадум, но в конце-концов, на месте базы появилось поселение Кдумим. Поселение Итамар находится на месте, где тоже была попытка сначала создать поселение Элон-Море.
Только в третий раз поселение появилось на том месте, где находится сейчас, на горе Кабир.
Нынешний Элон-Море был основан в 1980 году на горе Кабир, с видом на Шхем. Гора Кабир - одна из самых высоких гор в Шомроне, 792 метра над уровнем моря.
Элон-Море не только поселок, но и символ евреев, желавших вернуться туда, где все начиналось, в Шомрон и Иудею.
Элон-Море полностью религиозное поселение, в нем имеется иешива. Это общинное поселение, 2000 жителей. Именно в поселениях и была отработана столь распространенная в нынешнем Израиле форма поселков, как "общинное поселение".
Синагога в Элон-Море.
В Элон море начали выращивать виноград прямо на горе Кабир, на большой высоте над уровнем моря. В начале апреля виноград еще стоял без листьев.
Вершина горы Кабир.
Внизу, под горой, долина Тирца и протекает ручей Тирца. Все населенные пункты в долине арабские.
На горе Кабир нас ждал Бени Кацовер (בני קצובר), известный общественный деятель, один из основателей поселенческого движения "Гуш Эмуним" и один из вождей поселенцев. В прошлом он был главой поселенческого совета Шомрона. С 2008 года он является председателем Комитета жителей Шомрона (ועד מתיישבי השומרון).
Бени Кацовер:
"В начале заселения Иудеи и Шомрона, была программа раввина Ханана Пората и Ури Элицура, в ней было только 2 вида поселений: города, в которых могло бы жить много евреев и общинные поселения, как бы деревни. Общинные поселения, поселения в которых каждый зарабатывает по-разному, но все жители имеют обязанности по отношению к поселению. Для того, чтобы поселится в таком месте, необходимо пройти специальную комиссию, у которой в каждом поселении разные требования. В поселении свои детские садики, школы, иешивы, небольшие промзоны. Во многих поселениях есть так называемы
"полевые школы", т.е. места где туристам предоставляется возможность ночевки, карты местности, инструктора рассказывают об интересных местах вокруг и другие туристические услуги.
70% поселений в Иудее и Шомроне - общинные поселения. 200 тысяч человек живет в этих поселениях.
В создании поселений в те годы принимал активное участие Ариэль Шарон. Он сразу посоветовал занимать высотки, потому что это давало стратегические преимущества против арабских соседей, которые пытались помешать в строительстве еврейских поселений. Сами понимаете, что если поселение начиналось строиться где-то на склоне, то выше и ниже арабы начинали или что-то сажать или строить и таким образом стремились задушить поселение.
Это Шхем.
В Шхеме до 1905 года была еврейская община. Было несколько попыток воссоздать общину, и евреи-ортодоксы, и Иегошуа Ханкин и движение Ашомер Ацаир (лево-социалистическое движение) в 30е годы.
Это моя фотография с горы Гризим, из
другой поездки в Шомрон.
В городе рядом с могилой Иосифа (см. выше), которую религиозные евреи продолжали посещать, находилась основанная в 70-х годах прошлого века иешива «Од Иосеф хай».
С началом развязанной против Израиля террористической войны в сентябре 2000 г. арабские террористы атаковали небольшой еврейский анклав в Шхеме - гробницу Иосифа и иешиву. Погиб израильский пограничник, был зверски замучен раввин. Израильское руководство приняло решение эвакуировать учащихся иешивы и военнослужащих, защищавших могилу. Сразу после эвакуации толпы арабов разрушили здание иешивы, частично разрушили и осквернили гробницу Иосифа."
Наша группа на горе Кабир с видом на Шхем и горы Гризим и Эйваль.
Горы Гризим, слева, и Эйваль, справа. Между ними - Шхем.
Бени Кацовер:
"В 1973 году, когда еще ни одного еврея не жило в Шомроне собрали группу людей, желавших поселится около Шхема. Тогда как раз А.Шарон вышел в отставку, он был начальником Южного округа. Поселенцы обратились к Шарону. Изложили ему как объективные факторы еврейского заселения этих мест, и также важность этих мест для евреев, возвращение к корням, вся еврейская история начиналась там."
Гора Эйваль.
Бени Кацовер о раскопках жертвенника Йеошуа Бин Нуна:
"Я познакомился с археологом
Адамом Зарталем (кибуцник из кибуца Эйн Шемер, один из руководителей лево-социалистического движения Ашомер Ацаир, курсив мой, dona_anna), и он рассказал, что проводит исследование о колене Менаше времен Йеошуа (3000 лет назад). На горе Эйваль он нашел нечто, что не может объяснить: огромную груду камней и множество керамических обломков, и все это относится ко временам Йеошуа. Кроме того, он нашел огромное количество пепла и обгоревшие кости.
Я сказал ему, что может быть он нашел жертвенник Йеошуа Бин Нуна?
Зарталь, как человек не религиозный, покрутил пальцем у виска и сказал, что это вы - религиозные так можете думать. Но как археолог заинтересовался и он продолжил там копать 8 лет (с 1982г. по 1990г.). Когда он убрал слой камней, обнаружилось строение размером 7х9 метров и высотой в 2,5 метра. Он также раскопал пандус.
Кроме того, Заарталь жаловался, что он буквально страдает: он копает там уже 8 лет и не знает, что нашел. "Я копал объекты этого возраста по всему Средиземноморью и я не знаю аналогов. Кроме того, у этого объекта нет ни окон, ни дверей. Это не дом, и не склад, не крепость..."
И тут Зарталю показывают рисунок, изображающий жертвенник, сделанный по описанию в Талмуде. Это так потрясает Зарталя, что он приглашает двух художников, приводит их на гору, показывает им остатки раскопанного строения и просит дополнить это строение с помощью воображения. Они оба дополняют крышу и поднимающийся вверх дым. Заарталь говорит, что археологу запрещено основываться на танахических источниках, для него это некашерно. Но уже не может остановиться, берет сотни кусков от раскопанных костей и несет их в лабораторию Еврейского университета на генетический анализ. Встретившись с Бени через 2 дня после получения результатов, он говорит, что ты не поверишь своим ушам, что случилось!
Вытаскивает результаты анализа: "Ты не представляешь, здесь 15 пунктов, и все мелкие подробности, все соответствуют иудаизму! Вот примеры: все кости кашерных животных. Более 90% годовалые самцы. что соответствует жертвенным животным по еврейской традиции. Были сожжены на открытом огне.
-Бени! я не могу спать по ночам!
-Почему, ты наверно нашел что-то важное! Должен радоваться.
-Ты не понимаешь? Смысл этих результатов практически научное доказательство получения Торы на Синае!... И кроме того, посмотри на камни этого сооружения: тут нет ни одного камня, который был бы обработан с помощью металла. Только у евреев запрещено обрабатывать камни жертвенника. Посмотри на пандус для подъема! Только у евреев запрещено строить ступени к жертвеннику."
Потом он сунул руку в карман и вытащил две круглые, можно сказать, пуговицы, и спросил:"Как ты думаешь, что это? Это египетские скарабеи, печати египетского фараона, но не просто фараона, а Рамзеса II, того самого, которого считают фараоном - современником Исхода из Египта. Я нашел их здесь на горе, на жертвеннике. Как эти печати попали на гору Эйваль? Наши евреи, выходя из Египта прихватили их собой и обронили тут. И это дает мне возможность найти прямую связь горый Эйваль и Египта."
Свои находки Зарталь передает в Хайфский университет, он также написал знаменитую книгу "Народ родился". В этой книге он называет своих товарищей-археологов "отрицателям Танаха" по аналогии с "отрицателями Катастрофы". И товарищи обрушились на Зарталя изо всех сил, как он посмел найти доказательства, которые разрушают основные понятия большей части уважаемых археологов!
Через какое-то время Зарталь приезжает сюда, вытаскивает из кармана газету "Заголовок на первой полосе" (уже не существует) в ней журналист Нахум Барнеа, (его, я уверена многие знают) опубликовал большую статью, в которой рассказывает, как Кацовер, в те времена председатель местного совета, сфабриковал на горе Эйваль фальшивые археологические находки, чтобы подтвердить еврейские корни этих мест, а Зарталь за деньги их нашел. И Зарталь сказал: "Ты же знаешь, к какому политическому направлению я отношусь... вот уж не думал, что мои друзья будут сочинять такие истории..."
От себя добавлю: победа профессионализма над идеологией вещь редкая и дорогая, не каждый специалист на такое способен. В гуманитарных направлениях сплошь и рядом мы видим обратную ситуацию.
"Широка страна моя родная" С этого места можно увидеть почти все государственные границы Израиля...
Бени Кацовер:
"С горы Кабир хорошо видны границы Израиля. Горы Гилада - восточная граница, на западе хорошо видно Средиземное море, включая Тель-Авив. Как-то была тут в гостях группа американских сенаторов, которым я показал и рассказывал как и вам, что вот восточная, граница горы Гилада, вот западная - Средиземное море. Вдруг один не дослушав, некультурно прерывает меня и говорит: "Ты говоришь неправду!". Я удивился: "Почему?" А сенатор в ответ: "Это же район вокруг которого в мире столько шума и скандалов? А ты нам говоришь тут один край, а тут - другой."
-"Что поделать... Возьми карту Израиля, измеряй сам и ты увидишь, что у нас от Натании и Тель-Авива на берегу моря до гор Гилада 70 км". Тут сенатору стали переводить в мили, 44 мили. И сенатор с удивлением: "Что, 44 мили, это даже не небольшая ферма у нас!"
-"Успокойся! из этих 70 км Шомрон и Иорданская долина занимают 55км. До Шестидневной войны расстояние между Натанией и Тулькаремом было 14 км. И это еще не все. Посмотри на север, а там Хермон, северная граница ". Тогда сенатор схватился за голову....
И тут я понял, что не только американцы, но и и израильтяне и даже жители Шомрона не осознают, что ширина Израиля всего 70 км, пока не видят с одной точки обе границы."
Долина Тирца, вид с горы Кабир.
В долине Тирца нет ни одного еврейского поселения. В прошлом было найдено 6 подходящих мест, но не одно поселение не удалось создать из-за Ословских соглашений.
Сейчас это место в армии называют фатахлэнд, и Шабак время от времени закрывает это место для туристов и занимается отсюда поимкой террористов в фатахлэнде.
Последний взгляд на Элон-Море, и наш путь лежит в не менее знаменитое поселение, в Кфар-Тапуах.
Холмики засаженны сосенками. Это говорит нам о чем? Правильно, эта земля принадлежит государству Израиль.
Кфар Тапуах, поселение, которое не сходило с первых страниц газет в начале двухтысячных, на фоне вспышки арабского терроризма, благодаря большому количеству терактов в его окрестностях.
Поселок был создан в 1978г. йеменскими евреями. Сейчас живут выходцы из самых разных стран. Это религиозное общественное поселение. В поселении есть 4 синагоги: ашкеназская, сефардская, йеменская и хабадническая.
Сразу вспоминается анекдот, что еврею нужны три синагоги. Чтобы в одну ходить в будние дни, в другую по субботам, а в третью - ни ногой.
От Кфар-Тапуах находится 5 минут езды от Ариэля.
Здесь нас ждала встреча с настоящим еврейским пастухом Авраамом Герцлихом. Наверно, единственный еврейский пастух в таком возрасте на всю страну. Пасет стада коз уже 40 лет, родился в Нью-Йорке, куда приехал в свое время его дед, выходец из России. Считает Нью-Йорк самым грязным городом в мире, а так же местом, где все думают только о деньгах. Поэтому репатриировался в Израиль и пасет коз. Основной его посыл нам был: "Оставьте свои грязные и зловонные города, берите своих детей и внуков и переезжайте к нам на природу."
Сейчас есть еще еврейские пастухи, как раз в Шомроне, но они гораздо моложе Авраама.
Дочь Авраама, Талия (ז"ל) была женой раввина Бениямина Зеэва Кахане (ז"ל), они вместе были убиты арабскими террористами в 2001году. Осталось шестеро детей-сирот, ради которых Авраам переехал в Кфар-Тапуах.
Авраам напомнил нам, выходцам из России, как за наш выезд боролся раввин Меир Кахане (ז"ל), отец Бениямина Зеэва.
Мне, глядя на него, вспомнилась эта тарелка, "Яков, пастух", Школа Бецалель 1911-1929., с выставки
"Еврейское искусство 19века, большие мастера" и
пророк Амос, который как раз и был пастухом, и его "социальный протест:
..(Горе тем), ... (4) тем, которые едят жирных баранов из стада и (тучных) тельцов из стойла, (5) Тем, что бренчат на нэйвэле, думая, что (владеют) инструментом, как Давид. (6) Тем, которые пьют вино чашами, и натираются лучшими маслами..."
Настоящая пастушеская собака настоящего еврейского пастуха.
На стадо, которое пасет Авраам мы посмотрели только издали.
Рядом с Авраамаом, в темных очках Моше Шустер, водитель нашего автобуса и не религиозный поселенец. Если вам говорят, что таких не бывает, вот доказательство обратного.
Когда я просматривала, что есть в сети об Аврааме Герцлихе и его зяте Давиде Аиври, я обнаружила, что
30.04.2015 снесли "Палатку Авраама", в которой он принимает туристов и в которой мы были у него в гостях. Я как-то даже и не подумала ее сфотографировать, на столько этот тент от дождя и солнца показался мне нефотогеничным.
Кому мешало это временное строение и почему наша армия занимается такими глупостями? У меня нет ответа, вернее есть, но писать его можно только на заборе. Вот видео происходящего.
Click to view
Надеюсь, что ее быстро восстановят.
Давид Аиври, знатный поселенец житель поселения Кфар-Тапуах с 1991 года, муж Мали, второй дочери Авраама Герцлиха.
Продукция дочери Авраама, Мали. Финики сорта маджуль с грецкими орехами. Очень вкусные.
Наш экскурсовод,
Ицхак Фишилевич, житель Кирьят-Арба. С ним мной уже немало увидено в Шомроне и я надеюсь увидеть еще больше.
Экскурсия организованна
амутой "Место встречи", в лице экскурсовода
Инны Чернявской, которая в данном случае была организатором:)
Еще мои поездки в Шомрон-Самарию:
"Веселенцы" ("יש"ע זה פאן") Шомрон-Самария (שומרון), какой я ее увидела в прошедшую среду Шомрон-Самария: поселения Баркан, Карней-Шомрон и Нофит Винодельни Шомрона, прошлое и настоящее Шомрон-Себастия, бывший национальный парк... "Еще будешь ты сажать виноградники на горах Шомрона..." (Йермиягу 31:5) Немцы-сионисты из Зихрон-Якова Заповедный лес Рейхан Форпост - хутор Маоз Цви. Пасторальная жизнь Гиват Айекивим Национальный парк Шило
"...и не будут они больше вырваны из земли своей, которую Я дал им..." (с) пророк Амос
This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/