Вы, наверно, удивитесь, если свой рассказ о Шило (שילה), начну со стенаний с жалоб на горькую судьбу блогера, который хочет рассказать о замечательном и очень древнем археологическом объекте и понимает, насколько это невыполнимо. Просто потому, что фотографировать практически нечего. И поверьте, чем древнее объект, тем сложнее что-то показать. Даже античных колонн нет в Шило, чтобы ими "приукраситься", как, например в
Себастии-Шомроне, или красивых мозаик как в
Ципори. Вот если бы камни могли говорить, то уж камням Шило было бы что рассказать о тех трех с половиной тысячах лет (!), которые они там пролежали.
Та же самая проблема в еще большем объеме существует и у экскурсоводов. Многие и не любят возить народ по археологическим объектам, предпочитая более легкий хлеб, типа музеев :) Но что же делать нам в Израиле, если большинство наших древностей настолько древние, что без песен и плясок любви экскурсовода к своему делу и интереса туристов к предмету, ничего не узнаешь. В этот раз мне очень повезло, я слушала прекрасного экскурсовода, который сумел совместить серьезную археологию, еврейскую традицию и массую чудесного юмора,
Исраэля Бен-Арье. Постоянно ссылаясь на жену, его туда пославшую работающую археологом непосредственно в Шило и говорящий мы пахали копали, Исраэль просто очаровал нашу группу.
Вобщем, Исраэль справился с трудной задачей, а теперь мои песни и пляски моя попытка рассказать про Национальный парк Шило:)
При входе в парк нас встретил ирис, цветущий на клумбе.
Дело было как раз 31.12.2014, очень во время, я считаю:)
Прежде всего надо отметить, что Шило - гораздо более древнее место, священное для евреев, даже по сравнению с Иерусалимом.
Еврейский Храм Иерусалима пришел на смену Скинии, которая стояла в Шило. Можно сказать, что Скиния была прообразом Храма.
Изначально Скиния была походно-полевая переносная, и путешествовала с евреями, народом кочевников в те времена, во всех их странствиях. Это был шатер, в котором стояли предметы культа иудаизма: Кочег Завета со Скрижалями,
Менора, Стол хлебов предложения и Жертвенник воскурения.
Только в Шило была построена Скиния с каменными стенами, которая, согласно еврейской традиции, просуществовала 369 лет.
Если вы помните наши первоисточники, то согласно книге Шмот, повеление о строительстве Скинии Моше получил на горе Синай, ещё до получения Скрижалей Завета. И среди вот этих красивых холмов Самарии была когда-то построена Скиния. Холм, на котором была построена Скиния был ниже окружающих холмов, как и в Иерусалиме, Храм находится не на самом высоком холме.
Вот так выглядел город Шило. Скиния стояла отдельно, как бы за городом.
Это картинка, сказали нам, специально для детей, чтобы они представили себе древний город. А мы, взрослые - не специалисты, что ли можем без картинки представить город, от которого остались только отдельные камни?:) У детей-то воображение богаче.
Вот эти камни, которые остались от Шило. И много-много культурных слоев сверху.
О том, в какие времена тут жили люди, нам рассказывают монеты. В таком виде их находят археологи.
Затем реставраторы с помощью скальпеля их очищают, например, в
Лаборатории по восстановлению и сохранению археологических находок из металла Израильского управления древностей.
Вот так они выглядят после очистки и уже могут рассказать очень многое специалистам.
В Шило древние монеты может найти почти каждый, кого допустят до раскопок:) Нам поискать не дали, а вот этому мальчику повезло:)
Это дерево - миндаль. Он растет и плодоносит в парке. Орехи валяются под ногами:) Отдельные туристы раскалывают их с помощью веревочной петли и палки двух камешков:) Миндаль вполне себе мог расти и в древнем Шило.
На территории парка сохранилось несколько сооружений разного времени. Одно из них - церковь византийского периода.
На полу сохранились остатки мозаики.
А здесь внутри церкви видны остатки колон и видно, что стена справа содержит в себе стену с другой кладкой. Археологи нашли под этой церковью еще несколько более ранних церквей, а под ними, возможно, синагогу. За три тысячи лет можно много успеть:)
Мозаика на полу церкви довольно простая, но...
... многих посетителей очень привлекает изображение маген-давида в одной из частей церкви. Некоторые сразу начинают утверждать, что это - синагога. Они, к сожалению, забывают, что маген-давид стал еврейским символом довольно поздно, только в 19 веке (!). Понятно, что после его использования фашистами как специального знака для евреев и его изображения на флаге государства Израиль, маген-давид в наши дни однозначно ассоциируется с евреями. Но до 19 века его и христиане использовали весьма активно. Его изображение можно найти в самых разных церквях.
А это изображение шестиконечной звезды в мечети, которое нам демонстрирует наш экскурсовод Исраэль.
Еврейское поселение в этих местах находилось и после разрушения Первого Храма и после разрушения Второго Храма. Окончательно эти места евреи оставили после восстания Бар-Кохба 132-136в.н.э., прожив на этом месте непрерывно 1100 лет.
После этого долгие годы это место было заброшено, и рядом находилась арабская деревня Сейлун.
Это наш экскурсовод на фоне остатков арабской деревни, которая стоит на остатках еще одной церкви. Видите мозаичные полы?
Так это место выглядело раньше, до раскопок.
Как принято у местных арабов, они упорно утверждают, что они тут жили из покон веков и никакие евреи тут никогда не жили. При этом названия этих мест, включая деревню Сейлун происходят от древних еврейских названий, которые переходя из языка в язык, видоизменялись. Это понял в 1838 году американский священник Эдуард Робинсон, который занимался изучением Святой Земли. Сейлун - Шило.
Именем Робинсона названа в Иерусалиме "Арка Робинсона", выступ в южной части Западной стены-Котеля (Стены плача), сложенный из огромных камней. Робинсон предположил, что это обломок от гигантского разрушенного арочного перехода, который соединял Храмовую гору с Верхним городом. Посмотреть можно
тут При раскопках была найдена табличка с надписью на греческом, где упоминается Шило. Эта табличка находится в
Музее доброго самаритянина Точного места, где находилась Скиния, пока не найдено. 100 лет ищут, но пока есть только несколько предположений.
Хорошо, когда есть макеты и реконструкции:) Иначе представить Скинию было бы сложно.
Так Скиния выглядела в пустыне, еще не стационарная, а настоящий шатер. Вокруг народ жил тоже в шатрах. Огненный столб над Скинией, это традиционные изображение Б-жественного присутствия (Шехина).
Этот макет Скинии в Шило. Каждый может его купить в магазине при входе в Национальный парк Шило и собрать Скинию из частей.
Этот макет показывает, что находится внутри Скинии: Кочег Завета со Скрижалями,
Менора, Стол хлебов предложения и Жертвенник воскурения.
Макет Жертвенника, находившийся во дворе Скинии. Он построен для фильма, о котором дальше. На нем сейчас играют девочки. Надеюсь, что они не собираются никого приносить жертву:)
Это макет Ковчега со Скрижалями Завета. Можно купить и собрать дома:)
В одном кадре здесь можно совместить остатки древнего Шило и современное еврейское поселение Шило, которое существует с 1978г..
Современное Шило. Видите среди домиков с черепичными крышами, на самом верху, стоит дом прямоугольной формы? Это синагога в форме Скинии.
На территории парка нами были обнаружены теплицы, принадлежащие жителям поселения, в которых выращивают разноцветные каллы:) Разве такие "ботаники", как я, в состоянии протий мимо, не сфотографировать и вам не показать? :)
На мой взгляд, каллы очень добавляют археологическим раскопкам.
Это древняя маслодавильня, одно из основных производств здешних мест. Дождевая вода хотела бы изобразить собой оливковое масло, но на самом-то деле, там где она находится, дробили маслины с косточками, а само масло выдавливали в другом месте.
Вот так выглядит маслодавильня на реконструкции.
Стены маслодавильни построены из разных камней, включая обработанные камни от более древнего строительства. В наших краях это всегда было очень принято, а не только строительство культовых сооружений одно на другом.
Если заглянуть между камнями, то можно даже увидеть резьбу по камню. Наш экскурсовод утверждал, что это изображение коровы:)
На самом верху холма стоит вот такое современной сооружение, названное "смотровая башня", которое в одном лице здании совмещает небольшой музей и кинотеатр. Открыта башня совсем недавно, в 2013 году. Оборудована по последнему слову техники.
Для чего кинотеатр? А это еще одна попытка рассказать современными средствами о глубокой древности, от которой не осталось документальных фильмов почти никаких материальных свидетельств.
В главной роли качестве задника сцены используется соседний холм.
Фильм небольшой - 12 минут. Он рассказывает еврейскую историю Шило до его полного разрушения и ухода пророка Шмуэля из Шило, чтобы возглавить народ Израиля.
Скиния в фильме. С помощью этого изображения можно представить, как она располагалась на местности.
Наш пострел везде поспел экскурсовод участвовал в съемках фильма и сумел с фотографироваться с исполнителем роли первосвященника Эли, Алексом Пелегом. Эта фотография вызвала большие нарекания со стороны помощника режиссера, так как первосвященник сфотографировался в кроксах. Их можно увидеть на фотографии как раз рядом с пальцем Исраэля.
В фильме также рассказывается о традиции, которая зародилась в Шило: ежегодно девушки города, выходили танцевать и водить хороводы в виноградниках. Это стало началом одного из радостных еврейских праздников, праздника любви - Ту бе-Ав (15 числа месяца ава).
После почти полного уничтожения колена Биньямина, пророк Шмуэль решил спасти оставшихся членов этого колена: "И приказали сынам Биньяминовым, сказав: пойдите и засядьте в засаду в виноградниках, И когда увидите, как выйдут дочери Шило плясать в хороводах, то выйдите и вы из виноградников и схватите каждый себе жену из дочерей Шило, и уйдите в землю Биньяминову". (Шофтим 19:21)
Так видит Ту бе-Ав художница Greta, работы которой продаются в магазине парка.
В фильм также рассказывает о том как Земля Израиля была поделена между 12 коленами Израиля.
Эту карту можно увидеть в парке. На ней изображен один из вариантов деления.
Небольшой музей рассказывает о раскопках и находках на городище Шило.
При раскопках было найдено большое количество керамики - это огромные керамические сосуды, для хранения как масла и вина, так и зерна.
Часть отреставрированных сосудов можно увидеть в музее.
Так как керамических черепков со всех периодов существования Шило было найдено очень много, то была сделана специальная витрина, которая предлагает детям потрогать черепки разных эпох.
Говорят, что дети не могут только потрогать и этим удовлетвориться, они также прихватывают черепки на память. При этом выбирают самые древние. У детей есть вкус к археологии:)
Здание построено на частные пожертвования, и как я понимаю, основное сделал Хаим Фима Фалик. Это было специальное пожертвование по случаю рождения внука, вымоленное именно в этом месте. Именно в Шило Хана вымолила сына, пророка Шмуэля. Поэтому сюда приезжают молиться бездетные женщины, в надежде, что их просьбы, как и мольба Ханы, будут приняты.
Фильм как раз подробно рассказывает историю Ханы и Шмуэля.
Трейлер фильма на иврите.
Click to view
На мой взгляд, Шило пока не слишком популярный туристический объект для среднего израильского туриста, а зря. Там есть что посмотреть :)
Небольшое видео на русском о древнем Шило.
Click to view
Сайт Национального парка Шило
http://telshilo.org.il/ Мой рассказ о людях, которых мы встретили на этой экскурсии
тут Инфа:
http://www.israelba.com/http://www.binyamin.org.il/?CategoryID=721http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%99%D7%9C%D7%94_(%D7%A2%D7%99%D7%A8_%D7%9E%D7%A7%D7%A8%D7%90%D7%99%D7%AA)
http://toldot.ru/blogs/aparnis/aparnis_205.html This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/