Синим по белому.

Oct 06, 2014 10:14



Именно синим по белому в голландском городе Делфте рисовали на керамических плитках\изразцах. Посмотреть на такие изразцы и приглашает нас очаровательная выставка, которая сейчас проходит в Тель-Авивском художественном музее. Честно говоря, выставленные там изразцы можно рассматривать бесконечно...
Из буклета выставки я узнала, что были сомнения, можно ли выставлять в музее такие предметы декоративного искусства рядом с "высоким искусством". Высоким искусством в данном случае, считались работы современных художников, сделанных на заказ к выставке.
Вот я и решила поставить эту идею во главу угла, а в конце поста вы и сами мне ответите на вопрос, можно или нельзя:)



Есть плюсы небольших выставок по сравнению с огромными музеями. Попадая в Лувр или в Прадо, разве вы заметите что-то кроме знаменитых шедевров живописи? А придя на небольшую целевую выставку можно долго ходить и рассматривать мелкие детали. Вот и эта выставка очень располагает к такому неторопливому рассматриванию.

Делфт стал "керамической столицей" в 17 веке не случайно. Сначала, благодаря приморскому расположению и наличию в городе одна из шести контор Голландской Ост-Индской компании, в город прибывали образцы дальневосточных сине-белых и полихромных изделий. Но доставка керамических изделий из Китая была сопряжена с большими трудностями: корабли с ценным грузом могли и затонуть. Это стимулировало свое производство с использованием местной глины. Изделия были разнообразные, включая посуду и плитку. Плитка стала знаменита и начала свое триумфальное шествие по Европе.
В конце 18 века делфтское производство пришло в упадок.



Начнем рассматривать с пола, изображенного на картине Я.Вермеера, который и представляет собой образец использования дельфтской плитки. Обратите внимание, что плиткой выложен не только пол, но и низ стены, я бы сказала, бордюр:) Аккуратные голландцы таким образом прикрывали низ стены от попадания туда воды и грязи во время уборки. Первые керамические плитки, которые производились в Бенилюксе в 15-16вв были плитками для пола, относительно толстыми (18-22 мм ), т.к. должны были выдерживать вес тяжелой мебели и устойчивыми к стиранию. Они также были дорогими, поэтому только богатые могли себе позволить так мостить пол. Настенная плитка появляется в Голландии только к 16 веку. Она меньше, 13.3х13,3 см и поэтому на ней и рисунки крошечные. Гораздо меньше, чем на фотографиях:)
Плитка имела разнообразное практическое применение: ей облицовывали печи, стены, из нее создавали наборные картины...



Теперь посмотрим на изразцы:) Они выпускались с рисунками на самые разные темы. Библейская тематика была очень популярна.Популярности этой темы куратор выставки, т.е. ее создатель, д-р Дорон Лурье, объяснил так: помимо всего прочего, плиткой облицовывали и стены туалетов внутри домов. Кстати, туалет в доме в те времена - удел богатых. Бедные бегали во двор:) Так вот, чтобы дети не сидели в туалете просто так, а учили бы что-либо в отсутствии интернета, мобильников и телевидения, стены покрывали библейскими сюжетами:)



Это Адам в райском саду.



Адам, Ева и змей.



Дочери Лота соблазняют отца.



Жертвоприношение Ицхака.



Разведчики несут виноградную гроздь.



Еще один вариант разведчиков. Обратите внимание, что часто библейские персонажи одеты в костюмы, соответствующие времени художника.



Кит выплевывает пророка Иону на берег.

Три варианта Самсона, рушащего филистимский храм.








Строительство Вавилонской башни.



Еще одна Вавилонский башня.



Моисей со Скрижалями завета.



Давид и Голиаф. На примере этого сюжета д-р Дорон Лурье продемонстрировал, как плохо мы знаем ТаНаХ. Не облицовывали наши туалеты соответствующей плиткой:) Кто мне расскажет, почему тут Давид не с пращей, а с мечом?

Мне очень понравились плитки с изображениями морских божеств (из античного пантеона?) и всякой морской фантастической живности. Как это совмещалось с христианством? Не знаю. Но Голландия - морская страна и надо жить в мире со всеми богами. На мой взгляд, рисунки эти совершенно современные.















Изразцы с изображением военных тоже очень хороши. Какая замечательная проработка деталей.









Есть также и животные.



Мой любимый страус:)



Вполне реальный единорог.



Зайчик или кролик.

Изображения людей разных специальностей.



Рыбак, ясное дело, с рыбой.



А это крысолов, но не сказочный, с дудочкой, а реальный с пойманными крысами, привязанными за хвосты к палке. Так он демонстрирует свое умение.

Голландцы не стеснялись изображать не самую красивую сторону человеческой жизни.



Человека рвет.



Человек какает.

И закончить рассматривание плиток хочу ...



... катанием на коньках. Это так по-голландски.

Сюжеты не всегда изображались на одной плитке.



Вот красивый парусник, состоящий из 4х плиток...

А представте себе, что такой парусник везет "груз богатый шоколата" керамических изделий.
Он налетел на подводную скалу и затонул с грузом.



Вот как мог выглядеть его груз. Одна из центральных витрин дает нам возможность себе это представить.



Этот удивительный экспонат попал на выставку уже после открытия. Д-ру Дорону Лурье позвонила дама, которая сказала, что в ее семье хранится керамическая вывеска мясной лавки ее деда, жившего в городе Зволле, в Голландии.
Разве можно было не показать такой экспонат?

Так, декоративное, "низкое" искусство немного посмотрели. Это только малая часть представленного на выставке. Теперь перейдем к "высокому" искусству.



Оказывается, в 70е годы прошлого века в Израиле были в моде обои в стиле дельфтской плитки. Вот они в руках у куратора выставки.



Вот работы израильских художников, сделанные в 70е с использованием таких обоев.



Или вот художница Н.Гур-Арье обработала синим фотографию лагеря беженцев в Джибалье в Газе.



Так Ицхак Ливне представляет себе керамическую плитку в делфтском стиле.

"Высокого" искусства там еще тоже много осталось... Очень жаль, чтобы показать что-то интересное, кураторам приходится придумывать как к этому привязать современное искусство.

Я показала далеко не все, что можно увидеть на этой выставке. И даже далеко не все, что сфотографировала:) Всем, кто может посетить - очень советую. Тем более, пока экспонируется и еще одна замечательная выставка, Деревянные синагоги и работы Эль Лисицкого (продлится до 18.10.2014). Как раз можно успеть посетить в праздники.

Вся дельфтская плитка, так же как и другие экспонаты этой выставки собраны из музеев и от коллекционеров в Израиле.
Если вдруг есть желающие коллекционировать дельфтскую плитку, то это не так сложно и дорого. Ее продают в большом количестве в сети.

Еще подробно об этой выставке Делфт - синий и белый

Помните, я показывала родственницу делфтской плитки, португальскую плитку азулежу, например здесь? Она тоже по-своему хороша:)

Основная экспозиция Тель-Авивского художественного музея

Еще одна прогулка по этому музею

Погулять вокруг музея

Выставка "Делфт в сине-белом" (куратор - д-р Дорон Лурье) продлится до 1 ноября.
Сайт Тель-Авивского музея - http://www.tamuseum.com
Часы работы музея: воскресенье - закрыто, понедельник, среда, суббота - с 10.00 до 18.00; вторник, четверг - с 10.00 до 21.00, пятница - с 10.00 до 14.00.

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

выставки, Тель-Авив, музей, экскурсии

Previous post Next post
Up