Интереснейшая художественная выставка "Еврейское искусство 19века, большие мастера" открылась в Хайфе в Музее Мане Кац. Другие израильские города смело могут завидовать, я так считаю:) Ну или любители искусства могут просто приехать и посетить. Не часто в наших маленьких хайфских музеях открываются выставки, после которых ощущаешь, что для того чтобы увидеть и узнать что-то для себя новое в искусстве не надо ехать в Лувр.
Вместо эпиграфа: «Великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье.»
Из школьного сочинения.
Я уверена, что практически все выпускники советских школ эту фразу про Левитана знают и она всех очень веселила. Меня тоже веселила, с одной стороны, а с другой всегда заставляла задумываться над исторической несправедливостью. Я уверена, что вы согласитесь со мной, что огромное количество этнических евреев были активными участниками общемировой изобразительной культуры, отдали ей свои таланты в самых разных странах, а где же оно наше, исконно-посконное еврейское? Почему словосочетания "французское искусство", "английское искусство", "русское искусство", "итальянское искусство" не у кого не вызывает вопросов? И опять все упирается в отсутствие страны, в 2000 лет рассеяния...
Особенно остро этот вопрос встал в относительно либеральном 19веке, когда еврею, чтобы выучится на художника, не надо было менять религию. Молодые выходцы из местечек ехали в разные европейские академии учиться... и сразу же задались вопросом, что же такое еврейское искусство. Надо еще добавить, что иудаизм запрещает изображение человека, и художник-еврей сразу ощущает серьезное противоречие между религией и искусством. Может поэтому И.Левитан писал, в основном, пейзажи? Где-то глубоко в подсознании иудаизм мешал ему писать на другие темы?
Кроме того, у многих художников была острое желание влиться в современный им художественный мейнстрим, стать святее папы римского более своими среди других народов и тем самым преодолеть глубокие еврейские комплексы.
Я позволю себе рассказать об этой выставке, как я ее увидела, в виде нескольких вопросов без ответа.
И так, первый вопрос: еврейское искусство - это работы художников-евреев на любые темы?
Одно из известнейших имен выставки, Йозеф Исраэлс, который считался одним из выдающихся голландских художников 19века. Написал много картин, показывающих быт простого народа. Сам себя не рассматривал как еврейского художника и не относил себя к еврейскому искусству, но среди еврейских коллекционеров искусства был очень уважаем.
Вот несколько его картин с выставки.
Макс Либерман, знаменитый немецкий художник конца 19 - начала 20вв. О его принадлежности к еврейскому искусству спорили искусствоведы... Тоже представлен на выставе несколькими работами.
"Автопортрет"
Два женских портрета.
Мауриций Готтлиб, родившийсяся в Польше, представлен на выставе портретом сестры Анны. Его работы, находящиеся в Тель-Авивском художественном музее я показывала
тут "Потсдамская площадь ночью" Лессер Ури (Германия), 20 годы 20 века.
"Зимний день в Берлине" Лессер Ури (Германия), 20 годы 20 века.
"Портрет старого еврея" Лессер Ури (Германия), конец 19 века.
"Старая дорога в Котиньяк", Люсьен Писсарро, начало 20века. Это сын Камилла Писсаро, Франция.
Еще множество вопросов: еврейское искусство - это работы художников на еврейские темы? Виды Святой Земли? И кроме того, мы, евреи, народ Востока или народ Запада? Какие мы?
Графику под стеклом фотографировать почти невозможно, так что ее будет немного.
"Образы и типы евреев", 17век, по исследованию английского историка Томаса Фуллера, неизвестный художник.
"Тверия", Самуэль Лоусон Бут (Британия)
"Яффо", 1851-1852, Вильям ван де Вельде (Нидерланды)
Из книги "Христиане в Святой Земле", 1847г., Вильям Генри Барлетт.
"Еврейка из Перка", неизвестный художник, 19век.
"Еврейка из Алжира", Бенжамин Рубо (Франция), 1842г.
Еврейские женские образы, явно постановочные и скорее всего к реальности отношения не имеющие. Так художники видели:)
"Еврейка в традиционной одежде", 1834год, Огюст Делакруа (Франция)
Жемчуга на груди напоминают формой менору, не знаю, случайно или специально:)
"Еврейка", конец 19 века, Даниэль Исраэль (Австрия)
Плакат выставки демонстрирует портрет Сары Бернар (литография) 1876г. Георга Кларена (Франция). Снять его под стеклом у меня не получилось, а на плакате он выглядит хорошо.
Если мы - народ Востока, то и архитектура наша должна иметь восточные мотивы. Вот несколько европейских синагог, которые это демонстрируют.
"Синагога во Франкфурте", ок. 1860г., Йоханн Николаус Хофф (?)
Новая Берлинская синагога, 1865г., Эдуард Кноблаух
"Вид на синагогу в Нюренберге", нач. 20в., неизвестный художник
Небольшая отдельная комната посвящена Мане Кацу, хозяину дома, в котором находится музей. Он родился на Украине и большую часть жизни прожил в Париже, но в 1958 году репатриировался в Израиль и поселился в Хайфе. В 1928 году он посетил Эрец-Исраэль и писал ее еврейских жителей. Это посещение сильно повлияло на его ощущение цвета.
Художественная школа Бецалель и сионистский вклад обсуждение проблемы "еврейское искусство".
19 век был характерен не только относительным либерализмом по отношением к евреем, которые стали известными "национальными" художниками, но и антисемитской реакцией на это: что эти чужаки делают в нашем национальном искусстве? И вообще, евреи - не европейский народ, а народ восточный, азиатский. Сионисты, искавшие свои корни в Эрец-Исраэль, ясенпень естественно, соглашались с восточным происхождением и ехали в Эрец-Исраэль. Люди искусства среди сионистов понимали, что для национального искусства в прямом смысле нужна почва под ногами. И уже в начале 20 века Борис Шац открывает в Эрец-Исраэль, в Османской империи, Школу искусства и ремёсел Бецалель. Учащиеся и учителя этой школы черпали идеи и вдохновение в бестселлере всех времен и народов Танахе. И как результат усилий этой школы и других приехавших в разное время сюда художников, родилось израильское искусство, а совсем не еврейское, имхо. Но об этом можно долго спорить:)
"Приезжайте к нам на Колыму в Палестину", Зеэв Рабан, 1929 год. Плакат Компании по продвижению туризма в Святой Земле.
Настоящая реклама своего времени:) Реальная Палестина того времени выглядела несколько иначе:)
"Сара в доме фараона", Абель Пен, родился в Латвии, которая была в составе Российской империи. Большую часть жизни прожил в Иерусалиме, до и после образования государства Израиль. Может быть его можно назвать еврейским художником?:) А я так думаю, что он - художник израильский.
"Яков, пастух", Школа Бецалель 1911-1929.
"Разведчики", Школа Бецалель 1911-1929.
Футляр для Свитка Эстер, Школа Бецалель 1911-1929.
Конфетница (фрагмент), Школа Бецалель 1911-1929.
Хайфа из "Эрец-Исраэль, 10 картин", Зеэв Рабан, 1930.
Верхней части Хайфы еще просто нет в это время, есть только кусок города у моря:)
Художественные игральные карты из Эрец-Исраэль, Зеэв Рабан, начало 20 века.
В качестве образов использованы герои Танаха.
Это только небольшая часть художественных произведений, представленных на выставке. Большая часть их постоянно находится в запасниках разных музеев или в частных коллекциях. Сейчас нам представляется редкая возможность их увидеть.
Выставка продлится до ноября 2014г.
Рассказ о выставке на сайте Хайфского объединения музеев (иврит)
http://www.mkm.org.il/Museum/Templates/showpage.asp?DBID=1&LNGID=2&TMID=10000&FID=2223 Кстати, если вы приедете в Хайфу посмотреть эту выставку, то можете совместить ее посещение с посещением нового Музея Германа Штрука, о котором я подробно писала
тут. Он тоже очень стоит посещения.
Куратором как Музея Штрука так и Музея Мане Кац является замечательная Светлана Рейнгольд, которая умеет подарить нашему провинциальному городу замечательные художественные выставки.
Часы работы музея Мане Кац:
с воскресенья по среду с 10:00 до 16:00
в четверг с 10:00 до 19:00
в пятницу с 10:00 до 13:00
в субботу с 10:00 до 16:00
Сайт музея Мане Кац (иврит)
http://www.mkm.org.il/Museum/mkm.asp?DBID=1&LNGID=2 Часы работы музея Германа Штрука
с воскресенья по среду с 10:00 до 16:00
в четверг с 10:00 до 19:00
в пятницу с 10:00 до 13:00
в субботу закрыт.
Сайт музея Германа Штрука (иврит)
http://www.shm.org.il/Museum/shm.asp?DBID=1&LNGID=2 This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/