Отдельная группа открыток, это поздравления 20-30х годов прошлого века с портретами отправителей, как бы два в одном, и портрет и поздравление. Не надо на лишнее письмо тратиться. Люди красиво одевались и шли в фотоателье. Потом фотограф накладывал фотографию на готовый трафарет с видами Эрец-Исраэль, которые были или сфотографированы или нарисованы. Эти открытки посылались исключительно из Эрец-Исраэль. Фотографии были актуальными, иногда виды мест проживания. Эта мода существовала здесь в 20е - 40е годы прошлого века. Большая часть этих открыток из Тель-Авива даже с изображением Иерусалима...
начало Единственная найденная мною открытка из Хайфы, 1927г.. Жаль только качество недостаточно хорошее и не рассмотреть виды города.
By unknown (Original photograph provided by Abraham Lichthoise) -
, Public Domain,
Link Открытка 1927г. с фотографиями Тель-Авива, на одной старое здание гимназии Герцлия, в котором она находилась с 1905 по 1958гг... Мальчики на фото, наверное в ней учились.
By עמנואל גרינגרד,
CC BY 2.5,
Link Семейный портрет на фоне пейзажей Тель-Авива. 1928 год. Музей Израиля (Иерусалим)
Семейный портрет, 1929г., Тель-Авив. Хотя пейзажи совсем не тель-авивские и нарисованные. Видимо фотоателье такие предоставляло. Музей Израиля (Иерусалим)
Мужской портрет на фоне пейзажей Тель-Авива. 1931 г., фото студия П.Каплански.
Музей Израиля (Иерусалим)
Виды Эрец-Исраэль в разных фотоателье были разные, но кое-то повторялось, например Башня Давида, сельскохозяйственные работы, могила Праматери Рахели, вспашка земли.
Просто аналог селфи на фоне чего угодно. Напишите на таком Шана това и вы уже в теме:)
Вот на этом трафарете под фотографией пары 3 вида Иерусалима (Котель, Башня Давида и фрагмент Кедронской долины), могила Праматери Рахели и 2 вида Тель-Авива.
1930-1931г.
Музей Мигдаль Давид
Точно такой же трафарет использован и здесь.
Мужской портрет на фоне пейзажей, 1936г. Музей Израиля (Иерусалим).
Мы видим фото ребенка, чтобы продемонстрировать родственникам или друзьям. В качестве фона в студии - нарисованный задник-пейзаж-готовый трафарет.
Тут сверху написано Тель-Авив, и может быть верхняя часть открытки его изображает... А вот снизу изображены сельскохозяйственные работы. Это совсем не значит, что отправитель был крестьянином или жил в кибуце. Было принято активно поддерживать еврейское сельское хозяйство в Эрец-Исраэль.
1934-1935, 5695 еврейский год (שנת תרצ''ה)
Музей Израиля
***
Но были и те, кто в Эрец-Исраэль активно занимались сельским хозяйством. Открытка из кибуца, члена движения Ашомер Ацаир, Эйн-Шофет (в прошлом Америка бнир), 1938г.
Это первая пахота кибуцных земель в горах Эфраим (ныне Рамот Менаше). Этот кибуц основали 2 группы молодежи, одна из Польши, а другая - из США. Времена были такие, что пахать можно было только под охраной. Тогда это знал каждый кибуцник, выходивший работать в поле. В отличии от нынешних, живших у забора с Газой и принципиально не имевших оружие. Видимо, считали, что живут в Швейцарии. Да и их даже нынешняя война ничему не научила.
By ביתמונה - ביתמונה, Public Domain,
Link ***
Историческая открытка, просто нарисованная от руки.
Поздравительная открытка
Аврааму Яиру Штерну из тюрьмы Акко, видимо 1938-1939гг. Тюрьма и изображена.
Музей Лехи, Тель-Авив.
В 1938г. были посажены в тюрьму Акко 38 членов Эцеля (Лехи), арестованные во время тренировок. На открытке изображена тюрьма Акко, из окна которой вытянутая рука держит израильский флаг, на котором написано: "хорошего года, год единства, освобождения и искупления. Сильный Исраэйля не солжет"
Шмуэль I 15:29 ***
Эти открытки уже который год пытаюсь атрибутировать подробно, и все никак...
Тут явно много художественного, идеалистического, и образы и пейзаж... как художнику хотелось бы видеть Эрец-Исраэль. Хотя если посмотреть на старые фотографии тех времен - все очень похоже.
1939 год, Музей Эрец-Исраэль.
Характерные пирамидальные кипарисы в кибуцах и мошавах и около них растут до сих пор.
Года объединения еврейских общин желают вам еврейские крестьяне в наступающем 1939\1940 году.
Музей Эрец-Исраэль.
***
Тоже не фотография.
Вполне похожий вид сельского поселения в те времена.
Пожелание мирного и безопасного года. Еврейский солдат охраняет кибуцные\мошавные поля, кстати, в английской форме. Намек на участие евреев во Второй мировой войне.
Они служили в Британской армии и во Второй мировой тоже. Как раз форма подтверждает этот факт.
ערה''ש תש - Канун Рош Ашана, 1939\1940.
Музей Эрец-Исраэль.
***
Нарисованные открытки объединенные сельскохозяйственной тематикой. Виды вполне реальные.
На верхней открытке написано: "Год изобилия и сытости", то есть еще не доедали...
На средней "Год творчества и захвата земли". И нарисованы элементы тактики строительства поселений "Стена и башня" в подмандатной Палестине, применявшаяся еврейским населением страны в период арабского восстания 1936-1939 годов. Появление такой тактики было вызвано действиями арабских националистов, пытавшихся вытеснить евреев с помощью вооруженной борьбы. Создание поселений по тактике "Стена и башня" было частью политики сдерживания, применяемой руководством ишува против агрессивных действий арабов. В общей сложности таким образом было основано 55 (по другим данным, 52 или 53) поселения. Это были поселения на купленной земле.
Единственную газету, которая эту открытку цитирует, не буду называть, даже пиксели не хочу на нее тратить. Сами догадайтесь для кого слово захват (כבוש) имеет совершенно иной смысл.
На нижней открытке "Год творчества и плодотворной работы."
Поздравления с 1939\1940, 5700 еврейским годом (''שנת תש), явно выпущено в Эрец-Исраэль.
Музей Израиля.
***
Идею посмотреть на пейзажи через открытки мне подсказал музей Мигдаль Давид. Там имеется подборка поздравительных открыток с изображением башни Давида. Таких открыток существует гораздо больше, чем показано в музее. Башня Давида как художественный образ была долгое время символом еврейского возрождения в Эрец-Исраэль. Выше мы уже видели ее несколько раз и дальше тоже увидим.
Мира и расширения в будущем году, желают нам авторы открытки. Еще и государства-то нет. Но печатали уже солидно, с позолотой.
1939\1940 еврейский год (''שנת תש)
Музей Мигдаль Давид
"На эту землю придет новое поколение, которое никогда не знало бремени изгнания".
Открытка иллюстрирует чувства страны на пороге независимости. Солнце светит над старым городом, дети играют возле пляжа и наблюдают, как бойскаут в форме приветствует звуком трубы развевающийся флаг.
Издательство "Маркадис Иерусалим".
С этим изображением есть марка и открытка, конец 40-х годов 20 века, до образования государства.
Музей Мигдаль Давид
Башня Давида и стены старого города, по которым ходит часовой.
"...ради Йерушалаима не успокоюсь, пока не выйдет, как сияние, справедливость его и спасение его - как факел горящий".
Йешаягу 62:1.
Ориентировочно 40е годы 20 века, до образования государства, судя по военной форме. А может наоборот, напечатано уже после того, как башня Давида оказалась в иорданской части Иерусалима и именно об этом говорит цитата?
Музей Мигдаль Давид
Башня Давида очень популярная тема.
Ориентировочно 40е годы 20 века.
Музей Мигдаль Давид
Помните черно-белые фотографии 20-40 годов, где под портреты были подставлены готовые трафареты? Это как бы продолжение традиции... Но здесь выглядит как нарисованное ребенком. Башня Давида и верблюд с опунцией. Постоянные темы открыток.
На мой взгляд, это 40е годы прошлого века, судя по одежде, но могу ошибиться. Не знаю, цветная ли это фотография или раскрашенная.
Музей Мигдаль Давид
***
Хочу напомнить, что Башня Давида с 1948 до 1967г. была в иорданской части Иерусалима... И на открытках ее стало гораздо меньше.
Поэтому данная открытка из ряда вон - национальный флаг на фоне Башни Давида. Год не смогла определить, но думаю, что начало 50х.
Именно поэтому становится понятен текст "Год мира и победы".
Просто прекрасное пожелание и для этого наступающего года 2024\2025 ...
Просто военный парад. Под парадом стоит еврейский год תש , который 1939\1940, что не соответствует изображению военной техники. Я думаю, что это сделано для дописывания следующих букв года. Например תש"י - уже 1949\1950, ну и т.д. Экономно - можно использовать открытку в разные годы.
Текст:
לא-ינום ולא יישן- שומר ישראל
תהילים פרק קכא
"...не дремлет и не спит страж Йисраэйля", Теилим "Шир лемаалот" ("Песня восхождения")
Музей искусства и иудаики им. М.Бар-Давида в кибуце Барам.
И как продолжение военной тематики и открыток без даты, видимо первые годы существования государства. Те, что как никогда актуальны сегодня. Все из Музея Эрец-Исраэль.
***
Это были первые годы молодой страны, и она уже могла гордится своими достижениями. Но это также было время скромной, бедной жизни не определявшейся материальным достатком. В Израиле была значительная часть населения, которая не имела дома телефона, и по любому вопросу было принято переписываться по почте. Даже самое маленькое географическое расстояние, такое как между Хадерой и Нетанией или между Хайфой и Нагарией, тогда рассматривалось как достаточно большое, чтобы оправдать и даже потребовать использования почты для связи.
Праздничные открытки пересылались из конца в конец страны.
***
От Войны за независимость до Шестидневной войны Башня Давида была символом освобождения и объединения Иерусалима.
"Ибо из Цийона выйдет Тора и из Йерушалаима - слово Г-сподне". Йешаягу 2:3
Пожелание: на будущий год в объединенном Иерусалиме, столице Израиля.
***
Можно сказать, что Б.З.Герцль принимает парад на верхней открытке. Что тут скажешь - осуществляются мечты...
На верхней открытке желают "Года безопасности и расширения". Да-да, никто этого не стеснялся, а наоборот гордились.
На средней "Безопасности и мира", солдат трубит в шофар на Рош Ашана на фоне гор. Пейзаж вполне реальный.
На нижней: "Мира и безопасности". Девушки- солдаты, скорее всего, маршируют в Тель-Авиве, уж больно урбанистический пейзаж.
1949-1950 5710 еврейский год (שנת תש''י).
Музей искусства и иудаики им. М.Бар-Давида в кибуце Барам.
***
Дети и ослик на фоне нарисованных пейзажей. Без политики и идеологии, а из символов одна только опунция - сабрес на нижней открытке. Видимо намекая, что изображенные дети родились в Израиле.
50е годы прошлого века, Музей Израиля
***
Преемственность поколений - это наше все! От Моше Рабейну (Моисей) до Б.З. Герцля. Между ними индустриальный пейзаж. Промзону, конечно, художник придумал, не было тогда такого, но хотелось.
Текст: "Осуществление мечты многих поколений. Поздравление "Хорошего года" от государства Израиль".
Музей Израиля (Иерусалим), 1949/1950
***
Интересно, что в сети эта открытка очень популярна, но никто не проговорился, какого года открытка и кто автор. Популярность ее, может быть, благодаря флагомаханию, происходящему сейчас часто не по делу. Машущие флагами забывают или не хотят знать или делают это специально, чем снижают ценность национальных символом.
Индустриальный пейзаж, как и на предыдущей фотографии, еще в мечтах.
Первые годы существования государства Израиль. Музей Израиля (Иерусалим),
***
Складные открытки в начале 50х тоже выпускали, правда не столь роскошные, как в начале века.
Любимая тема: родная армия на страже. Текст:
לא-ינום, ולא יישן- שומר, ישראל
תהילים פרק קכא
"...не дремлет и не спит страж Йисраэйля", Теилим "Шир лемаалот" ("Песня восхождения")
Музей Эрец-Исраэль.
Еще одна любимая тема - сельское хозяйство. Текст:
הזורעים בדמעה ברינה יקצורו
תהילים פרק קכו
(Тот, кто сеет в слезах, пожинает с радостью, иврит)
Теилим "Шир лемаалот" ("Песня восхождения")
Музей Эрец-Исраэль.
***
Открытки Еврейского национального фонда - основной девиз - скромность и без излишеств, но патриотичненько с использованием реальной фотографии. И рисунок сами видите, поля и Б.З.Герцль на них любуется...
Пальма - одно из культовых еврейских растений.
Еврейский национальный фонд, 1954-1955
Музей начала заселения долины (המוזיאון לראשית ההתיישבות בעמק).
А здесь у нас Башня Давида, которая еще не освобождена и Иерусалим разделен. Но сионисты всегда были оптимистами и понимали, что это только вопрос времени.
Еврейский национальный фонд, 1954-1955
Музей начала заселения долины (המוזיאון לראשית ההתיישבות בעמק).
***
Авторская открытка в одном экземпляре.
Автор архитектор и художник Меир бен Ури, 1964-1965, 5725 еврейский год (ה'תשכ"ה).
Слева сверху изображение Рош-Пины, а нижнее - дом Меира бен Ури в Кирьят-Шмуэле (Хайфа).
***
"Наивный милитаризм" одна из любимейших тем после Шестидневной войны (1967г.) до Войны Судного дня (1973г.). Эйфория победы охватила страну и военные, участники войны, стали главными героями поздравлений. Теперь даже страшно себе такое представить, чтобы мы вдруг стали прославлять родную армию... Да даже во время войны... А зря, между прочим. Кто мы без нее?
Кроме того, был освобожден Иерусалим и его изображения заняли достойное место в поздравлениях.
Снова преемственность поколений, от маккавеев до АОИ, на фоне башни Давида в Иерусалиме. И в уголочке Моше Даян "стерва одноглазая" министр обороны. В те "либеральные" времена министр еще мог ходить в военной форме или портрета другого не было в типографии... Не смотря на свою "большую любовь" к женщинам и археологическим артефактам он до сих пор остается "священной коровой" любимцем определенных слоев израильского общества.
Узи Наркис, генерал, командовавший Центральным фронтом Армии обороны Израиля во время Шестидневной войны 1967 года. Естественно, на фоне Иерусалима.
У меня такое впечатление, что это бракованная открытка, чем она еще интереснее. Обратите внимание, как напечатаны "золотые украшения", они не совпадают с основным рисунком открытки. А на голове у генерала двойная линия "позолоты", как будто там должна быть фуражка. Я уж не говорю, что перечеркнут основной текст сверху.
Вид на Кинерет и в углу портрет начальника Северного округа Давида Элазара
***
Красивые военные обоего пола на фоне Кнессета, что может приятнее в будущем году? По современным представлениям сразу возникает вопрос о званиях этих военных. А вдруг кто-то из них старше по званию? Тогда, какой ужас, это же сексуальные домогательства, столь популярные в наши дни... А в те времена об этом как-то не задумывались...
От военных пожелание, конечно же, год мира и безопасности.
1970г., Музей Израиля
Обратите внимание - подчеркнуто мирные сцены в которых участвуют военные, в отличии от более старых, где явно подготовка к войне и демонстрация силы.
Текст: "хорошего года и много счастья".
Ориентировочно 70е годы прошлого века. Музей Мигдаль Давид
***
А это просто романтика на фоне моря, но скорее всего около Средиземного.
70е годы прошлого века, Музей Израиля
Всем Шана Това (שנה טובה) - хорошего года. Пожелания придумайте себе сами, а я присоединяюсь ко всему вышеперечисленному.
Инфа:
https://blog.nli.org.il/shana_tova/https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A2%D7%A5_%D7%94%D7%97%D7%99%D7%99%D7%9Dhttps://eyaldavidson.co.il/%D7%97%D7%92-%D7%9B%D7%99%D7%91%D7%95%D7%A9-%D7%99%D7%A8%D7%95%D7%A9%D7%9C%D7%99%D7%9D-%D7%97%D7%A0%D7%95%D7%9B%D7%94-%D7%AA%D7%A8%D7%A2%D7%97/https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%90%D7%95%D7%A0%D7%99%D7%91%D7%A8%D7%A1%D7%99%D7%98%D7%94_%D7%94%D7%A2%D7%91%D7%A8%D7%99%D7%AA_%D7%91%D7%99%D7%A8%D7%95%D7%A9%D7%9C%D7%99%D7%9Dhttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%94_%D7%94%D7%9E%D7%A9%D7%AA%D7%97%D7%A8%D7%A8%D7%AA#/media/%D7%A7%D7%95%D7%91%D7%A5:%D7%92%D7%9C%D7%95%D7%99%D7%AA_%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%94_%D7%94%D7%9E%D7%A9%D7%AA%D7%97%D7%A8%D7%A8%D7%AA.jpghttps://hebrew-academy.org.il/2018/02/12/%D7%9B%D7%99%D7%A6%D7%93-%D7%A0%D7%9E%D7%A0%D7%95-%D7%94%D7%A9%D7%A0%D7%99%D7%9D-%D7%91%D7%9E%D7%99%D7%9C%D7%95%D7%A0%D7%99-%D7%91%D7%9F%D6%BE%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%94/https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%99%D7%92%D7%A8%D7%AA_%D7%A9%D7%A0%D7%94_%D7%98%D7%95%D7%91%D7%94https://www.ariemonzon.com/lithographs.phphttps://www.yu.edu/library/2020/09/17/set-in-stone-a-rosh-hashanah-lithograph-from-jerusalem-in-the-1920shttps://en.wikipedia.org/wiki/A.L._Monsohn_Lithographyhttps://en.wikipedia.org/wiki/Monsohn_Family_of_Jerusalemhttps://www.ariemonzon.com/videos.phphttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%93%D7%A4%D7%95%D7%A1_%D7%90.%D7%9C._%D7%9E%D7%95%D7%A0%D7%96%D7%95%D7%9Fhttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%90%D7%95%D7%A0%D7%99%D7%91%D7%A8%D7%A1%D7%99%D7%98%D7%94_%D7%94%D7%A2%D7%91%D7%A8%D7%99%D7%AA_%D7%91%D7%99%D7%A8%D7%95%D7%A9%D7%9C%D7%99%D7%9Dhttp://www.zionistarchives.org.il/en/datelist/Pages/HebrewUniversity.aspxhttps://designarchive.shenkar.ac.il/items/153724https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%B8_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8Fhttps://www.sefaria.org.il/sheets/180975?lang=hehttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A6%D7%A0%D7%98%D7%A8%D7%9Chttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0,_%D0%93%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%BE%D0%BD_%D0%9B%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87