Если вы спросите меня, почему ко Дню Иерусалима я не пишу про освобождение Иерусалима во время Шестидневной войны, я сразу скажу - не хочу про войну, когда она за окном...
Хочу об Иерусалиме в те времена, когда государство Израиль было только в самом первом проекте, но были те, кто уже возрождал не только любовь к земле, но и создавал новое еврейское искусство.
Именно Иерусалим часто был музой этих художников и постоянной темой их творчества. Они создали множество изображений этого города с использованием самых разных материалов.
Именно поэтому я решила написать продолжение моего рассказа
Иерусалимские мечтатели о Школе искусств и ремесел Бецалель.
Почему еще я сегодня не о войне? Потому, что Штаб гражданской обороны словами психологов говорит о том, что что наша душа драгоценна и очень важно беречь ее, а не перегружать жуткой информацией любого направления.
И настоящее искусство может этому помочь.
В самые тяжелые годы в Эрец-Исраэль, задолго до образования государства, те, кто смотрел вперед, понимали, как важно обращаться к человеческой душе и помогать ей. Как говорится, не хлебом единым.
Раввин Авраам Кук, удивительный мыслитель своего времени и создатель философской концепции религиозного сионизма писал по поводу открытия Школы искусства и ремесел "Бецалель":
"Все те, кто осуждает основание школы ("С ума сошли, что ли? Мы еще не осушили все болота, есть проблемы с алией, с бедностью, арабами и т.д. Осталось только рисовать и лепить!.."), не понимают, что, если бы мы занимались только насущно необходимой деятельностью, это было бы признаком того, что мы выживаем, а выживание - это не избавление. Но если мы занимаемся чем-то, так сказать, лишним, это значит, что мы на самом деле возрождаемся".
Так выглядела часть Храмовой горы в начале 20 века.
Иерусалим, 1917г., фото Brown&Dawson. Выставка работ А.Ш.Шора в Герцлийском музее современного искусства, 2020г.
Теперь о Бецалель и о А.Ш.Шоре.
Урок рисования в Школе Бецалель, 1906г.
В прошлый раз мне очень правильно заметили, что я не упомянула такого важного для Школы искусств и ремесел Бецалель художника - Аарона Шауля Шора, который был правой рукой Бориса Шаца. Поэтому начну с него. В 2020г. прошла выставка работ А.Ш.Шора в Герцлийском музее современного искусства и теперь мне есть что показать.
Аарон Шауль Шор родился в Орше в 1864 в семье раввина Элиэзера Шора и Рахили Готомской. Он учился в хедере. Уже в раннем возрасте у него обнаружился талант к живописи, но отец, который был раввином и главой ешивы в городе, не прислушался к советам родственников и друзей отдать его учиться искусству.
Портрет Элиэзера Шора, отца художника. 1906г. Эмаль на металле.
Однако в 1882 году, когда Аарону было 18 лет, он покинул дом и переехал в Вильно где окончил с отличием Государственное училище живописи. В 1886 году он переехал в Вену, где продолжил обучение сначала в Государственном институте искусств, а затем в Королевской академии, где учился на отделении портретной живописи. Он учился там у Иегуды Эпштейна и
Лазаря Керстина, с которыми подружился. В то же время он присоединился к Сионистской студенческой ассоциации, и эту сионистскую деятельность он продолжил и в дальнейшей жизни.
В 1887-1913гг. он жил в Берлине и учился в Институте графики и в частной школе Конрада Фера. Был заместителем директора Королевского Художественного музея в Берлине.
В 1913 совершил алию в Эрец-Исраэль, где сразу же по прибытии начал работать в "Бецалель". Он основал и возглавил отделение миниатюрной живописи на эмали, на слоновой кости и на фарфоре.
Автопортрет, 1915г.
Он был правой рукой Бориса Шаца. Когда Б.Шаца в 1917г. изгнали из Иерусалима, Шор был директором школы Бецалель в 1917-1918. В те годы все будущие известные израильские художники были его учениками.
Автопортрет, 1916г. Темпера, бумага.
Его дом в Иерусалиме был домом для писателей и ученых, художников, бизнесменов, а также простых людей, студентов, сефардской интеллигенции и даже представителей арабских семей.
Студент по классу рисования в Бецалель, 20е годы 20 века.
А.Ш. Шор создал замечательные виды Иерусалима.
Место Храма, 20е годы 20 века.
Иерусалим, 20е годы 20 века.
Иерусалим, 1923г., выставка работ А.Ш.Шора в Герцлийском музее современного искусства, 2020г.
Башня Давида, 1924г.
В 1925 году, когда школа закрылась, он стал преподавать в других школах Иерусалима.
Он продолжил писать виды Иерусалима.
Вид Иерусалима, 1932г.
В последние годы, прежде чем уйти с преподавательской деятельности в 1940 году, преподавал живопись в школе Тахкемони (Иерусалим).
Скончался в 1945г. в Иерусалиме.
Сувениры как решение экономических проблем.
8 октября 1905 года Школа "Бецалель" была зарегистрирована как немецкое кооперативное общество, целью которого было "поощрение ремесел и промышленности в Эрец-Исраэль и в соседних странах". В январском номере журнала "Альтнойланд: Ежемесячник экономического развития Эрец-Исраэль" за 1905 год была представлена идея проекта и его цели. Принципы проекта были направлены на то, чтобы дать ответ на материальные и культурные трудности, от которых страдают евреи Эрец-Исраэль. Проект мог бы предоставить им возможность независимого дохода. И покончить с проблемами, возникающими из-за распределения получаемых пожертвований. Именно на пожертвования из-за границы жили многие евреи в Эрец-Исраэль в конце 19 - нач.20вв.
Идеологам сионизма было понятно, что чтобы евреи смогли нормально жить в Эрец-Исраэль именно возможность работать, а не благотворительность, станет основой социального возрождения.
Было мнение, что Эрец-Исраль особенно подходит для развития декоративно-прикладного искусства. Это может привлечь образованное население для работы в данной области.
Мартин Бубер надеялся, что в каждом еврейском доме будут развешивать еврейские картины, слушать еврейскую музыку и читать еврейские стихи. И это даст рынок для изделий Бецалель.
Проект "Еврейская комната" в Школе Бецалель включал в себя изготовление таких предметов, как мезузы, блюда к Песаху и тому подобное, и, согласно видению Шаца, это должно быть в каждом еврейском доме в Эрец-Исраэль.
Книги Агады к Песаху в деревянных обложках. Школа Бецалель.
Выставка "Путешествия на Восток", в Музее исламской культуры (Беэр-Шева, Израиль)
Деревянные подсвечники и адас для благовоний. Школа Бецалель.
Выставка "Путешествия на Восток", в Музее исламской культуры (Беэр-Шева, Израиль)
В начале 20в. было понятно, что Эрец-Исраэль является святым местом для трех основных религий и привлекает паломников и путешественников со всего мира. Именно уникальные художественные сувениры, изготовленные здесь и несущие в себе память о посещении, будут иметь большой спрос. Появился художественный стиль, адаптированный к региону и истории.
Сочетание восточных и западных влияний - одна из отличительных особенностей искусства Бецалель, стремившегося создать оригинальный еврейский стиль.
В своем видении Б.Шац представлял Бецалель как источник средств к существованию примерно для тысячи семей.
К 1911 году число работающих в мастерских было порядка 259 человек. Среди этих рабочих была группа из примерно 70 мальчиков и девочек в возрасте до 12 лет, которые работали в мастерских. Дети работали как взрослые и это было нормой того времени.
Предметы, произведенные в мастерских, продавались на различных выставках, организованных Шацем в Европе и США, и использовались для финансирования школы. Кроме того, в 1912 году возле Яффских ворот был основан "Павильон Бецалель", включавший в себя магазин и выставочный зал продукции Бецалель.
И если в моем
первом рассказе о Школе Бецалель я показала работы, выставленные в Музее Израиля, самого высокого художественного уровня, то сейчас мы посмотрим на ширпотреб, на вещи простые и многим доступные.
В зависимости от материала, сувениры были дорогими и дешевыми. Понятно, что деревянные вещи с напечатанным рисунком были дешевле металлических, даже штампованных. Ковры, понятное дело, дешевыми не были никогда.
Выставка Бецалель в Реховоте на Песах 1912г.. Коврами торговали, как видите. Я опознала Б.Шаца, в тропическом шлеме, слева стоит под трубачом. Если еще кого-то опознаете, пишите, добавлю.
Из презентации в Национальной библиотеке, Иерусалим.
Начнем с сувениров с изображением Иерусалима. Художники делали рисунки и на их основе мастера по работе с материалами изготовливали сувениры. Эти предметы до сих пор продаются на сайтах в интернете, их было сделано очень много. Благодаря этому они дошли до нас. Я сфотографировал их на выставке "Путешествия на Восток", в Музее исламской культуры (Беэр-Шева, Израиль). Об этой интересной выставке я уже писала дважды
1 и
2). Все представленные там предметы были из частных коллекций.
Украшенные гильзы от снарядов.
Витрина с настенными украшениями.
Были разные мастерские в Бецалель, которые работали с разными материалами.
Табличка "Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука". Дерево инкрустированное перламутром.
Еще одна табличка "Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука".
Явно более дешевая по сравнению с первой. Как принято говорить сейчас, они старались покрыть весь ценовой диапазон.
Вид Иерусалима. Тоже явно недорогое изделие по сравнению с металлическими предметами.
Пепельница с изображением Башни Давида и тарелка с изображением гробница Авшалома. Штамповка, металл.
Рисунок на дереве, скорее всего портсигар, с изображением Башни Давида.
Деревянные браслеты с видами Иерусалима.
Деревянный сувенир с изображением Западной стены и Башни Давида.
Ковер с изображением Башни Давида, с текстом "Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука".
Обложка с изображением Гробницы Захарии.
Обложка с изображением Западной Стены.
Коробочка для бумаги, металл. Изображено "Место Храма".
Коробочка для бумаги, металл. Изображена Башни Давида.
Коробочка для бумаги, металл. Изображена Западная Стена.
Коробочка для бумаги, металл. Изображен вид Иерусалима.
Гробница праматери Рахели тоже была популярной темой для сувениров.
Коробочка из гильзы с изображением Гробницы Рахели.
Обложка с изображением Гробницы Рахели.
Коробочка для бумаги, металл. Изображена Гробницы Рахели.
Тарелка с изображением Гробницы Рахели.
Было большое количество сувениров на разные еврейские темы.
Надпись на тарелке עוֹבֵד אַדְמָתוֹ יִשְׂבַּע לָחַם - "Возделывающий свою землю насытится хлебом"
(Мишлей 12:11) Разведчики с виноградной гроздью.
Тарелка с изображением меноры.
"Элиэзер и Ривка", вставка в кожаную обложку.
Деревянные сувениры.
Деревянные пресс-папье и коробочки для бумаги.
В "Музее еврейского искусства и истории" (Musée d'Art et d'Histoire du Judaïsme или mahJ) в Париже тоже можно увидеть какое-то количество изделий Бецалель, в том числе и сувениров.
Изображения Т.Герцля тоже были популярной темой для сувениров.
"Теодор Герцль", Б.Шац, Вена 1905г.
"Теодор Герцль", Э.М.Лилиен.
"Последняя мысль", Шломо Роухомовский. Печать на бумаге, наклеенная на лист акварельной бумаги. Это малоизвестная работа малоизвестного дизайнера и скульптора. Создано, ориентировочно, вскоре после смерти Б.З.Герцля в 1904г.
Изображен Герцль на смертном одре, с вытянутой рукой, указывающей в направление Земли Израиля (восходящее солнце, следовательно, Восток). Ошеломленный его смертью еврейский народ, находящийся в процессе исхода, собрался у его кровати. На заднем плане горящий город.
Хочу сказать о нем несколько слов о художнике.
Шломо (Соломон) Рухомовский недолгое время преподавал в Бецалель, поэтому его безусловно можно отнести к этой школе.
Он один из сыновей известного ювелира
Израиля Рухомовского (1860 - 1934) из Одессы. Последний остался в памяти французов как создатель знаменитой
"Тиары Сайтаферна", великолепной антикварной подделки, изготовленной по заказу в 1894 году и проданной Лувру в 1896 году. Когда афера стала достоянием общественности, Израиль Рухомовский помог доказать факты. Он был очень талантливым ювелиром и после большого шума вокруг подделки стал весьма известен. Это дало ему возможность поселится со своей семьей в Париже и успешно там работать. Он также был награжден золотой медалью Салона декоративных искусств в Париже.
Соломон Рухомовский гораздо менее известен, чем его отец, и неизвестно точных дат его рождения и смерти, а также места его рождения. Известно, что в 1950 году он был еще жив. Однако некоторые его произведения известны и сейчас находятся в коллекции Тель-Авивского музея современного искусства. Не знаю какие.
Известны также некоторые его рисунки, по которым делали рекламные открытки для Еврейского национального фонда. Как и его отец Израиль и брат Якоб (также скульптор), Соломон Рухомовский являлся очень активным членом сионистского движения во Франции. Он сотрудничал с французскими сионистскими газетами («La Renaissance Juive», «L'Echo Zioniste», «Le Peuple Juif»), публикуя статьи, а также карикатуры. В Германии его рисунки появлялись в берлинском еврейском культурном журнале "Ost und West".
"Сионизм, - писал он в 1915 году в журнале "Еврейский ренессанс", - является для современного еврея выражением его национального чувства точно так же, как религия была для еврея древности."
В архивах Бецалеля также указывается, что он преподавал в школе по просьбе Бориса Шаца.
Ханукия, Школа Бецалель, серебро.
"Алфавит", художник
Зеэв Рабан, 1923г.
Кожаная обложка для фотоальбома с металлической вставкой "Первопроходцы". Иерусалим, Израиль, 20 век.
Фотоальбом состоит из переплетенных листов черного картона и тисненой кожаной обложки с цветочным мотивом, в центре вставлена тисненая серебряная табличка, изображающая первопроходцев, обрабатывающих землю. Внутри 60 черно-белых фотографий.
"Песня гетто" Э.М.Лилиен, 1905г.
В 1898 г. Л. Винер издал стихи М.Розенфельда под названием «Песни гетто» (Нью-Йорк) на идиш, но латинскими буквами, снабдив их английским прозаическим переводом с иллюстрациями Э.М.Лилиена, одного из самых известных художников, преподававших в Школе Бецалель.
Книга вызвала интерес читателей и одобрение ряда американских критиков; она была переведена на немецкий (несколько изданий), польский, словацкий, венгерский и другие языки.
Из презентации в Национальной библиотеке, Иерусалим.
Открытка "Песах", Э.М.Лилиен. Египет как квинтэссенция галута, или изгнания. Еврейское слово «Сион» изображено на изображении восходящего солнца на Востоке.
В разговоре о сувенирах Школы Бецалель не могу не вспомнить
Шмуэль (Самуэль) Кречмер, о котором я уже подробно рассказала.
Впервые Кречмер эмигрировал в Израиль в 1911 г., поселился в Иерусалиме и был принят в
Школу Бецалель. Там он изучал живопись и лепку. Он начал работать художником-гравером и даже преподавал в Школе Бецалель. Он также открыл в Иерусалиме штамповочную мастерскую, которая просуществовала 90 лет.
Вот то, что изготовляла мастерская.
Работы в стиле Бецалель: Башня Давида, могила Рахели и Западная стена. Это металлические рельефы или модели к ним.
Работы по рисункам
Б.Шаца, кроме тех что в правом углу. Эти больше похоже на рисунки
З.Рабана.
Башня Давида в разных вариантах как украшение могла быть на подарочных переплетах Торы, Танаха, молитвенников или других религиозных книг. Их заказывали специально, и тематика металлических вставок была соответствующая.
Самая знаменитая работа Ш. Кречмера 20х годов прошлого века - это изображение Т.Герцля в металле, то что в центре. Говорят, что после того, как это изображение появилось, в газете было написано, что Герцль Кречмера лучше Герцля Шаца. После этого Б.Шац не разговаривал со Шмуэлем год. Этот портрет Шмуэль использовал в дальнейшем в разнообразных изделиях.
***
Медальон "Иудея Освобожденная" - это как бы ответ
римской монете "Пленная Иудея" .
На одной стороне медальона изображена женщина Иудея в процессе освобождения, разрывающая цепи, а поработитель, римский солдат отступает. Слева - обратная сторона этого медальона, с надписью "добровольцам из народа" под тектом дата - 1917, написанная как дата от разрушения Храма אתתמ"ט לחורבן הבית.
Этот медальон сионистский лидер Хаим Вейцман вручил добровольцам из Еврейского батальона Эрец-Исраэль как признательности за их службу.
Таких медальонов по приблизительным оценкам, было выпущено около 100 штук. Эта медаль, разработанная и изготовленная в «Бецалеле» в Иерусалиме. Автор неизвестен.
מאת
Eli Morav - נוצר על־ידי מעלה היצירה,
CC BY-SA 4.0,
קישור Монета "Пленная Иудея", медальон 1918 года и медаль 1958г. (к 10летию Израиля) Ш. Кречмера, так же учившегося в Бецалель.
מאת
Eli Morav - נוצר על־ידי מעלה היצירה,
CC BY-SA 4.0,
קישור И в заключение.
15.1.1949 основатель этого государства Д. Бен-Гурион в статье "Революция духа" написал:
"Плуги и трактора, мотыги и бульдозеры, машины и мастерские, пушки и пулеметы, самолеты и корабли, поля и заводы, транспортные средства и лаборатории, сараи и амбары, сооружения и убежища, заборы из колючей проволоки и защитные траншеи, дороги и насаждения - без них мы не выдержим и не будем существовать, и нам придется работать над умножением и совершенствованием их постоянно и неустанно. Но они помогут нам, только если дух, эта чудесная и сокровенная от глаз вещь, будет пульсировать внутри нас, в наших сердцах и в наших душах. И пока он пульсирует внутри нас, мы способный к творческой жизни, развитию и героизму, к жизни, которая предназначена для нас в этом поколении и которую мы должны завещать будущим поколениям."
Всех с Днем Иерусалима.
Инфа:
https://journal.bezalel.ac.il/he/protocol/article/2781https://benyehuda.org/read/18193https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%94%D7%A8%D7%9F_%D7%A9%D7%90%D7%95%D7%9C_%D7%A9%D7%95%D7%A8https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%91%D7%A6%D7%9C%D7%90%D7%9C,_%D7%91%D7%99%D7%AA_%D7%9E%D7%93%D7%A8%D7%A9_%D7%9C%D7%90%D7%9E%D7%A0%D7%95%D7%AA_%D7%95%D7%9C%D7%9E%D7%9C%D7%90%D7%9B%D7%95%D7%AA-%D7%90%D7%9E%D7%A0%D7%95%D7%AAhttps://www.mahj.org/fr/decouvrir-collections-betsalel/ha-mahshavah-ha-aharonah-hmhsbh-hhrwnh-25031https://www.mahj.org/en/decouvrir-collections-betsalel/lampe-de-la-reconsecration-du-temple-ou-fete-des-lumieres-20611https://www.mahj.org/fr/decouvrir-collections-betsalel/alphabet-bezalel-10416https://www.mahj.org/en/decouvrir-collections-betsalel/album-de-photographies-6700