"А нынче нам нужна одна победа", как и хасмонеям в свое время...

Dec 07, 2023 09:04



Ханука и в самый тяжелый час для евреев всегда праздник. В этот раз я хочу показать ханукальные светильники и рассказать истории, с ними связанные, происходившие на фоне сложных и травматических событий или они сделаны по следам таковых. Они, может быть, не будут отличаться особой красотой, но они будут нести в себе еврейскую историю.



Герои прошлого и настоящего.

Герои прошлого и настоящего вдохновляли и вдохновляют евреев на подвиги и давали и дают надежду в сложной обычной жизни. Ими украшали ханукальные светильники в разное время и в разных странах... О них рассказывают в еврейской литературе.

Йегудит или Йегуда?

У фигуры героя этой ханукии есть проблемы с определением самого героя в Парижском еврейском музее, где выставлена эта ханукия. Это очень хорошо организованный музей. В этом музее есть не только таблички у каждого экспоната, но и описания экспонатов на сайте музея. И у этой ханукии мнение таблички и сайта расходятся. Можете себе такое представить?


Начнем с того, в чем все источники согласны.

Ханукия изготовлена Иоганном Михаэлем Шулером, ювелиром (Франкфурт-на-Майне, 1658-1718 гг.). Конец 17 века.. Это младший брат Иоганна Валентина Шулера (1650-1720), еще более известного ювелира. Он стал мастером в 1684 году, возможно, эта работа была одним из первых его мастерских произведений. Мастерская Шулеров и зятя Иоганна Михаэля, Иоганна Адама Боллера (1679 - 1718) специализировалась на еврейских ритуальных предметах, таких как субботние и ханукальные светильники, стаканы для кидуша и т. д.
И как вы уже догадались, мастера были христиане.

Подсвечник изготовлен из серебра. Основание поддерживают четыре льва, держащие гербы. От основной несущей колонны отходят четыре ветви на которых находятся емкости для масла. На каждой из них изображен символический предмет.
Во Франкфурте на многих домах еврейского квартала на улице Юденгассе были вывески, изображения на которых впоследствии стали фамилиями жителей этих домов. Фигурки ханукии изображают страуса, пеликана, оленя и лучника.

Есть версия, что эта ханукия была сделана к свадьбе.
Законы, регулировавшие жизнь Франкфуртского гетто, ограничивали его население 500 семьями и максимум 12 браками в год. Это гетто было одним из самых густонаселенных мест в Европе. Семьи богатых евреев и недавних иммигрантов из сельскохозяйственных общин жили на коротком участке улицы Юденгассе. Однако о богатстве и значимости общины и ее отдельных членов можно судить по впечатляющим серебряным изделиям, созданным для них христианскими мастерами.
Законы о роскоши дают еще одно представление о богатстве франкфуртского сообщества и о большей роли семейных серебряных изделий. В 1715 году Еврейский совет ограничил выставление серебряных предметов на приеме, который проводился в доме невесты в пятницу днем ​​перед субботней вечерней церемонией. Тремя разрешенными формами были шабатний светильник, ханукия и стакан для кидуша. Учитывая это, легко понять, какие серебряные изделия этой общины частично дошли и до нас.

На уровне емкости для масла находится шамаш и фигуры двух воинов, вооруженных копьями.

Дальше мнения источников расходятся.
По версии одного из них наверху ханукии мы видим фигуру Йегудит (Юдифь) с головой Олоферна. Есть еврейские общины средиземноморья, которые связывают Йегудит с Ханукой, т.к. она происходила из хасмонеев и ее почитают в седьмую ночь Хануки.
Эта же мастерская сделала похожие ханукальные светильники с Йегудит, где она без шлема...

По другой версии эта фигура изображает Йегуду Маккавея, держащего одной рукой меч, а другой - голову убитого генерала Никанора по одной версии или генерала Лисия, по другой версии...

Кто тут прав? Не знаю. Судя по тому, чем Йегудит занималась перед тем, как убила Олоферна, странно, почему она в шлеме?

Мне эта фигура еще напоминает Персея с головой горгоны Медузы Б.Челлини.

В общем, вам решать.

Ханна, дочь Матитьягу.

Есть еще одна история, связанная с Ханукой и с отрубанием головы, но к сожалению, менее известная, чем история братьев-Маккавеев, которую рассказывают в школах и детских садах.
Это совсем другой взгляд на причину начала войны Маккавеев с греками. Эту историю перед Ханукой с удовольствием рассказывают наши феменистки.

Согласно "Оцар Мидрашим", в который входят средневековые мидраши, восстание Маккавеев началось из-за их сестры. Да-да, у братьев Маккавеев была сестра, которую звали Ханна.
В те времена греки издавали очень суровые указы, регулирующие жизнь евреев. Одним из таких указов был указ о праве первой ночи. Каждая еврейская девушка первую брачную ночь должна была провести с местным наместником-греком, а уже после вернуться к своему мужу-еврею. Греки насиловали еврейских девушек более трех лет, поэтому многие решили не выходить замуж и остаться одинокими.
Когда пришло время дочери Матитьягу, Ханне, выйти замуж за Элиэзера бен Хасмонея, она отказалась выполнять этот указ.
Во время свадебного пира она разорвала на себе одежду, встала обнаженной перед семьей и всеми гостями. Йегуде и другим братьям это очень не понравилось. Они были готовы ее убить. Как это их сестра посмела обнажиться перед всем этим народом?
На что она им сказала, что они сердятся на нее и хотят ее смерти, потому что она стояла перед ними обнаженная, хотя и не согрешила ни в малейшей степени, но при этом они готовы отдать ее, девственницу, чтобы грек над ней надругался?...

Услышав это Йегуда, его братья и их друзья решили убить греческого царя.



Йегуда Маккавей и его братья. Автор Бенно Элькан, скульптор создавший огромную менору, стоящую около Кнессета. Эта ханукия создана в 50е годы 20 века. Музей Эрец-Исраэль

Маккавеи потребовали, чтобы их сестра была бы передана не наместнику, а самому царю. Они одели девушку в царские одежды и отвели в дом царя. Не было арфистов, скрипачей и певцов, а сами Маккавеи и их друзья пели и танцевали, пока не пришли к дому царя.



Ханукия - "Маккавеи с факелами", 1950г. Музей Эрец Исраэль

Когда царь услышал это, он сказал своим министрам и слугам: "Смотрите, они из семьи Аарона священника, они счастливы исполнять мою волю, они достойны великой чести". И он приказал уйти своим министрам и слугам. Йегуда и его братья вместе с сестрой вошли к царю и отрубили ему голову. Они также убили его министров и слуг.
Так, согласно одному этому мидрашу, началась война Маккавеев с греками.

Еще герои, изображенные на ханукальных подсвечниках.



Ханукия, 60е г. прошлого века, Фабрика Нааман-Порцелан.



Ханукия, 50е годы прошлого века.
В центре Башня Давида, слева герои прошлого, справа - герои настоящего.
Музей Эрец-Исраэль



Изображения войн прошлого и современных. Текст "В эти дни, в это время", фирма "Нордия", 50е годы прошлого века (?).
Музей Эрец-Исраэль



Ханукия в стиле "наивный милитаризм, 1950г..
Музей Эрец-Исраэль



Ханукия с 9ю фигурами, держащими щиты, Израиль, втор. половина 20в. Музей Бар Давид (кибуц Барам).
У этих боевых дам из музея не хватает еще специальных подсвечников, которые они держат в другой руке. Как здесь
Это одна из ханукий, которую изготовили студенты и учителя сети Орт-Исраэль в 1960-х годах для вручения жертвователям, главам государств и мэрам. Это уникальные ханукии, в которых воины несут штыки и щиты. На создание их вдохновил художник H. Teppich (1904-1983).

"Из тюрьмы Акко "Яиру" с любовью".

Эта деревянная менора была изготовлена ​​заключенными-членами Эцеля в тюрьме Акко и отправлена ​​в качестве праздничного подарка "Яиру" (Аврааму Штерну), который тогда был их любимым командиром. Ориентировочно 1939г.


Музей Лехи (מוזיאון לח"י בתל אביב).

Заключенные в тюрьмах имели возможность занимались ремеслами и умели изготавливать замечательные предметы, которые украшали символами и надписями, выражаюшими, среди прочего, стремление евреев к свободе и независимости. Иногда гравировка орнаментов осуществлялась с помощью инструментов для резьбы, которые заключенные также изготавливали сами, например, из заточенной зубной щетки.
На этой ханукие вырезано множество символов.

На нижней части написано "Иудея восстанет (возродится)". Это слова из стихотворения, написанного в 1906г.
В 1906г. поэт Яков Коэн пишет стихотворение "Песня хулиганов" (שיר הבריונים), в котором есть текст:
"В крови и огне Иудея пала, В крови и огне Иудея восстанет (возродится)"
Стихотворение впоследствии стало весьма популярной песней, и ее хорошо знали заключенные -члены Эцеля. Ее можно послушать тут.
И кто бы что не говорил про это стихотворение и про организации Эцель и Лехи, страна возродилась таки в крови и огне и продолжает так возрождаться в регулярных войнах...

Справа мы видим вырезанный символ Эцеля. Карта Эрец-Исраэль с двумя берегами реки Иордан, как ее представляли до "Белой книги", в начале правления Британского мандата в 1922г., какой и должна быть возрожденная Эрец-Исраэль, как считали в Эцеле.
На карте мы видим руку, сжимающую оружие. Это символ Эцеля, который выражал их уверенность в том, что страна будет получена только с помощью силы. Что, кстати, и случилось на деле после формального объявления государства, которое не признали соседи.
Cимвол Эцеля (הארגון הצבאי הלאומי בארץ ישראל - אצ"ל)


מאת לא ידוע - Etzel website - http://www.etzel.org.il/tmunot/semel.htm, נחלת הכלל, קישור

Слева изображен развернутый свиток Торы, в центре которого изображен меч. Те, кто делал этот подарок хотят сказать, что за государство придется бороться с мечом, но с другой стороны, они имеют еврейские корни, и именно Тора - причина возвращения евреев в Эрец-Исраэль.

Мы видим гравировку даты, год - ג'תקצ"ו. По еврейской традиции, это дата когда маккавеям удается освободить Храм и очистить его, то что описано в история праздника Ханука. Может быть выгравировав эту дату члены Эцеля хотели сказать, что они новые маккавеи, и продолжают дело тех, кто когда-то очистил Храм.

Сверху, там где должны быть установлены свечи хануки, вырезаны буквы слова "ханука". Спереди ח נ כ ה и отдельно сзади ו в качестве шамаша.

Хотя в музее и не указано, эта ханукия изготовлена ориентировочно в 1939г.

В дни Катастрофы тоже горели огни Хануки

Ханука и свастика



Комната в еврейском доме, справа - ханукия. Мемориал Яд-Вашем.

История фотографии, о которой расскажу сейчас, началась 31 декабря 1932 года, в немецком городе Киль.
Была восьмая ночь Хануки, когда жена раввина Акивы-Боруха Познера, Рахель Познер установила ханукальный подсвечник на подоконнике у себя дома. Рахель выглянула в окно и увидела нечто сюрреалистичное. С другой стороны улицы находилось главное управление нацистской партии, на котором развевался огромный флаг со свастикой. Для Рахель Познер это олицетворяло разительный контраст двух мировых порядков, и она решила, что необходимо увековечить этот момент. Она сделала снимок, а затем зажгла свечи за мгновение до того, как солнце опустилось над городом Киль. Она проявила пленку и напечала фотографию, на обратной стороне которой она написала на немецком: "Ханука, 1932 год. Еврей умрет - так говорит флаг. Еврей будет жить вечно - так говорит свет".


Ханукия на окне в праздник. Мемориал Яд-Вашем.

В Германии прошли выборы в результате которых, Адольф Гитлер стал Канцлером Германии, и в течении следующих 15-ти лет свет евреев был близок к угасанию...


Ханукальные светильники отобранные у евреев нацистами. Из экспозиции Мемориала Яд Вашем.

Ныне в Хайфе живет Йегуда Мансбах. В праздник Ханука на его подоконнике стоит ханукия, которая принадлежала его дедушке и бабушке - Рахель и раввину Акиве Борух Познеру. Она сохранилась удивительным образом и сейчас находится в Израиле. Ее огни горят каждый год. Всегда, когда Йегуда вместе со своими детьми и внуками зажигает ханукию, он достает фотографию и читает записку своей бабушки: "Еврей умрет - так говорит флаг. Еврей будет жить вечно - так говорит свет!"

Ханукия из лагеря в Ниско



Ханукия из Ниско-ам-Сана, 1939/1940 г.
Еврейский музей Вены.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. Вскоре первые венские евреи, в том числе братья Ганс и Йозеф Бергеры были депортированы в Ниско-ам-Сан в Польше, где должны были построить концентрационный лагерь. В апреле 1940 года проект был заброшен из-за логистических причин. Братья Бергер вернулись в Вену с этой ханукией, которую сделали в Ниско.
15 февраля 1941 года их вновь депортировали в Польшу в Ополе. На этот раз они не вернулись.

Призрачный голос.

Эта реальная история, рассказанная братьями Исраэлем-Меиром Лау и Нафтали Лау-Лави. Ее можно прочитать в интернете в двух вариантах, а я расскажу ее вкратце, уж больно она жизнеутверждающая. Я уверена, что многие мне скажут, что почему-то мои самые жизнеутверждающие истории непременно про Катастрофу... даже и не знаю - но так получается. Именно при самых невероятных обстоятельствах, на грани выживания тот, кто действительно человек, им остается. "Там, где нет людей, постарайся быть человеком" (с) Гилель. Вот как-то так.



Рисунок из музея Яд Вашем.

Эта история началась в концентрационном лагере в Ченстохова (Польша). Оба брата, Исраэлю-Меиру было 7 лет, а Нафтали 18, оказались там одни, их родители погибли (отец - в Треблинке, а мать в Равенсбрюке). Однажды зимой перед Ханукой, в бараке без пола, на голой земле, где каждый пытался найти себе место посуше и потеплее, чтобы забыться и уснуть, братья услышали знакомую песню "Леха доди...". Голос тоже показался им знакомым. Да и человек, певший, оказался знакомым. Это был хазан Йосеф Мандельбойм, из бобовских хасидов, который дирижировал группой, поющей шёпотом. Йосефа Мандельбойма Нафтали слышал в Кракове и помнил его голос. Все эти люди были краковскими евреями, попавшими в этот концлагерь через несколько других лагерей.
Братьям эти песни были как напоминание о тепле потерянного дома...
Через несколько дней пришла Ханука и Мандельбойм зажег первую свечку в гильзе от патрона. Все пели веселые песни Хануки, а кто-то даже сумел испечь картошки на всех. Это было странное празднование Хануки заключенными в концлагере, смотрящими в глаза смерти.
Встречаясь с братьями Лау, Йосеф Мандельбойм вспоминал своих сыновей, погибших вместе с матерью. Нафтали подарил Мандельбойм книгу, которая была у него с собой из дома. Вещь просто драгоценную.
Через несколько дней вся группа краковских евреев была отправлена в какой-то другой лагерь, говорили что в Германию. А затем и сами братья Лау были отправлены в Бухенвальд. В Бухенвальде, в ожидании в очереди на дезинфекцию, в куче вещей, отобранных у заключенных, Нафтали обнаружил книгу, которую подарил Мандельбойму...



Но попытки обнаружить Мандельбойма в лагере ничем не кончились...
Братья чудом выжили. Младший, Исраэль-Меир прославился не только тем, что был одно время главным ашкеназийским раввином Израиля, но и тем, что был самым юным освобожденным заключенным Бухенвальда. Ему было 8 лет.



Это Исраэль-Меир с флагом, на котором написано Бухенвальд, в Хайфском порту, по пути в лагерь для перемещенных лиц в Атлите.

Дальше сделаем скачок на 40 лет вперед. Нафтали Лау-Лави будучи израильским консулом в Нью-Йорке был приглашен в Бейт-Мидраш бобовских хасидов, было это, как вы уже догадались, как раз на Хануку. Разговаривая с ребе бобовских хасидов, Нафтали рассказал о времени Катастрофы и том, что в лагере он был вместе с младшим братом. Пока он разговаривал с ребе, вдруг в зале стало тихо и очень знакомый голос запел... Нафтали с трудом поверил своим ушам, ведь с этим человеком он попрощался еще в Бухенвальде...
Тогда он рассказал, что в лагере он был вместе с Йосефом Мандельбоймом. Встреча была очень трогательной и Мандельбой спел для Нафтали "Леха доди..." . Так круг замкнулся, а Чудо Хануки произошло, я считаю...



История волчка, пережившего Катастрофу.

Эстер Виспайлер родилась в Чехии в обеспеченной традиционной семье. В 1939г. немцы захватили Чехию, к 1942г. большинство евреев уже забрали в Освенцим. Семье Эстер пришлось бежать в родной город отца Kežmarok в Словакии. Там родители постарались организовать учебу для детей. Они нашли учителя-еврея. Учитель умел отливать свинцовые волчки, и все дети получили волчки в подарок.
С ухудшением ситуации для евреев, семья была вынуждена бежать и они оставили часть своих вещей в семье неевреев-соседей. Среди этих вещей был и волчок очень дорогой для Эстер.
Всю войну семья переезжала и пряталась, но в сентябре 1944г. они были отправлены в Освенцим на поезде. Когда поезд прибыл в Освенцим их почему-то из поезда не выгрузили. Поезд простоял всю ночь и утром поехал в Германию. В феврале 1945г. семью отправили в Берген-Бельзен, где условия жизни были очень тяжелыми, Эстер помнит страшный голод, еды не было. Немцы хотели, чтобы евреи умерли от голода.
В апреле 1945г. они были освобождены Британскими войсками, но мать Эстер была больна и умерла. Эстер была направлена в детский дом, но попросила поехать встретить своего отца и брата в Kežmarok. Там она выяснила, что соседи сохранили их вещи. Эстер репатриировалась в Израиль в 1949г. Волчок оказался с другими вещами и он приехал вместе с Эстер в Израиль.
В 2012г. Эстер передала волчок в музей Яд вашем.

История волчка из коллекции Аврума Бурга.

Помните, был у нас такой спикер Кнессета (с 1999 по 2003) Аврум Бург? Он - коллекционер волчков. У него очень большая коллекция.
Один металлический волчок в коллекции А.Бурга имеет по-настоящему интересную историю.
Во время Второй мировой войны одна пожилая еврейка, которая жила в США, писала письма-приглашения для объединения семей с родственниками, членами семьи, которые были в Европе. Понятно, что речь не шла о настоящих родственниках. Цель была спасти евреев Европы.
Однажды в ее дверь постучал незнакомый человек, и рассказал ей, что он еврей, спасшийся благодаря ее письмам. И он хочет ее поблагодарить, но у него не было ничего, кроме очень тяжелого металлического волчка, который не мог крутиться. Этот волчок был сделан в во время войны в концентрационном лагере. Цель создания этого волчка было желание праздника даже в концлагере.

Ханукии из лагеря для перемещенных лиц на Кипре

Это страница еврейской истории, о которой говорят крайне мало, а уж нам, выходцам из пост-советского пространства она почти незнакома. И если о Катастрофе принято много говорить хотя бы в дни памяти, то о лагерях для перемещенных лиц, куда англичане отправили уже после (!) Катастрофы более 50.000 евреев, говорят совсем немного. Это были евреи, часть из которых чудом выжила в Катастрофе, они стремились перебраться в Эрец-Исраэль, больше не хотели жить в Европе...
Евреи жили на Кипре в лагерях для перемещенных лиц с 1946 по 1949гг.

Живя в лагерях евреи много занимались художественным творчеством. Об этом рассказала выставка "Кипр. Искусство выживания. 1946-1949" в музее Эрец-Исраэль.



Ханукия, Кипр, 1946-1949г., камень.



Ханукия, Кипр, 1946-1949г., камень.

О ханукальных принципах - кибуцная история, реальная и грустная.

Эта история произошла во время Войны за Независимость (1948г.), как раз перед Ханукой в кибуце Мишмар-Аэмек.
Чтобы было понятнее, кибуц Мишмар-Аэмек относится к весьма левому движению Ашомер-Ацаир, которое из еврейских праздников только Хануку и праздновало. Почему только Хануку? А они уважали военную победу Хасмонеев - Маккавеев, а совсем не какое-то там сомнительное религиозное "чудо".
Так как шла Война за Независимость и были постоянные бомбежки, то при наступлении сумерек свет не включали и все кибуцы получили предписание не зажигать ханукальные подсвечники на своих водонапорных башнях, т.к. было ясно, что будут бомбить.



Но Мишмар-Аэмек не подчинился, как это в праздник они не зажгут ханукию? ... Была бомбежка... а как раз под ханукией был кибуцный детский сад-ясли, вот дети и погибло трое детей и беременная кибуцница...

За то потом, чтобы поставить погибшим памятник, троих кибуцников отправили учиться в Сорбонну. Кибуц мог себе позволить самое лучшее...



Памятник поставили в виде волчка, в который дети любят играть на Хануку.

"Вторая жизнь вещей".



Ханукия в память об оккупации Иерусалима, 1918г., автор Р.А. Шалем. Ханукия, сделанная из снаряда. Музей Эрец-Исраэль.



Ханукия из патронов, 1942г., Музей Еврейского легиона



Ханукия из патронов, ок. 1940г., Музей начала заселения долины (המוזיאון לראשית ההתיישבות בעמק) кибуц Ифат.
Ориентировочно 1940г.



Деревянная ханукия с пробками от бутылок, в которые вставляли свечи.
Музей начала заселения долины (המוזיאון לראשית ההתיישבות בעמק) кибуц Ифат.
Ориентировочно 1940г.



Ханукия в стиле "наивный милитаризм, 1950г.., подставки для свечек сделаны из патронов.
Музей Эрец-Исраэль.



Ханукия, в стиле "наивный милитаризм", танкистская с гербом танковых войск. 1960г., подставки для свечек сделаны из патронов.
Музей Эрец-Исраэль.

Какая Ханука без волчков (дрейдел)


Волчок, сделанный Моше Поратом, 2002г.. Музей Бар Давид (кибуц Барам).
Волчок был создан из гильз боевого оружия. Под девизом перекуем мечи на орала, используем оружие для игры.
Но видимо нам еще рано что-то перековывать...

Шдерот - Ханукия из ракет, прилетевших из Газы. Фото 2012г. Посол США в Израиле Шапиро (справа), кто его принимает - не знаю, в википедии написано неправильно. Тут не буду комментировать - и без слов все понятно...


מאת U.S. Embassy Tel Aviv - Visit to Shderot 2012_No.250, CC BY-SA 2.0, קישור

***

Еврейская традиция, а особенно Ханука, дает нам надежду даже в самые тяжелые дни.


Ханукия из магазина в Иерусалиме.

Инфа:
https://www.youtube.com/watch?v=5LVcuwThAuM
https://artsandculture.google.com/asset/chanukah-menorah-from-nisko-am-san/eQELLdmu1UWxAQ?hl=en
https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2012/judaica-n08922/lot.48.html
https://www.mahj.org/fr/decouvrir-collections-betsalel/chandelier-de-la-reconsecration-du-temple-4288
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%99%D7%AA_(%D7%A1%D7%A4%D7%A8_%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%99%D7%AA)
https://en.wikipedia.org/wiki/Nicanor_(Seleucid_general)
http://www.beer-miryam.022.co.il/BRPortal/br/P102.jsp?arc=37388
https://www.bneidavid.org/Web/He/VirtualTorah/Newsletter/Bereshit/Miketz/2070.aspx
https://he.wikisource.org/wiki/%D7%9E%D7%93%D7%A8%D7%A9_%D7%9E%D7%A2%D7%A9%D7%94_%D7%97%D7%A0%D7%95%D7%9B%D7%94
https://www.israelhayom.co.il/opinions/article/13465607
https://www.srugim.co.il/403845-%D7%A7%D7%A8%D7%91%D7%99-%D7%96%D7%94-%D7%94%D7%9B%D7%99-%D7%90%D7%97%D7%95%D7%AA%D7%99-%D7%94%D7%A0%D7%A9%D7%99%D7%9D-%D7%A9%D7%A0%D7%99%D7%A6%D7%97%D7%95-%D7%90%D7%AA-%D7%94%D7%99%D7%95%D7%95
https://www.youtube.com/watch?v=tEyvvw1K_ks

еврейское

Previous post Next post
Up