Отмерить локоть ткани (часть 1: лен, шерсть, виссон)

Oct 27, 2023 09:57



Покупая одежду в магазине, мы иногда задумываемся из чего она сделана... мы живём в огромном разнообразии тканей. А были времена, когда количество тканей было фактически только две.



Шерсть и лен - два основных вида ткани в древние времена, во времена описанные в Танахе в Эрец-Исраэль. Кроме них почти не было никаких других тканей, не было сырья, из которого можно было бы сделать что-то другое в достаточном количестве.

Во времена о которых мы узнаем из древних еврейских письменных источников (Танах, Мишна и Талмуд) лен и овечья шерсть (и немного козьей шерсти) использовались в качестве основных источников для прядения и ткачества. Кроме них, было известно несколько других особых и дорогих видов нитей, перечисленных в Тосефта (2-3вв.н.э): хлопок, шелк, шерсть верблюда, шерсть кролика и шерсть "живого из моря".
Об этих нитях и тканях и пойдет тут речь.

О древних тканях вообще.

На территории Израиля были найдены тысячи фрагментов тканей в районе Мертвого моря. Они относятся к Римскому периоду. Из них 1100 овечья шерсть, 549 лен, 61 козья шерсть, 3 верблюжья, 13 смешанные. Это может дать некоторое представление о пропорции разных тканей в древности.

Очень мало тканей из смешанных нитей и в поселениях не евреев. Предположительно, что ткачеством занимались евреи, а остальные покупали у них готовое и также носили одежду не из смешанных нитей.



Вот так выглядела цветная одежда в античные времена. Это фрагмент росписи из синагоги Дура-Европос (современная Сирия), 3 век нашей эры.



В таком виде археологи находят ткани. А потом их очищают, реставрируют, и т.д....

Древние ткани можно увидеть в музеях и в мастерской реставрации и консервации натуральных материалов Израильского управления древностей (רשות העתיקות).


Это найдено в районе Мертвого моря в пещере воина в захоронении шести тысячелетней давности. Это была ткань длинной 7 метров, ширина 2,5 метра... Для тех времен очень большая и сложная работа.
Ее очистили и сохранили. Вот перед нами ее фрагмент.



На ткани могли быть не только полосы, но и цветные уголки, как здесь. Размеры уголков говорили о статусе хозяина одежды.



Крашеные ткани могли себе позволить только богатые люди.



Так выглядели некрашеные ткани.

Шаатнез

"Не надень смешанного, шерсти и льна вместе".
Дварим (22:11)
Иудаизм запрещает евреям носить одежду, изготовленную из смеси шерстяного (имеющего животное происхождение) и льняного волокна (имеющего растительное происхождение). Именно из этого запрета мы знаем, какие ткани точно были в Эрец-Исраэль в глубокой древности. Все это подкреплено археологическими находками.
Ткань, которая состоит из смеси шерсти и льна имеет специальное название шаатнез (ивр. ‏שַׁעַטְנֵז‏‎).

Нет запрета носить шерстяную одежду поверх льняной. Запрет есть только в том случае, если шерсть и лен соединены вместе в одну одежду.

Только коэны были освобождены от этого запрета; в Мишне говорится, что это освобождение действует во время участия коэнов-священников в Храмовой службе.
Здесь мы видим реконструкцию одежды священников и первосвященника. Реконструкция "Института Храма".


У священников могли быть, например, вышивки на льняной ткани шерстью.

Позднее, во времена Мишны и Талмуда (Эллинистический, Римский и Византийские периоды), кроме льна и шерсти, появились и другие ткани, но они были очень редкими.

В Египте, в отличии от Эрец-Исраэль было очень много тканей из смешанных нитей.

Однако цицит из шерсти можно помещать на льняной одежде.

Шерсть, о которой идет речь в запрете, является только овечьей шерстью и не относится к верблюжьей шерсти, мохеру, кашемиру, альпаке или викунье обыкновенной.

Лен

Лен растет в районе бассейна Средиземного моря вплоть до Индии и, вероятно, впервые был одомашнен в районе Плодородного полумесяца.
Лен был одной из основных сельскохозяйственных культур в Древнем Египте. Ткань, сотканная из волокон растения льна, считается высококачественной и очень прочной тканью благодаря длинным волокнам.
Лен широко выращивался в Древнем Египте, где стены храмов украшали изображения цветущего льна, мумии бальзамировали с помощью льна. Египетские жрецы носили только лен, поскольку лен считался символом чистоты. Финикийцы торговали египетским льном по всему миру.
Выращивание и обработка льна были также известны грекам, римлянам и евреям.
Лен древнейшее растение из которого в Эрец-Исраэль получали волокно.

Из книги Йеошуа (глава 2) мы знаем, что лен складывали для сушки на крыше Рахав в Иерихоне. Разведчики, посланные из Шитим и прибывшие к дому Рахав, прятались среди снопов льна, сушившихся на крыше ее дома.

В Йом-Кипур Первосвященник в еврейском Храме пять раз менял одеяние (облачаясь в золотое для обычных, а в льняное белое для особых жертвоприношений, при которых он произносил вслух подлинное имя Б-га), каждый раз совершая ритуальное омовение.
Два изображения Первосвященников в льняной одежде в Йом-Кипур из магазина при Институте Храма.




В Мишне в части Мосефет Шабат ?בַּמֶּה מַדְלִיקִין וּבַמֶּה אֵין מַדְלִיקִין ("Что зажигаем и что нет?") написано, что для субботних свечей разрешается использовать льняной фитиль, так как пламя горит стабильно.

Интересно, что лен как сельскохозяйственная культура, упоминается в Торе лишь один раз, как урожай, поврежденный градом в Египте.

Лён обыкнове́нный, или лён посевно́й (лат. Línum usitatíssimum) - однолетнее травянистое растение, вид растений рода Лён (Linum) семейства Льновые (Linaceae).
Это довольно высокое растение, до 120 см. Листья льна зеленые, длиной 2-4 см. Цветок льна имеет не менее пяти лепестков. Плод льна - округлая сухая коробочка диаметром 5-9 мм, содержащая несколько семян длиной 4-7 мм.
Цветет весной в марте-апреле.
Лен может сбегать в природу и его можно встретить в одичавшем виде в средиземноморской части страны.


Лён крупноцветковый (פשתה גדולת-פרחים Linum grandiflorum), Ботсад Еврейского университета на горе Цофим (Иерусалим).

Семена льна маленькие и гладкие, похожие на семена кунжута, их используют в пищу и в медицине.


Семена льна, 25в. до нашей эры. Национальный парк Тель-Арад, выставка "Пир", Музей Израиля, Иерусалим.
Видно плоховато, высоко висело. Но поверим музею.

Лен успешно выращивали в древности, экспорт льна был из городов Бейт-Шеан, Тир и Кесария. Лен из Бейт-Шеан считался особо качественным.

На Голанах, на месте археологических раскопок Умм-эль-Канатир (אום אל-קנאטיר), находился крупнейший в стране центр обработки льна, рядом с одной из самых великолепных древних синагоги Кашатот Рехавам (קשתות רחבעם). Деревня находилась на этом месте с 4 по 6 век нашей эры, соответственно и синагога и предприятие по обработке льна относятся к тем же временам.
Исследователи объясняют создание этого предприятия именно здесь наличием большого количества воды, а также с богатством древней деревни. А может быть наличие такого предприятия было источником экономического успеха деревни и дало возможность построить такую красивую синагогу.

Весной 2004 года в ходе работ по консервации и благоустройству синагоги был открыт целый комплекс: оштукатуренные бассейны и глиняные трубы, используемые для транспортировки воды с места на место. Археологи пришли к выводу, что это место, вероятно, использовалось как завод по отбеливанию льна.

Здесь обрабатывали лен.


В наши дни еще можно увидеть арки над родником.

Я пыталась найти описание процесса обработки льна в древности. Свела несколько вариантов - вот что получилось. Иллюстрации с плаката в Умм-эль-Канатир.


Работа по отделению волокон льна от стебля и подготовка их к прядению включает в себя множество этапов. Срезав стебли и собрав их в сноп, необходимо было их очистить от колючек и листьев. Это делалось путем сушки стеблей и пропускания их через большую расческу, закрепленную на земле или на столе.

После этого лен замачивали в воде, чтобы вызвать гниение живых клеток, что помогало отделить кору, содержащую волокна, от твердой сердцевины. Чтобы продолжить обработку и предотвратить гниение волокон,  льняные пучки сушили с помощью отжимания и сушки на солнце. 
После высыхания пучки льна расчесывали, ударяя по ним деревянным молотком, и отделяли длинные волокна от мусора и коротких волокон путем раздавливания и прочесывания.



Дробление стеблей льна на бортике бассейна.



Так бассейны выглядят в наше время.

С целью отбеливания льна волокна льна замачивали в бассейнах, содержавших известковый материал, принесенный со склонов Голан.


Дробление известкового материала для отбеливания льна.



Прядение нити на веретене.



Ткацкий станок.



Макет древнего ткацкого станка в мастерской реставрации и консервации натуральных материалов Израильского управления древностей (רשות העתיקות).

По-видимому, выращивание хлопка в Израиле заменило выращивание льна потому, что лен считается трудной для выращивания культурой. Кроме того, что спрос на хлопок превышал спрос на лен. Вместо экспорта льна стали выращивать хлопок на экспорт, а лен ввозился в Эрец-Исраэль из Египта ориентировочно с 10 века.

По инициативе профессора Менахема Левина в 1950-е годы возобновилось выращивание льна в Израиле и его выращивали на площади до 20 тысяч дунамов в южном регионе. Выращивание было прекращено в 1962 году из-за экономической нецелесообразности.

Сегодня льняные ткани заменены хлопчатобумажными тканями и синтетическими материалами. Лен используется относительно мало, в основном для легкой летней одежды, для простыней, скатертей, платьев, а также для производства прочных ниток, для шитья обуви, изготовления сеток. Сырые льняные волокна также используются для герметизации сантехники.
Есть еще несколько вариантов использования льна. Его волокна, семена и другие части используются для производства красок, бумаги, лекарств, рыболовных сетей и мыла. Из семян производят масло, и в небольшом количестве их используют также в кондитерской и молочной промышленности.

Сегодня во всем мире лен выращивается на волокно на площади 14.000 квадратных километров, а сбор волокна достигает около 800.000 тонн (по сравнению с 25,5 млн тонн хлопкового волокна).

Лен выращивают и как декоративное растение, поскольку у некоторых видов льна настоящие голубые цветы.

Всего диких видов льна у нас есть 11, включая лен посевной.
Лен дикий похож на лен культурный, посевной. Вот пара диких видов.


Лён пушистый (פשתה שעירה Linum pubescens)



Лён восточный (פשתה גדולה Linum mucronatum Bertol.)

Шерсть

Древние еврейские письменные источники (Танах, Мишна и Талмуд) говорят нам об овечьей шерсти (и немного о козьей), которую использовали в качестве основного источника для прядения и ткачества.

С овечьей шерстью все понятно.

В Танахе описано много пастухов, и мужчин и женщин. В те времена были большие овечьи стада.


"Рахель и Яков", Меир бен Ури, дом-музей художника в Кирьят-Шмуэль.

А здесь смешанное стадо, овцы и козы, мелкий рогатый скот.


"Яков, пастух", Школа Бецалель 1911-1929.
Выставка "Еврейское искусство 19 века, большие мастера"

Породы овец в наших местах в те времена были другие, не такие как сейчас.
Были распространены мясо-сальные породы овец (также жирохвостые или курдючные породы), которые сейчас разводятся ради получения бараньего жира, который накапливается в курдюке.


Изображение курдючного барана среди знаков зодиака, на мозаике в синагоге в Хамат Тверия.
Написано "барашек". На мозаике мы видим толстый хвост, то есть курдюк.

Судя по всему эти овцы выращивались и на шерсть и были очень важны в те времена.

(4) Мэйша, царь Моавитский, был владельцем скота и присылал он царю Исраэйльскому сто тысяч нестриженых овец и сто тысяч нестриженых баранов.
Мелахим 2  (3:4)
וּמֵישַׁ֥ע מֶֽלֶךְ־מוֹאָ֖ב הָיָ֣ה נֹקֵ֑ד וְהֵשִׁ֤יב לְמֶֽלֶךְ־יִשְׂרָאֵל֙ מֵאָה־אֶ֣לֶף כָּרִ֔ים וּמֵ֥אָה אֶ֖לֶף אֵילִ֥ים צָֽמֶר׃
מלכים ב' ג ד

Цвет шерсти был белым после стирки.



В парке Неот Кдумим вы можете поучаствовать в части процесса по производству шерстяных тканей древними способами. Вам могут предложить чесать шерсть.



Современные овцы, которые сейчас выращиваются в Израиле, явно других пород.

Козья шерсть не слишком подходит для ткачества.


Это древний фрагмент, ткань из шерсти козы. Каждый цвет нити красился отдельно, а потом ткали для получение большого куска. Сфотографировано в мастерской реставрации и консервации натуральных материалов Израильского управления древностей (רשות העתיקות)



Современный козел. Не знаю, какие породы коз здесь выращивались в древности.

Верблюжья шерсть была хорошо известна и понятно откуда ее брали.


Но было ее немного.

В Римский период в Эрец-Исраэль завезли домашних кроликов, их до сих пор стригут как овец и получают шерсть. Их шерсть могла использоваться для изготовления шерстяной нити и тканей, но в небольшом количестве.

16 век в Цфате был хорош для производства шерстяных тканей

Собирая материал для этого поста, я обнаружила совершенно неожиданный для себя интересный факт: в Цфате в 16 веке было большое производство шерстяных тканей.

После изгнания евреев из Испании в 1492 году многие искали убежища на землях, контролируемых Османской империей. Еврейские купцы использовали возможность создать производство высококачественной шерсти, которую они производили в Испании. Вскоре они стали активно участвовать в торговле шерстью почти во всех частях Османской империи. Многие направились в Цфат, который с его многочисленными водными источниками и близлежащими ручьями имел идеальные условия для производства тканей.

В 1522 году еврейское население Цфата насчитывало триста семей. Приток испанских беженцев превратил город в международный центр производства тканей, и к концу века число евреев в Цфате увеличилось как минимум до 20.000.
Иностранная шерсть импортировалась через порты Сидон и Акко для переработки, а готовая продукция экспортировалась за границу, в том числе в Сирию и Египет. В 16 веке текстильная промышленность стала основной региональной отраслью, а в Цфате она была основным источником дохода еврейской общины, которая сохраняла монополию на торговлю. Давид де-Росси, итальянский еврейский купец, посетивший Цфат в 1535 году, был поражен, увидев огромный рост портновского дела, и заявил, что только в том году в Цфате было изготовлено более 15.000 костюмов.

Евреи принимали активное участие на всех этапах производства: в крашении, в прядении и в ткачестве. Женщины занимались прядением шерсти дома, а ткачество осуществлялось в мастерских.
Евреи внедрили в регионе современный и эффективный способ производства текстиля.

Производство не ограничивалось Цфатом и его окрестностями; другие центры существовали в Шхеме и Иерусалиме. В 60х-70х годах 16 века Дон Йосеф Наси (племянник Доны Грации) считал что для получения шерсти нужно разводить овец-мериносов, видимо чтобы не зависеть от привозного сырья.

К концу века отрасль столкнулась с резким упадком. Более дешевые шерстяные товары из Западной Европы начали наводнять рынки. Производство в Цфате не выдержало конкуренции, торговцы покинули Цфат, сама еврейская община Цфата начала приходить в упадок.



Еще в начале 20 века в кибуцах Изреельской долины овец выращивали на шерсть и на молоко. На счет мяса в те времена просто не знаю.
Музей начала заселения долины (המוזיאון לראשית ההתיישבות בעמק), находится в кибуце Ифат.

Вернемся к запрету на шаатнез

Иудаизм славится огромным количеством запретов... И на протяжении всей истории еврейские мудрецы пытались и пытаются найти им рациональные объяснения. В данном случае не нашли и причины запрета остаются для нас неизвестными.

Некоторые исследователи полагают, что запрет на шаатнез - это запрет-табу на использование предметов, специально предназначенных для священнодействия. Можно предположить, что цель запрета заключалась в сохранении разделения между одеждой священников и одеждой всех остальных.

Рамбам считал, что запрет был частью общего закона против подражания ханаанским обычаям. Он полагал, что раз жрецы языческих культов в библейские времена носили шаатнез, поэтому евреям это было запрещено. Тут есть явное противоречие, т.к. коэны могли носить одежду из смеси...

Рамбан (Моше бен Нахман) считал, что запрет предостерегает человека от вмешательства в природные процессы, от стремления улучшить получаемое от природы и является греховным вызовом Творцу.

Раши, отвергая попытки рационалистических объяснений, и говорил: "Эти предписания представляют собою указы Всевышнего, причины которых искать напрасно".

На самом деле все не так страшно - евреи всегда найдут путь "жить в свое удовольствие" и в вопросах одежды.
Вот небольшой фрагмент с сайта "Жемчужины Галахи" (פניני הלכה) :
...запрещено носить одежду, содержащую шерсть и лен, но не запрещено носить две одежды, одну из шерсти и одну из льна, поэтому разрешено носить шерстяные штаны и льняную рубашку. Разрешается также носить шерстяной халат и подпоясывать его льняным поясом, пока между шерстяным предметом одежды и льняным предметом нет постоянной связи - запрета нет.
Запрещено носить одежду, состоящую из шерсти и льна, но нет запрета использовать смешанную ткань, чтобы повесить на стену для украшения или использовать в качестве завесы для Синагогального Ковчега, или сделать из него матерчатый кошелек или палатку. Также разрешено делать саваны для умерших из смешанной ткани, поскольку мертвые освобождены от исполнения заповедей.

В книге "Самсон Назорей" Зеэв Жаботинский описывает конфликт между коленами Израилевыми, особенно между земледельцами и скотоводами, где земледельцы носили только льняную одежду, а скотоводы только шерстяную. Конфликт мог закончиться и убийством...
Этим как бы Жаботинский иллюстрировал запрет на использование шаатнез. Но я бы не стала относиться к художественной литературе как к научной.

Я думаю по поводу этой книги, что чисто практически, холодно и жарко было и в глубокой древности, когда писали запреты. Одежда должна была служить в разную погоду, так что никто не мог себе позволить носить исключительно только льняную или шерстяную одежду. А одевать одно на другое было можно.

Ткань из "живого из моря"

Вопрос в том, что такое ткань "живого из моря", перечисленная в Тосефта? Какую ткань Рамбам прозвал "золотой узор"?

Современный специалист, исследователь танахической ботаники профессор Зоар Амар считает, что это виссо́н - тончайшая ткань, белая, реже золотистая. Знаменитая и очень дорогая ткань древности, доступная только очень богатым и привилегированным: царям, фараонам, священникам и патрициям, в неё заворачивали мумии фараонов. Такая ее популярность объяснялась высочайшим качеством этой материи, её легкостью, тонкостью и прочностью.
Она была знакома в странах Средиземноморья потому что источником этой ткани была ... раковина, моллюск, который живет в Средиземном море.

Благородная пи́нна (Pinna nobilis) крупный вид морских средиземноморских двустворчатых моллюсков рода пинны в составе семейства Pinnidae. На английском ее называют благородная перьевая раковина или веерная мидия.
Это самый крупный моллюск Средиземного моря (до 120 см в длину), обитающий на морском дне. Встречается он и у берегов Израиля, но редко.


Авторство: Hectonichus. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, Ссылка

На этом фото видно, почему это "перьевая" раковина - видите волокна торчащие из раковины?


By John Hill - Own work, CC BY-SA 3.0, Link

Ее заостренная часть узкая, как колышек, а со стороны нижней части выходят прочные и нежные волокна, которыми моллюск закрепляется на морском дне.

После извлечения раковины из моря волокна аккуратно отрезают, очищают, расчесывают и сушат.


By John Hill - Own work, CC BY-SA 3.0, Link

Естественный цвет волокон, обычно, коричнево-черный с золотистым оттенком, но при кратковременном замачивании в растворе лимона они приобретают устойчивый золотистый цвет и выглядят как блестящие на солнечном свете золотые нити. Лишь тот, кто видел красоту и нежность этих волокон, сможет поверить точному описанию Рамбама: "похожи на золотой узор и чрезвычайно мягкие".

В наши дни на острове Sant'Antioco недалеко от острова Сардиния имеется музей, где можно узнать, как добывали благородную пинну по древней технологии, и увидеть как обрабатывают ее волокна, и как ткут из них ткань.
Сайт музея

В ходе исследований профессора Зоара Амара было обнаружено, что количество волокна, которое можно получить из каждой устрицы, невелико и только примерно из 10% сырья получается чистое волокно и отсюда ценность этого материала. Кроме того, из-за неконтролируемого рыболовства и нарушения среды обитания моллюск в настоящее время находится под угрозой исчезновения. На острове Св. Антиохия, как и в Израиле, он считается охраняемой природной ценностью. Категорически запрещено собирать моллюсков и торговать его волокном, за исключением документальных и исследовательских целей. Это, конечно, затрудняет сохранение традиции плетения, которая уже осталась в прошлом.

животные, сельское хозяйство, еврейское, растения

Previous post Next post
Up