Говоря о Песахе, мне всегда хочется представить себе, как это происходило в реальности.
Что, например, видели евреи вокруг себя в Египте, какие растения там росли... Что ели? Что едим мы из того, что ели они? Уже который пост пишу про это. Так что сегодня про еду и как обычно, мыслью по древу.
Художники тоже хотели себе представить, как это было, каждый в своем стиле, изображал разные этапы исхода.
Как вы все помните, евреи оказались в Египте благодаря Иосифу, и какое-то время жили там вполне себе благополучно, пока Иосиф не умер, а новый фараон, который не был знаком с Иосифом, не отправил бы евреев на великие стройки коммунизма строительство египетских городов.
Но уже тогда было понятно, что евреи, в массе своей, не склонны осваивать строительные специальности... Так это увидел
художник Яков Штейнхардт и изобразил как иллюстрацию к Агаде в 1921г. С другой стороны, хотелось свободы... Кому охота рабами-то быть?
Агада, Шрага Вейл, 1951г., Музей Эрец-Исраэль (ТА)
Исход художники изображали, а вот что там росло, не достаточно, я считаю.
Поэтому хочу тут от себя добавить одно очень интересное растение, гифену фивийскую (דום מצרי Hyphaene thebaica (L.) Mart.). По-русски ее также называют пальма дум, имбирная пальма, пряничное дерево, хифена тибейская.
Она не упомянута нигде в ТАНАХе, что на мой взгляд удивительно. Но видимо не сложилось - не сыграла она никакой роли в жизни евреев в Египте. Но они ее явно видели, так как она растет на берегах Нила. Ее культивировали уже в Древнем Египте, где она считалась священной. Наши предки хорошо запомнили, что они ели в Египте, в Торе записали, а вот что там росло - нет. Да и не удивительно, большинство людей и в наше время также относится к ботанике...
Эта пальма растет на берегах Нила, на берегах Красного моря. Ее плоды способны плыть по соленой и пресной воде и "причаливать" к берегу, чтобы там укорениться.
В Древнем Египте её широко культивировали ради плодов для еды, а также для листьев, используемых для плетения.
Вобщем, ушли евреи из Египта и оставили там гифену фивийскую.
Но в современном Израиле она растет естественным образом и на нее можно посмотреть и почитать про нее,
то что я писала.
Понятное дело, евреи видели пирамиды. А пирамиды почти не изменились со времен Исхода до 40х годов прошлого века.
"Двое школьников-евреев справа и двое школьников-мусульман слева, во время прогулки к пирамидам." Каир, Египет, 1944г.. Как говорится, найдите отличия между евреями и мусульманами.
Выставка "Уехать и не возвращаться никогда", 2019
В конце-концов, фараон согласился, чтобы евреи ушли... Но тяжело было покидать Египет, где знали толк в хлебе. И не только в хлебе, а в еде в принципе. Египет в те времена был цивилизованной страной, а куда отправлялись евреи, только Всевышний знал точно...
"... И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, лепешками пресными..." (Шемот 12-13:39)
В древние времена хлеб был основой любого меню. Выпечка хлеба была сродни божественному культу. Хлеб был и культурным символом, который представлял народ, потребляющий этот хлеб.
Поза египетского пекаря. Из экспозиции музея "Дагон" в Хайфе.
В те времена египтяне были оседлым народом земледельцев, а евреи - кочевниками и скотоводами. Такое различие было причиной серьезных противоречий между этими народами. Земледельцы боялись, что скотоводы начнут пасти свои стада на обрабатываемых землях и они останутся без урожая.
В те времена, считал римский историк Плиний, весь мир питался пресными лепешками и кашами, а египтяне знали секрет закваски, когда хлеб получался необыкновенно вкусным по древним понятиям. Уже в те времена египтяне пекли хлеб в печи и, может быть, такая печь - изобретение египтян. Огромные пекарни были найдены в Египте и относятся они как раз ко временам, когда предположительно, евреи жили в Египте. Греческий историк Геродот писал, что египтян называли "едоками хлеба" древнего мира. Вся египетская экономика того времени строилась на хлебе. Он был единицей веса, зарплатой и рабочего, и жреца, и раба, и подношением египетским богам.
В отличии от оседлых земледельцев-египтян, скотоводы-кочевники ели пресные лепешки, испеченные на углях. У них не было возможности возить за собой печи, для выпечки квасного хлеба, во время странствий. У них не было времени ждать, когда будет готова закваска. В те времена закваска делалась с использованием в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для этого оставляли какое-то количество теста, оставшегося от предыдущей выпечки, на открытом воздухе на какое-то время. Оно превращалось в дрожжи и эти дрожжи клали в новое тесто. Несколько часов тесто подымалось, и уже из него пекли хлеб.
Главный момент в изготовлении мацы - это скорость. Не надо ждать закваску, выпекать хлеб в печи.
Если вы хотите увидеть и попробовать мацу, ровно такую, какую ели наши предки, когда вышли из Египта, то поезжайте в соответствующие сроки в
мошав Ярдена, где живут выходцы из Курдистана, в Долине источников.
В Ярдене выпекают
"сбереженную" мацу (маца шмура מצה שמורה) с более строгим стандартом кашерности, называемым на иврите меадрин. Она сильно отличаются от упаковок "сбереженной" мацы, которую продают в супере.
Каждый год перед Песахом выходцы из Курдистана собираются в мошаве, каждая семья во дворе своего дома, и делают сбереженную мацу, выглядящую точно как привычные нам питы или лафа (бездрожжевая лепёшка выпекаемая на печи табун). Она аналогична выпечке традиционных курдских лепешек. Только пекут мацу мужчины.
Вот как женщины это делают. У них разделение труда, одна делает тесто и делит его на куски, другая раскатывает, третья печет на традиционной печи "табун". Это картинка просто для примера - с мужчинами у меня просто нет.
Маца может и не столь вкусна, как дрожжевой хлеб, но это хлеб свободы. Невозможно взять в рабство кочевников, у которых нет земли и дома, они исчезают в любой момент вместе со своими стадами.
И вот тут можно понять, почему запрещено есть квасное в Песах. Поедание мацы - символ перехода народа от культуры рабов, которые ели дрожжевой египетский хлеб, к культуре свободных скотоводов-кочевников, к хлебу его отцов.
"Еште мацу, произведенную на больших мукомольных заводах Эрец-Исраэль."
Художник Зеэв Рабан, Музей Эрец-Исраэль. Реклама 1925г.
Фараон вдруг изменил свое решение и с армией погнался за евреями. Армия фараона настигла евреев у моря.
Но воды моря расступились, и евреи прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян. На иллюстрации к Агаде художника Якова Штейнхардта, 1921г., такое ощущение, что и сам Моше очень удивлен происходящим.
Слева Моше и евреи переходят через море, справа Моше поднимает руку и египтяне тонут.
"Переход евреев через Красное море", синагога Dura-Europos в Сирии, 3в.н.э.
Подробнее об это необычной синагоге.
Наш народ он же жестковыйный, убедить его в чем-то, или в колонну построить, чтобы куда-то идти в одном направлении крайне сложно. Нам то тельца подавай золотого, то то просто чужих богов. А уж какие претензии у его отдаленных потомков - нас из-за того, что 40 лет ходили и нашли единственное место без нефти... правда с газом, как теперь выяснилось.
"Исход из Египта", 1978-1980гг, Моше Розенталис, Музей Диаспоры, старая экспозиция.
Скатерть "Исход из Египта", 80е годы 20в. Музей Эрец-Исраэль.
Маца, которую приготовили в дорогу, быстро кончилась. Но есть-то что-то было нужно. И Всевышний обо всем позаботился.
Манна с небес
"15. И увидели сыны Исраэля, и сказали друг другу: Ман это. Ибо не знали они, что это. И сказал Моше им: Это хлеб, который дал вам Господь для еды." Шмот (16:15)
"Чудо манны" Сараевская Агада, Испания, 14 век. Факсимильная копия оригинала из коллекции Боснийского национального музея, Сараево.
Я сфотографировала в Парижском еврейском музее.
Уже больше ста лет ученые пытаются понять и объяснить, что же такое манн\манна, описанная в Торе. Есть ли этому явлению реальная основа?
Самое распространенное объяснение говорит о том, что во всем виноват тамариск.
В частности тамариск нильский (אשל היאור Tamarix nilotica (Ehrenb.) Bunge).
Впервые он был описан в долине Нила и отсюда его латинское название.
Это самый распространенный у нас вид тамариска. Растет как в Приморской долине, так и в Негеве.
Охраняемое растение.
Вечнозеленое растение, может быть как дерево-куст, высотой 2-7м. На фото выше - небольшой куст.
Цветки светло-розовые. Цветет в марте-апреле и с августа по декабрь.
Это как раз очень высокое растение.
Тамариск знаменит тем, что может останавливать распространение песчаных дюн на прибрежной равнине. Он встречается в руслах ручьев в пустыне.
Каким образом он "виноват" в появлении манны небесной?
Тли сосут сок этого тамариска. Избыток сахара они выделяют в виде прозрачных капель, которые в сухом воздухе кристаллизуются в кристаллы белого сахара.
Но есть исследователи, которые говорят, что это не тля, а вид мучнистого червеца (Trabutina mannipara), который питается тамариском и выделяет сладкое вещество, которое иногда собирается для потребления человеком.
Подробно про тамариск Еще одно растение, которое претендует на роль производителя манны - это охраденус ягодный (רכפתן מדברי Ochradenus baccatus).
Небольшой куст высотой 50-150см.
Листья мекие, быстро опадают в начале весны, их функция переходит к зеленым стеблям. Охраденус цветет в течение полугода, с декабря по май.
Цветки мелкие, желтые, имеют много очень сладкого нектара, который коагулируется в сахар.
В течении дня нектар меняется и с ним меняются опылители. Утром, когда нектар жидкий, прилетают пчелы, днем, когда нектар пастообразный, прилетают мухи, вечером, к пастообразному нектару прилетают шершни.
Плод - шарик 5мм в диаметре, вначале он зеленый, но когда созревает - белый. Птицы любят есть эти плоды и таким образом распространяются семена растений.
Охраденус в Израиле можно встретить практически во всех пустынных районах на юге, в районе Аравы и Мертвого моря.
В прошлом из цветов растения делали желтую краску.
Есть исследователи, которые считают, что это растение и есть манна, которую наши предки ели, находясь в пустыне. В этом растении много сахара, но речь идет уже о плодах.
"И дал ему дом Исраэля имя «ман»; и он как семя кориандровое (и) белый, и вкус его как лепешка в меду." (Шмот 16:31)
Все подходит - круглая форма как у семян кориандра, белый цвет и сладкий вкус. Дополнительное описание есть в Книге Бымидбар: "Манн же бы похож на семя кориандровое, а вид его как вид хрусталя." (Бымидбар 11:7).
Оба описания говорят нам о круглой форме, сладком вкусе и белом стекловидном цвете.
В книге Шемот также говорится, что возможность есть манну имеется только рано утром, а в течении дня она исчезает. Это соответствует тому, что и птицы очень любят сладкие плоды растения. Если прийти к растению позже, после того, как там побывали птицы, то созревших плодов не будет, их уже съели. Останутся только зеленые. Новые плоды созреют только через несколько дней.
Другие исследователи считали, что в появлении манны виноват лишайник. Известны естественные падения различных лишайников из воздуха, они были описаны не в Торе. Описаны случаи, когда в некоторых частях Азии слой упавших лишайников достигал высоты от 15 до 20 сантиметров.
Закончить рассказ о манне небесной хочу словами известного израильского ботаника, профессора
А.Данина, который очень серьезно занимался поиском научного объяснения "манны": "Мне кажется, что разные научные доказательства отождествления манны не имеют прочного фундамента. И другими словами, мы, как и наши предки в пустыне, не знаем что такое манна."
И увидели сыны Исраэля, и сказали друг другу: Ман это. Ибо не знали они, что это.
Шмот (16:15) ויאמרו איש אל אחיו מן הוא כי לא ידעו מה הוא
(שמות ט"ז, טו)
Однако народ был не доволен...
Всевышний-то считал, что он решил продовольственную проблему в пустыне, обеспечив всех бесперебойно манной небесной, но нет, народ оказался не доволен... Евреи хотели не только быть сытыми, но еще и питаться разнообрано.
"4. А сброд, который среди них, стал выказывать прихоти, и вновь заплакали также сыны Исраэля и сказали: Кто накормил бы нас мясом! 5. Мы помним рыбу, которую ели в Мицраиме даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок; 6. А ныне душа наша высохла, нет ничего; один лишь ман (видят) наши глаза!"
Бемидбар 11:4-6 והאספסף אשר בקרבו, התאוו תאוה; וישבו ויבכו, גם בני ישראל, ויאמרו, מי יאכלנו בשר. ה זכרנו, את-הדגה, אשר-נאכל במצרים, חנם; את הקשאים, ואת האבטחים, ואת-החציר ואת-הבצלים, ואת-השומים.
במדבר יא ד
Никто из художников не изобразил эту сцену... Или мне еще не попалась... Но знаете, мало что изменилось с момента выхода из Египта. Все "демократии" хочется и "либерализма" за чужой счет.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/Demonstration_against_the_housing_prices_in_Haifa_30.7.2011_-_Yitshak_Garden%2C_Ahuza_%2810%29.JPG)
מאת Hanay,
CC BY-SA 3.0,
קישור Очень выборочная память, кстати, была у людей, сказавших о том, что они ели в Египте даром. Были рабами, которым не платили зарплату, а кормили их, чтобы работали. Это, типа, даром?
Еще Рамбам объяснял, что не даром евреи-рабы получали еду в Египте, ой не даром...
Фрагмент скатерти "Исход из Египта", 80е годы 20в. Музей Эрец-Исраэль.
Египетские рыбаки использовали рабов-евреев для вытаскивания сетей, и давали им рыбу в качестве еды, как это было принято.
Огурцы, арбузы, зелень, лук и чеснок были в Египте в больших количествах, так как там их выращивали в огородах.
Я уж не говорю, что на момент выхода из Египта евреи были рабами, так что зарплату не получали, а получали еду, чтобы работали и с голоду бы не померли.
Тут важно отметить, что список того, что ели в Египте почти полностью достоверен. Это все благодаря древнеегипетским изображениям и текстовым упоминаниям. Так что мы можем вполне уверено сказать, что и мы едим то, что евреи ели в Древнем Египте.
Рыба
Древнеегипетские фрески и барельефы предоставляют информацию о различных методах рыбной ловли. Были, кроме всего прочего, там изображены сети. Поразительно, что древние египтяне уже были знакомы почти со всеми методами ловли рыбы, используемыми сегодня. Древнеегипетских изображений с сетью я не нашла, но думаю, что процесс такой ловли рыбы мало изменился с тех времен.
"Арабские рыбаки учат членов кибуца Эйн-Гев ловить рыбу в Кинерете". 40е годы 20в.
Нафтали Опенгайм Вопрос в том, какую рыбу там ели.
В отличие от других средиземноморских культур древности, египтяне в основном ловили пресноводную рыбу, но также ловили рыбу в дельте Нила. Видимо, ловля морской рыбы не играла никакой роли в жизни древних египтян.
В Древнем Египте был Культ Рыбы. При этом в разных местах страны поклонялись разным рыбам.
Фигурка рыбы Оксиринх, остроносая\носатая нильская щука (Oxyrhynchus). Египет, 712-332гг.д.н.э.. Бронза.
Музей Библейских стран.
Скорее всего, священных рыб не ели, а каких же тогда ели? А может там, где они не были священными, их и ели. Но щука есть щука: мясо нильской щуки с одной стороны некачественное, а с другой очень жирное, как сообщали древнеегипетские источники.
Многие рыбы, которых ели в древности, нам знакомы.
Кефаль, окуни, сомы - самые часто изображаемые рыбы на фресках.
2 тиляпии, погребальная камера Менны, фреска около 1422-1411 гг. до н.э. Хр.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/12/Maler_der_Grabkammer_des_Menna_003.jpg)
Von Maler der Grabkammer des Menna - The Yorck Project (2002) 10.000 Meisterwerke der Malerei (DVD-ROM), distributed by
DIRECTMEDIA Publishing GmbH.
ISBN:
3936122202., Gemeinfrei,
Link Овощи
Теперь все остальное съедобное. Интересно, что это первый список овощей в Танахе:
"огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок..."
הקשאים, ואת האבטחים, ואת-החציר ואת-הבצלים, ואת-השומים
Эти простые, знакомые и привычные нам овощи и фрукты имеют древнюю и интересную историю.
Пронумеруем всех и поговорим о каждом.
№1 огурцы (הקשאים), №2 арбузы\дыни (האבטחים), №3 зелень (החציר), №4 лук (הבצלים), №5 чеснок (השומים).
Огурцов и дынь, и зелени, и лука, и чеснока в Египте было много, их выращивали как огородные культуры. И те, кто работал в полях могли есть все это.
Чем еще важен для нас этот список овощей? Тем, что это первые овощи упомянутые в Торе. Хотя их не выращивали еще в Эрец-Исраэль, евреи про них уже знали, выходя из Египта.
№1 огурцы (הקשאים)
Можно сказать, что это дыня по имени огурец. Тут с названиями некоторая путаница.
Как написано выше, это הקשאים на иврите, огурцы на русском переводе Торы.
קישוא (кишу), на иврите название современноего кабачка. Это слово можно встретить в Торе, но тогда никаких кабачков в этих местах не было и в помине. Кабачки происходят из Южной Америки, так что во времена ТаНаХа здесь их просто не знали. Они появились в Европе и на Ближнем Востоке только после открытия Америки в 16 веке.
Можно подумать, что в древности огурцом называли то растение, которое сейчас на иврите мы называем מלפפון (мелафефон). Но нет, это тоже не он.
Огурец который мы так называем, происходит из Северной Индии, и скорее всего мог попасть в Египет и на Ближний Восток только в Античные времена. То есть гораздо позже, чем происходил Исход из Египта.
Огурцы из теплицы мошава Ахитув (אחיטוב), который выращивает огурцы для суперов. Есть очень солидные источники, которые считают, что קישוא (кишу) называли растение, которое сейчас называют дыня змеевидная\армянский огурец (Cucumis melo var. flexuosus פָֿק֫וּס). Он и есть самый древний "огурец" на районе нашего региона.
Профессор
Зоар Амар, специалист по танахической ботанике, пишет что это отождествление самое достоверное.
Теперь о самом этом древнем овоще.
Этот забавный сезонный овощ можно купить у нас летом. Я давно о нем читала, но достался он мне совсем недавно. В Израиле его называют факус (פָֿק֫וּס, פאקוס) или армянский огурец, арабский огурец, танахический огурец. Факус - арабское название. Его латинское название Cucumis melo var. chate. С ботанической точки зрения это - разновидность дыни. То есть вид рода Огурец семейства Тыквенные. Во как. На русском, кстати, есть вариант названия "дыня змеевидная".
Я не буду углубляться во все проблемы с названиями на иврите - это отдельная запутанная история. Но скажу, что это фактически самый древний огурец (дыня), упомянутый в нашей литературе.
Считается, что именно он изображен на мозаике в церкви в Курси.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0b/Kursi%2C_Golan_Heights_14.JPG)
By
Anatavita - Own work,
CC BY-SA 4.0,
Link Армянский огурец здесь выращивали с глубокой древности и он дошел до нас.
По вкусу он похож и на огурец и на кабачок, а совсем не на дыню. Он чуть-чуть более сладкий, чем привычный огурец. Его можно использовать всюду, где используются огурец и кабачок, и в салатах и в тушениях. Покупать надо летом на базаре и в маленьких магазинах. Спрашивайте "факус".
№2 арбузы\дыни (האבטחים)
Интересно, что на иврите в первоисточнике написано האבטחים (арбузы), а в русском переводе написано дыни.
Объяснения почему по-русски в переводе дыня, я не нашла, может быть благодаря переводам с языка на язык...
Но раз в первоисточнике арбуз, то о нем будем говорить.
Нет сомнений, что евреи ели арбузы в Египте.
Семена арбуза были найдены при археологических раскопках в Нахаль-Хамаре на юге Мертвого моря и датируются приблизительно седьмым тысячелетием до нашей эры. Эта находка указывает на его использование еще до периода окультуривания.
До того, как арбуз окультурили, путешественники в пустыне иногда использовали его как своеобразную флягу для жидкостей во время долгих путешествий.
В Древнем Египте умерших хоронили с арбузами, чтобы обеспечить их водой на пути в загробный мир.
Иконографические свидетельства из Египта указывают на то, что арбузы ели в качестве десерта еще 4360 лет назад.
В Древнем Египте люди знали и выращивали арбузы. Доказательства выращивания арбуза в Египте известны с эпохи Среднего царства в XX веке до н. э. (арбузные семена в постройках Двенадцатой династии). Арбуз часто помещали в усыпальницы фараонов как источник пищи в их загробном существовании (семена были обнаружены и в гробнице Тутанхамона). Кроме того, он изображался на стенах гробниц и упоминался во многих медицинских рецептах.
В одном из древнеегипетских мифов рассказывается, что арбуз вырос из мужского семени, рассеянного богом Сетом, безуспешно преследовавшим богиню Исиду.
Наиболее близким к современному культурному арбузу оказались арбузы с белой и сочной мякотью Citrullus lanatus subsp. cordophanus, выращиваемые в районе Северного и Южного Дарфура в Судане. Это, возможно, говорит о том, что эти арбузы являются потомками прародителя популяции одомашненного арбуза, который распространился на север вдоль Нила, с дальнейшими улучшениями, такими как появление красной мякоти.
Среди еврейских комментаторов и исследователей существует широкий консенсус в отношении того, чтобы идентифицировать упомянутые в Торе арбузы с фруктами, которые в настоящее время известны как арбуз.
В то же время некоторые исследователи считают, что есть разница между сортом, который евреи ели в Египте, и арбузом во времена мудрецов Хазаль.
Проф. Й. Феликс считал, что библейский арбуз также был красным и сочным сортом, и поэтому евреи, шедшие по сухой пустыне, жаждали его съесть.
Во времена Мишны и Талмуда были отобраны сорта с более сладким вкусом. В этот период вероятно, начали выращивать арбуз как фрукт, и арбуз стал частью меню этого периода.
В Мишне арбуз находится в одной группе вместе с инжиром, виноградом и гранатом.
Длина арбуза в этот период составляла приблизительно 12-15 см, цвет его был между белым и желтоватым, вкус был между пресным и сладким.
В Османской империи арабские крестьяне выращивали разные сорта арбуза, которые экспортировали в соседние страны, включая Египет (!). Это продолжалось до конца Британского мандата.
Крестьяне еврейских кибуцов и мошавов до образования государства Израиль также выращивали арбузы, в основном, сорта Мелли.
Текст на плакате: Еврейские арбуз. Только со значком "Ассоциация еврейских производителей, еврейский арбуз, сельскохозяйственный отдел".
Автор
Отто Валиш, 30е годы 20 века.
С образованием государства еврейские крестьяне продолжили выращивать этот сорт арбузов до конца 80-х годов. Тогда появились сорта арбузов без косточек, то есть без семян. Эти сорта сейчас наиболее популярны.
Немного ботаники и сельского хозяйства.
Арбуз обыкновенный (Citrullus lanatus אֲבַטִּיחַ) или арбу́з шерсти́стый, или арбу́з столо́вый - однолетнее травянистое растение, вид рода Арбуз (Citrullus). Как и огурец член семейства Тыквенные (Cucurbitaceae).
Арбуз (лат. Citrullus) - небольшой род цветковых растений в составе семейства Тыквенные (Cucurbitaceae).
Цветки арбуза крупные и одиночные, ярко- желтого цвета. Оплодотворяются в основном насекомыми, в частности пчелами.
В зависимости от сорта может быть предназначен в пищу людям или же животным.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/PikiWiki_Israel_11676_watermelon_in_Moshav_Tsofit.JPG)
מאת ארכיון מושב צופית,
CC BY 2.5,
קישור Арбуз - крупная ягода, содержащая много семян. Его вкус сладкий и сочный. В наше время плоды могут быть круглыми или продолговатыми, в зависимости от сорта.
А также они могут быть и кубическими и пирамидальными, выращенными путём формирования плода при его выращивание.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2b/Sandias_%281328725210%29.jpg)
Авторство:
David Barrena.
Sandias,
CC BY 2.0,
Ссылка Вес плода обычно составляет 1 - 20 кг и большая его часть (около 92%) состоит из воды.
Мы привыкли, что цвет арбуза зеленый снаружи и красный или розовый внутри. Вы также можете найти арбузы с желтой кожурой или желтой сердцевиной. Снаружи арбуз может быть гладким или полосатым.
В Израиле до начала 1970-х арбуз однозначно ассоциировался с летом. В начале 1970-х годов в выращивании арбузов произошел перелом с внедрением технологии использования полиэтиленовых теплиц - "рукавов\туннелей". Стали выращивать в более теплых районах, в Араве и в долине реки Иордан. Там переняли новую технологию, которая привела к более раннему сбору урожая. С тех пор вы можете найти арбузы в продаже практически в любое время года.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e1/%D7%A4%D7%A8%D7%95%D7%A1%D7%95%D7%AA_%D7%90%D7%91%D7%98%D7%99%D7%97.jpg)
מאת
אברהם שלמה - נוצר על־ידי מעלה היצירה,
CC BY-SA 4.0,
קישור Ежегодно (данные на 2016г.) в Израиле выращивают около 135 тысяч тонн арбузов.
Каждый год выращивают арбузы на орошаемых землях (ок.25 тысяч дунамов), большинство сортов без косточек.
Самые первые арбузы, выращенные в полиэтиленовых рукавах\туннелях, собирают с марта по апрель. По этой технологии выращивается около десяти тысяч дунамов. Во вторую часть сезона - весну и лето - в открытом грунте выращивают около 15 тысяч дунамов арбузов. Первые сборы арбузов в Израиле начинаются в Араве и около Содома, затем к северу от Мертвого моря, в долине Бейт-Шеан и в Западном Негеве. Позже собирают урожай с открытого грунтав Западной Галилее, Негеве и центре.
В последние годы увеличился спрос на арбузы меньшего размера. В то же время есть спрос и на арбузы разного размера. Сегодня, например, есть нано-арбуз весом до 1 кг, мини-арбуз весом 1-3 кг, миди-арбуз весом 4-6 кг и обычный арбуз весом 6 кг и более.
На фотографии одни ягоды. Каждый раз как вижу, так думаю, это у нас гранаты такие крупные или наши мини-арбузы такие мелкие?
В мире насчитывается более 1200 сортов арбуза, их вес колеблется от 1 до 90 кг, цвет мякоти: красный, розовый, оранжевый, желтый или белый.
Интересно, что когда израильские крестьяне научились выращивать желтые арбузы, то оказалось, что наш рынок не хочет арбузов, которые не красные... Я пробовала желтые - они вкусные, не хуже красных. К сожалению, они быстро исчезли с прилавков магазинов.
Оказалось, что об арбузе у меня есть даже собственные воспоминания. Приятно вспомнить и собственный исход и то, что с ним связанно: о первые годах жизни в Израиле, незабываемые 1990-1991...
О разнице в культуре еды. Брит-мила в ресторане.
На фуршетных столах в ресторане чего только не было. Сейчас бы меня это совсем бы не поразило, но тогда... Я же приехала из холодного и северного Питера, а мой мой двоюродный брат с семьей из Минска. И больше всего меня и мою двухлетнюю племянницу поразил арбуз, который в большом количестве лежал на подносе, нарезанный, и, естественно, без корки.
Племянницу, надо сказать, в честь этого мероприятия нарядили в белое платье с крыльями... Она залезла под стол с арбузом, протягивала оттуда руку, хватала кусок и туда утаскивала. Когда ее вынули из под стола платье было уже розовым, сама она явно приняла душ.
Я же не долго думая, взяла тоже арбуз с подноса рукой. А как еще? За те считанные разы моей 30 летней питерской жизни, что я ела арбуз, мы ели его именно так. И тут я поймала на себе странный взгляд одного из родственников... Что арбуз в Израиле едят вилкой я узнала только через несколько лет.
Арбуз в виде скамейки в Ашдодском парке.
Скульптор Эдуард Долкарт Первый урок израильской демократии прямо там же, в ресторане.
Из-за полного не знания языков , мы совершенно не могли общаться, хотя наши родственники знали много языков, но не русский. Двоюродный дядя чувствовал себя неудобно, что нам не с кем поговорить. Он привел к нам мужчину в возрасте, который говорил по-русски! Оказалось, он был израильским консулом в Москве до 1967году, до разрыва дипломатических отношений.
Бывший консул, как это принято, спросил нас кто мы, откуда, в каком составе, мы, естественно, доложили. Когда мы сказали, что с нами еще девочка двух лет, которая не хочет кушать (что она съела пол подноса арбуза мы ему не рассказали) и где-то тут бегает, он задумался, а потом назидательным тоном произнес: "У нас демократическая страна. Если девочка не хочет кушать, никто не имеет права ее заставлять".
Так мы узнали, куда мы приехали.
Еще мои воспоминания об исходе Есть у нас и дикий арбуз - арбуз колоцинт\арбуз горький\колоквинт (אבטיח הפקועה Citrullus colocynthis (L.) Schrad), растет в Негеве.
Это лиана, листья которой похожи на листья винограда.
Это растение упомянуто в Танахе и его отождествление считается достоверным.
(39) И вышел один из них в поле собирать зелень, и нашел колоквинт, и набрал с него полный подол диких плодов. И пришел, и нарезал их (дольками) в котел с похлебкою, так как они (плодов тех) не знали.
Мелахим II-4:39.
וַיֵּצֵא אֶחָד אֶל-הַשָּׂדֶה לְלַקֵּט אֹרֹת וַיִּמְצָא גֶּפֶן שָׂדֶה וַיְלַקֵּט מִמֶּנּוּ פַּקֻּעֹת שָׂדֶה מְלֹא בִגְדוֹ וַיָּבֹא וַיְפַלַּח אֶל-סִיר הַנָּזִיד כִּי-לֹא יָדָעוּ
מלכים ב ד טל
Это ядовитое растение, о чем рассказано в Танахе в продолжение приведенной мной цитаты.
Вид рода Арбуз (Citrullus) семейства Тыквенные (Cucurbitaceae), происходит из Средиземноморья и Азии. Обычно считается предком культурного арбуза (Citrullus lanatus), хотя на основе генетических исследований (ДНК из хлоропластов) было выдвинуто предположение, что культурный арбуз и колоцинт происходят от общего предка - возможно, Citrullus ecirrhosus («дыня тсамма»).
Плод очень горький на вкус. Использовали эту горечь для отучения детей от груди: чуть-чуть мазали им сосок и после этого младенец уже больше не хотел сосать.
Это масло активно использовали в древности. Да и как не использовать - пошел и насобирал дармовых плодов, в которых много семеян, содержащих много масла. Содержание масла в семенах составляет 17-19% от веса семян.
У этого растения использовали и твердую кожуру как ёмкость, куда наливали масло и клали фитиль.
Не могу не рассказать.
В конце 19в. евреи жили в Газе. Занимались разным, в том числе и торговлей. В том же 19в. арбуз колоцинт пользовался спросом в Европе, где его использовали в медицинских целях. В какую-то еврейскую голову пришла идея: раз колоцинт пользуется спросом - надо им торговать. Была создана огромная сеть, которая включала сотни бедуинов в Негеве и Синае, они собирали эти арбузы в огромных количествах, в Газе их паковали, грузили на верблюдов и везли в Яффо. Оттуда на кораблях везли на заводы в Германию, Англию, Италию, где из них производили лекарства. И все были довольны. Этот успешный бизнес закончился, видимо, во время Первой мировой войны, когда евреев изгнали из Газы.
В некоторых странах такое масло до сих пор выпускается и продается, например в Пакистане и в Иордании.
Окончание