К Хануке, о секретах масляного светильника

Dec 18, 2022 09:26



Знаете ли вы о том, что изначально ханукия была совсем не такой как мы привыкли? Перед праздником у наших далеких предков была серьезная проблема, не связанная с покупкой свечей в магазине. Они скорее размышляли о том, что можно найти в лесах и полях, чтобы использовать на праздник. Чтобы как говорится, было дешево и сердито празднично, типа "сделай сам"...



Познакомиться с древней ханукиёй

На иврите נר (нер) это не только свеча, но и масляный светильник. В Израиле в любом археологическом музее такие светильники можно увидеть во множестве. В основном, они керамические, иногда из металла, но все очень похожей конструкции. Такими светильниками в Средиземноморье пользовались до 19 века. Они же, эти маленькие светильники, были в древности основой для ханукии.



Масляный светильник, украшенный менорой, 3в.н.э. Музей Гехта (Хайфа).

Изначально ханукия не была единой. Она состоял из восьми отдельных светильников, которые просто ставились один рядом с другим в ряд.
Могли быть использованы светильники как у меня на фотографиях.



Масляный светильник, украшенный менорой, 3в.н.э. Музей Гехта (Хайфа).



Масляные светильники с изображением меноры. Керамика, 6в.н.э.(?) Музей Израиля (Иерусалим).



Масляный светильник с изображением меноры, шофара и лулава (?). Бронза, 7-8вв. Музей Израиля (Иерусалим).

Горшечник\гончар, который работает в Нацпарке Сусия, делает светильники не хуже древних.


Он их использует для освещения пещеры, в которой работает. Это дает современным людям представление об уровне освещения помещений в древности.

Он делает светильники на гончарном круге, поэтому они похожи на суфганиет-ханукальные пончики. Как говорится, два в одном :)




Видите, в большую дырку наливают масло. А можно представить, что наливают варенье :)

А теперь я с помощью Фотошопа воссоздала древнюю ханукию.


Так наверно она выглядела бы в последний день Хануки.

Очень интересная ханукия с как бы старинными масляными светильниками в количестве 8 штук и дополнительным в качестве "шамаша" и плюс еще кувшин, видимо символизирующий чудо Хануки.


Ханукия с кувшином, масляная. Металл, 1960г.. Музей Эрец-Исраэль, ТА.

Была еще одна конструкция ханукии времен Мишны (2-3вв.н.э.): вместо 8 отдельных светильников была единая емкость для масла, из которой выходило 8 фитилей. В большое отверстие наливали масло, а из маленьких торчали фитили.
У меня, к сожалению, нет фотографии древней, но есть ханукия сделаная как древняя.


Это такой светильник изготовленный в 50-60е годы 20в. фирмой Кедем. Музей Израиля (Иерусалим).

Надпись на светильнике:
"...масла во фляге не убудет..." это фрагмент из
(14) Ибо так сказал Г-сподь, Б-г Исраэйлев: мука в кувшине не иссякнет, и масла во фляге не убудет до того дня, как даст Г-сподь дождь на землю.
Мелахим I (17:14)

כי כה אמר יהוה אלהי ישראל כד הקמח לא תכלה וצפחת השמן לא תחסר עד יום תתן [תת] יהוה גשם על פני האדמה
מלכים א יז יד

В Хануку, согласно рассказу о "Чуде Хануки" речь идет именно о горючем материале, о масле. Это говорит о том, что более традиционные светильники именно масляные. Самые древние были двух вариантов конструкций, о которых я рассказала выше.
Только в Средние века появились ханукальные светильники похожие на те, что мы видим и используем сегодня.
Использование свечей для ханукальных светильников началось также со Средних веков. У части еврейских общин, преимущественно у выходцев из стран Востока, ханукии остались традиционно масляные. И это гораздо ближе к древней традиции.

В завершение этой части про маленькие масляные светильники - современный туристический сувенир, в котором традиционная форма вместо масла заполнена свечкой.


Обращаю ваше внимание - в древности свечек еще не было. А у этого нет возможности работать масляным светильником, даже если вся свечка прогорит. Носик просто приклеен а стенке емкости...

Со светильниками, будем считать, что разобрались.
Теперь вы понимаете, что в древние времена была серьезная проблема перед Ханукой. Чтобы горели такие светильники нужны два компонента: масло и фитили. И остро стоял вопрос: какое масло наливать в светильники и из чего делать фитили? Кроме того, 8 дней праздника требует много масла и много фитилей...

Что нам рассказали Мишна и Талмуд

Мы знаем довольно подробно о том, что использовали в качестве масла и фитилей со времен Мишны и Талмуда и до Средних веков, как в Эрец-Исраэль так и в диаспоре. Откуда? А из тех же Мишны и Талмуда, в которых обсуждался вопрос, что можно и что нельзя использовать в субботних светильниках.
Простыми словами можно сказать, что в субботних светильниках нельзя использовать ничего, кроме оливкового масла. У этого прекрасного масла есть один большой недостаток - оно было и остается очень дорогим.
Но при этом еврейские мудрецы очень много и подробно перечисляют, что нельзя использовать. Горючие материалы были дороги, использовали то, что могли добыть. Мишна ссылалась на мудрецов 1-2вв.н.э.. Это были тяжелые времена, между разрушением Храма и Восстанием Бар-Кохбы и считанные годы после. Уровень жизни евреев тогда был невысоким.

Почему еврейские мудрецы это делали? Да потому что, в те времена именно перечисленным и пользовались. Они были популярные, дешевые и под рукой. Но в субботу и в праздники нельзя. Для субботы должно было быть самое лучшее масло и самые лучшие фитили. Фитиль и масло при горении в субботу не должны коптить, дымить, двигаться и быстро сгорать. Вот такие были первые уроки правильного потребления в глубокой древности.
Не случайно был вопрос о том, что использовать в качестве горючего материала в субботу, праздники и на Хануку. Мудрецы много обсуждали это и записали в Мишне и в Талмуде.

В Мишне в части Мосефет Шабат ?בַּמֶּה מַדְלִיקִין וּבַמֶּה אֵין מַדְלִיקִין ("Что зажигаем и что нет?") перечислен 21 объект, материалы для фитилей и горючие материалы. Я тут расскажу о части из них.
Почему это было столь важно? Потому что это были времена, когда не было электричества, можете себе такое представить? И для освещения помещения использовались разнообразные светильники.

В отличии от субботы, в Хануку как раз все эти материалы можно использовать. То есть мы знаем, что можно использовать в Хануку из-за субботних запретов. Зажигание ханукии с точки зрения иудаизма имеет другой смысл по сравнению с зажиганием свечей или светильников в субботу и праздники. Зажигание ханукии - это прославление чуда Хануки, его реклама. Суббота и праздники имеют ритуальное значение.

Исследователи материальной культуры в еврейской традиции из Университета Бар-Илан во главе с проф. Зоаром Амаром даже провели целое исследование этих материалов, чтобы понять, как их использовали. Еще одной проблемой для исследователей было то, что отождествление упомянутых материалов на сегодняшний день весьма проблематично: часть мы знаем, а часть только предполагаем.
Изучение Мишны и Талмуда в таком разрезе дает нам реальную картину быта и знания о том, как жили люди в те времена, что знали и чем пользовались.

Запрет использования определенных веществ в субботу и праздники не случаен. Все это имеет разумное объяснение. Большая часть запрещенных материалов была всегда доступна, они были недорогими, а часть бесплатными.

Но указания о том, как должны быть зажжены субботние свечи должны были быть и для тех, кто жил в диаспоре, не только в Эрец-Исраэль. Были места, где не было оливкового масла и евреи искали другие варианты.

А оливковое масло всегда было дорого. Не все тогда можно было купить, по большей части все делали сами. И давление масла и изготовление фитилей было обычной деятельностью для крестьян, которые были основным еврейским населением во времена написаний этих правил.

Оливковое масло считалось идеальным для светильников в древности. Только его использовали в Храме. Но оно очень дорогое - единственный недостаток.
Теперь машинами изготавливается много оливкового масло, но оно все равно не дешевое.


Почему есть проблемы с зажиганием в субботу других горючих материалов? Есть масла, которые очень быстро прогорают. В обычные дни с этим нет проблем, но в субботу это не годится, так как после наступления субботы уже нельзя зажигать огонь. Или масло дурно пахнет при горении, а суббота - праздник... Есть фитили которые дымят, коптят и быстро прогорают.
В Хануку это все не важно. Даже если огонь в одном из ханукальных светильников погаснет, то не нужно его зажигать снова.

Так изобразил традиционную масляную ханукию художник Э.М.Лилиен, 1903г.


By Ephraim Moses Lilien - Flickr, Public Domain, Link

Что наливаем в ханукию?

Давайте по порядку попробуем поговорить о том, что использовали предки в Хануку. К сожалению у части названий нет перевода на русский, так что я их буду писать на иврите.
Не все материалы производились в Эрец-Исраэль, часть была привозной.

Начнем с горючих материалов, большая часть которых разные масла.

Если вы живете у моря, то вам доступно масло из жира рыб рыбий жир. Правда, при горении имеет неприятный запах - сами понимаете. Думаю, многие еще помнят, как пили рыбий жир и как он пах. Горение только ухудшает запах. Зато каждый день можно использовать - дешево. Но не годится для субботы и праздников.
А такой способ ловли рыбы почти не изменился с древности.


"Рыбак", Реувен Рубин, Музей Гехта, Хайфа.

Если вы - крестьянин, то у вас есть овцы, и можно перетопить бараний жир в масло. Он хорошо горит и его может быть много, но он имеет ужасный запах. Думаю, не хуже, чем рыбий жир.


Иллюстрация из Мемориального центра Гуш-Катифа в Авней-Эйтан (Голанские высоты)

Были импортные горючие материалы, которые не только привозили в Эрец-Исраэль, но и использовали в тех странах, в которых производили.
Масло из семян редиса делали в Египте, "нефтью" пользовались в основном, в Турции, кунжутное масло было из Вавилона, ореховое масло из Мидии.

Эти перечисленные горючие материалы нам более-неменее знакомы. В "Что зажигаем и что нет?" также перечислены "молоко" и "воск", но я не нашла что имелось в виду.

Дальше парочка совсем неожиданных вариантов масла.

Масло пкаот (פקועה)
Арбуз колоцинт\арбуз горький\колоквинт (אבטיח הפקועה Citrullus colocynthis (L.) Schrad), дикое растение, растет в Негеве.


Это лиана, листья которой похожи на листья винограда.
Это растение упомянуто в Танахе и его отождествление считается достоверным.

(39) И вышел один из них в поле собирать зелень, и нашел колоквинт, и набрал с него полный подол диких плодов. И пришел, и нарезал их (дольками) в котел с похлебкою, так как они (плодов тех) не знали. 
Мелахим II-4:39.

וַיֵּצֵא אֶחָד אֶל-הַשָּׂדֶה לְלַקֵּט אֹרֹת וַיִּמְצָא גֶּפֶן שָׂדֶה וַיְלַקֵּט מִמֶּנּוּ פַּקֻּעֹת שָׂדֶה מְלֹא בִגְדוֹ וַיָּבֹא וַיְפַלַּח אֶל-סִיר הַנָּזִיד כִּי-לֹא יָדָעוּ
מלכים ב ד טל

Это ядовитое растение, о чем рассказано в Танахе в продолжение приведенной мной цитаты.
Вид рода Арбуз (Citrullus) семейства Тыквенные (Cucurbitaceae), происходит из Средиземноморья и Азии. Обычно считается предком культурного арбуза (Citrullus lanatus), хотя на основе генетических исследований (ДНК из хлоропластов) было выдвинуто предположение, что культурный арбуз и колоцинт происходят от общего предка - возможно, Citrullus ecirrhosus («дыня тсамма»).
Плод очень горький на вкус. Использовали эту горечь для отучения детей от груди: чуть-чуть мазали им сосок и после этого младенец уже больше не хотел сосать. 
Это масло активно использовали в древности. Да и как не использовать - пошел и насобирал дармовых плодов, в которых много семеян, содержащих много масла. Содержание масла в семенах составляет 17-19% от веса семян.


У этого растения использовали и твердую кожуру как ёмкость, куда наливали масло и клали фитиль.

Не могу не рассказать. В конце 19в. евреи жили в Газе. Занимались разным, в том числе и торговлей. В том же 19в. арбуз колоцинт пользовался спросом в Европе, где его использовали в медицинских целях. В какую-то еврейскую голову пришла идея: раз колоцинт пользуется спросом - надо им торговать. Была создана огромная сеть, которая включала сотни бедуинов в Негеве и Синае, они собирали эти арбузы в огромных количествах, в Газе их паковали, грузили на верблюдов и везли в Яффо. Оттуда на кораблях везли на заводы в Германию, Англию, Италию, где из них производили лекарства. И все были довольны. Этот успешный бизнес закончился, видимо, во время Первой мировой войны, когда евреев изгнали из Газы.

В некоторых странах такое масло до сих пор выпускается и продается, например в Пакистане и в Иордании.

Масло кик (קיק)
Известно, что после написания Мишны несколько поколений еврейских мудрецов пыталось выяснить, что такое масло кик (קיק). Было предположение, что это масло определенной птицы, которую никто не знал, где найти. Может на самых дальних островах... Говорили, что это очень жирная птица, из ее жира и делают масло. Другой мудрец считал, что это масло из хлопка. (Хлопок появился в Эрец-Исраэль с приходом мусульман). А третий мудрец считал, что кикаён - это голубь. И это на возвращает к книге Йоны (голубь, иврит), где описано растение קיקיון (кикаён). То растение, которое сейчас называется по-русски клещевина, и из которого сейчас делают масло кик.


Клещевина была упомянута в Мишне, как яд. Она была известна в Древнем Египте и в Древней Греции. Отождествление растения Йоны с современной клещевиной соответствует описанию из Вавилонского Талмуда, там где речь идет о масле из этого растения. 
Реш Лакиш (3в.н.э.)  писал, что это масло было сделано из растения Йоны.
Рабба бар Бар Хана (втор.пол.3в.н.э.), который жил в Вавилонии рассказывал, что он сам видел описываемое растение, которое росло около канав с водой и его выращивали у входов в лавки.
Общественное мнение относится к клещевине плохо, во-первых, благодаря танахическому рассказу его считают быстро умирающим растением, кроме того, она еще и ядовита. Я уж не говорю, что из клещевины делают всем нам знакомую касторку, которую  многие из нас не любят с детства.
Но совсем необязательно, что клещевина является источником масла, которое использовали в древности. Древнее масло к современному вообще может не иметь никакого отношения. У нас клещевина считается инвазивным видом, так что вопрос отождествления остается открытым.


Масло касторовое, у нас продается под названием שמן קיק (масло кик)
Масло клещевины очень быстро прогорает - сами можете испытать, если есть желание.

Про клещевину и пророка Йону подробно.

***

Галаха говорит, что ставить ханукию надо чтобы прославлять чудо Хануки повсюду. Поэтому саму ханукию ставят снаружи дома, около двери. Чтобы все видели.
И тогда не не страшно использовать дурно пахнущее масло: в доме не будет пахнуть.



Современная масляная ханукия на улице в Иерусалиме.

Однако надо и фитиль вставить...

Обычно фитили были из растительных материалов. Часть росла рядом с домом. А часть - нет.
Перечисленные в Мишне и Талмуде растения были из разных частей Эрец-Исраэль, и из пустыни и из мест около моря, и это были, видимо места, где жили тогда евреи.

Так из чего же делали фитили?

לכש - точно неизвестно, что это значит. Есть 2 варианта, оба на мой взгляд, для фитилей не подходящие. Хотя что мы знаем о жизни в древности, меряя по своим меркам?
Первый вариант - иглы хвойных деревьев.
Второй вариант - лишайник.


Лишайник

***

חוסן - недообработаный лен, у него было специальное название.
Эти фитили плохо горели и могли поджечь весь дом. Но они были дешевле.
Лен выращивали в Эрец-Исраэль с глубокой древности, он упомянут в Танахе и он был под рукой. Из дорогого обработанного льна получали и очень хорошие фитили и, видимо, их использовали в субботу.


Лён крупноцветковый (פשתה גדולת-פרחים Linum grandiflorum), Ботсад Еврейского университета на горе Цофим (Иерусалим).

***

כלך - точно неизвестно, что это значит. Есть 2 варианта, оба проверены исследователями из Универа Бар-Илан.
1. Остатки от коконов шелковичных червей. Тут надо сразу сказать, что тутовый шелкопряд культурный в Эрец-Исраэль появился не раньше 6в.н.э.. Но могли использовать коконы вот такой красивой бабочки, которая водится у нас в природе.


Это павлиноглазка грушевая, или большой ночной павлиний глаз, или сатурния грушевая (שבתאי השקד Saturnia pyri.). - бабочка из семейства павлиноглазок. Самое большое чешуекрылое в Израиле.
Впервые этот вид был описан М. Денисом и И. Шиффермюллером в 1775 году.
Размах крыльев бабочки достигает 15-20 см.
В Израиле ее можно встретить в центре и на севере страны.
Говорят, что из ее коконов ткали и шелк, до появления тут тутового шелкопряда.
Но фитили из шелка оказались неудачными - огонь сразу гаснет.

2.


Ферула обыкновенная (כלך מצוי Ferula communis) во весь рост во всей красе.
Латинское название рода происходит от лат. ferula - лоза, прут, розга; сухие стебли растений употреблялись в античной и средневековой школе для наказания учеников.
Многолетнее крупное (до 3 метров высотой), сильно и неприятно пахнущее травянистое растение из семейства зонтичных имеет мясистый и сочный корень, достигающий в толщину 15 см. Редкая трава вырастает такой могучей, как ферула. Это благодаря тому, что запасает много воды в корне. На постройку двухметрового стебля воды тратится много.
За короткий отрезок весны вырастает толстый ствол. Сверху он украшен лимонно-желтыми шарами соцветий. Множество насекомых слетаются в недолгие дни цветения ферулы, чтобы полакомиться нектаром.
Летом ствол засыхает и вся огромная трава умирает.
Ядовитое растение!
Растет часто в местах выпаса скота, пастухи его не любят, так как если его едят овцы, то это создает им проблемы кишечника. А вот коровы это знают и не едят ферулу.
Цветет ферула с марта по май.
Фитиль из него плохой - горит мало времени и тухнет. Но очень доступно в большом количестве.

***

אידן - тоже 2 варианта.



1. Ива иглолистная (ערבה מחודדת Salix acmophylla) в Нацпарке Афек.
На семенах есть летучки, похожие на пух или вату, чтобы семена разносило ветром. Если собрать этот пух и спрясть его, то можно использовать как фитиль. Но спрясть тяжело, потому что волокна пуха короткие. Фитиль получается некачественный.



2. Евфратский тополь, или туранга евфратская, или тополь закавказский (צפצפת הפרת Populus euphratica Oliv.) Это вид лиственных деревьев из рода Тополь (Populus) семейства Ивовые (Salicaceae). Как видите, тополь даже желтеет осенью.
Тополь евфратский интересное местное растение, которое имеет 2 вида листьев, один из которых напоминает листья ивы. Тополь этот растет по берегам рек, и видимо, еще в древности путали иву и этот тополь. Ива - одно из 4х растений, который иудаизм рекомендует использовать в Суккот. Именно благодаря этому тополь упомянут в ТаНаХе, хотя и отрицательно. Но как говорится, не важно, что о тебе говорят, важно чтобы правильно писали твою фамилию :) Так что этот тополь очень знаменит.
Аналогичная ситуация с ивой с точки зрения использования для фитилей. Могли использовать пух или вату на семенах, для того чтобы их разносило ветром. Если собрать этот пух и спрясть его, то можно использовать как фитиль. Но спрясть тяжело, потому что волокна пуха короткие. Фитиль получается некачественный.

***

פתילת המדבר, можно даже перевести как "фитиль пустыни". На это звание, можно сказать, претендовало 8 растений. Все-таки решили, что это калотропис высокий, или содомское яблоко (Calotropis procera תפוח הצומח בסדום ,פתילת המדבר הגדולה).
Это местное весьма распространенное растение. В Израиле его можно встретить в районе Мертвого моря и в Эйлате.
Растение ядовитое, особенно его млечный сок.
Народное название содомское\сдомское яблоко появилось согласно легенде. Когда Б-г проклял Содом и Гамору, он проклял и росшие там растения, среди них и обычные яблоки. Вот у содомского яблока вид яблочный, а внутри семена.


В древности в этих местах содомское яблоку активно использовали. Так как его летучки длинные, то из них можно спрясть фитиль для масляных светильников. Также ткали дорогие и тонкие ткани. Посмотрите внимательно - у современных людей хватит терпения собирать эти волокна, прясть из них нитки и ткать ткани для шитья одежды?:)
На иврите правильное название этого растения פתילת המדבר הגדולה, дословный перевод "большой фитиль пустыни".
Про него подробно.

***

ירוקה שעל פני המים, если перевести, получится "Зелень на поверхности воды". Это водоросли Spirogyra, состоящие из клеток, собранные в длинные цепочки. Эти водоросли распространены в пресной воде. Когда они высыхают, то получаются длинные нити.
Эти водоросли просто лежат в лужах, а когда лужи высыхают, то их можно использовать как фитили совершенно бесплатно.
Фото из википедии.

By Wiedehopf20 - Own work, CC BY-SA 4.0, Link

***

Мишна и Талмуд не являются справочниками по горючим материалам и материалам для фитилей. Они и не ставили себе целью все перечислить. Но то, что они перечисляют говорит о том, что это были распространенные материалы, которые все знали и пользовались. Не только в Эрец-Исраэль, но и в диаспоре с конкретным указанием места.

Но есть то, что не перечисленно в Мишне, но могло быть использовано.

Чтобы растительный материал быстро загорелся, он должен быть сухим и иметь длинные тонкие волокна, которые легко воспламеняются.
В Эрец-Исраэль для этой цели использовали два растения, о которых дальше. Оба этих растения имеют длинные шерстяные "волосы", и оба эти вида растений называются по-арабски "суфан", что означает "шерсть".

Бессмертник кроваво-красный(?) (דם-המכבים האדום Helichrysum sanguineum (L.) Kostel.). Русское название предлагаемое проектом Плантариум.
Это травянистое многолетнее растение высотой до полуметра, его стебли и листья покрыты тонкими  белыми волосками.


Род  Цмин, гелихризум, бессме́ртник (Helichrysum) известен тем, что цветы можно использовать как сухоцветы, они не вянут и долго сохраняют свой цвет, в данном случае  красный. Сухое растени хорошо горит.
Цветет в апреле - мае. Он распространен в основном в горах в Средиземноморской части, растет на разных почвах. Эндемик Леванта, распространен в Израиле, Сирии и Турции.
Подробно о нем.

***

Не упомянут в еврейских источниках, но безусловно был в каждом доме в древности фагналон скальный (Phagnalon rupestre - צמרנית הסלעים).


Фагналон скальный скромное неброское очень распространенное растение, но важное и интересное.
Небольшие полукустарники шерстистые, опушенные белой "шерстью" или "ватой", как вам больше нравится. Высотой, обычно, 20-50см.
Зимой у фагналона растут большие листья,опушенные снизу. Летом появляются листья более короткие, опушенные с двух сторон. Верхняя часть растения летом высыхает, нижняя остается и продолжает расти с маленькими листьями.
Фагналон цветет почти весь год, в основном с марта по июль, пик цветения приходится на апрель. Соцветие совсем небольшое, 10 мм, желтого цвета. Растение двудомное, опыляется мухами.
Встречается в Средиземноморской части Израиля, преимущественно на скалах. А также в Негеве, в районе Хермона.
Корни у фагналона тонкие, растут во все стороны, что позволяет ему селится на скалах, между камнями, используя среду обитания относительно влажную и мало используемую растениями - конкурентами.

Как минимум до середины 20 века каждый местный бедуин носил в кармане для того, чтобы с разжечь костер или прикурить сигарету совсем совсем не ...



... коробок спичек, а...
...пучок сухого фагналона!

Каким же образом использовали фагналон? Надо взять свежее растение, очистить от листьев, затем снять со ствола "шерсть-вату". "Вата" - это белое, покрытие стеблей, его хорошо видно на фотографии. Эту вату высушивают и используют для зажигания.



Снятая вата.


Как снять вату и поджечь можно посмотреть тут начиная с 6:46 проф. Авиноам Данин показывает весь процесс.
И если положить этот пух на кремень, камень широко распространенный в наших краях, и бить нему чем-то стальным, то искры упавшие на пух мгновенно его подожгут. Еще вариант: нагреть пух на солнце с помощью увеличительного стекла, тогда пух загорится ярко, как огонь зажигалки. После этого в огонь кидаются тонкие сухие ветки и можно разводить костер.
Эту вату также использовали в качестве фитилей в масляных светильниках.

***

Фисташковое масло тоже не перечисленно, или перечисленно, но мы просто еще не знаем под каким именем названием.
В античные времена и в Средние века фисташку выращивали преимущественно для изготовления масла из плодов (!). Она была второй по значимости после маслины. Получение масла фисташки было похоже на получение оливкового масла.


Профессор Зоар Амар, энтузиаст изучения растений в еврейской традиции, провел исследование качества горения масла, полученного из атлантической и терпентинной фисташек по сравнению с оливковым маслом. Масло фисташек было более темное, горение было не хуже, без дыма и копоти. Также не обнаружили существенной разницы в качестве пламени, его размере и продолжительности горения.
Про фисташки

***

И в заключение несколько ханукальных масляных светильников разного времени. Они той конструкции, которую мы знаем и которая появилась только в Средние века.



Богемия 18в. Латунь, литье. Здесь тоже есть изображение человека и символический кувшин. Дом Тихо (Музей Израиля, Иерусалим)

Стиль "Райский сад". Как я понимаю, ханукии в таком стиле делали в Европе. Во всяком случае я еще не встретила их из других мест.
На таких светильниках имеются повторяющиеся мотивы: виноградные грозди, финиковые пальмы с плодами, два льва - колено Йегуды и лев Иерусалима, корона Торы, кувшины для оливкового масла (символизируют чудо Хануки), изображение меноры.



Ханукия в стиле "Райский сад", Варшава, Польша, 19в., Музей Бар Давид (кибуц Барам).

Это практически такая же ханукия, сделанная чуть по-другому, но ощущение, что отливались они в одной форме.


Ханукия, Польша, 19в., Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.



Серебряная масляная ханукия, кон. 19в., Еврейский музей в Вормсе.
Тут много растительности, но не той, что растет в райском саду по еврейской версии.



Масляная ханукия, Австро-Венгрия, 19в.., Музей Бар Давид (кибуц Барам).
По ханукальным светильникам можно сказать, что местная архитектура влияла на форму подсвечников и по ним можно сказать в какой стране мастер жил. На австрийском светильнике мы видим створки алтаря церкви(!). Автор был из Зальцбурга и мог быть не евреем. Просто заказали у него светильник. И тоже, львы, растения - чем не райский сад.

Теперь светильники только со львами. Они были как в Европе, так и в других местах, где жили евреи.



Масляная ханукия, Литва, 19в., Музей Бар Давид (кибуц Барам).



Бронзовая масляная ханукия, Еврейский музей в Вормсе.



Масляная ханукия, Эрец-Исраэль, 19-20в., Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.



Масляная ханукия, Северная Африка, Музей Бар Давид (кибуц Барам).



Позолоченная ханукия, 1950г., автор Л.Й. Вольперт. Музей Эрец-Исраэль, ТА.

Всем светлой Хануки!

Инфа:
https://www.wildflowers.co.il/hebrew/ReadMore.asp?ID=658
https://daf-yomi.com/DYItemDetails.aspx?itemId=55044
http://www.daf-yomi.com/DYItemDetails.aspx?itemId=23859
https://www.wildflowers.co.il/hebrew/plant.asp?ID=101
https://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/emunat/32/03201.htm
https://www.n-k.org.il/all-you-need-to-know/index-articels/kendels-and-oils/
https://mikve.net/content/752/
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%97%D7%A0%D7%95%D7%9B%D7%99%D7%99%D7%94
https://davidson.weizmann.ac.il/online/sciencepanorama/%D7%A0%D7%A8-%D7%9C%D7%99-%D7%93%D7%A7%D7%99%D7%A7-%D7%94%D7%9B%D7%99%D7%9E%D7%99%D7%94-%D7%A9%D7%9C-%D7%94%D7%A0%D7%A8
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%82
https://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/emunat/32/03201.htm
https://www.n-k.org.il/all-you-need-to-know/index-articels/kendels-and-oils/
https://lib.cet.ac.il/pages/item.asp?item=16876
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A4%D7%A9%D7%AA%D7%9F
https://daf-yomi.com/DYItemDetails.aspx?itemId=55090
https://www.wildflowers.co.il/hebrew/ReadMore.asp?ID=495
https://www.youtube.com/watch?v=j-5oeuRKfOU
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%91%D7%9E%D7%94_%D7%9E%D7%93%D7%9C%D7%99%D7%A7%D7%99%D7%9F
https://he.wikisource.org/wiki/%D7%9E%D7%A9%D7%A0%D7%94_%D7%A9%D7%91%D7%AA_%D7%91
https://www.avivit-sheveki.com/candles
https://daf-yomi.com/DYItemDetails.aspx?itemId=55163

Также на https://dona-anna.dreamwidth.org/2467634.html

еврейское, насекомые, растения

Previous post Next post
Up