Свитки и судьбы.

Oct 16, 2022 08:52



У свитков Торы, как у людей, есть судьбы. У одних очень длинные и драматичные. О других можно снимать детективно-приключенческие сериалы. О некоторых мы ничего не знаем, о некоторых, наоборот - очень много.
И есть такое место в Израиле, где концентрация знаменитых свитков и других предметов иудаики со всего мира очень высока - это Музей еврейского искусства в Гейхал Шломо.



Музей еврейского искусства в Гейхал Шломо (מוזיאון לאמנות יהודית בהיכל שלמה) был создан в попытке ответить на вопрос: каким образом еврейский народ смог сохраниться и выжить. Обычно на этот вопрос ответы основаны на духовных и религиозных понятиях, а вот этот музей пытается дать ответ с помощью своей экспозиции. Именно поэтому о большинстве экспонатов можно рассказать очень неожиданные истории. Если к показанным мной экспонатам такие истории не прилагаются, значит я их просто не нашла...

Свитки Торы из темного подвала.

На момент захвата нацистами Литвы, там жило 55.000 евреев и Вильнюс считался одним из духовных центров евреев Восточной Европы. В Литве было множество синагог и в них множество свитков Торы. Во время войны немцы евреев уничтожали, книги и свитки Торы у них забирали.
Нацисты и литовцы совместно собирали свитки Торы и другие еврейские религиозные книги. Это было имущество евреев, отправленных в концлагеря. Как известно, во время Второй мировой войны в Литве погибло 94% живших там евреев.
Есть версия, что нацисты хотели уничтожить эти свитки, и для этого собрали их в подвале церкви. Но был один священник, который сумел сохранить эти книги.
Другая версия говорит о том, что нацисты хотели после уничтожения еврейского народа, создать музей еврейства, которое исчезло. Аналогично как нацисты собирали еврейские ценности в Праге.

После того, как Литва оказалась в составе СССР, у сталинского правительства было аналогичное желание уничтожить эти свитки. Тогда они находились в Национальном архиве Литвы. Но и там оказался достойный человек, работник архива, который спрятал свитки в алькове и накрыл их газетами. Он также сумел убедить и других работников архива помочь ему спасти эти свитки. Свитки были спрятаны на протяжении 40 лет. Когда они были обнаружены, Литва, уже суверенное государство, тоже не спешила их вернуть евреям. Литовский закон определил эти книги, как литовское имущество, и они были переданы в национальную библиотеку.



Когда о наличии такого клада свитков, выживших в Катастрофе, стало известно в Израиле, стали предпринимать дипломатические усилия, с целью освободить свитки Торы и привезти их в Израиль. На это ушло более 10 лет. Десятки обращений были направлены правительству Литвы, чтобы изменить закон и определить свитки Торы как еврейское имущество. В течении 3х лет с помощью еврейских лоббистов закон был изменен.

Но даже после того, когда имущество уже было определенено как еврейское, правительство Литвы отказывалось передать его в Израиль. Американское правительство во главе с президентом Джоржем Бушем сумело убедить правительство Литвы передать книги в Израиль. Это было в 2002г. Тогда не было прямых рейсов из Вильнюса в Израиль и был организован специальный самолет на котором израильские официальные лица, включая тогдашнего главного ашкеназийского раввина Меира Лау, полетели в Вильнюс. Они прибыли в Национальную библиотеку Литвы в страшный холод и принимали их там также холодно. Израильтяне спустились в темный и пыльный подвал, где находились лежащие на полу свитки, заплесневелые, завернутые в серые мешки как будто были по дороге на виселицу. Разные источники называют разное количество спасенных свитков.

Делегация устроила пресс-конференцию на которой представила один свиток, покрытый пятнами крови. Большая часть свитков была непригодна для использования по назначению, их теперь можно увидеть в Музее в Гейхаль Шломо. Музей получил специальное разрешение от раввинов, чтобы быть местом генизы для этих свитков. Так свитки стали музейными экспонатами и продолжают свою жизнь, напоминая о людях, которые читали их на протяжении столетий. Таких свитков больше 100.



38 книг, которые можно было использовать, были переданы в разные еврейские общины.

Свиток возвращенный королем Абдаллой



Свиток и футляр. Багдад, Ирак, 1898г.
Обтянут бархатом и украшен серебрянными накладками.
У этого свитка совершенно удивительная история.

Этот свиток Торы был привезен из Индии в иешиву Порат Йосеф, открытую в еврейском квартале Старого города Иерусалима в 1923 году, и которая была известна как самое важное сефардское учреждение в Иерусалиме. Для свитка это было очень почетное место, т.к. иешива находится очень близко о Котеля (Западной стены). Там свиток находился до Войны за независимость.



Иешива Порат Йосеф до 1948г., во времена Британского мандата.

Здание иешивы Порат Йосеф было среди 27 синагог Еврейского квартала, разрушенных Иорданским легионом во время Войны за независимость. Синагоги были разграблены и было украдено более 500 свитков Торы.


Взрыв иешивы Порат Йосеф Иорданским легионом.

Этот конкретный свиток Торы был также украден Иорданским легионом и доставлен во дворец короля Абдаллы.

В 1949 году в рамках переговоров о прекращении огня между Израилем и Иорданией израильский дипломат Элиаху (Элиас) Сассун, который тогда возглавлял Ближневосточный отдел министерства иностранных дел Израиля, посетил дворец в Аммане и заметил богато украшенный футляр со свитком Торы в нише. Он сказал королю, что свиток Торы, не находящийся на почетном соответствующем месте, может, по иудейскому поверью, навлечь проклятие на жителей дома. Той же ночью этот свиток Торы был передан Элиаху Сассону.

Сын Элиаху, Моше (сам дипломат), рассказывает: "было около 2 часов ночи, когда мы с моей сестрой Орой открыли дверь и увидели нашего отца, стоящего там с тяжелым, но красивым свитком Торы, украшенным двумя гранатами, на которые он одел носки, чтобы колокольчики не привлекали внимания... Отец аккуратно положил свиток на стол в гостиной, снял носки и открыл свиток, чтобы убедиться, что пергамент в целости. Мы были потрясены, обнаружив на внутренней стороне короны надпись с именем семьи, заказавшей свиток. На следующее утро, в субботу, отец разбудил меня и попросил отнести свиток Торы в дом главного раввина Герцога, поскольку нет более приличного места для свитка Торы, чем частная синагога главного раввина".
Таким образом, Элиаху Сассун спас свиток Торы, который заказала за пятьдесят лет до этого Амам Бат Салах Сассун - скорее всего, его родственница.



Воссозданная иешива Порат Йосеф.

Еще чехлы и футляры для свитков.



Чехол, сшитый в память десантников, после Шестидневной войны.



Футляр для свитка Торы, Багдад, Ирак, 1904г.



Футляр для свитка Торы, Йемен, 18в..



Чехол для свитка Торы, Морокко, 1932г. Бархат вышивка золотом.
Гранаты, Морокко, 19в..



Футляр для свитка Торы, Алжир, 20в..
Гранаты, Алжир, 20в..



Футляр для свитка Торы, Корфу, Греция, 18в..

"Из глубин ада в высоты космоса"

Этот миниатюрный синагогальный ковчег может быть и выглядит совсем просто, но скрывает за собой такие невероятные истории, в которые даже трудно поверить, хотя они полностью документированы. Его историю, я уверена, слышали в свое время, все граждане этой страны, не зависимо от религиозной принадлежности.



Миниатюрный синагогальный ковчег, Израиль, 20в.

Внутри этого ковчега хранился миниатюрный свиток Торы, выживший в Катастрофе. Он полетел в космос вместе с первым израильским космонавтом Иланом Рамоном. В феврале 2003 года космический шаттл "Колумбия" рассыпался в небе над США. На борту находились семь погибших членов экипажа, в том числе Илан Рамон. Крошечный свиток Торы также был потерян во время крушения.

Как свиток попал в космос? Илан Рамон видел себя представителем еврейского народа. Он взял с собой в космос несколько предметов, связанных с иудаизмом и с Катастрофой. Одним их них был крошечный свиток Торы, который ему дал его учитель профессор Й. Йосеф.

"Этот небольшой свиток Торы 60 лет назад маленький мальчик получил от амстердамского раввина в концлагере Берген-Бельзене. Раввин готовил мальчика по нему к бар-мицве. Этот 12-летний мальчик читал еженедельную главу по этому свитку Торы. С тех пор свиток было с ним. Этот мальчик, Йехояхин Йосеф, Йоя (yehoyahin yosef יהויכין יוסף), пережил Холокост, прибыл в Израиль, участвовал в войнах страны, а затем стал выдающимся профессором планетарной физики", - сказал Илан Рамон.

Можно только себе представить как в концлагере двенадцатилетний мальчик готовился к бар-мицве в бараке с пожилым раввином Шимоном Дасбергом, главным раввином Амстердама. Раввин сумел пронести в концлагерь миниатюрный свиток Торы, по которому учил мальчика.
В день бар-мицвы заключенные проснулись рано утром, закрыли окна, чтобы немцы не видели, что происходит в бараке. Посредине поставили стол с четырьмя свечами и крохотным свитком Торы в центре. Даже матери мальчика удалось пробраться в мужской лагерь, чтобы присутствовать на церемонии, хотя мужчины побоялись пустить ее в внутрь барака и она слушала снаружи.
После церемонии раввин Ш. Дасберг сказал, что у него есть 2 просьбы. Он дал мальчику свиток Торы и попросил сохранить ее, когда его выпустят из лагеря, так как чувствовал, что ему не выйти живым. Также раввин попросил рассказать их историю тем, кто выживет. Через несколько месяцев раввин умер от слабости.
Мальчик, переживший Катастрофу, стал известным израильским ученым.

Однажды Илан Рамон сказал, что этот свиток Торы пришел "из глубин ада в высоты космоса"...

И может быть этот пустой маленький ковчег для свитка, от которого ничего не осталось, несет в себе воспоминания о таких историях и таких людях, что стал уже символом силы духа...

Еще синагогальные ковчеги.



Синагогальный ковчег, Галиция, Польша, 19в.. Он стоял в синагоге в Меа Шеарим в Иерусалиме и был передан в музей для реставрации.



Синагогальный ковчег из синагоги Касис, Мантуя, Италий, 18в..



Синагогальный ковчег, Зэльва, Белорусия. 19 век, резьба по дереву.
Еврейская община в Зэльве существовала до Втор мир войны и насчитывала 1300 человек. Была полностью уничтожена как и синагога. От ковчега сохранилась только фотография.



Синагогальный ковчег для поездок, Европа, сер. 19в..
Продавался монастырем, в котором находился. Был выкуплен с помощью частного пожертвования.

Резные двери



Двери синагогального ковчега из синагоги Вольфа Попера, Краков, Польша, 1620.
Из коллекции И. Штиглица, известного коллекционера иудаики.

В 1950е годы в Нью-Йорке И. Штиглиц встретил человека, который рассказал ему, что у одного еврея, раввина, есть уникальный ковчег. Информация о еврейском искусстве этого типа идет по путям, о которых рядовые арт-дилеры почти не знают.
В маленькой комнате, в квартире того самого еврея, И.Штиглиц нашел новый ковчег, двери которого - это двери ковчега из синагоги его родного города Кракова. Легко узнаваемые двери 17 века, вырезанные из дерева и украшенные изображениями животных (лев-орел-олень-тигр). Двери каким-то образом попали в Нью-Йорк после Второй мировой войны. Путешествие из Кракова в Нью-Йорк похоже на путешествие еврейского искусства по всему миру.
Сам И. Штиглиц рассказал об этом: "Это история тысячи и одной ночи. Я узнал, что это был раввин, который построил для себя дома синагогу. Я не знаю, как он вывез это из Кракова, я тоже не спрашивал. Пришел, посмотрел, сердце остановилось. После двух дней разговоров я купил их. Их нужно было снять с ковчега, который он построил для них. Я сказал ему, что он должен искать новые и более красивые двери».
Двери были переданы И.Штиглицем в Израиль и оказались в музее Гейхаль Шломо в Иерусалиме.

После Второй мировой войны от синагоги Вольфа Попера остались только наружные стены и по согласованию с еврейской общиной ее передали под подростковый общинный центр.


Подростковый общинный центр, Краков, Польша. Фото Бернадетт Альперн, Венгрия. Уличная выставка "Камни, бывшие в употреблении" в Хайфе.

Кабинет раввина д-ра Ицхака Айзика Алеви Герцога



В Гейхаль Шломо находится кабинет первого главного раввина Израиля, д-ра Ицхака Айзика Алеви Герцога. Он сменил на посту главного раввина Авраама Ицхака Акоэна Кука. Это первый официальный кабинет первого главного раввина государства Израиль.
В этом здании находился также Главный раввинат Израиля и Верховный раввинатский суд.
Во время Второй мировой войны раввин И.Герцог пытался спасать европейских евреев. Уже после войны он обратился к римскому папе с просьбой вернуть еврейских детей, которых прятали в монастырях, чтобы перевезти их в Израиль. Папа не согласился. Тогда раввин сам ездил по монастырям и искал этих детей. В монастыри он попадал с помощью взяток или через сочувствовавших. Тогда в детских домах монастырей было много детей, и не только еврейских. И было непонятно, кто есть кто. Раввин Герцог заходил в комнату с детьми и начинал читать "Шма исраэль...". Часть детей реагировала и их он забирал. Таким образом он приез сюда больше 500 еврейских детей.

Синагога в Гейхаль Шломо

Еще в 1923г. раввин А.Кук сожалел, что в Иерусалиме нет самого главного для евреев символа - центральной синагоги. Только в 1958 году был построен Гейхаль Шломо, где находились офисы Главного раввината до 90х годов прошлого века. Здесь же была первая официальная государственная синагога. 
Синагога располагается у входа в Гейхал Шломо, слева от двери. Основатели Гейхала Шломо, похоже, придавали этому большое значение, о чем свидетельствует содержимое синагоги.

Перед входом в синагогу висит картина "Синагога", автор Ицхак Хольц (1925-2018)


Не знаю, копия - подлинник, вообще нет таблички.

Синагогальный ковчег сразу привлекает к себе внимание, как на картине, так и в жизни.


Он не только красив, но и история его просто захватывающая.
Сефардскую синагогу в Падуе в Италии (בית הכנסת ק''ק (קהל קדוש) ספרדים פאדובה), где стоял этот ковчег, посещал знаменитый раввин Моше Хаим Луццатто - Рамхаль (משה חיים לוצאטו, הרמח"ל Moshe Chaim Luzzatto), один из великих еврейских мыслителей восемнадцатого века.

Когда создавали этот ковчег в Падуе в 1728г., Рамхаль написал в честь него книгу песен. Их пели во время открытия этой синагоги в Падуе. Книга называлась "Песни освящения ковчега" (ханукат аарон רמח"ל חנוכת הארון) . Он выпустил ее в Венеции в 1729г.

В 1735г. Рамхаль уехал в Нидерланды и, затем в конечном счете, в 1743 в Святую Землю. Поселился он в Акко.
Кстати, в Акко сохранилась синагога, построенная в 1743г., считается, что Рамхаль в ней молился. Ее называют синагогой Рамхаля. Эту синагогу также можно посетить, она сохранилась, что в наших краях большая редкость.

Каким же образом из сефардской синагоги в Падуе синагогальный ковчег (у сефардов - היכל гейхаль) и бима (у сефардов - תיבה тева), изготовленные в 18в. и долгие годы там служившие, оказались в Иерусалиме?

Эта сефардская синагога действовала до 1892 года. После объединения городских миньянов (молитвенных кворумов) в Большой синагоге Падуи, она оказалась заброшенной до 1955 года.
Синагогальный ковчег и бима были привезены в Израиль примерно к десятой годовщине основания государства благодаря инициативе доктора Шломо Умберто Нахона (שלמה אוּמבֶּרטו נכון Umberto Nahon), сотрудника Еврейского агентства, спасшего имущество десятков итальянских синагог, заброшенных после Катастрофы.

На стенах Ковчега всё ещё существуют надписи, сделанные в Падуе. Новые надписи были сделаны на открытии ковчега в Гейхал Шломо.


Ковчег нуждался в ремонте и особой реставрации, и для производства работ был приглашён Исаак Бек, один из самых известных художников Иерусалима, специализирующийся в области реставрации синагог в течение многих лет (Бек написал некоторые фрески в синагоге Хурва).



В честь нового освящения итальянского синагогального ковчега в синагоге Гейхал Шломо была переиздана и распространена среди присутствовавших во время празднования книга Рамхала "Песни освящения ковчега".

Не только ковчег стоял в Падуе, в синагоге, где молился Рамхаль. Там же стояла и вот эта бима.


Бима была гораздо выше, со ступеньками, делалась для гораздо большего пространства. Здесь пришлось ее подгонять к небольшому помещению.

Сейчас эта синагона называется "синагога Ренаним" (Воспевающие, иврит) (בית כנסת קהילת רננים בהיכל שלמה)". Это небольшая ашкеназийская синагога.

Символично что эти части синагоги из Падую 18 века оказались в первой  официально государственной синагоге Израиля.
50 синагогальных итальянских ковчегов, спасенных д-ром Ш.У.Нахоном, были привезены и распределены по центральным синагогам Иерусалима. Это были ковчеги из синагог разных направлений иудаизма. Они были распределены без разделения на сефардские и ашкеназские, это было спасением ковчегов, принадлежавших общинам, часть из которых погибла в Катастрофе. Хотели дать продолжение жизни этих важных частей синагог.

Все остальное оформление синагоги тоже очень впечатляющее.



Светильники в форме свитков Торы

Внутри синагоги находятся 11 витражей работы художника Дэвида Хиллмана. Витражи сделаны на еврейские темы: Шаббат (Суббота), Рош Ходеш (начало месяца), Песах, Йом-Кипур, шилуах хакен (уход птицы-матери до того, как ее яйца будут взяты), Песнь Песней.
Вот часть из них.






Гейхал Шломо - здание с куполом.


Архитектор здания - Александр Фридман.
В настоящее время в здании размещается Музей еврейского искусства, синагога "Ренаним" и конференц-зал.

Heichal Shlomo - Jewish Heritage Center
(היכל שלמה - המרכז למורשת היהדות)
King George St 58, Jerusalem

Гейхал Шломо на карте

Сайт музея https://www.hechalshlomo.org.il/
Музей работает в воскресенье с 10:00 до 18:00
с понедельника по четверг с 10:00 до 15:00.

Инфа:
https://jewishr.wordpress.com/2011/02/24/the-ramchal-synagogue-in-jerusalem/
https://museums.gov.il/ar/items/Pages/default.aspx?refiners=MozionimMusCode:%22MUS_010%22
https://www.science.co.il/Ilan-Ramon/Keinon-20030122.php
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%94%D7%95%D7%99%D7%9B%D7%99%D7%9F_%D7%99%D7%95%D7%A1%D7%A3
https://museum.imj.org.il/stieglitz/about.asp Штиглиц
https://museum.imj.org.il/stieglitz/aboutH.asp
https://museums.gov.il/he/items/Pages/ItemCard.aspx?IdItem=ICMS-HSH-JUD2543
https://www.youtube.com/watch?v=ZbWezqFtHZw
https://www.youtube.com/watch?v=duCtz_EGeYM
https://www.youtube.com/watch?v=s2nIZE1cd2g
https://www.youtube.com/watch?v=mERw-NlsyUU
https://www.hayadan.org.il/torah-space-190504
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%94%D7%95%D7%99%D7%9B%D7%99%D7%9F_%D7%99%D7%95%D7%A1%D7%A3
https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4021726,00.html
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%94%D7%95%D7%99%D7%9B%D7%99%D7%9F_%D7%99%D7%95%D7%A1%D7%A3
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%96%D7%9C%D7%91%D7%94
https://lib.cet.ac.il/pages/item.asp?item=20581
https://museums.gov.il/he/items/Pages/ItemCard.aspx?IdItem=ICMS-HSH-JUD2543
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%95%D7%96%D7%99%D7%90%D7%95%D7%9F_%D7%9C%D7%90%D7%9E%D7%A0%D7%95%D7%AA_%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%99%D7%AA
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%99%D7%9B%D7%9C_%D7%A9%D7%9C%D7%9E%D7%94
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%B9%D1%85%D0%B0%D0%BB_%D0%A8%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE

Иерусалим, музей, синагога, еврейское

Previous post Next post
Up