Катастрофа и судьбы.

Apr 27, 2022 17:42



В этом посте мало сделанного мною. Я только перефотографировала прекрасные фотографии с выставки и перевела текст. Это необыкновенно оптимистичная выставка, хотя каждая история полна трагизма. Это рассказ о людях, которые смогли преодолеть невероятные преграды, которые предлагала им жизнь и вновь выстроить свои жизни на развалинах прошлого.


В апреле прошлого года в Иерусалиме на здании мэрии, снаружи, была размещена замечательная выставка, посвященная Дню Катастрофы и героизма европейского еврейства.
Это The Lonka Project - передвижная уличная фотовыставка, образовательно-художественный проект и дань уважения пережившим Катастрофу во всем мире.
250 профессиональных фотографа из 30 стран создали замечательные фотографии выживших в Катастрофе.
Я хочу показать небольшое количество представленное в Иерусалиме из множества фотографий проекта.


О проекте Lonka то, что они рассказывают сами о себе.
Проект Lonka - это образовательная и художественная коллекция фотографий, созданная в 2019 году и посвященная стойкости переживших Холокост и их жизненной силе.
Мы живем во время, когда задача сохранения памяти о Катастрофе становится все более сложной.
Новые волны антисемитизма в сочетании с исследованиями, указывающими на отсутствие базовых знаний о Катастрофе у совершенно нового поколения, свидетельствуют о насущной потребности в материалах, иллюстрирующих и освещающих этот самый мрачный период современной истории.
История проекта «Лонка» началась в 2018 году.
Элеонора (Лонка) Насс прошла через Катастрофу, однако редко рассказывала детям о своем опыте. «Я выросла в доме молчания, - рассказывает Рина Кастельнуово, дочь Лонки. - Я знала, что такое казарма и кто такие нацисты, но когда в одночасье умерла моя мать, ответственность за прошлое перешла к нам».
После смерти матери Рина и ее супруг Джим Холландер, фоторепортеры, специализирующиеся на ближневосточной тематике, обратились к профессиональным фотографам с просьбой создать портреты людей, переживших Катастрофу, и записать их воспоминания. Критериев для фото не было никаких: это мог быть цветной или черно-белый снимок, сделанный с любого ракурса.
Каждый из них смог по-своему передать хрупкость и силу выживших женщин и мужчин.
Мы являемся последним поколением, у которого есть исключительная возможность скрестить взгляды эпох и услышать личные воспоминания людей, переживших Катастрофу.

К сожалению под фотографиями на выставке не указаны имена фотографов, и мне не удалось их найти на сайте проекта.

Описания к фотографиям очень сухие и короткие, практически без эмоций. Но за каждым коротким набором букв целые человеческие жизни людей, которым свою обычную жизнь пришлось собрать по кусочкам и создать заново после Катастрофы.



На этой фотографии четверо выживших в Катастрофе, которые не знакомы друг с другом и собрались вместо чтобы сфотографироваться. Справа налево: Шмуэль Блюмфельд (1926г.), пережил лагеря Плашов, Освенцим и Терезинштадт. Он был тюремщиком А.Эйхмана в Израиле. Йегуда Мимун (1924-2020) был одним из руководителей восстания гетто в Кракове. Выжил в Освенциме. Барух Кашер до сих пор не рассказал, как он выжил в Освенциме. Моти Шварц Шахам (1933г.) ребенком пережил Освенцим.



Эмиль Фаркаш родился в 1929 году в Словакии, входившей тогда в состав Чехословакии. В апреле 1942 года два старших брата Эмиля, которые были лыжниками в чехословацкой национальной лыжной команде, были взяты и отправлены на принудительные работы, и больше о них ничего не известно. В июне его сестру забрали и отправили умирать в Освенциме в газовых камерах. Эмиля, его брата Давида и их родителей отправили в концлагерь Новаки, где Эмиль занимался ремонтом швейных машин. В августе 1944 году на лагерь напали словацкие партизаны - отец и брат бежали с партизанами, Эмиль и мать нашли убежище в крестьянском доме, притворившись христианами. Немцы захватили Эмиля и его мать, а позже и Давида, и перевели их в лагерь Серед. Из лагеря Серед мать перевели в лагерь Равенсбрюк, а братьев перевели в Заксенбург. После одной ночи Давида увезли в Германию, и Эмиль больше не видел никого из членов своей семьи и не знал ничего о них до конца войны. В нацистском лагере в Саксонии Эмиля и других заключенных отобрали для экспериментов со специальной обувью, предназначенной для офицеров СС. Эмиль был обязан весь день ходить в обуви и взамен получал лишний кусок хлеба в день. Позже в лагере проводились эксперименты над телом Эмиля, ему вводили различные вещества и жестоко избивали, чтобы проверить устойчивость заключенных к пыткам. Избиения повредили ему слух. После этого его перевели в Дахау. Когда подошли американские войска, Эмиля и других пленных схватили и отвезли в отдаленную деревню, где Эмиля освободил американский офицер-еврей. После освобождения он нашел своего отца и мать, а позже приехал брат Давид. Его братья, сестра и племянница погибли.
Эмиль был членом сборной Чехословакии по спортивной гимнастике и репатриировался в Израиль в 1949 году. После службы в Армии обороны Израиля Эмиль был спортсменом в сборной Израиля по гимнастике, побеждал на разных чемпионатах и выиграл множество медалей.



Соломон Копинас родился в Афинах, Греция, в 1936 году. Через три года после нацистской оккупации Греции Соломон помнит в основном страшный голод, царивший в городе. В 1944 году нацисты издали приказ, приглашавший евреев приходить в Центральную синагогу в Афинах, чтобы получить дополнительный продовольственный паек из муки и сахара. Отец Соломона, Хаим, в сопровождении своей старшей дочери отправился в синагогу, оттуда никто из них не вернулся. Его отец и сестра входят в число сотен евреев, которых обманным путем убедили явиться в синагогу, а по прибытии они были схвачены гестапо, которое опечатало все двери здания. Большинство из них были отправлены в лагерь смерти Освенцим-Биркенау в Польше.
Мать Соломона Рахель поняла, что ее муж и дочь не вернутся и что ей нужно спасти своих детей. С младенцем на руках и с остальными детьми она бежала к соседу-христианину, который согласился спрятать их в своем магазине. Когда она вернулась домой, чтобы забрать подгузники для младенца, гестаповцы ждали ее у дверей. Соломон вспомнил, как соседский мальчик услышал шум и крики его матери, пришел к ним в магазин и сказал его брату: «Твоя мама плачет и хочет младенца». Мальчики отдали младенца соседу. Больше братья никогда не видели ни мать, ни младенца. Соломон и его брат переоделись христианами и бежали в деревню. Они жили в крестьянских домах в обмен на работу в полях. Или они ночевали во дворах и в полях, а днем продавал сигареты на улицах Афин.
В 1955 году Соломон эмигрировал в США, где создал семью.



Авраам Михаэль Гринсайд родился в 1926 году в Румынии. Авраам был единственным ребенком. После вторжения нацистской Германии его родители решили покинуть свой дом и бежать на восток. Они были в пути почти год, пока им не удалось бежать от фашистских войск. После того, как его отец умер от раны, а его мать была смертельно больна, он понял, что происходит с евреями в условиях нацистской оккупации. Он нашел место, где смог оставить больную мать. Ему было 17, когда он вступил в Красную армию. «Я вступил в Красную Армию, чтобы отомстить. Мой отец погиб из-за нацистов, мои родственники были в гетто и отправлены на смерть. Я остался один, и моим единственным желанием было отомстить за гибель членов моей семьи". Авраам служил в 365-й стрелковой дивизии Красной Армии, а через полгода был отправлен на фронт в Эстонию. Оттуда он был переведен в десантную бригаду, а затем служил в разведывательном подразделении, которое отправилось воевать на территорию нацистской Германии. «Мы видели смерть перед нашими глазами каждый день».
За проявленный на войне героизм получил «Медаль Мужества» и «Медаль Славы».
После войны Авраам продолжал служить в Красной Армии до 1950 года. Он получил образование и стал учителем в школе, а затем и директором школы в Кишиневе.
«Я обращаюсь к еврейскому народу: полтора миллиона евреев сражались против нацистов. Не забывайте об этом!»
В 1990 году он репатриировался в Израиль со своей семьей и стал председателем Общества ветеранов Второй мировой войны.



Йехиэль Александр родился в 1927 году в Польше, в городке Солюв под Лодзью. Его отец был офицером польской армии, а мать учительницей. У Йехиэля было девять братьев, и он единственный из его семьи, кто пережил Катастрофу. В 1938 году семья переехала в Лодзь, которая в ноябре 1939 года была оккупирована нацистами. В 1939 году Лодзь была объявлена ​​немецким городом и официально присоединена к Третьему рейху. Большая синагога сгорела. Было создано Лодзинское гетто. Дети в гетто не учились, а просто бегали по улицам. В гетто люди голодали. Йхиэль воспринимал смерть и трупы как ежедневное зрелище. Смерть правила улицами. «В гетто я выработал привычку, которая запечатлелась в моей памяти. Всякий раз, когда я находил что-то съедобное, я делился с другими». 7 сентября 1942 года в гетто произошла очень крупная акция. Десятки тысяч евреев были отправлены в лагеря смерти. «В преддверии ликвидации Лодзинского гетто их всех посадили в страшно переполненные вагоны для скота без еды и воды. Когда поезд остановился, солдаты СС выгрузили их в Освенциме, выдали полосатую одежду и отделили мужчин от женщин. Йехиэль оставался в лагере до самого конца. Он принял участие в марше смерти, оттуда на поезде в лагерь Метхаузен, Австрия. Его перевели в лагерь Гусен, оттуда снова маршем смерти в лагерь смерти Гонцкирхен, где он был освобожден американской армией. После освобождения Йехиэль был переведен в лагерь для перемещенных лиц, где присоединился к еврейской бригаде, был переведен в Италию с еврейским подразделением, ответственным за водоснабжение сектора. В Италии изучал иврит и прятал оружие для нелегальной иммиграции. В 1946 году отплыл в Эрец-Исраэль на корабль нелегальной эммиграции «Джозая Веджвуд». Корабль был арестован англичанами. Он был доставлен в лагерь для интернированных в Атлите и там присоединился к группе «Алият Ханоар», затем был зачислен в Пальмахе, участвовал в боях в Галилее, Лоде, Рамле, защищал Иерусалим и Негев. Он был одним из основателей кибуца Малкия в Галилее, оттуда переехал в Нахалаль, получил образование и создал семью. Йехиэль сопровождает делегации в Польшу и делегации Армии обороны Израиля в рамках проекта «Свидетели в униформе».



Мириам Тобол родилась в Алжире в 1938 году. Ее отец производил обувь для алжирской армии, но затем он перевез свое производство в город Уджда в Марокко. Во время Второй мировой войны положение евреев в Марокко ухудшилось, как и на других территориях французского режима Виши. Евреи Марокко подвергались гонениям. Ворота Марокко были закрыты для евреев, и единственным выходом был порт Алжира. Именно он служил тайной транзитной станцией для многих евреев. Отголоски войны и антисемитизма проникали в Марокко, а национальные движения, имевшие с нацистско-расистскую идеологию, настраивали местное население против евреев. Первые антиеврейские законы были приняты в Марокко в 1940 году. Султану Марокко было предложено обеспечить соблюдение новых расовых законов против евреев государства, и хотя он считал, что это наносит ущерб его законным подданным и марокканской экономике, он ввел множество запретов для евреев. Нацистская пропаганда привела к беспорядкам… были сожжены дом семьи Мириам и обувной магазин ее отца. Ее мать и восемь братьев прятались в секретном подвале под домом с несколькими другими семьями в течение долгих недель. Ее отец выдавал себя за полицейского и помогал переправлять еврейские семьи из Уджды в Алжир, а оттуда во Францию, и целью было репатриироваться в Израиль. Мириам говорит, что через границу в Алжир они тайно переправлялись на грузовиках. В 1949 году они эмигрировали в Израиль и поселились в пересыльном лагере в Пардес-Ханна, а оттуда переехали в Иерусалим. Мириам работала домоправительницей Резиденции премьер-министра во времена Леви Эшколь, Голды Меир и других. Выйдя на пенсию, Мириам в течение многих лет добровольно занимается уходом за пожилыми людьми и видит в этом миссию, которая придает ей силы в жизни.



Нафтали Билу родился в Румынии в 1932 году, и ему было семь лет, когда нацистские войска подошли к штетлу (еврейскому местечко), где жила его семья. Его родители пытались спасти свою жизнь, но его бабушка и дедушка не смогли покинуть свой дом и были убиты нацистами. Семья Нафтали была одной из немногих еврейских семей, которые сбежали от преследования нацистской армии. Когда они достигли моста через реку Днепр, фашисты начали бомбить мост. Тогда был убит отец Нафтали, Шауль. В 1941 году, после долгого и тяжелого пешего пути, Нафтали с матерью добрались до Узбекистана, где мать стала работала на текстильной фабрике. Мальчик Нафтали любил играть на берегу близлежащего водохранилища, пока однажды антисемиты не опознали Нафтали как еврея и не бросили его в водохранилище. Он чудом выжил. Тогда Нафтали научился плавать. В 1945 году Нафтали с матерью вернулись в Румынию, и увидели, что все жители их еврейского местечка погибли. Нафтали и его мать сели на переполненный корабль с выжившими и попытались добраться до Израиля без разрешения Британского мандата. Корабль был перехвачен в море британской полицией. Все пассажиры были отправлены в лагерь для перемещенных лиц на Кипре. После освобождения с Кипра Нафтали был отправлен в кибуц, подвергшийся нападению во время Войны за независимость в 1948 году. В возрасте 17 лет он поступил на службу в Армию обороны Израиля. После службы в армии он работал в израильских портах, в том числе в Ашдоде, где живет по сей день, а его любовь к морю сделала его заядлым серфером.



Гейнт Колинка родилась в Париже в 1925 году. 13 марта 1944 года в Париже в возрасте 19 лет Гейнт была арестована гестапо вместе с отцом Леоном Цираски и другими членами семьи. Через месяц семью депортировали в лагерь смерти Освенцим-Биркенау. По прибытии в лагерь, в первом отборе, ее отец и брат были отправлены на смерть в газовые камеры. Гейнт отправили в женский лагерь, где она находилась больше года. Затем ее перевели в Берген-Бельзен, а затем в Терезиенштадт. В лагере Терезиенштадт ее заставили работать на фабрике. В этот период она заболела сыпным тифом. В мае 1945 года Гейт была освобождена союзниками и вернулась в Париж к своим сестрам и матерью, которые выжили. В книге, которую она написала о своем опыте в лагерях смерти, она описала, как спустя годы после освобождения она просыпалась ночью, чтобы съесть картофельные очистки. И о том, как несмотря на ужасные страдания и зло в лагерях, были моменты помощи и братства среди заключенных. Она никогда не забудет, как Симона Вайль, жившая с ней в одном блоке в Освенциме, дала ей платье и тем самым спасла ей жизнь.
После долгих лет молчания, в течение которых она перестраивала свою жизнь, Гейнт смогла счастливо выйти замуж и создать семью.
В течение многих лет Гейнт посвятила свою жизнь сохранению памяти о Катастрофе и просвещению на эту тему во Франции.



Дороти Бом родилась в 1924 году в Кенигсберге, Восточная Пруссия, в немецкоязычной семье еврейско-литовского происхождения. Когда в 1933 году к власти пришли нацисты, в Кенигсберге проживало около 4000 евреев. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, в Хрустальную ночь, немецкая толпа сожгла пять синагог Кенигсберга и часть школы, в которой находилась одна из синагог. Дороти жила под властью нацистов до 1939 года, и ее семье удалось сбежать к ее брату, который жил в Англии, среди последних десятков тысяч, покинувших город. На вокзале отец подарил ей ее первую камеру. Она не видела своих родителей в течение следующих двадцати лет. Дороти училась в школе-интернате и надеялась стать врачом. Переехав в Лондон, она познакомилась с Луи Бомом. Они поженились в 1945 году. Жили в Париже, затем в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Она посетила Израиль и Мексику. Большинство ее фотографий были черно-белыми, но при поддержке Андре Карташа с 1984 года она стала фотографировать только в цвете. Ее работа получила название «Гуманистическая уличная фотография», и она подружилась с такими фотографами, как Билл Брандт, Анри Картье-Берсон, Брасай и Эндрю Картек. Как гуру британской фотографии она опубликовала около 14 книг и в 2009 году стала почетным членом Королевской ассоциации фотографии.



Агнес Келети родилась в 1921 году в Будапеште. Агнес начала заниматься гимнастикой в ​​возрасте четырех лет в еврейском спортивном клубе. Она также играла на виолончели. С 16 лет начала регулярно заниматься гимнастикой и стала чемпионкой Венгрии. В 1941 году ее исключили из спортивного клуба, где она тренировалась, за то, что была еврейкой. Во время гонений на евреев в Венгрии она вышла замуж фиктивно за венгерского спортсмена Иштвана Саркана, который участвовал в Берлинской Олимпиаде 1936 года. Этот брак был призван предотвратить возможность депортации Агнес в концентрационные лагеря и на принудительные работы. Эти двое оставались в браке пять лет. Во время немецкой оккупации в 1944 году она по поддельным документам скрывалась в деревне, и работала на заводе по производству боеприпасов. Во время осады Будапешта Агнес участвовала в эвакуации тел погибших, которых свозили в братские могилы. «Во время войны я снова тренировалася. Я выросла на гимнастике и спорте - это меня тоже спасло, не только во время войны». Ее отца и большую часть семьи отправили в Освенцим, где они погибли. Ее мать и сестра выжили благодаря документам, которые они получили от шведской миссии благодаря усилиям Рауля Валленберга. В конце войны Агнес возобновила тренировки и стала олимпийской чемпионкой (Хельсинки, 1952 г. и Мельбурн, 1956 г.) с десятью медалями, в том числе пятью золотыми, и чемпионкой мира (Рим, 1954 г.). Она занимает десятое место за все время по количеству завоеванных золотых медалей и считается одной из величайших еврейских спортсменок всех времен.



Раввин Менахем Мендель Тауб, Ребе из Калива, ребе Каливской династии хасидов в Иерусалиме. Ребе Катастрофы.
Родился в 1923 году в Триниславании. После немецкой оккупации Венгрии в 1944 году его вместе с братьями и сестрами отправили в Освенцим, где все его братья погибли. Во время пребывания в лагере смерти доктор Йозеф Менгеле проводил на нем свои ужасные опыты, и с тех пор ему не удавалось иметь детей. В рамках экспериментов он прошел химическую обработку, которая предотвратила рост его бороды. Позже он был переведен из Освенцима в концентрационный лагерь Бреслау, а затем в Берген-Бельзен. После Холокоста он переехал в Швецию, где воссоединился со своей женой Шифрой. Затем он переехал в Соединенные Штаты. В 1963 году он репатриировался в Израиль, жил в Бней-Браке и Иерусалиме. Ребе из Калива был одним из величайших увековечивателей Катастрофы в ультраортодоксальном мире, и в последние годы своей жизни он начал издавать энциклопедию Холокоста для ультраортодоксальной общественности. Он работал над созданием музея Холокоста для ультраортодоксальной общественности, который станет дополнительным музеем к музею Яд Вашем. Ребе из Калива умер 28 апреля 2019 года в возрасте 96 лет.
Из воспоминаний Ребе из Калива, это не с выставки, а из интервью:
"Утром в лагере на поверке стояло несколько тысяч евреев.
Около них стоял очень злой офицер, да сотрется имя его. Он говорил, что кусок не лезет ему в горло, пока не расстрелял десять человек.
Тысячи людей стояли без одежды, полные страха - кто сейчас будет жертвой.
Так проходили день за днем. Нас били. Я помню вещи, о которых нельзя рассказывать. Не веря в то, что там произошло, лучше цензурировать...
Офицер издевался над маленьким ребенком. Такие там были крики и слезы... Он офицер обрадовался, взял и вырвал другой глаз…"



Моше Аэлион родился в Салониках, Греция, в 1925 году. Летом 1942 года нацисты начали арестовывать евреев Салоников. 11 июля 1942 года всем мужчинам-евреям в возрасте от 18 до 45 лет было приказано собраться на площади Независимости в Салониках с целью «регистрации». Моше и остальные члены еврейской общины Салоников были уведомлены о том, что их депортируют в новое поселение в Польше. Затем евреям приказали носить желтые маген-давиды и заставили жить в двух гетто в городе. 7 апреля 1943 года Моше и его семью погрузили в товарные вагоны вместе с другими людьми. Они ехали шесть дней и ночей. Депортацию он описывает в стихотворении на ладино «"La djovenika al lager"». В ночь на 13 апреля они прибыли в Освенцим. Мать и сестра Моше были убиты в газовых камерах сразу же по прибытии, как и его бабушка, дедушка и дядя. Моше сделали татуировку в Освенциме, ему дали номер 114923 и отправили на принудительные работы в Освенциме, где он пробыл до 1945 года. "Освенцим - это ад... Это было место, где вы никогда не знали, будете ли вы живы в следующий момент... дети не могли там жить... они были приговорены к смерти как и их матери. Только те, кто мог работать, могли жить какое-то время. Остальным - смерть". 21 января 1945 года Моше и тысячи заключенных были отправленны маршем смерти в Маутхаузен. Моше работал в концентрационном лагере Маутхаузен, а затем был переведен в Мельк, где он работал на принудительных работах на заводе в туннелях. По мере приближения союзников к лагерям немцы переправили заключенных через Дунай на небольших лодках в город Линц и затем, после четырех дней ходьбы, в концлагерь Эбензее. 6 мая он был освобожден.
В июне 1946 года на корабле нелегальных эмигрантов «Джозая Веджвуд» он отправился в Эрец-Исраэль. Корабль был захвачен британской армией и все его пассажиры арестованы и отправлены влагерь для интернированных в Атлите.
Моше Элион участвовал в Войне за независимость в Израиле. В 1950 году он стал офицером-артиллеристом в АОИ. В 1970 году он ушел в отставку в звании подполковника.
Он имеет две ученые степени, он поэт, писатель и переводчик. Он сопровождает армейские делегации и школы во время их визитов в лагеря в Польше. Он занимается увековечиванием наследия греческого еврейства.



Йорк Марон родился в 1937 году во Львове. В 1939 г. Нацистская Германия вторглась в Польшу, его отца призвали в польскую армию и никто не знает, что с ним случилось. Примерно через два года соседи рассказали нацистам о том, что они евреи. Йорка и его мать депортировали из дома. 2 июля 1941 г. был устроен погром украинскими националистами, было уничтожено около 2000 евреев. Город Золочев, в котором находились Йорк с матерью, несколько раз переходил из рук в руки от немцев к русскими. В общей неразберихе мать с сыном оказались в поезде, мчавшемся в Сибирь. Ей удалось выбросить его из вагона и прыгнуть за ним. Кроме самого происшествия, никаких подробностей Йорк не помнит. Они вернулись домой, но ненадолго. Однажды утром к ним ворвались немецкие солдаты и отправили их в городское гетто. Йорк помнит какой был страшный голод: люди умирали прямо на тротуарах. Он помнит, что все время был голоден. Их отправили маршем смерти к поезду. Тот, кто споткнулся или остановился, был застрелен. Он оказался в вагоне в котором было 300 человек. Поезд доехал до трудового лагеря Белзиц и остановился, чтобы присоединить другие вагоны. Когда поезд тронулся, один человек был «разрезан попалам», вспоминал Йорк. Мать Йорка сумела столкнуть его с поезда, и сама вскочила. Она схватила его и побежала. Его матери было 29 лет. Они прятались в лесу в бункере и выжили до прихода русских в июне 1944 года. Он вернулся в Варшаву и иммигрировал в Израиль в 1957 году, чтобы найти своего отца. В Израиле он полюбил мотоциклы и скорость, и отказывается расставаться с мотоциклом даже в преклонном возрасте. Лишь семьдесят лет спустя он поделился своей историей со своей семьей. Когда он взял сына в Освенцим, он сказал ему: "Хорошо приехать сюда на мотоцикле, а не на поезде".

выставки, люди, еврейское

Previous post Next post
Up