“И там, где нет людей, старайся быть человеком” (трактат “Авот”, Мишна)

Jan 27, 2022 08:55





Когда я читаю о судьбах выживших в Катастрофе, то начинаю верить в чудеса. Как человек пройдя через все круги ада может не сойти с ума и остаться человеком?
Они не выбирали свои судьбы. Они не выбирали быть героями. По их жизням Катастрофа прошла железным катком. Они смогли не только выжить, но и остаться людьми в самом хорошем смысле этого слова.
Сегодня в честь международного Дня памяти Катастрофы я расскажу о трех выживших.



В Ноф Агалиль есть небольшой, но очень трогательный музей. Это Музей Катастрофы еврейского народа им. Ханны Вайс. Одним из основателей музея был Барух Зеэви.

Барух Зеэви: человек, в жизни которого произошло много чудес...

В его свидетельстве о рождении записано Борис Иосифович Вольф. В Нацрат-Илите его знали как Баруха Зеэви (1923-1997).

Борис родился в 1923г. в Галиции, в городе Глиняны во Львовской области, сейчас Украина.
Войну он встретил в 16 лет. С начала войны он работал на принудительных работах в двух концентрационных лагерях Курвица и Икторов (יקטורוב). В перерыве между лагерями он был со своей семьей в гетто Перемы́шль.



Фото из музея.

Когда Борис был в лагере Икторов в 1943г., он обнаружил, что его отец тоже в этом лагере. Он нашел отца больным и слабым. Борис пытался помочь, но отцу стало хуже и его решили повесить.



Фото из музея.

Отец сам надел себе петлю на шею и обратился к начальнику лагеря немцу:
-"Мой сын находится здесь. Могу я с ним попрощаться?"
Начальник сказал:"Сын, выходи!".



Фото из музея.

Борис вышел из шеренги и приблизился к отцу.
Начальник обратился к Борису:
-"Ты любишь своего отца?"
-"Да."
-"Так повесь его!"- приказал начальник.
Борис ответил, что не может этого сделать, так как его отец ни в чем не виновен. Он понимал, что ему нечего терять, кроме как принять судьбу. Лучше умереть вместе с отцом, чем выполнить приказ. Реакция не заставила себя ждать - несколько охранников подскочили к Борису и стали бить его палками. Первые удары он помнил, а потом потерял сознание от боли. Его отца повесили, а Бориса повезли на свалку тел, где лежали повешенные и собранные мертвые из бараков. По дороге обнаружили, что он жив и его вернули в барак, где ему помог фельдшер. Только через 10 дней он смог встать на ноги и вернутся на работу. При этом ему удалось сменить документы на другую фамилию.



Фото из музея.

В последние дни в концлагере его работа была "вычищать" трупы из "ям смерти" (расстрельных ям) на конвейере. Там он обнаружил пальто старшего брата. Он видел как там расстреляли его деда. После окончания работ по зачистке расстрельных ям, нацисты также подготовили последних узников лагеря к смерти.
27.08.1943г. в грузовике он с еще 50ю голыми юношами был отправлен к тем самым "ямам смерти" (расстрельным ямам), которые они сами выкопали в лесу. В тот день случилось чудо: по дороге к расстрельным ямам грузовик перевернулся. Немецкий солдат, который сидел сзади, упал с грузовика и погиб. Водитель сбежал. В живых остались 13 человеческих скелетов с оружием охранника. Им удалось убежать в лес. Каждый из них весил 40кг и непонятно, откуда взялись силы чтобы сбежать.
С того дня Борис стал партизаном и жил в лесу. Вместе с товарищами он пытался отомстить нацистам за свои страдания. Он был партизаном около года. А затем в 1944г. ушел в Красную армию и воевал в Карпатах. С армией дошел до Берлина.



Барух Зеэви

Он был среди захвативших Берлин и видел как горел Рейхстаг.
В 1945г. в Йом Кипур его послали с донесением из советской зоны в американскую. Он шел по разрушенному Берлину по американской зоне и услышал, что из одного из разрушенных зданий доносится молитва Коль Нидрей. Сюрреалистическое ощущение: молитва на иврите в разрушенном Берлине. Он не мог не зайти в это здание. Там стоял полковник, главный раввин американской армии и молится. Увидев молодого солдата, он понял, что тот зашел сюда не случайно. Полковник спросил на идиш: "Откуда ты?" Тот ответил, что из Галиции, из Глинян. Они разговорились. В какой-то момент раввин сказал: "Послушай, мы с женой не имеем детей. Давай, ты поедешь со мной в Америку. Я оформлю опекунство, будешь учиться. Тебе нет смысла возвращаться - у меня есть информация о том, что в тех местах никого не осталось... Нет шансов кого-то найти." Раввин очень просил Бориса, но тот сказал, что должен вернуться и найти своих.



Фото Баруха Зеэви и его справка о ранении.

Также смерть матери Бориса была жестокой и трагической. Она жила с другими членами семьи в гетто в бункере. После долго пребывания в бункере в темноте, она ослепла, когда вышла наружу. Она хотела добраться до бывшей няни ее детей, не еврейки, в надежде, что та ее пожалеет и поможет ей. Она была одета в дорогую шубу. По дороге ее поймал украинец, сорвал с нее шубу и убил ее стукнув по голове серпом. Это случилось в 100 метрах от дома, куда она шла. Борис убил этого украинца, когда вернулся домой после войны. В 1946 году он перезахоронил свою мать во Львове.

Борис вернулся в Глиняны, никого не нашел, вся его семья погибла, как и сказал раввин.
Первую ночь там он провел на скамейке в синагоге и это была для него очень важная ночь. По его собственному определению, там он начал жизнь как человек. Решил восстановить свою жизнь и создать семью.
Глинянах он встретил Риту, влюбился и женился. В 49 или 50м его арестовали как шпиона и он попал в Гулаг. Ему повезло - он и оттуда сумел вернуться.
Потом выучился на техника-строителя.
В 1958 году он с женой и двумя детьми совершил Алию в Израиль. Тогда выпускали из Западной Украины... Они поселились в Нацрат-Элит (Ноф-Агалиль). Он работал строителем, а затем занимался приемом алии.

Он был одним из первых в Израиле, кто решительно начал рассказывать о Катастрофе, когда многие выжившие избегали вспоминать и возвращаться в тот страшный период.

В 1967г. был свидетелем на процессе в Штутгарте в Германии против нацистских преступников, руководителей концентрационного лагеря Икторов. Он сумел опознать, не смотря на годы и изменения внешности, главного лагерного садиста.
На суде он рассказал жуткие подробности того, что там происходило. Он потерял сознание, когда ему показали фотографии его и его друзей как раз перед тем, как их повезли к расстрельным ямам.
После суда он изменил имя, так как узнал, что одного из нацистов звали Вольф.



Барух Зеэви

Барух Зеэви одним из основателей этого музея, зам. мэра Нацрат-Илита и возглавлял разные организации на волонтерской основе..

Рейчел Абрахамс: семейный альбом

Этот пустой альбом показал нам руководитель музея Александр Вайсман и я долго не могла избавиться от ощущения потери. Этот образ вырванных и потерянных фотографий, сгоревших во времени, долго меня преследовал. Иногда какие-то крошечные подробности и образы сильнее самых ярких и крупных, просто они попадают в нужную точку сознания. Хотя казалось бы мы столько видели и слышали о Катастрофе, что нас уже ничем не удивишь...



Когда мы открываем альбом, мы хотим увидеть фотографии, но тут их нет. А подписи есть. Здесь все европейские города. Париж, Прага, Берлин, Вена... 33-34-35гг, люди еще ездили. Когда прибывали транспорты в концлагеря, люди привозили с собой и фотографии, которые нацисты просто сжигали. И если Александр говорил о фото городов, в которых жили и посещали люди, то мои мысли были все о пустых семейных альбомах, где не было фотографий, подписей и не было их хозяев, от которых не осталось даже имен.
Я думаю, что эти люди хотели, чтобы их фотографии были собраны в семейном альбоме, а не выставлены в музее. А особенно в таком музее. Но Катастрофа все сделала по-своему.

Рейчел Абрахамс, ей сейчас больше 90 лет. Она живет в Вашингтоне. К сожалению в музее нет современной фотографии Рейчел. Но по словам Александра Вайсмана, она выглядит также молодо как и на детской - красота человека проявляется независимо от возраста.



Рейчел Абрахамс родилась в Германии.

Ее папа - герой Первой мировой войны, офицер, немецкий еврей.



Здесь она вместе с отцом.

На фотографиях они часто возле их машины. Наверно это был признак статуса...



Это была очень богатая семья. У них был дом в центре города. Девочка занималась в спортивной организации Маккаби.



У них была няня-немка. Она стоит около машины, а Рейчел и ее мать сидят на капоте.

В 1938г. в Хрустальную ночь Рейчел, которой 9 лет, берет обоих родителей за руки и ведет на вокзал, в ночлежку. Ее отец даже не знал, что такие места существуют в городе, в котором он казалось бы, все знал и все его знали. Там они переночевали.
К ним тоже в эту ночь приходили погромщики, стучали, но никого не было дома, и они ушли.
И тогда отец решил ехать в Кельн, где у него был друг, начальник полиции. Бывший офицер считал, что надо что-то делать, так продолжаться не может. Его друг, начальник полиции сказал ему, что он может остаться у него на несколько дней, и что он сам должен понять, что здесь не безопасно. У него самого была жена-еврейка. Этот полицейский отвез отца Рейчел к голландской границе, тот ее перешел. У него были соответствующие документы и он осталя в Голландии. Он пытался вывезти свою жену и ребенка в Голландию, но не смог.

Мать отправляет Рейчел в Палестину, в Эрец-Исраэль в рамках операции "Киндертранспорт".





После этого она несколько раз пыталась перейти границу с Голландией, чтобы соединиться с мужем, и каждый раз ее высылали обратно, так как у нее не было соответствующих документов. И в тот день, когда она успешно перешла границу в последний раз, в Голландию вошли немцы. Так родители Рейчел окались в разных гетто и погибли.



Рейчел благополучно добралась до Палестины. На пароходе по дороге она влюбилась в мальчика по имени Авраам, за которого в последствии выйдет замуж.
После войны она работала в Хайфе у генерального консула Нидерландов. Авраам был членом Пальмаха и воевал.

Через 20 лет после войны Рейчел приехала в Германию. Она не хотела туда возвращаться, но там она встретилась со своей няней. Няня сказала, что она надеялась, что Рейчел приедет и она передала ей чемодан с вещами, которые удалось вынести из квартиры после отъезда родителей. Она сохранила эти вещи для Рейчел даже во время послевоенного голода, когда можно было что-то продать или обменять на еду.

Так сложилось, что с 60х годов Рейчел и Авраам живут в США. Они спонсировали много проектов, еврейских и нет, в Израиле и в США. Рейчел один из спонсоров Кфар Аярок, молодежной деревни в центре страны.

Эвелин Сивальшински: подкладка, сохранившая жизнь.

В музее можно узнать о таких страшных мелких подробностях Катастрофы, о которых выжившие долгие годы не рассказывали даже своим детям.

В 1944г. Эвелин совсем молодая семнадцатилетняя девушка. Спасаясь от нацистов она попадает в монастырь. Там, чтобы выжить, ей предложили креститься.
Но она сказала: "Я родилась еврейкой, я еврейкой и умру."
После этого она попала в Освенцим. Тогда она была молодая, красивая и здоровая... Там над ней экспериментировал д-р Менгель.

Это ее концлагерная одежда.



После войны эта одежда долгое время у них находилась у нее дома, в шкафу, который она не разрешала открывать. Всем говорила говорила, что это лежит полотенце.

У девушки, носившей эту одежду не было ничего, даже имени. Был только номер на руке и он же пришит на одежде. И эта девочка совершила подвиг: она боролась со всей армией Вермахта так, как она могла в той ситуации.



Она пришила к одежеде подкладку, которая не могла там быть, потому что это было запрещено. Она знала, что могла заплатить за это жизнью. И тем не менее пришила. Потому что она женщина, а у женщины на одежде должна быть подкладка. Может быть именно эта подкладка давала ей силы жить...

Она никому ничего не рассказывала о Катастрофе 20 лет. Через 20 лет в День Катастрофы она пошла на вечер, этому дню посвященный, с десятилетним сыном. Вечер вела Ханна Вайс, в честь которой назван музей. И вдруг в середине вечера Эвелин начинает говорить с Ханой по-немецки из зала. И Хана со сцены ответила ей по-немецки. Сын Эвелин думал, что он провалится сквозь землю - его мама говорит по-немецки. Оказалось, что и Ханна и Эвелин были в Освенциме в одном и том же третьем бараке.



О своей жизни Эвелин написала книжку.

Видео о еще одном выжившем в Катастрофе, о детском писателе Ури Орлеве. Рассказывает Александр Вайсман.
Watch on YouTube

Видео-рассказ Александра Вайсмана о книгах в музее.
Watch on YouTube

Страница музея https://www.pmjisrael.com/muzej-katastrofy-evrejskogo-naroda-im-hany-vajs/
Адрес музея
HaGiva St 5, Nof HaGalil
רחוב הגבעה 5 נוף הגליל

Инфа:

https://www.ravdori.co.il/stories/%D7%91%D7%A8%D7%95%D7%9A-%D7%91%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%A1-%D7%96%D7%90%D7%91%D7%99-%D7%90%D7%95%D7%93-%D7%9E%D7%95%D7%A6%D7%9C-%D7%9E%D7%90%D7%A9/

https://blinker.co.il/%D7%A2%D7%9E%D7%A7%D7%99%D7%9D/%D7%97%D7%93%D7%A9%D7%95%D7%AA-%D7%A2%D7%9E%D7%A7%D7%99%D7%9D/%D7%94%D7%A0%D7%90%D7%A6%D7%99-%D7%A6%D7%99%D7%95%D7%95%D7%94-%D7%A2%D7%9C%D7%99%D7%95-%D7%9C%D7%AA%D7%9C%D7%95%D7%AA-%D7%90%D7%AA-%D7%90%D7%91%D7%90-%D7%A9%D7%9C%D7%95/69305/

Перевод из Мишны https://toldot.ru/articles/articles_29998.html

люди, еврейское

Previous post Next post
Up