Ханука - праздник огней.

Nov 28, 2021 15:09



В наше время каждый уважающий себя еврейский музей имеет коллекцию ханукальных светильников. Размер коллекции напрямую зависит от размера музея и количества денег или везения: кто-то может пожертвовать личную, большую и хорошую. Это не случайно, что светильники являются предметом коллекционирования. Ханукальные светильники один из самых распространенных предметов традиционного иудаизма, они делались, чаще всего, из металла, материала крепкого. Вот и дошли до нас из разных эпох и стран во всем своем разнообразии с одной стороны, а с другой, всегда в русле традиции.



Со времен Танаим (1-2в.н.э.) официально стали зажигать свечи на праздник Ханука. Специальные светильники, ханукии привычной нам конструкции, появились в Средние века.

Ханукальный светильник (ханукия) может быть подсвечником, где горят свечи, или в нем будут ёмкости где будет гореть масло. Но всегда 8 мест или для свечей или для горения масла.
Почему именно восемь? Для этого нам надо вспомнить, что же мы в Хануку празднуем?
Когда-то я откопала в сети методичку, по обучению детей этому празднику. Самое первое, говорит методичка, надо объяснить, что суп - отдельно, а мухи - отдельно разделить реальные чудесные события и события чудесные, но легендарные. Надо объяснить, что реальные события это - удивительная победа Восстания Маккавеев (Хасмонеев), начавшегося в 166г.д.н.э, которая привела к возрождению Храма и к восстановлению Иудеи, как самостоятельного государства. Рассказ о об этом событии описан в Книгах Маккавеев.
А легендарные, это - чудо Хануки, когда одного небольшого кувшина масла хватило на поддержание огня в меноре в Храме в течении 8 дней. О чуде мы узнаем только из Вавилонского талмуда, написанного через несколько столетий после восстания.

Теперь вернемся к устройству ханукии. Кроме восьми обязательных мест может быть еще одно специальное место - шамаш, служка. У некоторых светильников шамаш будет выделен и будет выглядеть иначе, а у некоторых он будет выглядеть также как и все остальные места для свечей. С помощью шамаша зажигают свечки ханукии. Так бывает у подсвечников, а у маслянных светильников бывает символическое изображение кувшина. Из этих маленьких кувшинчиков наливают масло - часто они съемные. Здесь вы увидите и такие и такие светильники.
У еврейских общин разных стран были контакты между собой и можно увидеть похожие светильники в самых разных странах далеко друг от друга. Кроме того, на оформление светильников влияли и традиции народов, среди которых евреи жили.

Я покажу светильники из двух весьма крупных музеев, которым есть что показать.

И здесь я хочу вспомнить, что Израиле есть милая традиция приглашать на зажигание свечки Хануки каких-то известных людей. Вот я, можно сказать, пригласила зажечь первую свечку Хануки доктора Авраама Тихо. В виртуальной реальности все возможно, тем более, что доктор собирал ханукальные светильники и имел огромную коллекцию.

Дом Тихо (Музей Израиля, Иерусалим)

Здесь находится небольшая часть коллекции доктора Альберта (Авраама) Тихо, остальная часть коллекции находится в самом Музее Израиля.
Так выглядит витрина салона после последней реставрации Дома Тихо. В ней выставлены ханукальные светильники вместе с другими экспонатами.


Женой доктора Авраама Тихо была Анна Тихо, знаменитая художница. Это была одна из самых знаменитых, я бы даже сказала, легендарных иерусалимских пар.
Об истории Анны и Авраама Тихо, истории их любви я писала тут



Школа Бецалель, 1906-1929. Олово и медь, литье.

Коллекция ханукальных светильников д-ра А.Тихо одна из самых больших в мире. Хотя она создавалась в Эрец-Исраэль, в ней есть светильники из множества разных стран, в которых евреи жили в рассеянии. В коллекции 150 светильники разного возраста, начиная с 15в. до 20в. В коллекции много очень старинных и ценных светильников. Они редкие и характерные для стран, откуда были привезены. Они из разных стран: Северной Африки, Сирии, Йемена, Ирака, Афганистана, Германии, России, Польши, Греции, Италии, Эрец-Исраэль.
Эта коллекция собиралась на протяжении 40 лет и отражает разные волны алии. Евреи разных стран, приезжавшие в Эрец-Исраэль, привозили с собой эти светильники. Это говорит о важности их для евреев.



Италия, 16в., латунь.

Доктор Альберт Тихо родился в 1883г. в Моравии (Боскович). Медицине он учился сначала в Праге, а потом в Вене. Он был глазным врачом. Летом 1912г. он приехал в Иерусалим и открыл глазную клинику с помощью франкфуртского объединения "Лемаан цион" (ради Сиона, иврит). Приехав в Иерусалим Альберт сменил имя, и стал Авраам Тихо.
В 1913г. он занимался предупреждением трахомы, инфекционного глазного заболевания, приводящего к слепоте. Говорят, что в те времена ей болел чуть ли не каждый третий в Иерусалиме. В 1917г. его забрали в Австрийскую армию, шла Первая мировая война. Он служил как военный врач в Дамаске. Когда доктор был мобилизован в качестве военного врача, он мобилизовал свою жену в качестве помощницы. И там они тоже работали вместе.
Возвратившись в Иерусалим, с 1919 по 1922гг. он возглавлял глазное отделение больницы Ротшильд. Затем он открыл частную глазную клинику\больницу.



"Доктор А. Тихо", 1927г., автор Анна Тихо, Дом Тихо.

Говорят, что собирать ханукальные светильники д-р А.Тихо начал потому, что у его друга, инженера была коллекция таких светильников. Доктор позавидовал другу тоже загорелся этой идеей и стал собирать коллекцию. Его пациенты начали приносить ему светильники и его коллекция росла. Позже инженер признался, что его друг-врач превзошел его в гораздо более разнообразной и богатой коллекцией.



Италия, 17в., бронза.

Ханука - праздник света. Д-р А.Тихо был глазным врачом, то есть возвращал людям свет. И в коллекционировании им ханукальных светильников было нечто метафорическое. 
При жизни коллекция была развешена на стенах рабочего кабинета доктора.



Италия, 17в., бронза.

Доктор Авраам Тихо провел сотни операций, занимался исследованиями, написал множество статей на медицинские темы, его имя было известно на всем Ближнем Востоке. Говорят, что он помог 100.000 человек за почти 50 лет своей врачебной деятельности.
2\3 больных, которые к нему приходили, были арабами. К нему обращались за помощью самые богатые и знаменитые местные жители, а также короли и принцы из разных стран Ближнего Востока. Несмотря на то, что он был частным врачом, он с любовью принимал бедных и бесплатно лечил в детских домах, как еврейских так и арабских.
Он умер в 1960г. после долгой и продолжительной болезни.



Польша, 17 или 18в., латунь, литье.

После его смерти в 1960г. большинство светильников было выставлено в музее Школы Бецалель. После смерти Анны Тихо коллекция была передана Музею Израиля. Часть ее выставлена сейчас в Музее Израиля, часть в Доме Анны Тихо.



Польша 18в., латунь, литье.

Интересно, что тематика изображений на светильниках есть как традиционная, так и весьма оригинальная. Только в этом посте есть 10 светильников с изображением льва. Очень популярное изображение, как в европейских общинах, так и в общинах, живших в арабских странах.



Польша 18в., латунь, литье. Здесь, кроме львов, есть еще и изображение "благословения коэнов". Кроме того, традиционное изображение Короны Торы сверху.

Это очень интересная ханукия с изображением человека. Итальянская еврейская община всегда была очень либеральна в вопросе изображений. Фигура явно напоминает какую-то античную богиню с мечом и рогами изобилия с двух сторон. Внизу, правда, львы... Вполне возможно, что изображение было сделано автором не евреем или оно было сделано не для ханукии. Такое тоже бывало.


Италия, 16в., бронза.

Изображения птиц, растений, просто геометрические узоры - частые темы оформления светильников.



Польша 18в., латунь, литье. Это многофункциональная ханукия. У нее есть еще два места для субботних свечей сверху.



Нидерланды, 18в., латунь.



Богемия 18в. Латунь, литье. Здесь тоже есть изображение человека и символический кувшин.



Алжир или Тунис, 1744г., латунь.



Восточная Европа, 18в., латунь.
Здесь явно изображен вход в Храм. Кроме того, это многофункциональная ханукия. У нее есть еще два места для субботних свечей сверху.



Голландия, 18в., латунь.

Светильники часто делались в художественном стиле своего времени или несли в себе моду своего времени. Посмотрите на этот светильник, на нем изображены разведчики с виноградной гроздью, а на головах у них шляпы, типа цилиндр и одеты они в кафтаны...


Голландия, 18в., латунь.



Италия, 18в., латунь, литье.



Польша, 18в., латунь, литье. Это многофункциональная ханукия. У нее есть еще два места для субботних свечей сверху.



Багдада, Ирак, 19в., латунь, литье. Ханукия оформлена хамсами, традиционным амулетом Ближнего Востока, Леванта. Кроме того на ханукие изображены полумесяцы со звездами, намек на исламских соседей.



Марокко, 19в., латунь.



Салоники, Греция, 1845г., латунь, литье.



Вена, Австрия 1862г., серебро. Очень верноподданический светильник с гербом Австро-Венгрии сверху.

В Дом Тихо я попала с экскурсией экскурсовода Инны Чернявской.

Дом Тихо (בית טיכו) открыт:

Вторник - четверг с 12:00 до 20:00
в пятницу и канун праздника с 10:00 до 14:00
в субботу закрыто

Вход бесплатный

Страница Дома Тихо на сайте Музея Израиля.

Дом Тихо на карте

Еврейский музей в Нью Йорке (США)

Коллекция этого музея, во всяком случае та ее часть, которую я увидела во время посещения музея, была интересна тем, что там представлено много авторских светильников.



Автор германский скульптор Й.В.Шуллер, кон. 17 в..
Ханукия выполненная в стиле барокко.
На самом верху, птица, видимо герб Пруссии. Германии-то тогда официально еще не существовало. Но раз в музее подписано германский скульптор, то я тоже подписываю также.
Есть симводическое изображение кувшина и львы. Центральная сцена - Юдифь с головой Олоферна .

Тут самое время сказать еще об одном распространенном стиле изготовления ханукальных светильников. Это светильники в форме меноры Храма. Дальше будет еще несколько таких светильников.


Венеция, между 1712-1749.



Богемия, 18в.



Ориентировочно Берлин, тогда столица Пруссии. 1830г. Выполнена в стиле неоклассики. Изображение говорит о сильной ассимиляции прусских евреев - посмотрите на изображение, ничего еврейского нет, кроме мест для свечей. Изображены грифоны и алтарь в античном стиле, как было принято в неоклассическом стиле.



Морокко, 19 или нач.20в. Сверху символический кувшинчик, явно съемный.



Морокко, 19в.



Нидерланды, 19в.



Индия, кон.19-нач.20вв. Обратите внимание, здесь места для стеклянных емкостей для масла даже пронумерованы, чтобы не ошибиться в каком порядке зажигать.



Германия между 1905-1914. Ханукия в стиле модерн.



Эрец-Исраэль, Школа Бецалель, ок. 1906.



Автор Карл Хагенауэр, Вена. Между 1919-1928гг.



Автор Д.Х.Гумбель, Германия, до 1930.



Автор О.Натцлер, Австрия 1956г.



Автор П.Шире, США, 1986г.
Использованы разные материалы. Музей считает, что эта работа в стиле пост-модернизм. И хотя мне не удалось посмотреть на эту ханукию сверху, я уверена, что там есть 8 мест для свечей :)

Магазин музея предлагает множество светильников в самых разных стилях.









Ханукия в виде ветки оливы даже с плодами.



Об этом музее я рассказала тут.

Всем веселой и светлой Хануки!

!חג חנוכה שמח

Инфа:
https://lib.cet.ac.il/pages/item.asp?item=13266

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2432211.html.

art, музей, люди, еврейское

Previous post Next post
Up