Еще в 1984г. журналист газеты Маарив А.Долев написал о том, что заботу мэрии Рамат-Гана о Коллекции Цетлиных можно назвать "левантийской насмешкой над культурой, обманом семьи пожертвовавших и грабежом общества". И это за 30 лет до продажи жемчужины этой коллекции, портрета
Марии Цетлиной работы
В.Серова. И отношение мэрии к коллекции явно демонстрирует преемственность поколений, жуткую традицию в отношении к ней на протяжении всех 62 лет, которые коллекция находится в Израиле.
Я редко участвую в пресс-конференциях для прессы. Ну не журналист я... Но тут позвала меня
Маша Хинич, человек культуры и защитник культуры, на пресс-конференцию 21.03.2021г. и я решила, что я последний боец в еврейской армии совсем некому спасать остатки Коллекции Цетлиных и я пошла... Но на пресс-конференции оказалось, что есть много людей, которые гораздо больше меня знают о ситуации с коллекцией, а я как раз совсем "не в материале". Так что я почти ничего не сказала и ушла оттуда с очень тяжелым чувством. Но я блогер и что могу сделать, чтобы хоть как-то облегчить душу? Только написать об этом. Вот и пишу ....
Пресс конференция была с нынешним ответственным за культуру в мэрии Рамат-Гана адвокатом Рои Барзилаем. Одним из основных его предложений было, типа оставим прошлое в прошлом, картину уже не вернуть, и начнем нашу новую жизнь с чистого листа. Но если честно, такое прошлое в прошлом невозможно оставить - никакого нормального будущего без этого не получится как ни старайся.
Поэтому про историю вопроса.
Все, о чем я рассказываю, собрано из открытых источников (список внизу), если я не указала иначе.
Свою коллекцию семья Цетлиных, евреев российского происхождения, пожертвовала молодому городу Рамат-Ган.
Михаил Цетлин был внуком Калонимуса Вольфа Высоцкого, основателя фирмы "Чай Высоцкого", так что коллекция была хорошей.
Неизвестный художник "Портрет Михаила Цетлина" ок. 1910-1914гг. Холст, масло.
Такие имена как В.Серов,
Л.Бакст,
Ф.Малявин,
Д.Ривера многое говорят тем, кто хоть сколько-то понимает в искусстве.
Первый мэр Рамат-Гана легендарный
А.Криницы лично в письме к Мирие Цетлиной в 1959г. написал, что Рамат-Ган прямо сейчас начитает строить здание музея, который будет носить имя ее покойного мужа Михаила Цетлина. Это здание так и не было построено.
Как я понимаю, сама Мария Цетлина сделала страшную ошибку не оформив хоть каким-то формальным образом передачу коллекции.
В. Серов "Портрет Марии Цетлиной", 1910г. Бумага, уголь, мел.
Во всяком случае такие документы не были обнаружены во время большого скандала из-за продажи портрета работы В.Серова. Наверное, она была наивной, как отдельные евреи, которые верили, что Израиль - идеальное еврейское государство и все тут идеально. Она-то думала, что жертвует свою коллекцию жителям города Рамат-Ган и всей страны, а оказалось, что пожертвовала мэрии города, а вернее случайным временным чиновникам.
Еще в в 50-60е годы, как я понимаю, зам.мэра и секретарь мэрии еще раз письменно обещали построить здание ....
Здания не было и коллекция была сложена на складе в парке, где хранилось удобрения и инструменты. Сами можете себе представить условия хранения...
После 7 лет лежания на складе, где работы очень сильно пострадали от плесени, были помяты и порваны, они переехали в городскую библиотеку тоже в совсем неподходящие условия.
Советник по искусству мэрии лично поставил на каждое произведение печать, что это имущество мэрии...
Долгие годы годы картины висели в городской библиотеке почти не привлекая внимание. И вдруг в 1996г., через 37 лет после того как коллекция прибыла в Израиль, был построен Музей русского искусства в Рамат-Гане. А гугл предлагает еще одну дату основания этого музея, 1989г.
На деле в построенном тогда здании под одной крышей оказалась Коллекция Цетлиных и коллекция предметов искусства Дальнего Востока, а также театр Рамат-Гана.
Если подняться по лестнице слева, сразу попадете в музей.
Сколько было и сколько осталось работ?
Всего в Израиль в 1959г. прибыло 95 работ коллекции. Есть версия, что работ было
92.
Не знаю, был ли вообще изначальный каталог или хотя бы список. Но вот в википедии написано, что коллекция включала в себя работы известных русских художников конца 19в. - нач.20в., среди них
Михаил Ларионов, Валентин Серов (6 работ), Леон Бакст,
Наталья Гончарова и др. Коллекция включала в себя также 4 оригинальные гравюры Рембрандта, 4 оригинальные гравюры Ж-О. Фрагонара и два рисунка на бумаге Д.Риверы. Источники утверждают, что последняя группа работ была украдена еще до публикации в Маариве, в 70е - в начале 80х. годов.
Сразу скажу, что одну работу Д.Риверы можно увидеть в музее.
Д.Ривера "Портрет Шуры (старшей дочери Марии Цетлин)", 1910, карандаш, бумага.
Я, кстати, из разных устных источников еще в 90е годы прошлого века слышала про работы из этой коллекции, которые украшали собой кабинеты чиновников рамат-ганской мэрии.
На пресс конференции 21.03 прозвучало предложение обратиться в полицию, чтобы выяснить, кто украл. Но боюсь, что срок давности за такое воровство уже прошел...
Что было в коллекцие на момент 2003г. из самых известных вещей можно прочитать тут в
статье Шуламит Шалит, работавшей в этом музее.
Всего в музее выставлено 58 работ из коллекции, я считала 10.04.2021. Надеюсь, что не ошиблась. Остальные работы коллекции продолжают находится в запасниках? Интересно, сколько их там осталось?
На пресс конференции 21.03.2021 прозвучало, что, вроде готовится каталог... ну не прошло и 62 года с момента приезда коллекции в Израиль...
Продано с молотка.
В 2014 году мэрия Рамат-Гана выставила на продажу самый знаменитый экспонат этой коллекции - портрет Марии Цетлиной работы В.Серова. В ивритской прессе эту картину назвали "Мона Лиза из Рамат-Гана".
Несмотря на гражданский протест, работа была продана на аукционе за 50 (48) миллионов шекелей. Провозглашенная цель продажи была ремонт самого музея. Так во всяком случае говорилось в 2014г.
Фото из википедии.
Автор: Валентин Серов - Christie's, Общественное достояние,
Ссылка Был общественный протест, в основном, со стороны израильтян, говорящих по-русски. Была демонстрация и футболки на которых был напечатан этот портрет...
В Израиле нет закона, который бы запрещал такого рода продажи. Хотя в других странах такие законы есть. Эти законы запрещают продажу из страны произведений искусства которым более 100 лет, неважно кому оно принадлежит.
Страна должна знать своих героев.
Точно известно, что работы из коллекции висели в кабинете одного из мэров Рамат-Гана,
Цви Бара,
он сам в этом признался. Правда, когда выяснилось, сколько они стоят, он их вернул в сейф(?)...
Заместитель мэра М.Абрамович отвечая на звонки журналистов по поводу продажи, заявил, что "никто в городе и в мэрии не знает, что есть такой музей и такая коллекция". Он же сказал, обратите внимание, в 2014г., что коллекция находится на складе без кондиционирования и контроля влажности. Это после 18 лет существования нынешнего музейного здания...
С его же слов: изначальное решение о продаже было принято в 2012г. еще при мэре Цви Баре, и оно включало в себя 6 работ из коллекции.
Может это счастье что продали только одну? И оказывается, по закону мэрия сама может принять такого рода решения.
Еще в 1984г. Тель-Авивский художественный музей был готов принять эту коллекцию и отреставрировать. На вопрос журналистки: "Почему не отдали?"
М.Абрамович ответил ей:
"Ты тоже была бы рада принять эту коллекцию... но это МЫ получили пожертвование. Это имущество города Рамат-Ган, а не Тель-Авива." И полное ощущение, что чиновник считает, что пожертвовавшие - настоящие лохи, как и те, кто пытается остановить такую деятельность мэрии...
Тот же самый М.Абрамович в 2014г. заявлял, что все деньги пойдут музею, в котором находится коллекция.
И опять, тот же самый М.Абрамович сказал, что есть 53 картины этого собрания, до продажи. То есть на момент 2014г. из 95 единиц коллекции осталось 53... А остальные-то 42 где, граждане?
Но есть те, кто не зависит от мэрии Рамат-Гана и считает, что от коллекции все-таки осталось 85 произведений искусства.
Журналистке, которая обратилась в мэрию с просьбой получить протокол с решением о продаже, было отказано.
В мае 2015г. Генеральный директор муниципалитета Рамат-Гана сообщил Гос контролеру, что 32 мил.шек будут вложены в строительство дополнительного этажа в здания Музея израильского искусства и там будет находится Коллекция Марии и Михаила Цетлиных, а остальные 15 мил. шек пойдут на содержание коллекции.
На 2016г разные чиновники мэрии говорили разное об использовании денег от продажи... некоторые вещи были взаимоисключающие.
Вот варианты: обновление существующих музеев, вложение денег в Музей русского искусства, строительство нового музея для Коллекции Цетлиных и для других произведений искусства, большой ремонт музеев в городе, большой ремонт выставочных помещений в городе, стипендии имени жертвователей, вложение денег в Музей русского искусства и в Музей израильского искусства, строительство нового музея, который бы включал в себя Коллекцию Цетлиных.
А уж сам зам. мэра, все тот же самый М.Абрамович дал 5 разных вариантов использования денег, и два из них на заседании Комиссии Кнессета по госконтролю.
В июле 2018г. все тот же самый М.Абрамович, зам. мэра Рамат-Гана рассказал уже совсем другую историю другой газете:
https://www.globes.co.il/news/article.aspx?did=1001244634 "Русская коллекция, из которой мы продали картину чтобы финансировать Музейный городок.
Это коллекция, которую я нашел случайно под лестницей закрытой фанерой. Перед этим она хранилась на складе химикалиев около Национального парка. Так кто получает удовольствие от этих сокровищ? Я решил и мэр меня поддержал, что лучше пожертвовать одной картиной, чтобы выставить остальные для публики, чем держать их скрытыми в плохих условиях"
И кстати мэрия не приложила усилий получить разрешение семьи жертвователей.
В 2015г. Гос.контролер тоже проверял кашерность продажи Я решила перевести резюме из Отчета госконтролера о продаже.
"Картина, принадлежащая мэрии Рамат-Гана, которая была частью коллекции из 81 картины, которая была пожертвована и выставлена в Музее русского искусства города, была продана на публичных торгах аукциона Кри́стис за 48 миллионов шекелей. Деньги от продажи картины были предназначены на строительство нового музея, где будут выставлены остальные работы из коллекции. Все это требовало проверки множество тем. Процесс принятия решений мэрией до и после продажи был ошибочен. Мэрия не проверила альтернативы продаже и использование денег от продажи. Городской совет не участвовал в принятии решений. В дополнении к этому, Министерство культуры не выразило свое мнение о том, имеет ли место применять к частным музеям различные положения, установленные законом и постановлениями, касающимися предметов искусства находящимися там. По мнению Государственного контролера в соответствии с рекомендациями которые были написаны в Отчете в 2012г. и не были реализованы, Мин. культуры должно сформулировать свое мнение для составления постановлений касающиеся известных музеев, и со всем что связано с ограничениями на продажу предметов искусства при вывозе за границу. А также определить ограничения и правила использования денег, полученных при продаже произведений искусства. Все это необходимо чтобы обеспечить наблюдение за использованием общественных активов, находящихся в муниципальных музеях или в других общественных организациях, чтобы предотвратить повторение таких случаев."
Самое ужасное, что в Израиле нет правовых норм говорящих о сохранении пожертвований от частных лиц, таких как произведения искусства, имеющие уникальную и историческую ценность, и которые находятся во владении организаций не имеющих представления об их ценности.
Так как этот музей не поддерживается государством то и государство не имеет никакой возможности влиять на решение мэрии через Министерство культуры.
Вернемся к пресс конференции 21.03.2021
Что же происходило на пресс-конференции и почему я все-таки решила участвовать. Оказалось, что на данный момент встал вопрос о том, что мэрия перестроила здание Музея израильского искусства и хочет перевесить туда из старого здания остатки Коллекции Цетлиных и даже обещает комнатку побольше.
Старое здание, которое не такое уж старое, существует с 1996г.. Нельзя сказать, что оно в очень плохом состоянии...конечно, ремонт бы не помешал, но денег нет (по словам мэрии), все уже вложено в здание Музея израильского искусства. На ремонт надо 400.000, но все миллионы уже потрачены!
Оказывается, кураторы музея уже несколько месяцев говорят о том, что не надо переносить коллекцию в другое здание, а надо привести в порядок это.
Ситуация с переносом коллекции очень чревата тем, что в какой-то момент все забудут откуда деньги, а Музей-то израильского искусства, и уберут остатки Коллекции в запасники, чтобы освободить место под какую-нибудь выставку современного искусства. А потом из запасников просто начнут распродавать работы - ведь мэрия Рамат-Гана так гордится своим творческим решением проблемы финансирования музеев... От суммы 50.000.000 шек. даже нынешний ответственный просто впадает в эйфорию...
Самое удивительное во всей этой истории, что нынешний ответственный за культуру в мэрии Рамат-Гана адвокат (!) Рои Барзилай вообще решил разговаривать с кураторами и с прессой. Может все-таки волшебное влияние Отчета госконтролера и заседания Комиссии кнессета по госконтролю? Может именно адвокат понимает некоторую ценность их рекомендаций? Хотя у нас на эти отчеты мало кто обращает внимание, если нет рекомендации "привлечь к уголовной ответственности"...
Ужас же в том, что как и об этом в Отчете написано, судьба замечательных произведений искусства зависит от чиновников мэрии, которые регулярно меняются и фактически ни за что не отвечают.
И все они во все времена называют этот музей "русским" полностью забывая тот факт, что у настоящего искусства нет национальности. То, что они называют музей "русским" дает возможность искусственно ограничить количество общественности, заинтересованной в сохранении коллекции.
Все приглашенные участники пресс конференции практически в один голос говорили о необходимости ремонта старого здания и о помощи в оживлении работы Музея русского искусства, о котором действительно мало знают. Вполне можно активизировать работу небольших музеев и привлечь к себе публику, как это было в последние 10 лет в Хайфе. Я уверена, что у мэрии Хайфы не больше денег, чем у Рамат-ганской, просто нужно желание.
Честно говоря, то, что я действительно хотела сказать, я сформулировала уже после пресс конференции. Может быть об этом надо говорить в другом месте с другими людьми, я не знаю...
В нашей стране действует прецедентное право. И продажа "Моны Лизы из Рамат-Гана" прецедент, который может повлечь за собой страшные последствия. Тем более, что одна из кураторов сказала, что продажа картин музеями - это общепринятая практика.
Меня музейщики читают? Это действительно так во всем мире? Можно продать жемчужину музейной коллекции?
В Израиле сегодня музей современного израильского искусства есть в каждом городе не в единственном числе, а скоро будет в каждой деревне. "Надо же кормить живых художников", опять же, по словам одной из кураторов... Как-то мне не кажется, что музей - благотворительная организация, которая должна кормить художников.
А я так думаю, что просто в этой области теперь крутятся большие деньги и они диктуют мейнстрим искусства, которое представляется народу.
Страшно то, что скоро старые произведения искусства из маленьких муниципальных музеев будут проданы для самых разных целей, по желанию муниципалитетов-хозяев. Искать справедливости в мэрии тяжело, сегодня они хотят с нами разговаривать, завтра - нет. А послезавтра они все сменятся... Все потому, что нет в Израиле законов, которые регулировали бы деятельность по продаже произведений искусства.
Может быть общественность должна каким-то образом продвигать именно это? Может быть надо давить на Минкультуры, чтобы закрыть эту дыры в законе, которые позволяет временным случайным чиновникам продавать то, что было пожертвовано обществу? Искать каких-то политиков, которые продавят закон охраняющие предметы искусства?
Вот фотографии отдельных работ из самого музея, который мы посетили 10.04.2021. Все, что было выставлено в этот день я сфотографировала.
Сразу приношу извинение за качество фотографий, которые сделаны с работ под стеклом. Стекло очень мешает съемке.
В. Серов "Портрет Анны Цетлин", 1910г. Бумага, уголь, мел.
А.Яковлев "Портрет Марии Цетлин", 1910г.. Бумага, сепия.
Л.Бакст "Портрет Валентина Цетлина" (фрагмент) 1916г.. Бумага, сепия.
М. Воробьёва-Стебельская (Маревна) "Автопортрет" 1915г.. Холст, масло.
Л.Бакст "Портрет Марии Цетлин", 1915г., сангина, бумага.
Ф.Рожанковский "Гитаристка", 1910, акварель, гуашь, карандаш.
Н.Гончарова Эскиз костюма в стиле дымковской игрушки к балету "Русские игрушки", 1921г. бумага, гуашь, карандаш.
Н.Гончарова "Испанец с сигарой", эскиз к балету "Триана", Русские балеты С.Дягилева, 1916, бумага, гуашь, карандаш.
Н.Гончарова "Танцующая крестьянка", эскиз к балету "Свадебка", Русские балеты С.Дягилева, 1915г., бумага, гуашь, карандаш.
Н.Гончарова "Гортензии", 1930, холст, масло, карандаш.
Н.Тархов "Козел на крыше сарая", 1914, холст, масло.
Н.Гончарова "Цветы на столе", 1930, холст, масло.
А.Прегель "Натюрморт с цветами и письмами", 1930, холст, масло.
М.Волошин "Пейзаж" 1915г, бумага, акварель, карандаш.
М.Волошин "Розы" 1915, бумага, акварель, карандаш.
Р.Ренефер "Парижский пейзаж" нач. 20в., холст, масло.
Б.Григорьев "Две девушки", 1917-1919, карандаш, бумага.
П.Серюзье "Натюрморт с яблоками" 1909, холст, масло.
Эта работа из, которая была показана на выставке
"Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина" в 2016г. в Тель-Авивском художественном музее. Причиной создания выставки и была продажа работы Серова.
В. Серов "Портрет Мамонтовой" (фрагмент) 1894г.. Пастель на холсте.
В музее ее не видела, это фото с выставки.
Что сказать: кому интересна живопись, посетите музей пока он хотя бы в таком виде. Никто не знает, что будет дальше. Кроме коллекции Цетлиных за тот же билет, в том же помещении можно увидеть очень хорошую коллекцию произведений искусства Дальнего Востока (Япония, Китай, Индия...). И кроме того выставку
"Аарон Кахана: Абстракция и миф".
Адрес музея в Рамат-Гане: ул. Хибат-Цион 18.
המוזיאון לאמנות רוסית חיבת ציון 18 רמת-גן Музей работает не каждый день из-за ограничений корона-вируса. Обязательно предварительно звоните 03-6188243, чтобы выяснить и записаться для посещения.
Кроме того, билеты можно купить только за наличные, кредитные карты не принимаются.
По субботам в музее проводятся экскурсии на русском языке с 12:00 до 13:00
на иврите с 10:30 до 11:30.
по предварительной записи по тел.: 03-6188243.
Экскурсии в небольших группах по 10 человек.
Стоимость билета на экскурсию - 20 шек . (включает вход в музей).
Стоимость билета без экскурсии - 20 шек; для пенсионеров - 10 шек.
Часы работы музея:
Четверг: 10:00 - 16:00
Пятница: 9:00 - 13:00
Суббота: 10:00 - 15:00
В субботу в окрестностях стоянка бесплатная и ее можно найти.
Обновление от 11.11.2021.
Даже сама себе не верю ... Музей отреставрировали и обновили! Теперь в Музее Русского искусства вновь будет представлена коллекция Марии и Михаила Цетлиных, включая ранее не выставлявшиеся и отреставрированные за последнее время работы. Будут выставки и другая музейная жизнь.
Инфа:
https://www.ha-makom.co.il/article/rozovsky-ramat-gan-russian-museum https://www.globes.co.il/news/article.aspx?did=1001244634 https://www.makorrishon.co.il/nrg/online/1/ART2/848/059.html https://timeout.co.il/%D7%97%D7%A1%D7%A8-%D7%9B%D7%A1%D7%A3-%D7%9C%D7%9E%D7%99%D7%9E%D7%95%D7%9F-%D7%94%D7%A9%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A5-%D7%91%D7%9E%D7%95%D7%96%D7%99%D7%90%D7%95%D7%9F-%D7%91%D7%A2%D7%99%D7%A8%D7%99%D7%99/ https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%9E%D7%95%D7%96%D7%99%D7%90%D7%95%D7%9F_%D7%9C%D7%90%D7%9E%D7%A0%D7%95%D7%AA_%D7%A8%D7%95%D7%A1%D7%99%D7%AA https://www.mevaker.gov.il/he/Reports/Report_554/8741a6ba-06ff-47b2-b78c-cba508e8af97/305-ramat-gan.pdf?AspxAutoDetectCookieSupport=1 https://www.facebook.com/The-Museum-of-Russian-Art-%D7%94%D7%9E%D7%95%D7%96%D7%99%D7%90%D7%95%D7%9F-%D7%9C%D7%90%D7%9E%D7%A0%D7%95%D7%AA-%D7%A8%D7%95%D7%A1%D7%99%D7%AA-568817083136175/ This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2411581.html.