Национальный археологический музей Неаполя (часть 2)

Oct 30, 2020 09:27



Это вторая часть моего рассказа о Национальном археологическом музее Неаполя (Museo Archeologico Nazionale di Napoli), и в ней фрески и знаменитый Секретный кабинет, старейший в мире музей эротического искусства, то есть часть этого поста "только для взрослых". Хотя на мой взгляд, в наше время интернета, интересны не сколько экспонаты этого кабинета, сколько его история.



Часть 1

Фрески

Фрески из погибших городов - совершенно отдельное явление в области искусства. Сейчас в раскопанных городах фресок почти не осталось. Они были сняты со стен и оказались в разных музеях. В Национальном археологическом музее в Неаполе их много.
Под слоем вулканического пепла фрески отлично сохранились, почти без потерь.
Пару слов о технологии создания фресок.
От греков римляне переняли обычай расписывать стены по штукатурке. Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние - мраморная крошка. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в настенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил.

Художники тех далеких времен уже работали во всех жанрах живописи. Это и исторические и мифологические картины, бытовые и аллегорические сцены, портреты, пейзажи, натюрморты.
Мои описания картин - не мои собственные фантазии. Они базируются на информации из разных солидных источников.

Самая известная из фресок Помпеи - это круглый медальон "Женщина с восковыми дощечками и стилусом" (так называемая древнегреческая поэтесса Сапфо).


На картине изображена девушка, в левой руке она держит четыре вощеные таблички, а в правой - стилус, который она притворно подносит к губам в задумчивой позе, как будто думает, чтобы такое написать.
Этот портрет был обнаружен в 1760г. В течение долгого времени он считался изображением прославленной поэтессы Сапфо, которая в античном мире была идеалом красоты и гармонии.
Теперь считается, что это изображение помпейской женщины из высшего общества. Она богато одета, ее головной убор из золотых нитей, в ушах большие золотые серьги.
Даже в этом музее мы видим не один портрет женщины со стилусом и восковыми табличками. И это может показаться странным, что женщины на портретах часто изображают таким образом. Неужели это был целый город, в котором живут писательницы или поэтессы? На самом деле, нет. Эти атрибуты никоим образом не указывают на способность женщины к художественному творчеству, а только на ее умение вести домашнее хозяйство. Девочек из хороших семей обязательно учили писать и считать, так как они должны были вести домашнее хозяйство и рассчитать расходы и доходы. Таким образом, планшет и стилус на портрете говорил о статусе женщины.
Датируется 55-79 гг.н.э., Дом VI, 17 или Insula occidentalis в Помпеях.



Портрет Терентиуса Нео и его жены, пары помпейцев среднего класса. Терентиус Нео был пекарем, как видно из выгравированной надписи внутри дома, где портрет был найден. Этот портрет был помещен на задней стене комнаты таким образом, чтобы быть его видели все, кто проходил через атриум.
Пару изображают изысканными, культурными и обеспеченными людьми.
Тем не менее, черты лица, выполнены художником с нарочитой точностью, раскрывают провинциальное происхождение пары, которая став богатой, стремится скрыть свое скромное происхождение и попасть в высшее общество.
Женщина изображена со стилусом и восковыми табличками, как бы претендуя на роль образованной дамы из высшего общества.
Помпеи, которая датируется 55-79 гг. нашей эры.
Изображение было обнаружено в Доме Теренция Нео в Помпеях в 1868 году.



Медальон с лицом мужчины, Помпеи.



"Странствующие музыканты", комедийная сцена, Стабии



Ио и Исида. Фреска из храма Исиды в Помпеях
Ио - дочь царя Аргоса Инаха, жрица Геры, возлюбленная Зевса.
Ревнивая Гера превратила Ио в корову и приставила Аргуса стеречь ее. Когда Гермес убил Аргуса, то Гера наслала на корову слепня, который преследовал ее. Ио переплыла через Босфор и наконец обрела человеческий образ в Египте.
На фреске изображен момент, когда речное божество вынесло Ио на скалы Канопа. Здесь ее ожидала богиня Исида с коброй в руке и крокодилом у ног.
Интересно решен образ Ио. На ее метаморфозу намекают только рога, торчащие на лбу.
Эта фреска написана художником, по стилю отличающимся от остальных. Скорее всего это был александрийский грек, прибывший в Помпеи для росписи храма Исиды, разрушенного во время землетрясения в 62 году н.э. и восстановленного тогда же.



Двое стоящих по краям фрески наливают вино из питьевого рога (ритон) в ведро (ситула). Они стоят по обе стороны от сцены жертвоприношения. Внизу пара змей, несущих процветание и изобилие. Они приносят яйца на жертвенник (из Pompeil Vil 6,3).



Игроки с астрагалами (астрагал - игральная кость из бараньих лодыжек), рисунок на мраморе, автор Александр Афинский (ALEXANDROS ATHENAIOS EGRAPHEN), Геркуланум.
Из Мифа о Ниобе:
Фиби пытается умиротворить Латону и Ниобу, в то время как Хилеария и Агл, продолжают играть с астрагалами, не подозревая об их приближающейся смерти.



Тесей хватает кентавра за волосы, защищая одну из лапифских женщин.
Рисунок на мраморе из Геркуланума.



Актер, одетый как король, смотрит на рабыню, которая пишет посвящение под маской.
Геркуланум, Палестра.



Сцена, в которых главными героями выступают пигмеи. Помпеи, "Дом Доктора"



Кентавры на свадьбе Пирифоя.
Сцена показывает свадьбу Пирифоя и Гипподамии, на которой также присутствовали кентавры. Они собрались войти во дворец, неся подарки, среди которых красивая корзина с фруктами, поставленная на землю.
Помпеи, Casa di Gavius ​​Rufus.



Так называемая Флора
Фреска на зеленом фоне изображает босоногую девушку, повернутую спиной к зрителю. Она собирает правой рукой белые цветы с деревца и кладет их в корзину, которую держит в левой.
С уверенностью невозможно сказать, представляет ли она фигуру человека или божества, Нимфу, Прозерпину или Флору.
Фреска датируемая примерно 15-45 гг.н.э., была обнаружена в спальне "Виллы Ариадны" в Стабиях в 1759 году.



Леда и лебедь. "Вилла Ариадны", Стабии



Сцена трагедии с актерами в масках.
Из Помпеи, Casa dei Dioscuri.



"Ахилл на Скиросе", Помпеи, Дом Веттиев (?)
Фетида, зная о судьбе своего сына Ахилла, который не вернется из Трои и умрет молодым, замаскировала его под женщину и спрятала его среди дочерей царя Скироса Ликомеда, во дворце. Одиссей, Нестор и Аякс знали, что без Ахилла им не выиграть Троянскую войну. Они должны были выследить Ахилла, но, несмотря на поиски в королевском дворце Скироса, они не смогли его найти. Одиссей обнаружил Ахилла, предложив царским дочерям в дар украшения и музыкальные инструменты, а также оружие. Затем он попросил своих товарищей имитировать звуки атаки врага на остров звуками труб. Это побудило Ахилла схватиться за оружие, чтобы дать отпор.
Этот момент изображен на помпейской фреске.



Персей освобождает Андромеду. Фреска найдена на вилле Диоскуров в Помпеях, написана в 62-79гг.н.э.. Вольная римская копия с оригинала Никия (IV в.д.н.э.).
На картине изображен герой Персей в процессе освобождения Андромеды после убийства чудовища. Девушка должна была быть принесена в жертву по воле Посейдона, чтобы наказать ее мать Кассиопею, которая считала свою дочь красивее Нереид.
Тема освобождение Андромеды Персеем - одна из самых изображаемых в древности. В Помпеях было найдено шесть таких изображений.



Два амура с собакой охотятся на зайца и олененка. "Дом Перистиля" (VII.6.28) в Помпеях



Сцена обольщения Венеры Марсом в присутствии купидона и служанки. Ок. 20- 50гг.н.э.
Помпеи, "Дом наказанной любви".



Пелий, царь Иолка, останавливается на ступенях храма, узнав молодого Ясона по его пропавшей сандалии.
Помпеи, "Дома Ясона", 1в.н.э.



Европа на быке. Помпеи, "Дома Ясона", примерно 20-25 гг. н.э.
На картине изображено похищение Европы, дочери Агенора. Зевс в образе быка.



Пан играет на свирели для нимф. Помпеи, Casa di Giasone, 1в.н.э.



"Кентавромахия", "Дом Цицерона" в Помпеях, 150-125 гг. до н. э..

Несколько фресок из музея, которые я не смогла подписать, но решила показать.


Бес









Удивительно, насколько хорошо сохранились эти фрески. Они не потеряли свой первоначальный блеск и яркость. Подобные фрески больше нигде не встречаются. Считается, что древние художники использовали методы, детали которых, даже в наше время, остаются тайной.

Еще несколько разных экспонатов



Древнее римское зеркало, серебро, I век до н. Э. Из сокровищ Дома Менандра в Помпеях



Формы для пирогов, как видите, одна в виде свиньи, другая - зайца.



Алебастровая ваза, найдена в римском некрополе Понте-Сан-Приско, расположенном у стен древней Капуи (Санта-Мария-Капуа-Ветере) в 1897 году.



Сосуды, найденные на раскопках.

Обсидиановые чаши в египетском стиле из Стабий


1в.д.н.э.-1в.н.э.



1в.д.н.э.-1в.н.э.

Секретный кабинет (Gabinetto Segreto)

Сама история этой экспозиции многое может нам рассказать и о нравах очень далекого прошлого и о почти современных, ну и о том, что было между.

В Античном Риме эротика была элементом повседневной жизни горожан. Ее никто не стеснялся и не ждал, что детей принесет аист или их найдут в капусте. Про то, что можно еще почковаться они просто не знали. Секс открыто и честно любили в античном мире.
Легкомысленные фрески и скульптуры украшали не только бордели, но и стены общественных зданий, богатых вилл, и простых жилищ.

В 18-м веке, когда появились первые археологические находки эротического содержания, они вызвали шок. Отношение христианства к сексу было, мягко скажем, ханжеское иное. Оказалось, что скульптуры и фрески откровенного содержания в античных городах были распространены повсеместно, причем это были изображения любви не только между мужчиной и женщиной, но и любви однополой, и секса с животными. В виде мужских гениталий делались лампы для благовоний и талисманы. Среди них много юмористических изображений. С такими "проблематичными" находками непонятно было, что делать.

Учёные долго терялись в догадках о том, как поступить с античной "порнографией" и этот вопрос был решён в 1819 г. будущим королём Обеих Сицилий Франческо I, посетившим места раскопок в сопровождении супруги и дочери. Монарх был настолько возмущён увиденным, что потребовал увезти все "крамольные" предметы в столицу и запереть их в Секретном кабинете. Это название дали специальным комнатам, в которых были собраны различные артефакты эротического или сексуального характера, которые были найдены при раскопках Помпеи и Геркуланума или приобретались другим путем. Фактически, первый музей эротического искусства. Кабинет могли посетить только с разрешения первого отдела и секретаря парторганизации "могли войти только люди зрелого возраста и известных нравов".

После революционных восстаний 1848 г. было даже предложено уничтожить находки как "печально известные памятники языческой жизни" и "похотливые ". Однако тогдашнему директору королевского музея удалось закрыть коллекцию для посетителей и затруднить ее посещение: на самом деле входная дверь была оборудована тремя замками с таким же количеством разных ключей, соответственно принадлежавших директору музея, "контролёру" и главному дворецкому.
Кульминация цензурной деятельности наступила в 1851 году.
Все Венеры были заперты там просто потому, что они были обнажены. И дверь в кабинет была заложена кирпичом. Коллекция была замурована и оставалась закрытой для женщин, молодежи и широкой публики.

Когда Гарибальди прибыл в Неаполь в сентябре 1860 года, он немедленно отдал приказ сделать комнату доступной "ежедневно для публики". Однако, из трех ключей не все были найдены. Тогда Гарибальди, не колеблясь, просто приказал "взломать двери".

В течение следующих десятилетий свобода, восстановленная Гарибальди, постепенно сменилась цензурой королевства Италии, которая достигла своего пика во время фашистского периода. Тогда для посещения кабинета требовалось разрешение министра национального образования в Риме. Цензура продолжалась и после войны до 1967 года.
В конце 1960-х гг. была предпринята попытка "либерализации" выставочного режима и превращения Секретного кабинета в общедоступный музей, но она была пресечена консерваторами. Кабинет открывался для публики только на непродолжительное время.
В 70е годы были выпущены новые правила, регулирующие запросы на посещение и доступ в Секретный кабинет.
В 2000 году он был наконец открыт для всеобщего посещения совершеннолетними. Для посещения подростками требовалось письменное разрешение родителей.
В 2005 году собрание Секретного кабинета было окончательно передано в распоряжение дирекции Национального археологического музея. Я не знаю, каковы критерии для посещения молодежью сейчас и на сайте музея ничего не написано об этом.

При нас в 2019г. на входе остановили двух девушек лет 17-18, и я не обратила внимание, пустили ли их в конце-концов. Это в наше-то время, когда дети в сети могут найти что угодно и гораздо более образованы в этой области, чем мы.

В самих Помпеях фрески, которые не подлежали демонтажу, но "оскорбляли общественную нравственность", были закрыты металлическими ставнями, которые разрешалось приподнимать только за дополнительную плату для лиц мужского пола.
Эта практика существовала ещё в 1960-е годы.

Кстати, на сайте музея представлены самые скромные изображения из Секретного кабинета, а совсем не те, что я тут показываю.



Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus - посвящённый богам, от votum - обет, желание) - различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания.
Из святилища самнитов в Калесе.



"Пан с козой" - это скульптурная группа из мрамора (высота 44,2 см x длина 47,5 см), найденная в Геркулануме на Вилле папирусов. 1в.д.н.э. - 1в.н.э..
Это было наиболее нелюбимое цензурой и скрытое произведение в эпоху Бурбонов. Пан (др. -греч. Πάν) - древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы.
Скульптура представляет собой детальное изображение Пана, вступающего в половую связь с козой. Ее раздвоенные копыта прижаты к его груди, и она смотрит на него с некоторой нежностью.



Гермафродит борется с сатиром, фреска из Помпеи 45-79 гг.



Пан и Гамадриада, (25 х 27 см)
Гамадриады (др.-греч. Ἁμαδρυάδες) - в древнегреческой мифологии разновидность нимф деревьев. Это те дриады, которые умирали вместе с деревом.
Изображение Пана и Гамадриады (другое название Пан и нимфа Питис) представляет подделку, а не античную мозаику. Это мозаика XVIII века.



Масляные лампы в форме сатиров с огромным фаллосом (возможно, фаллоимитатором), 1 век, из Помпеи



Тинтиннабулум.
В Древнем Риме тинтиннабулум (иногда тинтиннум) - это музыкальная подвеска или колокольчики. Фактически это амулеты. Тинтиннабулум часто имел форму бронзовой фаллической фигуры или фасцинуса оберегающего от дурного глаза и приносящего удачу, процветание.
Тинтиннабулум висел на открытом воздухе в таких местах, как сады, портики, дома и магазины, где при помощи ветра он издавал звуки. Считалось, что звуки колокольчиков ограждают от злых духов.
Также их носили на поясе, на пальцах, в ушах, подвешивали к потолку, к лампам, к треножникам, над входом в дом в качестве защиты от дурного глаза, зависти, вреда, неудачи.



Бронзовый полифаллический тинтиннабулум, изображающий Меркурия. Помпеи.
Колокольчики утеряны, остались только петли для них.



Слева Маленькая терракотовая статуэтка целующихся Купидона и Психеи, Помпеи.

Важное место среди изображений Секретного кабинета занимают изображения Приапа.
Приа́п (др.-греч. Πρίαπος, также лат. Priapus) - в античной мифологии древнегреческий бог плодородия; полей и садов - у римлян. Изображался с чрезмерно развитым половым членом в состоянии вечной эрекции.
Он был обычным символом удачи, его можно было увидеть на всем, от фресок до колокольчиков в форме пениса и веселых масляных ламп. Считалось, например, что его огромный член якобы имел мало общего с сексом: он служил для отпугивания воров. Истории из мифологии, нарисованные на стенах, были полны сексуальных контактов, тайных свиданий и озорных сатиров. В некотором смысле эта эротика была широко принята на уровне, с которым даже современное общество столкнулось бы с проблемами, не говоря уже о викторианской Европе.



Приап с кадуцеем (жезл, обвитый двумя обращёнными друг на друга змеями).
Фреска (72 х 80 см), Помпеи. Между 89 г. до н.э. и 79 г. н.э.
Была найдена в магазине. Считалось, что он защищает магазин от невезения, сглаза и зависти окружающих. В то же время бог держит в правой руке много монет, поэтому он также представляет собой талисман, который благоприятствует, привлекает и приносит богатство.
Можно сказать, что римский бог Меркурий, бог торговли и изобилия, слился с римским богом плодородия и изобилия Приапом.
Видите, как удобно - два в одном: и защищает и приносит деньги.

Два изображения Приапа не из музея, а из Археологического парка Помпеи. Я просто поместила их сюда в соответствии с темой.



Приап, фреска, Дом Веттиев, Помпеи .
Эта фреска находится прямо у входа в дом. Приап изображен взвешивающим свой большой эрегированный пенис против мешка с золотом. Древние римляне восхищались большим пенисом Приапа, хотя и относились к нему с чувством юмора.



Приап, скульптура. Дом Веттиев

Что еще добавить? Будете рядом, обязательно посетите Национальный археологический музей Неаполя.

Сайт Национального археологического музея Неаполя (Museo Archeologico Nazionale di Napoli) http://www.museoarcheologiconapoli.it

Музей на карте

Инфа:
http://www.museoarcheologiconapoli.it/en/
https://commons.wikimedia.org/wiki/Catalogue_of_the_Museo_Archeologico_di_Napoli_(inventory_MANN)
https://knife.media/antique-prostitution-prices/
https://en.wikipedia.org/wiki/Alexander_Mosaic
https://etc.ancient.eu/photos/art-of-pompeii/
https://putevye-istorii.ru/freski-pompej-gerkulanuma-stabij/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0#%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0
https://art.1sept.ru/article.php?ID=200700510
https://artchive.ru/en/publications/3718~Frescoes_and_Ash_Painting_and_Design_in_Ancient_Pompeii
https://ru.qaz.wiki/wiki/Achilles_on_Skyros
https://thepresentation.ru/mhk/zhivopis-drevnego-rima
https://ru.qaz.wiki/wiki/Pelias
https://www.atlasobscura.com/places/gabinetto-segreto

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2392185.html.

Италия, музей

Previous post Next post
Up