Эрец-Исраэль ака Палестина самого начала 20 века... Глухие задворки Османской империи. Пустоши и малярийные болота, средневековые фелахи, почти нулевой уровень цивилизации, дикий Восток... Именно так это место выглядело в глазах людей, выросших в Европе и приезжавших сюда в качестве репатриантов осваивать эту землю. Кого-то из них вела двухтысячелетняя религиозная мечта, а кого-то сионистская. Среди них были и деятели искусства, которые хотели возродить или создать заново еврейское искусство. Или они хотели и то и другое, мы - народ противоречивый. Были они мечтателями, иначе бы не поехали сюда чтобы стать еврейскими художниками. Да без мечты просто невозможно было жить и работать в таких тяжелых условиях, в каких они оказались.
И сегодня в День Иерусалима, я думаю, что стоит вспомнить этих иерусалимских мечтателей-идеалистов, которые были первопроходцами израильского искусства.
А началось все с того, что на Сионистском конгрессе в 1905 года решили открыть Школу искусств и ремесел (впоследствии Академию художеств и прикладного искусства) "Бецалель" в Иерусалиме для поощрение талантливой еврейской молодежи к изучению искусства на Земле Израиля.
Как будто им больше нечем было заняться...
Почему это надо было сделать нам объяснил, кто бы мог подумать, раввин Авраам Кук, удивительный мыслитель своего времени и создатель философской концепции религиозного сионизма. Вот что он писал по поводу открытия Школы искусства и ремесел "Бецалель":
"Все те, кто осуждает основание школы ("С ума сошли, что ли? Мы еще не осушили все болота, есть проблемы с алией, с бедностью, арабами и т.д. Осталось только рисовать и лепить!.."), не понимают, что, если бы мы занимались только насущно необходимой деятельностью, это было бы признаком того, что мы выживаем, а выживание - это не избавление. Но если мы занимаемся чем-то, так сказать, лишним, это значит, что мы на самом деле возрождаемся".
О Школе искусств и ремесел Бецалель очень много написано в сети, и я не открою ничего нового, но хочу вставить свои 5 копеек, так как у меня собралось много фотографий, связанных с этой школой. Написанного в сети много, а вот самих работ и фотографий выставлено не слишком много.
Работ "Школы Бецалель" в израильских музеях тоже выставлено немного. Может, немного и сохранилось... О художниках , работавших там, кроме самых знаменитых, написано также немного.
Хотя это, безусловно, наша национальная художественная школа, особенно в историческом контексте. О сегодняшнем учебном заведении я говорить не буду.
Школа искусств имени
Бецалеля бен Ури, которую в последствии называли Бецалель, была основана в 1906г. Б.Шацом в Иерусалиме.
Но для самого Б.Шаца дорога в Иерусалим началась гораздо раньше и началась она... в Париже.
В 1894г. в Париже Б.Шац создал скульптуру Маттитьягу Хасмонея, священника из рода Хасмонеев, инициатора и первого вождя начавшегося в 167 г. до н. э. восстания Хасмонеев. Маттитьягу в руке держит меч, ногой наступает на лежащего греческого воина.
Фото из книги "Борис Шац. Жизнь и творчество. Монография".
Эта работа яркий пример того, что Борис Шац стремился к эпичности, монументальности, обобщенности образов.
Скульптура была создана, в то время, когда проходил суд над А.Дрейфусом. Этот суд поднял во Франции волну антисемитизма. Создание скульптуры, изображающей еврея, борющегося за свободу и независимость своего народа, было ответом на происходящее. В те времена хасмонеи были символом сионизма.
Где сейчас находится эта статуя неизвестно. В Тель-Авивском художественном музее есть только гипсовая голова этой скульптуры, видимо использовавшаяся для изготовления всей фигуры.
В 1895г. Фердинанд I, князь, а затем царь Болгарии, был впечатлен скульптурой Маттитьягу Хасмонея и пригласил Б.Шаца стать придворным художником и скульптором и основать Художественную академию, которую Б.Шац впоследствии и возглавлял с 1895 по 1906г..
Страшный Кишиневский погром 1903 года заставил многих евреев задуматься о сионизме.
В том же 1903г. Б.Шац встретился с Б.-З. Герцлем и заразился от него сионистской идеей.
О работах Б.Шаца на еврейские темы я писала
тут К сожалению, кроме Б.Шаца, который сидит в середине, остальные сфотографированные не указаны на табличке с подписью к фотографии.
Они сняты на фоне скульптуры Маттитьягу Хасмонея.
Неизвестный фотограф, 1893г.. Как видите, здесь дата на год раньше, чем официальный год создания скульптуры. Не знаю почему, может они на фоне макета или же в 1894г. скульптура была представлена широкой публике.
Фото выставленное недалеко от старого здания Бецалель на улице.
С 1908г. Школа Бецалель находилась в этом здании на ул. Шмуэль Анагид.
Фото выставленное недалеко от старого здания Бецалель на улице.
Есть те, кто считают, что в глубине души Б.Шац готовил почву для строительства Храма. Бецалель бен Ури, в честь которого была названа школа как раз был архитектором и оформителем еврейского Храма. Меня эта мысль сильно удивляет, т.к. Б.Шац активно нарушал еврейскую традицию в своем творчестве, создавая изображения.
В 1908г. образовалось
движение "Новый Иерусалим" под предводительством того же самого Б.Шаца. Ядром движения стали педагоги и учащиеся Бецалель. Они стремились вдохнуть дух свободомыслия и культурно-социального строительства в ортодоксальный и провинциальный "старый ишув". Они хотели превратить Сион, из символа национального возрождения, в реальный центр новой еврейской культуры.
На крыше старого здания Бецалель стоят: Рахель Янаит-Бен-Цви, справа. Рядом с ней Борис Шац. Сидят: Ицхак Бен-Цви, справа, слева
Ира Ян. Это члены движения "Новый Иерусалим".
Неизвестный фотограф, 1908г.
Фото выставленное недалеко от старого здания Бецалель на улице.
По идее Б.Шаца школа Бецалель должна была готовить мастеров широкого профиля, способных найти применение в трудных условиях жизни в Эрец-Исраэль в те годы. Поэтому помимо художественной специальности студенты изучали также прикладные ремесла. Б.Шац мечтал воспитать поколение национально мыслящих художников, подготовленных на уровне лучших европейских школ.
Работы художников школы Бецалель, выставленные в Музее Израиля (Иерусалим).
Изготовление художественных предметов быта дало работу большому количеству людей, в том числе репатриантам из Йемена, среди которых было много ювелиров.
Б.Шац организовывал выставки работ своих учеников в Европе и США, это были первые выставки за границей художников из Эрец-Исраэль.
К 1910 году при Школе функционировало 32 различных ремесленных мастерских, а число студентов доходило до 500. Рынком сбыта производимых изделий стали еврейские общины во всем мире.
Художник Н.Гутман, учившийся в Бецалель, писал в своих мемуарах: "Бецалельцы являли собой странную, пеструю, разношерстную толпу. Профессор Шац собрал их со всех концов света: из разных частей огромной России, из Австрии и Венгрии, Сербии и Болгарии, Германии, Румынии, Греции, Америки, Йемена, Иерусалима и Тель-Авива…
Только еврейские мелодии, которые мы напевали во время работы, объединяли нас. И еще - Иерусалим…"
Занятие в мастерской по работе с металлом, Бецалель.
Фото Йосеф Каган, 1906-1907.
Фото выставленное недалеко от старого здания Бецалель на улице.
Художник Авраам Ашер Бар Адон (1885-1949), родился в Иерусалиме. Был одним из первых учащихся Бецалель в 1906г., а в 1909 он уже возглавил Отдел меди. Он и его ученики работали в технике
дамаскинаж (среднее между скульптурой и гравированием).
Фото из Музея Израиля (Иерусалим).
Работы А.А. Бар Адона и его учеников. Музей Израиля (Иерусалим)
Столик, работа учеников А.А. Бар Адона. Инкрустация и работа по меди.
Иерусалим 1913, Музей Израиля (Иерусалим).
Тарелка с изображением Б.Шаца в маген-давиде. По краю посвящение А.А. Бар Адона Борису Шацу, две фразы которые не переводятся дословно: אין דבר העומד בפני הרצון "Ничто не устоит перед желанием (чего-то достигнуть)" и יגעת ולא מצאת אל תאמין (смысл: только тот, кто усердно трудится, достигает успеха).
Иерусалим 1910, Музей Израиля (Иерусалим).
Ваза на трехногой подставке, работа по меди. Иерусалим 1910, Музей Израиля (Иерусалим).
Гильза от снаряда с изображением святых мест Эрец-Исраэль, автор А.А. Бар Адон, ок.1920г. Музей Израиля (Иерусалим).
И это такой знаменитый артефакт, что у него есть
собственная страница в википедии.
Настольная лампа с серебряным абажуром, художник Арик Гольдберг, Иерусалим 1911-1914
Музей Израиля (Иерусалим).
Арик Гольдберг (1890-1969), родился в Германии.
В 1911г. репатриировался в Эрец-Исраэль и до 1914г. возглял мастерские Школы Бецалель, а также преподавал в школе.
Работы Школы Бецалель. Музей Израиля (Иерусалим). Медальон второй слева, "Образ еврея", авторы Аарон Шауль Шор и Шмуэль Бен Давид.
Еще один известный художник, о котором нельзя забыть, говоря о Бецалель, это Эфраим Моше Лилиен. Он считается одним из основоположников сионистского искусства начала 20 века. Он был одним из основателей академии Бецалель в 1906г., где и преподавал, правда недолго.
Его самое знаменитое и растиражированное изображение, конечно же, вот это, Б.З.Герцль на балконе гостиницы в Базеле, 1901 года. Именно это изображение Герцля сделало художника известным.
מאת
Ephraim Moses Lilien, (1874-1925). -
http://members.screenz.com/bennypostcards/herzl-2.jpg,
Details on time and date of the image, נחלת הכלל,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9858060 "Давид и Бат Шева", художник Меир Гур-Арье по эскизу Э. М. Лилиена. Гипсовая отливка. Музей Израиля (Иерусалим).
Эту картину сейчас нам будет сложно понять, но надо сделать поправку на совсем другое время и мироощущение ее создателя и зрителей.
"Аллегорическая свадьба", 1906г. эскиз ковра для Давида и Фрумы Вольфсон, триптих. Музей Израиля (Иерусалим).
Этот эскиз был сделан в Иерусалиме к 25летней годовщине брака председателя сионистского конгресса и наследника Герцля Давида Вольфсона.
Так рассказано об этой работе на сайте Музея Израиля:
С двух сторон показан галут, с образом пророка Ирмиягу, говорящем о разрушении Храма и началом Вавилонского пленения. В центре видим жениха и невесту как королевскую пару, он - смесь образов Теодора Герцля и самого Давида Вольфсона в стиле вавилонских одномерных изображений, она - образ "дочери Израиля". Брачная церемония символизирует объединение сионизма и народа Израиля, прямую связь между свободным народом Израиля на древнем Востоке и сионистским возрождением в настоящем.
Открытия древних источников культуры во время археологических раскопок в Египте и в Странах плодородного полумесяца очень интересовали разные круги в Европе в начале 20 века. Лилиен хотел им напомнить, что евреи отталкиваемые в Европе из-за их отличий, настоящие наследники древней восточной культуры. Королевская пара и их свита воссоединяются в аристократическом появлением, гордая и полная чувства собственного достоинства, как отражение обратной картины образу галутного еврея, униженного морально и физически.
"Западная Стена", Эфраим Моше Лилиен, начало 20 века. Выставка
Выставка "Еврейское искусство 19 века, большие мастера".
Художник Яаков Старк родился в Кракове, в 1906 году он репатриировался в Эрец-Исраэль. Был студентом первого набора Школы Бецалель, затем он стал преподавателем этой школы. Занимался созданием ивритских шрифтов.
Яаков Старк (1881-1915) в мастерской Школы Бецалель.
Фото Яков Бен Дов, 1912-1914.
Фото выставленное недалеко от старого здания Бецалель на улице.
В начале Первой мировой войны (1914) школа была закрыта турецкими властями, а Б.Шац, ее основатель и директор, был изгнан и жил в Цфате. В Цфате он начал писать свою сионистско-утопическую книгу "Возрожденный Иерусалим" ("ירושלים הבנויה"), рассказывающую об Иерусалиме 2018г.
Обложка книги Б.Шаца "ירושלים הבנויה" ("Возрожденный Иерусалим"), художник З.Рабан, ок. 1924г.
Выставка, посвященная столетию выхода книги. Музей Израиля, 2019г.
Что видит герой книги в Иерусалиме 2018: новый Храм ("Купол над скалой" мирно перебрался в другое место), прекрасный климат, "детский рай" - место, где коллективно воспитываются дети, "все вместе, все в равных условиях, одинаково одетые".
Сто лет как прекратились войны, антисемитизм изжит, женщины эмансипированы и жизнь прекрасна.
Что сказать - на счет женщин он во многом оказался прав. А с детьми попробовали в кибуцах и отказались от этой идеи.
После окончаний Первой мировой войны Б.Шац вернулся к руководству школой и она просуществовала до 1929г.
Еще один художник, который преподавал в Школе Бецалель - Абель Панн.
Урок рисования Абеля Панна (1883-1962) в Бецалель.
Фото Яков Бен Дов, 1920г.
Фото выставленное недалеко от старого здания Бецалель на улице.
Художник Абель Панн (1883-1963) родился в Латвии, которая была в составе Российской империи. Большую часть жизни прожил в Иерусалиме, до и после образования государства Израиль.
"Сара в доме фараона", Абель Панн, выставка
"Еврейское искусство 19 века, большие мастера" "Беженцы", 1906г, Абель Панн.
Выставка
"Опасное искусство", Хайфский художественный музей.
Художник-керамист Яков Айзенберг (1897-1966) возглавлял керамический отдел в Школе Бецалель. В этом отделе создавали уличные вывески в Иерусалиме и Тель-Авиве (далее ТА) того времени, они были сделаны из глазированной керамической плитки. там также были сделаны плитки для оформления Дома Бялика в ТА и для школы Эхад Аам.
Яков Айзенберг и его семья на его ретроспективной выставке. Суккот, 1927г.
Выставка, посвященная керамике в Школе Бецалель, Мигдаль Шалом (ТА).
Керамическая мастерская, сер.20х прошлого века.
Выставка, посвященная керамике в Школе Бецалель, Мигдаль Шалом (ТА).
Керамические плитки и изделия в керамической мастерской. Сер.20х прошлого века.
Выставка, посвященная керамике в Школе Бецалель, Мигдаль Шалом (ТА).
Керамическое панно на входе в Дом Б.Шаца за Школой Бецалель в центре Иерусалима.
Керамическая плитка с изображением разведчиков, возвращающихся из Ханаана.
Текст:"...в землю... течет она молоком и медом; и вот плоды ее"
Бемидбар 13-14:27 אָרֶץ אֲשֶׁר שְׁלַחְתָּנוּ; וְגַם זָבַת חָלָב וּדְבַשׁ הִוא וְזֶה פִּרְיָהּ
במדבר, י"ג, כ"ו
Музей Израиля (Иерусалим).
Хотя на самом деле надо было написать про разветчиков:
"(23)...и срезали там ветвь с одною гроздью винограда, и понесли ее на шесте вдвоем; (взяли) и плодов граната, и смоковницы.
Бемидбар(13:23)
וַיִּכְרְתוּ מִשָּׁם זְמוֹרָה וְאֶשְׁכּוֹל עֲנָבִים אֶחָד, וַיִּשָּׂאֻהוּ בַמּוֹט, בִּשְׁנָיִם; וּמִן-הָרִמֹּנִים, וּמִן-הַתְּאֵנִים.
במדבר יג, כג.
Вывеска на доме Ишмаилофа (בית ישמעילוף), ТА. Построил архитектор И.Магидович в 1925г.
Выставка, посвященная керамике в Школе Бецалель, Мигдаль Шалом (ТА).
Керамические вывески для дома Х.Н.Бялика, верхняя с именем хозяина, нижняя с именем архитектора, построившего дом, Й.Минора в 1925г.
Выставка, посвященная керамике в Школе Бецалель, Мигдаль Шалом (ТА).
Колонна из дома Х.Н.Бялика в ТА, облицована расписной керамической плиткой.
На этой колонне в круге под виноградной лозой написано "Эфраим", имеется в виду одно из колен Израилевых, сверху гранаты, снизу - инжир, и белые цветы, явно цветы
миндаля.
Еще посмотреть плитку в Доме Бялика, ТА
тут.
Плитки, сделанные в Школе Бецалель и до сих пор украшающие собой ТА.
Это Дом Леви, 1926 как написано в центре. Нахалат Биньямин 13. Еще этот дом называют "Дом Верблюдов". Понятно почему. Тема оформления - Восток: караван верблюдов, пастух, играющий на флейте. Может быть автором рисунка был или
Зеэв Рабан или Эфраим Лилиен.
С одной стороны плитки с пастухом в совсем плохом состоянии.
С другой стороны состояние слегка лучше, но тоже скоро развалится...
Хотя сам дом явно недавно покрашен.
Зеэв Рабан, один из самых известных художников, работавших в Школе Бецалель. О нем у меня есть отдельный рассказ и большая подборка его работ
тут.
Он работал и как самостоятельный художник и делал эскизы для работ с разными материалами.
Зеэв Рабан около синагогального ковчега, работы Бецалель, который был представлен на выставке в Башне Давида в 1921г.
Фото выставленное недалеко от старого здания Бецалель на улице.
Декоративная тарелка с изображением Самсона, разрывающего пасть льва, а по кругу - исход народа Израиля из Египта. По рисунку З.Рабана.
Музей Израиля (Иерусалим).
З.Рабан много работал с ювелирами, выходцами из Йемена. Но о них материалов в сети почти нет.
Хочу сказать пару слов об одном из них, Йехие Йемени, который основал целую династию ювелиров: ювелиры и его сын Яков и его внук Боаз.
Еще в 1908 году Академия Бецалель "открыла" ювелиров из Йемена и создала отделения йеменского ювелирного дела, среди них отделение филиграни. Йехие работал в Бецалель до 1927 года, преимущественно вместе с Зеэвом Рабаном.
Две работы Йехие, сделанные в Бецалель не в технике филигрань.
В 1927 году Йехие Йемени стал работать в мастерской дома. Со временем к нему присоединились его сын Яков и внук Боаз. До сих пор существует мастерская "Ювелиры Йемени", в которой работает Боаз.
Еще работы Йехие Йемени и его династии я показывала в рассказе о
Биеннале ювелирного искусства "Время в материале.
Медальоны с изображением героинь Танаха. Слева направо: Эстер, Ривка, Рахель, Двора, Шуламит. Вырезано из раковин.
По эскизам З.Рабана. Музей Израиля (Иерусалим).
Рельеф "Элиэзер и Ривка", художник Моше Муро по рисунку З.Рабана. Латунь, литье.
וַתֹּאמֶר שְׁתֵה אֲדֹנִי וַתְּמַהֵר וַתֹּרֶד כַּדָּהּ עַל יָדָהּ וַתַּשְׁקֵהוּ
בראשית כד יח
...пей, господин мой. И поспешно спустила кувшин свой на руку свою, и напоила его.
Берешит 24:18 Музей Израиля (Иерусалим).
Художник
Моше Моро (1888-1957), выходец из Российской империи. В Бецалель основал группу, которая делала украшения и камеи для медальонов, заколки и миниатюры для колец. Эти украшения были с еврейскими мотивами и по мотивам работ еврейских художников.
Еще работы Школы Бецалель из разных материалов, к сожалению без указания авторства.
Набор для письма с двумя чернильницами, инкрустация серебром и медью.
Музей Израиля (Иерусалим).
Декоративная табличка с видом Иерусалима. Слоновая кость, латунь, дерево.
Музей Израиля (Иерусалим).
Пара небольших настенных подсвечников. Латунь.
Музей Израиля (Иерусалим).
Вазочка с крышкой. Серебро, филигрань.
Музей Израиля (Иерусалим).
"Яков, пастух", Школа Бецалель 1911-1929.
Выставка
"Еврейское искусство 19века, большие мастера" "Разведчики", Школа Бецалель 1911-1929.
Выставка
"Еврейское искусство 19века, большие мастера" Футляр для Свитка Эстер, Школа Бецалель 1911-1929.
Выставка
"Еврейское искусство 19века, большие мастера" Конфетница (фрагмент), Школа Бецалель 1911-1929.
Выставка
"Еврейское искусство 19века, большие мастера" Школа Бецалель, нач. 20 века, выставка
"Еврейское искусство 19века, большие мастера" Ханукия, Иерусалим, Школа Бецалель, начало 20х годов прошлого века. Музей Израиля (Иерусалим).
Табличка "Сделал сегодня что-то для твоего народа и страны?". Инкрустация перламутром и слоновой костью по дереву.
Музей Израиля (Иерусалим).
Ковер "Песнь песней", шерсть и хлопок, Иерусалим 1920-1924, Музей Израиля (Иерусалим).
Чернильный прибор с двумя чернильницами. На изображение Купол над скалой представляет святое место. Инкрустация слоновой костью, перламутром, латунью, медью.
Текст: "Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя" (Тегилим 137)
אם-אשכחך ירושלים- תשכח ימיני
תהילים פרק קלז
Музей Израиля (Иерусалим).
Школа Бецалель была закрыта в 1929г. из-за финансовых трудностей и внутренних проблем школы.
Б.Шац пытался собрать деньги для финансирования школы за границей и в марте 1932г. во время поездки по США, в Денвере (Колорадо), он скончался. В своем завещании он просил не перевозить его тело для похорон в Иерусалим, чтобы не тратить деньги, предназначенные для школы. Тем не менее, его тело было перевезено в Эрец-Исраэль и похоронено на Масличной горе в том же 1932г.
Ну и в заключение.
Хочу сказать большим интеллектуалам с Букника, написавшим:
"Глядя на скромные творения наставников и учащихся академии, выполненные в эстетике XIX века, трудно поверить, что целью их было не просто создание национальной школы, но преображение всего мира."
Отсюда Если бы сионисты того времени, и художники, и крестьяне, и строители не ставили бы своей мечтой преображение еврейского мира и создание национального государства, то и мы бы с вами тут не жили в одном из самых развитых государств мира в 21 веке.
Инфа:
https://museum.imj.org.il/artcenter/newsite/he/?artist=%D7%91%D7%A8-%D7%90%D7%93%D7%95%D7%9F,%20%D7%90%D7%91%D7%A8%D7%94%D7%9D&list=%D7%91http://ravsherki.org/index.php?option=com_content&view=article&id=4559:2014-04-10-18-52-51&catid=268&Itemid=102515http://www.alefmagazine.com/pub4494.htmlhttps://museum.imj.org.il/artcenter/newsite/he/?artist=%D7%92%D7%95%D7%9C%D7%93%D7%91%D7%A8%D7%92,%20%D7%90%D7%A8%D7%99%D7%9A&list=%D7%92https://www.facebook.com/Eshkolot/photos/a.433331162596/10152686742052597/?type=1&theaterhttp://toraart.com/index.php/nachalo-sionistskogo-iskusstva-chast-iii/https://museum.imj.org.il/artcenter/newsite/he/gallery/?artist=%D7%9C%D7%99%D7%9C%D7%99%D7%99%D7%9F,%20%D7%90%D7%A4%D7%A8%D7%99%D7%9D%20%D7%9E%D7%A9%D7%94&list=%D7%9C Пост первоначально опубликован
https://dona-anna.dreamwidth.org/2374883.html