Пока Хайфа работает, а Иерусалим молится, Тель Авив гуляет и уже давно...

Mar 09, 2020 17:03



Можно даже не сомневаться, что именно в Тель-Авиве проводились самые веселые праздники в Эрец-Исраэль в начале прошлого века. Праздновали, естественно, Пурим. Именно в этот город стремились люди, хотевшие и умевшие развлекать других или развлекаться сами. Оказывается, таковых было немало.
С самого начала празднования Пурима занимали значительное место в культурной жизни ТА 20-30х годов прошлого века. Желающие увидеть карнавальные шествия и поучаствовать в балах приезжали из других городов и еврейских поселений в Эрец-Исраэль, и даже из-за границы.
Романтика балов Агадати и энтузиазм пуримских шествий, тех времен, не дают мне покоя... уже сколько раз я об этом писала, и вот пишу снова.
Но была не только романтика. С пуримскими шествиями и балами времен "Маленького Тель-Авива" связано множество историй и событий, внутренних войн, споров, скандалов, обвинений в клевете, и был даже судебный иск.


Культурная жизнь в Тель-Авиве в те годы была под влиянием Запада с одной стороны, а с другой стороны в воздухе витало острое желание создать новую культуру Эрец-Исраэль. Празднования Пурима включали в себя и то и другое. Пуримское шествие, впоследствии названное адлояда (עדלאידע), было создано по мотивам европейских карнавалов, также как и балы-маскарады. Но характер и образы были местными. Залы для балов были украшены декорациями на тему Свитка Эстер, множество костюмов было сделано на эту же тему. Кроме того, и костюмы и представления были из жизни Эрец-Исраэль того времени. Сам Тель-Авив был важной темой костюмов и представлений на праздник.

Каждое пуримское празднование в "Маленьком Тель-Авиве" в 20-30е годы 20 века связаны с двумя выдающимися личностями из мира культуры Тель-Авиве тех времен, с Барухом Агадати (ברוך אגדתי), с одной стороны, и с Авраамом Альдемой (אברהם אלדמע) с другой.
Большая часть споров тех времен крутилась вокруг того, кто первый организовал пуримское шествие в Тель-Авиве. Многим и до сих пор кажется, что именно Б.Агадати это придумал. Но это не так.

Отец адлояды

Идея шествия принадлежала Аврааму Альдеме. Он организовал первое шествие (1912г.) задолго до того, как Б.Агадати приплыл в Эрец-Исраэль на корабле Руслан и задолго до того, как шествие назвали адлояда (1932г.). В те времена шествия называли карнавалом.

Альдема, кстати, был не менее интересной личностью, чем Б.Агадати, просто остался менее известным.
Альдема можно перевести как "не плачь, не проливай слезы". Он был тот, кто просил своих друзей никогда не плакать, а только радоваться.

Авраам Альдема (Авраам Айзенштайн 1884-1963)


מאת צבי אורון - The David B. Keidan Collection of Digital Images from the Central Zionist Archives (via Harvard University Library), נחלת הכלל, קישור

Авраам Альдема считался одним из столпов местной культуры в начале 20в.: художник, человек богемы, артист, фотограф, учитель рисования, черчения и каллиграфии, организатор общественных празднований, интеллектуал, и общественный деятель.... Кроме того, он был учителем рисования в гимназии Герцлия. Там он начал работать с 1906г., через год после открытия гимназии. Он проработал там 45 лет подряд.
В 1912г. Альдема решил организовать костюмированное пуримское шествие. По словам самого организатора, шествие выглядело просто, в нем участвовали учащиеся гимназии Герцлия. Впереди на  белой лошади ехал гимназист в костюме Мордехая, лошадь под узцы вел другой школьник в костюме Амана. В шествии участвовали и царица Эстер в роскошном одеянии, и Ахашверош с толстым животом, а также и другие герои Свитка Эстер. Весь Тель-Авиве тех времен состоял из одной улицы, шествие началось в гимназии Герцлия и закончилось в конце этой же улицы, длинна которой была 350м. Во время шествия все жители города стояли вдоль улицы и аплодировали. Приехал также и М.Дизенгоф, он похлопал Альдему по плечу и сказал, что хочет чтобы такие шествия были каждый год. 
Но до первого большого пуримского шествия прошло 8 лет. Часть этого времени жители Тель-Авиве провели не в городе, т.к. были изгнаны из города турками в 1917г.
В конце-концов жители вернулись, и была большая радость от того, что кончилось турецкое правление и началось британское, были большие надежды в связи с этим.
В 1920г., за много недель до праздника, жители города начали готовились к шествию. Были сделаны большие праздничные декорации. Сотни жителей, и стар и млад, все хотели каким-то образом поучаствовать. До середины дня вторника, когда должно было состояться шествие, все было в порядке. Уже все должны были начать двигаться, на улицах собрались тысячи людей, пришли даже арабы из Яффо. И вдруг руководство Тель-Авиве получило сообщение из Галилеи, что в Тель-Хае во время боя с арабами погибли Йосеф Трумпельдор и его семь молодых соратников. Тут же собрались руководители города и Дизенгоф сообщил об отмене шествия. Альдема пытался уговорить Дизенгофа не отменять, так как множество детей готовилось к шествию, но Дизенгоф не согласился. Жители разошлись по домам и день радости превратился в день траура.

С годами шествия стали постоянными. Их так же называли и карнавалами до 1932г., когда появилось название адлояда (עדלאידע). Это взято из Вавилонского Талмуда сокращение выражения на арамейском , означающее напиться настолько, чтобы не отличать проклятого Амана от благословенного Мордехая.
"עד דְלֹא יָדַע בין אָרוּר הָמָן לְבָרוּך מרדכי"



Костюмированная группа от Еврейского национального фонда на карнавале 1925г.
Дети изображают ангелов возрождения, в руках у них коробки для сбора пожертвований для возрождения земель Эрец-Исраэль.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив.



Пурим, 1926г.
Музей Реувена Рубина, Тель-Авив



Актуальные сатирические костюмы, карнавал 1928г. Посвящено событиям в Петах-Тикве в 1927 году, когда произошла конфронтация между еврейскими рабочими и крестьянами из мошавов, которые нанимали арабских рабочих за меньшие деньги на уборку цитрусовых. Во время столкновения были раненые, что было отражено в карнавальных костюмах.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив.



Пурим 1929г.
Выставка "Корабль плывет: пионеры культуры на палубе корабля Руслан", Музей Израиля, Иерусалим.



Пурим, Тель-Авиве, 1929г.
Музей Реувена Рубина, Тель-Авив.



Машина, представлявшая ЕНФ на следующий день после карнавала около офиса ЕНФ на улице Аленби, 1929г.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив



Шествие, 1929г., ул. Аленби, Фото А.Соскина
Мигдаль Шалом, Тель-Авив



Машина, участвовавшая в карнавале - реклама предприятия по производству мацы фирмы "Таханот Агдолет беЭрец-Исраэль"- Хайфа. 1929г.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив

В 30е годы у каждого шествия была своя тема, например "Колена Израиля" , "Достижения ишува", "Ситуация в мире" и др.



Повозка Моше Леви и его 7 детей на тему "Внутренняя алия", 1931г.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив



Адлояда 1932г. на тему "Алия в Эрец-Исраэль". Представлен корабль, везущий первопроходцев в Эрец-Исраэль и британский солдат, который их останавливает.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив



Меир Дизенгоф, мэр города и Авраам Шапира, возглавлявший организацию Ха-Шомер во главе адлояды. 1932г.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив



Первый Тель-Авивский мэр Меир Дизенгоф участвовал в пуримских адлоядах верхом на лошади. Ощущал себя Мордехаем?
Памятник М.Дизенгофу в Тель-Авив.



Плакат к адлояде, 1934г.
Мигдаль Шалом, Тель-Авив

Традиция пуримских шествий угасла в период Второй мировой войны и была восстановлена только в 1955г. В конце 60х шествия переехали из Тель-Авива в Холон, но там они уже не были такими массовыми.

Легендарный Барух

В очередной раз я удивляюсь, как в истории все связано...
В 1919г. в Яффский порт из Одессы приплыл корабль "Руслан", а на нем около 700 пассажиров.


Судно Руслан, 1919г.
Выставка "Корабль плывет: пионеры культуры на палубе корабля Руслан", Музей Израиля, Иерусалим.

Многие из пассажиров Руслана были деятелями культуры, но только один стал самой заметной фигурой празднования Пурима в 20е-30е годы прошлого века. Я даже и не сомневаюсь, что вы сразу скажете, что это был Барух Агадати!
Это был второй приезд Баруха Агадати в Эрец-Исраэль. Первый был в 1910, когда пятнадцатилетний Барух приехал учиться в Бецалель. С началом Первой мир войны он был изгнан турецким правительством в Александрию как "русский враг", а оттуда он вернулся в Россию и работал в Одессе танцором в оперном театре.
Агадати, можно сказать, был "многостаночник". Он был и художник, и танцор, и один из пионеров израильского кинематографа. Но больше всего меня привлекают, конечно же, его пуримские балы.


Барух Агадати (Борис Львович Каушанский 1895-1976), фото Руди Вайсенштайна. 60-70г. (?)
Мигдаль Шалом, Тель-Авив.

В 1920г. Б.Агадати очень успешно исполнил свой танец "Йеменский экстаз" на первой реситали балета в Эрец-Исраэль в кинотеатре Эден. Он также успешно выступал с этим танцем на вечеринках в разных местах в городе.


Танцует Барух Агадати, 20е годы 20в. Йеменский танец.
Выставка "Корабль плывет: пионеры культуры на палубе корабля Руслан", Музей Израиля, Иерусалим.

Он исполнял и другие танцы, от которых, как я понимаю, до нас дошли только фотографии или рисунки.



Танцует Барух Агадати, 20е годы 20в.
Выставка "Корабль плывет: пионеры культуры на палубе корабля Руслан", Музей Израиля, Иерусалим.



Танцует Барух Агадати, 20е годы 20в.
Выставка "Корабль плывет: пионеры культуры на палубе корабля Руслан", Музей Израиля, Иерусалим.



Танцует Барух Агадати, 20е годы 20в.
Выставка "Корабль плывет: пионеры культуры на палубе корабля Руслан", Музей Израиля, Иерусалим.



"Танцор Барух Агадати", 1927г., Ф.М.Гросс
Выставка "Корабль плывет: пионеры культуры на палубе корабля Руслан", Музей Израиля, Иерусалим.

Он также в 1925г. выпустил книгу о еврейском танце.


"Еврейский танец" Барух Агадати, 1925г. Выставка "Корабль плывет: пионеры культуры на палубе корабля Руслан", Музей Израиля, Иерусалим.

Агадати в переводе с иврита - легендарный. Изначально его звали Барух Каушанский, но поэты Я.Фихман и Х.-Н.Бялик называли его Агадати (легендарный, ивр.), и за ними все стали так его называть. Барух Агадати также как и Авраам Альдема был одним из столпов культуры "Маленького Тель-Авива".
Он был дружен со многими интеллектуалами и деятелями культуры Тель-Авива того времени, от Х.-Н. Бялика до М.Дизенгофа.



Реувен Рубин и Барух Агадати развлекаются в студии А.Соскина. Фото А.Соскина.
Музей Реувена Рубина, Тель-Авив

В 20е годы Агадати начал организовывать большие пуримские балы в Тель-Авиве параллельно с пуримскими шествиями Альдемы. Эти балы оказались самыми важными культурными событиями в Эрец-Исраэль в те годы к неудовольствию Альдемы.
Барух Агадати специализировался именно в организации и проведении больших пуримских балов. Эти балы были так популярны, что в них участвовали тысячи человек. В концем бала устраивалось шествие, и эти тысячи участников шли по улицам Тель-Авива в костюмах. Может быть благодаря этому кому-то казалось, что адлояда - инициатива Агадати.

В начале Агадати предложил Дизенгофу устроить костюмированный бал, как он видел в Венеции. Но главы еврейской общины не захотели тратить деньги на такое мероприятие. Тогда Агадати устроил скромный бал в школе для девочек "Неве Шалом". Через год он сумел организовать  большой костюмированный бал в выставочном зале около старой Центральной станции, с помощью финансирования, которое он получил из Еврейского национального фонда. На бал было приглашено 3.000 человек, среди них Х.-Н.Бялик и М.Усышкин. После бала участники устроили праздничное шествие по улицам города. После этого успешного бала Агадати устраивал балы каждый Пурим. Вход на балы Агадати был разрешен только тем, у кого был полный карнавальный костюм.



Вход в офис Баруха Агадати на углу улиц Герцль и Эхад ха-Ам, Пурим, 1928г.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив



Тканевый плакат на одной из улиц города, сообщающий о костюмированном бале организации "Друзей Бейтар" в новом зале кинотеатра "Офир" на улице Аленби, Пурим, 1929.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив



Доска объявлений с плакатами к балам Б.Агадати. Пурим, 1929г.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив

Вот один из плакатов с этой фотографии.


Плакат традиционных балов Б.Агадати, 1929г.
Мигдаль Шалом, Тель-Авив

Самые успешные балы Агадати проходили в кинотеатре Эден.



Знаменитый кинотеатр Эден так все еще не отреставрирован... Фото 2018г.
Кинотеатр Эден был открыт в августе 1914. Он построен на углу улицы Лилиенбаум и Пинес, в Неве-Цедеке Акивой Вайсом. Имя "Эден" (рай) ему дал писатель Ш.Бен-Цион. Первый фильм, который показали в кинотеатре был "Последние дни Помпеи".



Говорят, что в 2016г. году велись переговоры о перестройке кинотеатра Эден с добавлением этажей и превращением его в гостиницу-бутик.

Одним из компонентов успеха балов Агадати был "момент смеха": по короткому звонку для пожарной тревоги в бальном зале выключали свет. Каждый брал за руку соседа, вздыхал глубоко и начинал смеяться. После этого по всему залу прокатывались волны смеха.



Пурим 1929г.
Выставка "Корабль плывет: пионеры культуры на палубе корабля Руслан", Музей Израиля, Иерусалим.

Каждый раз Агадати украшал зал по-разному, в соответствии с темой бала, которую он выбирал. Например в 1935г. зал был украшен искусственным снегом, который произвел в Тель-Авиве такое большое впечатление, что о нем не прекращали говорить несколько лет после бала.



Плакат к балам конца 20х - нач.30х. годов.
Мигдаль Шалом, Тель-Авив



Подробное объявление программы балов Огель, 1930г.
Мигдаль Шалом, Тель-Авив



Плакат бала Менора, 1931г.
Мигдаль Шалом, Тель-Авив

Начиная с 1926г. Барух Агадати начал устраивать во время пуримских балов выборы "королевы бала", которую он назвал "царица Эстер".
Это было центральным событием бала. На сцену приглашали тель-авивских красавиц, из которых с помощью судей и участников бала, выбирали царицу Эстер Тель-Авива.
С помощью выбора еврейской царицы Эстер Б.Агадати стремился передать национальную сионистскую идею и связать прошлое еврейского народа с его настоящим в Эрец-Исраэль.
Подробно о царицах Эстер этих балов я писала тут



Объявление о выборе царицы Эстер на балу Баруха Агадати. 1929г.
Мигдаль Шалом, Тель-Авив

Почему на балах прекратили выбирать царицу Эстер?
Я нашла версию о том, что все поняли, что Барух Агадати скопировал европейский\американский обычай выбора королевы красоты, это заставило жителей Тель-Авива удивиться и разозлило ортодоксальные круги. Из-за возражений религиозной публики выборы царицы Эстер прекратились в 1931 году. По указанию М.Дизенгофа представители мэрии прекратили помогать Б.Агадати.

Еще праздничные мероприятия

Так как празднование Пурима занимало важное место в культурной жизни Тель-Авива 20-30х годов прошлого века, были еще мероприятия, кроме шествий и балов. Я не знаю, кто конкретно был их инициатором, но документальные свидетельства сохранились.



Дети и родители выходят со спектакля "Свиток Эстер", в театре Эрец-Исраэль на улице Ротшильд, 1928г.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив



Дети в костюмах на территории Пуримской выставки, 1929г.
Фотография с выставки Шимона Корбмана в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве.



Плакат к Пуриму, победивший в соревновании плакатов. 1929г.
Мигдаль Шалом, Тель-Авив



Коляска младенца Мирьям Зильбершац, победившая в соревновании "Самая красивая коляска".
Карнавал младенцев 1929г.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив



Эскиз костюма еврея Мордехая художника Арье Эльханани к спектаклю "Свиток Эстер" в театре "Огель". 1930г.
Мигдаль Шалом, Тель-Авив

А кукиш вам!

Альдема с другими тель-авивцами основал Группу Траск (חבר'ה טראסק). К сожалению, никто не знает точно, почему они так назывались.
Кто стал членами Группы Траск? Это были разные молодые люди, любившие погулять и развлечься. Состав менялся с течением времени. Среди членов были деятели искусства и строительные рабочие, безработные и служившие в организации ха-Шомер и в Еврейском легионе. Из деятелей культуры и искусства можно назвать: фотографа Шимона Корбмана, актера Аарона Мескина, поэта Авраама Шлонского, поэта Эммануэля Аруси, поэта Натана Альтермана.
Группа образовалась еще до Первой мировой войны и существовала до Второй мир войны.
Их цель была "Принести радость в сердца жителей ТА", что они и записали в своем уставе. Это были времена, тогда в ТА было мало мест для развлечения молодежи.



Группа Траск развлекается на свадьбе своих товарищей Якова и Ривки Махат, 1924г.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив

Члены группы любили развлекаться и радоваться, баловаться и выпивать, а также танцевать допоздна. Одним из их первых мероприятий было шествие по улице Аленби, которая была главной улицей Тель-Авив в те дни. Они остановили движение, начали петь, чем привлекли к себе внимание прохожих.
У них не было постоянного места встречи, но обычно они собирались в рабочей столовой около кинотеатра Эден, там они ели или смотрели как едят другие. После этого они выходили оттуда с песнями, танцами, хлопая в ладоши. Когда они добирались до какого-либо места, могло оказаться, что с ними пришло больше 200 человек.
Большая часть группы были молодые люди, двадцать и чуть-чуть, очень бедные, ночевавшие то тут, то там, жившие в атмосфере цыганской богемы. Они боролись со снобизмом и теми, кто носил костюмы и галстуки, в насмешку они назвали их "селедками".

До Первой мировой войны Группа Траск прославилась шумными вечеринками, которые они устраивали. Они были королями ночной жизни тогдашнего Тель-Авива. Они первыми осмелились публично танцевать танго прижавшись друг к другу, на балах и на танцах в разных районах города. Последний бал, который они устроили был за несколько часов до приказа турецкого правительства об изгнании еврейских жителей Тель-Авива в 1917г.
У группы не было плана деятельности, их не поддерживала никакая официальная организация.

Они пили и дурачились, часто не соблюдая никакие границы, и переходя границы. Например на свадьбе Альдемы они начали стрелять в воздух, выражая свою радость и при этом ранили одного из присутствовавших.

В начале 20х годов 20в. группа занималась и полезной деятельностью: они организовывали вечера пения, вечера лекций, пуримские балы, на которые приходили все общественные деятели, они задавали тон на общественных праздниках.
Они взяли на себя роль защитников бедных и угнетенных в городе. Большинство участников группы были членами рабочего профсоюза (Гистадрут ха-овдим). Понятия равенство, взаимопомощь, новый человек, первопроходец для них были не только словами в тяжелые дни экономического кризиса в Тель-Авиве, после четвертой алии (1924-1928). Они организовывали бесплатные представления для безработных и делили между ними работу поровну, если ее удавалось найти.

В 1927-1928гг. во главе группы стоял поэт Авраам Шлонский.

Символом группы был "треугольный палец", как это записано на иврите, а по-русски фига-кукиш. Кстати, сейчас треугольным пальцем называется совсем другой жест - средний палец. Но на фотографии Группы Траск тут хорошо видно, что они показывают именно кукиш.
У группы был гимн, который написал А.Шлонский.


Экспонат группы Траск на тему "10 лет Декларации Бальфура", Пурим, 1928г.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив.
Вдали ханукия, у которой вместо свечек фиги, не плоды инжира, а именно кукиши. А слева стоит человек с изображением кукиша на палке.

Встретимся в суде

На протяжении многих лет Тель-Авив был разделен на две части: лагерь Агадати, который включал Х.-Н. Бялика, М.Усышкина, Я.Фихмана и М.Дизенгофа, а также других тель-авивских деятелей культуры.
С другой стороны был лагерь Альдемы, который, в основном, входила группа Траск, умевшая устраивать шумные скандалы. Группа Траск была очень привязана к Альдеме. Они, мягко говоря, очень не любили Агадати и его успешные балы. И они начали с ним бороться любыми средствами и клеветать на него всеми возможными способами. Их не устраивало в Агадати все. В частности то, что он любил элегантно одеваться и носить европейские костюмы. Кроме того, они стремились перевести конфликт на идеологическую почву.
В глазах "босяков" большие пышные празднества Агадати выглядели как грех. В основном они утверждали, что эти празднества сделаны в европейском стиле и не имеют отношения к характеру Эрец-Исраэль.
Они ругали Агадати за то, что он привез в Тель-Авив идею из американской  капиталистической культуры, но стремился найти оправдание в Свитке Эстер и привязать ее к еврейской традиции. И можно подумать, что кто-то из Группы Траск ходил в синагогу или соблюдал хоть какие-то заповеди иудаизма...
Для группы Траск после Первой мировой войны Агадати был как красная тряпка для быка: щеголь и сноб, коммерциализировавший свою деятельность. Они фокусировали свою деятельность на противостоянии снобизму, ради несчастных и угнетенных в городе.

Когда Дизенгоф присоединился к защите Агадати, группа Траск тайно пробралась в мэрию и заперла Дизенгофа в его кабинете.

Пурим 1928г. запомнился не благодаря костюмированному балу, а благодаря большому скандалу. Члены Группы Траск развесили по городу плакаты, в которых говорилось, что Агадати устраивает пуримские балы, чтобы разбогатеть. Кроме того, он грязно зарабатывает на пуримских балах, и после каждого такого бала его карманы наполняются деньгами и он ездит заграницу и живет там как король. 
Группа Траск в том же плакате говорила и о себе, что они борются за уважение Пурима. О том, что радость должна приходить из чистого народного источника... и понятно, чей источник чистый.



1928г. Плакат группы Траск, к балу Агадати.
Выставка "Корабль плывет: пионеры культуры на палубе корабля Руслан", Музей Израиля, Иерусалим.

В конце-концов Агадати это надоело и он подал против Группы Траск судебный иск. Судья признал группу Траск виновной и приговорил их к штрафу на большую сумму или к двухнедельному тюремному заключению. Но Агадати пожалел их, и попросил судью отменить штраф. Судья согласился при условии, что Агадати сам заплатит этот штраф. Он объяснил, что Агадати может простить и поступиться своей честью, а вот Британская казна не может потерять деньги штрафа. Агадати, будучи очень бедным, заплатил за них этот штраф.
После чего группа Траск распустила по городу слухи, что Агадати проиграл в суде, это ведь он заплатил штраф.

Вот так они веселились сами и веселили других...

Всем веселого Пурима!

!חג פורים שמח

Инфа:
https://in.bgu.ac.il/bgi/israelis/DocLib/Pages/2017/ilan.pdf
http://www.mytelaviv.co.il/index.php?dir=site&page=articles&op=item&cs=3103&mode=print
http://www.zionistarchives.org.il/AttheCZA/AdditionalArticles/Pages/Carnival.aspx
https://www.gilihaskin.com/%D7%94%D7%A2%D7%93%D7%9C%D7%90%D7%99%D7%93%D7%A2-%D7%94%D7%A7%D7%A8%D7%A0%D7%91%D7%9C-%D7%94%D7%A2%D7%91%D7%A8%D7%99-%D7%A9%D7%9C-%D7%AA%D7%9C-%D7%90%D7%91%D7%99%D7%91/
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A2%D7%93%D7%9C%D7%90%D7%99%D7%93%D7%A2
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%91%D7%A8%D7%95%D7%9A_%D7%90%D7%92%D7%93%D7%AA%D7%99
http://www.nostal.co.il/Site.asp?table=Terms&option=single&serial=2970&subject=%F4%E5%F8%E9%ED%20%F0%E5%F1%E8%EC%E2%E9&portal=%E7%E2%20%E5%EE%E5%F2%E3  
https://www.gilihaskin.com/%D7%94%D7%A2%D7%93%D7%9C%D7%90%D7%99%D7%93%D7%A2-%D7%94%D7%A7%D7%A8%D7%A0%D7%91%D7%9C-%D7%94%D7%A2%D7%91%D7%A8%D7%99-%D7%A9%D7%9C-%D7%AA%D7%9C-%D7%90%D7%91%D7%99%D7%91/

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2365922.html.

еврейское

Previous post Next post
Up