Не зря мы - народ Книги. И у нас есть два праздника, посвященные нашей Книге. Не знаю у каких еще народов есть такие праздники, посвященные книгам. Сегодня мы как раз отмечаем один из них, в названии которого есть и название нашей Книги и слово радость - Симхат-Тора (ивр. שִׂמְחַת תּוֹרָה, букв. «радость Торы»; ашкеназ. Си́мхас-То́йрэ).
Начнем с того, что же мы тут празднуем.
Симхат-Тора празднуется завершение годичного цикла чтения Торы и сразу же начинается новый цикл. Он празднуется сразу после Суккота; в Израиле - на следующий день после Суккота (совпадает с Шмини Ацерет), в странах рассеяния - на девятый день (после Шмини Ацерет).
Именно в этот праздник принято танцевать со свитком Торы. Это один из самых веселых еврейских праздников.
Симхат-Тора как отдельный праздник был известен уже во времена Талмуда, когда трёхгодичный цикл чтения Торы был заменён годичным. Название празника Симхат-Тора появилось позже, в Средние века.
"В синагоге" без даты, ориентировочно нач.20в., Артур Маркович.
Немного картин изображают евреев со свитком Торы, это одна из них. Обратите внимание, как мужчины нежно держат свиток, а один целует.
Выставка
"Сокровища музея - 80 лет", Музей в кибуце Эйн Харод.
Симхат-Тора всегда отмечается большим празднованием с шествиями и танцами с свитками Торы и просто танцами.
"Празднование Симхат Тора в синагоге", из старой экспозиции Бейт-Атфуцот. Видимо акафот (торжественное шествие со свитками).
"Равин Альтшулер танцует в праздник Симхат-Тора на крыше дома д-ра З.Литвака, на ул. Нахалат Биньямин, ТА, 1928г.." Мигдаль Шалом, ТА.
В музеях можно увидеть не так много свитков Торы, потому что они пишутся, чтобы использоваться по назначению. То есть, чтобы их читали в синагогах. В музеи попадают те свитки, которые испорчены разным образом и не годятся для чтения.
Обвязка для свитка Торы из цветных нитей, Марокко, 19в..
Указка ("яд"-рука) для свитка Торы, Центр Европы, 20в..
У этого свитка Торы, находящегося в Музее Бар Давид (кибуц Барам) есть интересная история. Он был написан в Марокко в 1918г. чернилами на коже оленя. Книгу заказал Йегуда Авитбуль в память о своей жене, которая умерла молодой во время эпидемии испанки в 1918г. Чтобы получить разрешение на вывоз книги из Марокко, семья была вынуждена испортить книгу, чтобы она вышла из употребления, как свиток Торы. Книгу вывезла из Марокко Хелен Туржеман. Ее дочь Рина Шлезингер член кибуца Барам. Хелен передала эту книгу в музей, чтобы ее внуки, родившиеся в кибуце, который относится к движению "Ашомер Ацаир", знали, что такое свиток Торы.
Свитки Торы из темного подвала.
Во время Второй Мировой войны нацисты и литовцы совместно собрали в церкви все свитки Торы и другие еврейские религиозные книги. Это было имущество евреев, отправленных в концлагеря. Как известно, во время Второй мировой войны в Литве погибло 94% живших там евреев.
Есть версия, что нацисты хотели уничтожить эти свитки, и собрали их в подвале церкви. Но был один священник, который сумел сохранить эти книги.
Другая версия говорит о том, что нацисты хотели после уничтожения еврейского народа, создать музей еврейства, которое исчезло. Аналогично собирали еврейские ценности в Праге.
После того, как Литва оказалась в составе СССР, у сталинского правительства было аналогичное желание уничтожить эти книги. Тогда они находились в Национальном архиве Литвы. Но и там оказался достойный человек, работник архива, который спрятал книги в алькове и накрыл их газетами. Он также сумел убедить и других работников архива помочь ему спасти эти книги. Книги были спрятаны на протяжении 40 лет. Когда книги нашлись, Литва не спешила их вернуть евреям. Литовский закон определил эти книги как литовское имущество и они были переданы в национальную библиотеку.
Когда о наличии этого клада стало известно в Израиле, предпринимались дипломатические усилия, которые продолжались более 10 лет с целью освободить свитки Торы и привезти их в Израиль. Десятки обращений были направлены правительству Литвы, чтобы изменить закон и определить свитки Торы как еврейское имущество. В течении 3х лет с помощью еврейских лоббистов закон был изменен. Но даже после того, когда имущество уже было определенено как еврейское, правительство Литвы отказывалось передать его в Израиль. Американское правительство во главе с президентом Джоржем Бушем сумело убедить правительство Литвы передеть книги в Израиль. Это было в 2002г. Не было прямых рейсов из Вильнюса в Израиль и был организован специальный самолет на котором израильские официальные лица, включая тогдашнего главного ашкеназийского раввина М.Лау полетели в Вильнюс. Они прибыли в Национальную библиотеку Литвы в страшный холод и принимали их там также холодно. Израильтяне спустились в темный и пыльный подвал, где находились лежащие на полу книги, заплесневелые, завернутые в серые мешки как будто были по дороге на виселицу. Делегация устроила пресс-конференцию на которой представила один свиток, покрытый пятнами крови. Большая часть свитков была непригодна для использования по назначению, их теперь можно увидеть в Музее Гехаль Шломо. Сколько-то книг, которые можно было использовать, были переданы в разные еврейские общины.
Свитки хранят очень бережно и разные общины используют для этого или футляры или чехлы. Футлярами обычно пользуются евреи-сефарды и выходцы из арабских стран. Чехлы характерны для ашкеназов. В этой подборке у меня, в основном, футляры. Это случайно получилось.
Футляр для свитка Торы, Ирак-Курдистан, 1901г.
Щит для свитка Торы, Венгрия, 1880г.
Музей Бар Давид (кибуц Барам).
Футляр для свитка Торы, Багдад, Ирак, 1847г.
Выставка
Уехать и не возвращаться никогда Музей Эрец-Исраэль.
Футляр для свитка Торы, Йемен, нач. 20в.
Футляр был раскрашен, но краска облезла.
Выставка
Уехать и не возвращаться никогда Музей Эрец-Исраэль.
Футляр для Торы. Дамаск, Сирия, 19-20вв.
Красивая инкрустация. Работа характерная для Дамаска. В других общинах были инкрустации в другом стиле.
Выставка
Уехать и не возвращаться никогда Музей Эрец-Исраэль.
Футляр для Торы с гранатами, Ирак, 1850-85гг.
Футляр очень типичный для изготовленных в Ираке.
Еврейский музей Нью-Йорка
Футляр для Торы с гранатами, автор Маурицио Майер, Париж, 1870г.
Стиль футляра является некой комбинацией стиля Второй империи и стиля футляров Италии, Ближнего Востока и Северной Африки. Он был сделан по заказу семьи выходцев из Туниса.
Еврейский музей Нью-Йорка
Футляр для свитка Торы, который пожертвовала семья Ядид, ок. 1903г., видимо дед Ицхака.
Дерево покрытое бархатом и украшенное серебряными накладками. Гранаты - серебро.
Это очень характерный футляр по форме и оформлению для египетской еврейской общины.
Выставка
Второй исход из Египта Музей Израиля.
Финиковая пальма, которая украшает этот футляр, символ египетской еврейской общины в новое время. Этот символ много использовали как архитектурное оформление синагог и для оформления футляров Торы.
Выставка
Второй исход из Египта Музей Израиля.
Футляр свитка Торы для детей.
Сделано в Иерусалиме 1890-1899гг. Оформление из серебра добавлено в Египте, конец 19в.-нач.20в.
Вырезано из оливкового дерева.
Гранаты - серебро, нач. 20в.
Характерный футляр, сделанный в Иерусалиме и предназначенный для стран рассеяния. Он небольшого размера и предназначен для того, чтобы дети могли вносить и выносить свиток из синагоги. В верхней части футляра два посвящения членам семьи Ядид.
Выставка
Второй исход из Египта Музей Израиля.
Фрагмент с изображением ветки оливы.
Выставка
Второй исход из Египта Музей Израиля.
Футляр для свитка Торы
Посвящение после 1921г.
Сделано из дерева, покрыто позолоченным серебром.
Гранаты - серебро.
Очень типичный футляр и гранаты для евреев Ирака и для евреев оттуда эмигрировавших.
Выставка
Второй исход из Египта Музей Израиля.
Футляр для свитка Торы.
Посвящение после 1919г.
Дерево покрытое серебром, синтетический шелк.
Не типичная для Египта форма футляра демонстрирует встречу культур, которая произошла в Египте в нач. 20в.. Общее художественное решение похоже на иракские и персидские футляры, но корона Торы характерна для европейского оформления свитка.
Выставка
Второй исход из Египта Музей Израиля.
Чехол для свитка Торы, вышивка золотой нитью, Австрия-Германия, 19в..
Гранаты - украшения свитка Торы, в дамасском стиле. Эрец-Исраэль, нач.20в..
Музей Бар Давид (кибуц Барам).
Как видите, принято украшать футляры и чехлы. Но еще имеются и другие украшения свитка.
Почти каждый свиток украшают "гранаты", чаще всего они серебрянные. Еще украшением свитка является щит, но в этой подборке щитов всего два.
Гранаты - украшения свитка Торы, Австро-Венгрия, 19в..,
Справа мини гранаты, Австро-Венгрия, 19в..
Щит Торы, серебро, Россия-Польша 18в.
Музей Бар Давид (кибуц Барам).
Гранаты - украшения свитка Торы, Бомбей, Индия, конец 19в..
Музей Бар Давид (кибуц Барам).
Гранаты для свитка Торы, Ливия, начало 20в. Надпись "Иерусалим, Эрец-Исраэль".
Уехать и не возвращаться никогда.
Гранаты для свитков Торы.
Первая половина 20в., серебро.
В отличии от занавесов и футляров, формы и оформления которых разнообразны и эклектичны, гранаты, сделанные в Египте в нач.20в. все похожи друг на друга по форме и оформлению. На них имеются посвящения умершим членам еврейской общины.
Выставка
Второй исход из Египта Музей Израиля.
Гранаты для свитка Торы, Персия (ныне Иран), перв. половина 20в.
Еврейский музей Нью-Йорка В синагоге свитки Торы хранятся в специальном шкафу, синагогальном ковчеге. Его тоже принято украшать в соответствии с финансовыми возможностями общины.
В синагоге 18 века в Пфаффеноффене (Эльзас) находится весьма скромный, но очень древний синагогальный ковчег.
Синагогальный ковчег.
Основания колонн выдвинуты и заполнены с шипами, чтобы на них прикреплять свечи. Большую часть шкафа закрывает занавес синагогального ковчега (парохет - פרוכת). На нем есть дата, 1959г. Это год, когда община в Пфаффеноффене существовала после Второй мировой войны.
Сверху синагогальный ковчег украшают два льва, которые несут корону Торы. По обе стороны от этого написан текст на иврите: справа "Господь всегда передо мной" и слева "Знай, перед кем ты стоишь".
На стенах синагоги в Пфаффеноффене висят занавесы для синагогального ковчега. Это пожертвования от разных членов общины. Их тут целая коллекция. Я очень частично перевела. Я думаю, что местные дамы сами вышивали.
На всех занавесах сверху буквы כ ת сокращение от כתר תורה, что значит корона Торы. И вышито изображение этой короны. У ашкеназов для свитков были металлические короны, которые выглядели как изображенные на занавесах.
Пожертвовал Элиакум Бар Моше Барг и его жены Ципоры Бат Шрага. (1895-1896)
Синагога в Пфаффеноффене (Эльзас)
1861-1862
Синагога в Пфаффеноффене (Эльзас)
Синагога в Пфаффеноффене (Эльзас)
Синагога в Пфаффеноффене (Эльзас)
Синагога в Пфаффеноффене (Эльзас)
Пожертвовала Хевра Кадиша, 1888г.
Синагога в Пфаффеноффене (Эльзас)
Подсвечник для "постоянной свечи (נר תמיד), Сирия-Ливан, 19в..
Занавес для синагогального ковчега (парохет), вышивка на бархате медной нитью, украшена полудрагоценными камнями. Польша 1927г..
На занавесе вышиты Скрижали Завета, над ним корона Торы.
Музей Бар Давид (кибуц Барам).
Фрагмент занавеса с вышивкой, чтобы показать насколько вышивка объемная.
Парохет (занавес синагогального ковчега со свитками Торы)
Начало 20в., Египет, вышивка позолоченными нитями по бархату и тканная часть из шерсти.
Центр парохет - мусульманский молитвенный коврик, вышивка позолоченными нитями по бархату, вокруг соткана рамка как шерстяной ковер. Превращение мусульманского молитвенного коврика в парохет было принято в Испании в Средние века, а также распространено в Османской империи, особенно в Египте.
Такой подход к изготовлению занавеса очень отличается от подхода итальянской еврейской общины. В Италии у еврейских женщин было принято вышивать роскошные изысканные ткани для синагоги. За что получали специальные традиционные благословения в субботы и праздники, что подчеркивало их вклад в оформление синагоги. (см.
об итальянской синагоге в Музее Израиля)
Выставка
Второй исход из Египта Музей Израиля.
Парохет - занавес синагогального ковчега, Египет.
Посвящение написано в 1902г. Вышивка металлической нитью и аппликация на шелке.
Посвящение покойной Симхе Ланиадо дочери Авдаллы.
Изначально это было покрывало для мебели, такие продавались на рынках Каира. Об этом свидетельствует надпись на арабском, вышитая в нижней части. Чтобы использовать его в качестве парохет было добавлено посвящение на черном шелке.
Выставка
Второй исход из Египта Музей Израиля.
Парохет - занавес синагогального ковчега, Египет.
Посвящение после 1922г.
Вышивками шерстяными и металлическими нитями по бархату.
Выставка
Второй исход из Египта Музей Израиля.
К свитку Торы нельзя прикасаться пальцем. Чтобы следить за текстом используются указки. Они тоже делались очень красивыми, традиционно в форме руки с указательным пальцем.
Еврейский музей в Bouxwiller (Эльзас) Насколько важными были свитки для синагоги, рассказывает эта картина.
Внесение свитка Торы в синагогу Reichshoffen, в 1857г.., Эльзас. Внесение свитка и в наши дни очень торжественное, большое шествие общины.
Еврейский музей в Bouxwiller (Эльзас) Флажок к празднику Симхат-Тора, Эрец-Исраэль, нач.20в..
Музей Бар Давид (кибуц Барам).
Надпись сверху "Радость и веселье в Симхат Тора".
Обратите внимание, что среди детей, стоящих у свитка, есть девочка, что говорит о том, что в начале 20 века ситуация стала более либеральной в отношении женщин.
Украденный свиток.
Я уже много раз пересказывала истории, связанных со свитками Торы. Чаще всего это были истории о чудесном спасении свитков или о героизме людей, их спасавших. Обычно это истории с хорошим концом хотя бы для свитков... А вот тут наткнулась на одну историю поражающую совсем другой стороной человеческой натуры.
Длинную дорогу проделал свиток Торы, написанный в Европе в 18в. Он выжил во время Второй мировой войны, был отреставрирован еврейской общиной Лондона и пожертвован школе в Неве Декалим (Гуш Катиф), откуда исчез во время выселения... И вдруг работники школы обнаружили этот свиток, выставленный на продажу на e-bay.
Шесть лет учащиеся школы "Неот Катиф" использовали этот старинный свиток, до момента когда он был погружен на грузовик со всем остальным имуществом школы, которое вывозило Министерство образования. После этого никто не знал, что произошло со свитком.
Бывший директор школы был в шоке, обнаружив, что этот свиток продается в интернете. Как будто было не достаточно шока выселения, так еще и исчезнувший старинный свиток оказался украденным и выставленным на продажу. Перед выселением работники школы предлагали вывезти школьное имущество, но Министерство образования заявило, что оно обо всем позаботится. После того, как школа вновь открылась при Местном совете Шапир, бывший директор долго искал свиток и не смог найти. В Министерстве образования сказали, что когда имущество школы прибыло на новое место, свитка там уже не было. В описании свитка на e-bay было указано, что свиток был спасен во время Второй мировой войны, пожертвован школе "Неот Катиф" в 1997г.. Его обнаруживший человек был очень удивлен и обратился на сайт katif.net, чтобы понять, продается ли свиток с разрешения бывших жителей Гуш Катифа. И тут выяснилось, что речь идет о свитке Торы, исчезнувшем во время выселения. Свиток продавался за смешные деньги - 1514 долларов, когда по мнению специалистов самый дешевый свиток стоит 100.000 шекелей. Было впечатление, что тот, у кого был свиток, хотел от него быстро избавиться. Или же свиток был поврежден и починка стоила слишком дорого.
В объявлении продавца было написано, что это свиток, спасенный в Катастрофе и пожертвованный еврейскому поселению Неве Декалим, которое было выселено. Также в объявлении было указано, что жители поселения больше не нуждаются в свитке Торы и продавец его купил у них. После публикации на сайте katif.net продавец испугался и снял фотографию, которая сопровождала объявление. Несколько бывших жителей Неве Декалим сообщили, что собираются подать жалобу в полицию. Министерство образования заявило: "за вывоз религиозных принадлежностей отвечало Министерство религии". Министерство религии ответило: "религиозные принадлежности вывозил военный раввинат". Армия сообщила: "функцией военного раввината было убедиться, что в оставляемых поселениях не остались бы еврейские религиозные принадлежности. Так и было сделано".
В общем, никто не виноват.
Как я понимаю, это история ничем не кончилась - нет счастливого конца... Просто еще одна грустная история про выселение из Гуш-Катифа, чтобы лишний раз вспомнить, как это делалось.
В завершении, современная картина.
"Симхат Тора как когда-то", Яэль Гилински, 2015г., Хайфский городской музей, выставка
"Собрать Хайфу".
Очень неплохой и очень израильский натюрморт, цикломены уже вполне могут цвести в октябре, а фрукты как раз сезонные: желтые финики сорта Абраги (הברהי), съедобный
плод кактуса опунция,
гранат.
Но вот какое все это имеет отношение к празднику Симхат Тора, кроме текста на коробочке, непонятно. Сама коробочка такая, в какую Еврейский национальный фонд собирал пожертвования на покупку земли в Эрец-Исраэль.
Всем веселого праздника!
!חג שמח
Инфа:
https://www.makorrishon.co.il/nrg/online/1/ART1/829/336.html https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4133423,00.htmlhttps://news.walla.co.il/item/176887https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%9E%D7%97%D7%AA_%D7%AA%D7%95%D7%A8%D7%94https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D1%85%D0%B0%D1%82_%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%B0https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%AA%D7%9C%D7%9E%D7%95%D7%93 This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2351833.html.