Между желтым кругом и желтой звездой (история Эльзасского еврейства), начало

Aug 11, 2019 08:21



Я решила написать этот пост к 9 Ава, дню траура еврейского народа. В этот день были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы. Считается, что Девятого Ава в 1146 году, во время второго крестового похода были организованы погромы в еврейских общинах Германии и Франции. Девятого ава в 1348 году европейских евреев обвинили в организации одной из крупнейших в истории эпидемий чумы («Черной смерти»). Это обвинение привело к жестокой волне погромов и убийств и в Эльзасе тоже.
Каждая небольшая локальная катастрофа небольшой отдельной еврейской общины, это как часть одной глобальной катастрофы, случившейся с евреями после разрушения Храма.
Год назад я рассказывала о еврейской общине города Вормс. В этот раз мой рассказ о еврейской общине Эльзаса по материалам одного замечательного музея.


В Эльзасе есть небольшой городок, вернее коммуна, Bouxwiller. И там существует интереснейший еврейский музей, который пытается рассказать о многовековой истории евреев Эльзаса и Европы в не слишком большом помещении бывшей синагоги.

Я не берусь показать этот музей полностью или подробно рассказать об истории евреев Эльзаса. Просто отдельные запомнившиеся фрагменты.

Эльзас - место специфическое. Эльзас переходил из рук в руки, был частью разных государств на протяжении своей истории. Это повлияло и на евреев, там живших.

Евреи жили в Эльзасе много веков. Нет исторических свидетельств их присутствия с раннего Средневековья, как это было в случае с евреями долины Рейна, которые жили в Кельне с 5-го века. Но можно с уверенностью утверждать, что первая эльзасская община существовала уже в 12в.н.э..



Резьба по камню с рассказом о пожертвовании синагоге, 12в., Страсбург, копия.

Вениамин из Туделы (рабби Вениамин Тудельский), знаменитый еврейский путешественник (12 в.), писал, что во время путешествия, в Страсбурге он встретил много богатых и ученых евреев.

Когда я переводила и писала, то, что вы, может быть, будете читать дальше, я удивлялась только тому, КАК евреи смогли выжить в Средние века в Европе вообще и в Эльзасе в частности...

Со Второго крестового похода (1147-1149 ) мы слышим о евреях Эльзаса, а 13-й век будет отмечен многими издевательствами и дискриминацией евреев по всему Эльзасу и Европе.



Изгнание евреев Франции начинается при короле Филиппе Огюсте (Philippe Auguste): "Затем король приказал, чтобы евреи были взяты ... в субботу в их синагогах 10 марта (1182 г.), ... и все изгнаны из королевства Франция".

В 1215 году 4-й Латеранский собор постановил, что евреям не разрешается состоять в профессиональных гильдиях, и они должны носить определенную узнаваемую одежду. Это общее для всего еврейского населения Европы.


С 1215 года церковь также требует чтобы евреи носили отличительные знаки, кусочки желтой ткани в виде круга, пришитые к одежде. Это предок желтой звезды нацистов.



Вот иллюстрация к клеветнической легенде, к "кровавому навету" о том, что "пьют они кровь христианских младенцев". Она вновь появилась в Европе около 1147 года, во время 2-го крестового похода. Она существовала еще в античные времена, но не получила такого широкого распространения как в Средние века. По этой легенде евреи убивают ребенка-христианина, чтобы использовать его кровь для изготовления мацы! Папы Григорий IX и Иннокентий IV осудили абсурдность обвинения, но погромы последовали за слухами, особенно в Германии и Центральной Европе. В Эльзасе обвинения в ритуальных убийствах были выдвинуты против евреев в разных городах в 13 веке: в Wolfhisheim в 1225 году, в Haguenau и Bishoffsheim в 1236 году, в Wissembourg в 1270 году и это послужило предлогом для изгнания евреев из Кольмара в 1292 году.

В 1236 году при Фридрихе II евреи получили статус "слуг казначейства" (servi camerae nostrae), который был разработан, для того чтобы узаконить рабство евреев. Это означало личную и экономическую зависимость от императора или его представителей.



С конца 11в. церковь также требовала, чтобы мужчины-евреи носили остроконечные шляпы, которые являлись признаком идентификации. На миниатюре 1300г. изображено, как Моше получает Скрижали завета и все мужчины в остроконечных "еврейских" шляпах.



На этой вышивке 1335г. Иосиф, отец Христа, также одет в остроконечную шляпу. И странно, что в нее не одет младенец.



Хотя Понтий Пилат, человек, который осудил Иисуса на смерть, был римским правителем, в книге псалмов 13-го века он изображен как еврей в соответствующей шляпе, омывающий руки после преступления.
Книга Псалмов, Льеж, Бельгия, 13 век.
Евреев легко опознать по характерным шапкам. Иисус тоже был евреем, а он без шляпы.



В Средние века многие люди, сталкиваясь с необъяснимыми бедствиями, стремились обвинить в них, очень часто, еврея и ведьму, которых время от времени надо сжигать, чтобы отвести неудачу. Здесь, как видите, еврей слева не носит "еврейскую шапку", но имеет характерную внешность. А вдали целая группа евреев в шапках, что еще страшнее в глазах простого человека.

В Священной Римской империи не было общего порядка высылки евреев, как в Англии, Франции, Испании и Португалии. Но это не значит, что евреям никогда не приходилось покидать свою страну. Разрушение, угнетение, унижение и отчаяние заставляли их мигрировать, как правило, в Восточную Европу. Это началось с крестовых походов и продолжалось в течение следующих столетий. Каждый сеньор или город мог принять решение об изгнании еврейских семей без какого-либо сопротивления. Местный лорд, который должен был защищать их, не мешал людям, которые восстали против евреев, убивать или сжигать живые целые общины за один день.

В мае 1337 г. дорлисгеймский рыцарь Умбеховен (Umbehoven) и андлауский дворянин (содержатель корчмы) Цимберлин назвались вместе одним именем «König Armleder» (Король Кожаная рука) и, став во главе скопища крестьян, перебили евреев в Энзисгейме, Мюльгаузене, Руфахе и других городах. Затем они двинулись к Кольмару, но граждане Страсбурга решили подать помощь Кольмару, и скопище рассеялось. Приблизительно в то же время рибовильские евреи, переданные Людвигом Баварским в обеспечение займа на сумму 400 марок серебром графу Рибопьеру, были объявлены отравителями и все истреблены.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона



В 1349 году под предлогом того, что евреи отравили колодцы, что повлекло за собой Черную смерть (вторая в истории пандемия чумы), еврейская община была уничтожена в большей части Эльзаса, ее имущество, конечно же, было конфисковано. Следствием этого стало исчезновение евреев почти во всем Эльзасе, особенно в таких городах, как Страсбург, Кольмар, Мюлуз, Селестат.
Некоторые из коммун, которые убили или преследовали своих евреев, пообещали больше не принимать их, временно или навсегда. Тем не менее, многие выжившие после резни 1349 года вернулись в свои прежние места, и даже Страсбург вновь открыл свои двери для евреев в 1362 году.



Это точная копией шофара "Груссельхорн", обнаруженного мародерами еврейских домов после пожара 1349 года. В следствии слухов, евреев обвинили в том, что они хотели с помощью этого рога общаться с врагом и предать город.

Еврейское присутствие в разных частях Эльзаса не было непрерывным. С 14 по 16в. евреев в Эльзасе почти не было.
Это не значит, что в этих местах совсем не было евреев. В то время в городах не было еврейских общин. Городские общины были там более заметными и более уязвимыми. Немного отдельных еврейских семей жило по всему региону в провинции, в небольших городках и деревнях. Но очевидно, что в то время в Эльзасе было очень мало еврейского населения.



Евреев постоянно ограничивали в гражданских правах, изгоняли из общества, ограничивая в выборе профессии. Ограничивали и в приобретении недвижимости, запрещали владеть и обрабатывать землю.
Все, что осталось, это мелкая торговля, торговля скотом и ростовщичество. Часто был феодал выдавал деньги, а еврей был всего лишь посредником, через которого они передавались, чтобы обойти церковные законы, запрещающие ростовщичество для христиан.



Фрагмент из свитка Эйха с иллюстрацией о гонениях евреев. 16в.(?)

Но были смелые и умные евреи, которые даже в самые страшные годы гонений помогали своим соплеменникам. Одни из таких был Йосель (Иосель; Иосельман; Иозелин) из Росхейма / Росгейма (нем. Josel von Rosheim), также Иосиф бен-Гершон Лоанц (Joselmann / Yoselmann (Joseph) Ben Gerschon Loans / Loanz.
Он родился ок. 1480, ум. в марте 1554 года, в Росгейме, Эльзас - в Священной Римской империи. Известный в первой половине XVI века общественный деятель; штадлан (представитель) евреев, более сорока лет защищавший их интересы перед королями и князьями.
История семьи Йоселя характеризуется постоянными преследованиями и страданиями. В 1470 году брат его отца, раввин Элияс, и два других брата были сожжены в Эндингене из-за якобы совершенного восемь лет назад ритуального убийства перед еврейским религиозным праздником Суккот.
В 1507 году во время изгнания евреев из Кольмара была предпринята аналогичная попытка изгнать евреев из Оберенхайма. Йосель успешно обратился к имперским властям, и евреям Обернхайма разрешили остаться.
В 1516 г. он стал хлопотать перед императором за евреев Эльзаса, которым угрожало изгнание, а вслед за тем ходатайствовал уже за евреев других немецких областей. Когда в Майнце на собрании прелатов и рыцарей было решено обратиться ко всем князьям об изгнании евреев из Германии, Максимилиана I, по просьбе Иоселя, запретил трогать евреев. Иоселю была пожалована особая грамота, согласно которой он и его семья могли жить и торговать в стране и освобождались от специальной пошлины для евреев Leibzoll (пропускная пошлина). Это только небольшой фрагмент его деятельности.

Многие эльзасские евреи мигрировали в Германию, а затем в Среднюю и Восточную Европу. В каком-то смысле это типичный аспект еврейской истории в Эльзасе, возможно потому, что это был пограничный регион. Между Западом и Востоком, правым и левым берегами Рейна происходило постоянное движение. Каждый, казалось, пытал счастья там, где другие люди испытали несправедливость или несчастье. Даже беда может быть относительной! Восточноевропейские евреи прибывали в Эльзас, а евреи из Меца и Эльзаса пытались найти счастья в Польше или Литве.

С середины 17-го века Эльзас и Лотарингия должны были быть заселены после кровавой Тридцатилетней войны (1618-1648), где каждый, независимо от его религии, мог стать жертвой необоснованного насилия. По Вестфальскому договору 1648 года Франция окончательно присоединила к себе Metz, Toul и Verdun.
С 1650 года многочисленные евреи приезжали в Эльзас из-за Рейна, из таких мест как Баден, Швабия или Рейнланд. Это сыграло важную роль в формировании следующего поколения эльзасских евреев и в фонетике местного идиша.

Учредительное собрание Франции 27 сентября 1791 года предоставило гражданские права всем евреям Франции, несмотря на оппозицию некоторых эльзасских депутатов. Были отменены специальные налоги, которые платили только евреи, в отличии от их христианских соседей. Были отменены ограничения на профессии, на покупку недвижимости, на районы проживания и пр.

Во время революции эльзасские еврейские общины представляли более двух третей евреев во Франции.

Были воссозданы общины в городах, где до этого было запрещено жить евреям: Страсбург и Кольмар постепенно привлекли население соседних деревень.
Однако большинство эльзасских евреев оставались приверженцами своих традиций, и лишь постепенно и робко они вышли из своих добровольных гетто.



В 1806 г. Наполеон I, стремился привлечь евреев к участию в правительственных мероприятиях и устранить возможные расхождения между предписаниями еврейской религии и интересами государства. Для этого он созвал Собрание еврейских нотаблей.



В феврале 1807 г. был созван Французский Синедрион.
"Hutchinson's History of the Nations", опубликовано 1915.



Французский Синедрион, 4 февраля, 1807.
Edouard Moyse, 1807. Bibliothèque des Arts Décoratifs, Paris.

Для руководства евреями, Наполеон создал руководящий орган "Центральная консистория израильтян Франции (фр. Consistoire central israélite de France) по аналогии с руководящими органами римско-католической и протестанской церкви. Так появился высший орган евреев Франции в Париже, избирающий главного раввина.

В 1831 году Луи-Филипп постановил, что раввины и исполняющие обязанности служителей израильского культа будут получать зарплату из государственной казны, предоставляя евреям те же права, что и католикам и протестантам. Этот указ объясняет необычайный рост общин Эльзаса в 19 веке.



"Торжественное открытие синагоги в Эльзасе".
Картина приписывается Georg Opitz (1775-1841)
Холст, масло. Коллекция Еврейского музея, Нью-Йорк. Жаль, что я ее там не видела.



В 1846 была отменена "Присяги для евреев", которую евреи, как подсудимые так и свидетели, должны были давать в синагоге. Это произошло благодаря деятельности адвоката Адольфа Кремье.



Синагога Назарет (Synagogue Nazareth), Париж. Открыта после перестройки в 1852г.
После того, как эльзасские евреи получили возможность жить в Париже, они стали посещать там синагоги. Это одна из них.



Внесение свитка Торы в синагогу Reichshoffen, в 1857г.., Эльзас

Между 1840 и 1860 годами общины страны значительно развивались, и многие синагоги были либо преобразованы, либо перестроены. В тот же период крупные города все больше привлекали еврейское население.

С 1860 года мы видим постепенный отъезд евреев из сельской местности. Экономическое развитие и отмена запретов дали евреям возможность переселиться в города. Их больше не заставляли продавать скот, зерно и хмель, и жить в деревнях, где они работали.



Характерная черта эльзасского иудаизма: верность Франции. Людовик XIV - первый монарх, совершивший официальный визит в синагогу в Меце. Людовик XVI являлся защитником Серфа Берра. Королевская власть, ставя себя выше власти церкви, в зависимости от личной выгоды могла иногда защитить и евреев.
Евреи никогда не забудут, что с "Декларацией прав человека" Франция является первой страной в мире, признавшей равенство гражданских прав и для евреев. Франция открывает евреям свои школы, свои университеты, свою армию ... многие эльзасские евреи, благодаря патриотизму, делают военную карьеру. Всем известный пример - Альфред Дрейфус. Сами знаете, что из этого получилось.

Из-за ограничений по размеру поста в жж, этот пост полностью не вошел. Полный пост https://dona-anna.dreamwidth.org/2345256.html

Или окончание здесь в жж

музей, Эльзас, еврейское, Франция

Previous post Next post
Up