Пролог: Дороги Северо-Запада Дорога на Сортавалу. Остров Валаам Карелия. Горный парк "Рускеала" Рядом с Мраморным каньоном горного парка "Рускеала" располагается еще один интересный объект - бывший мраморно-известковый завод, на котором с конца XIX в. до 90-х годов XX в. шло производство извести из добываемого на Рускеальском месторождении мрамора. Дорога на завод не входит в маршрут парка, однако сходить и осмотреть завод ничто не мешает - к заводу можно пройти от входа в подземную штольню горного парка. На территории завода нужно лишь соблюдать осторожность, чтоб не споткнуться и не свалиться куда-нибудь...
Дорога к заводу. Вообще, первое производство извести в Рускеале появилось в 1820-е годы по инициативе Санкт-Петербургского университета, который построил здесь небольшой завод, известь с которого шла в основном на строительство здания самого университета в Петербурге. Завод располагал несколькими печами для обжига мрамора, которые были сложены из мраморных блоков.
В 1854 году добыча декоративного мрамора в карьере остановилась из-за отсутствия заказов. Карьер некоторое время пребывал в запустении. Местные жители в этот период пытались выжигать известь из мраморного окола, коего в окрестностях было в избытке, и даже построили несколько новых обжиговых печей, работавших на дровах. В 1860-х годах добыча вновь возобновилась, но теперь уже исключительно с целью получения строительной и технической извести, которая была нужна для отбеливания бумаги. В 1895 году недалеко от карьеров были построены первые три шахтные полугазовые печи для обжига, выдававшие 17-20 тонн извести в сутки.
На фото - шахтная печь для обжига мрамора и эстакада, по которой к заводу подавались вагонетки с добытым мрамором.
В 1898 году месторождение взяли в аренду финны. Они нарастили добычу мрамора, который теперь шел на производство как извести, так и щебня - рядом был построен дробильно сортировочный завод.
В 1937 году на заводе были запущены 6 полугазовых шахтных печей производительностью 30-35 тонн извести в сутки.
Во время войны карьер и завод не работали. В подземных выработках местные жители укрывались от бомбёжек. После войны завод был восстановлен и дал первую известь в 1947 году.
Здание склада, где хранилась и отгружалась готовая продукция.
Остатки наружных строений завода.
Шахтные печи и разрушенное административное здание завода.
В середине XX века мрамор для завода добывали буро-взрывным способом. Полученные мраморные блоки разбивались кувалдами, обломки загружались в вагонетки. Для обжига в печи мрамор загружался в верхнюю её часть, к которой вагонетки при помощи лебёдок подавались по специальным рельсам - всё это, видимо, не сохранилось.
В нижней части печи происходила выгрузка готовой продукции, которая затем отправлялась на склад.
В начале 90-х годов прошлого века завод был остановлен. В настоящее время сохранилась только дробильно-сортировочная часть завода, где производится щебень. Из 12-ти карьеров, в которых добывался мрамор на протяжении более чем двух веков, сегодня функционирует только один.
Здание склада.
Остатки железнодорожных путей возле склада. В лучшие годы завода его продукция поставлялась в 17 областей и 10 союзных республик СССР.
Продолжение:
Карелия. Водопад Юканкоски Карелия. Остров Кижи Карелия. Прионежье Вытегра. Подводная лодка Б-440