Это техническая часть рассказа о поездке в Прибалтику.
Маршрут
Скажу честно, маршрут особо не продумывался, хотелось Вильнюс, Ригу и Таллин, но основную часть времени мы планировали посвятить Литве. Времени на это было 12 дней, с 22 сентября по 2 октября 2010 года, соответственно всё изложенное актуально на эти даты.
Примерный маршрут, каким он получился.
Подготовка.
Нужно отметить, что это была наша первая автомобильная поездка в страны ес, и собирались мы довольно вдумчиво.
Документы
Общий список документов.
Шенгенская (Литовская) виза
Страховка "Зеленая карта"
Страховой полис (сумма страхования минимум 30000 евро на человека)
Права (в моём случае карточка), техпаспорт, техосмотр, российская страховка, как обычно.
Виза
Мы получали краткосрочную, однократную визу.Получение визы в посольстве Литвы в Москве.
Если вы петербуржец - пропустите эту главу, вашу финскую мультивизу в найдёте в свидетельстве о рождении :)
Вам следует собрать следующие
документы 1.Заграничный паспорт.
Срок его действия должен не менее чем на 3 месяца превышать срок действия запрашиваемой визы.
Он должен содержать, как минимум, две чистых страницы.
Он должен быть выдан менее десяти лет назад.
2.Анкета
Мы заполняли электронную
анкету Анкету удобно заполнить на сайте, после этого её можно сохранить в формате pdf на свой компьютер и распечатать с помощью любого принтера, в обычном, черно-белом варианте. Вариант распечатывания (с одной стороны листа или с двух) значения не имеет.
3.Выписка с банковского счёта, дорожные чеки.
Выписку получите в банке, размер счёта должен быть не менее 40 евро в день на одного человека. В моём случае (Альфа-банк), выписка делается за 5 минут, однако необходимые средства должны быть на счету за сутки до получения выписки, т.е. не получится положить деньги и получить выписку в один и тот же день. Посольство принимает выписки и на английском и на русском языке. В нашем случае выписка была одна на двоих, соответственно, не менее 80 евро на один день. Валюта счета значения не имеет - в нашем случае счёт был в российских рублях. Срок годности такой бумажки для посольства - одна неделя.
4.Фото
Одну цветную матовую фотографию в размере 35х45 мм., которая соответствует актуальной внешности и возрасту заявителя (не более полгода давности). С белым фоном, размер головы должен занимать 70-80%. Лучше сделать фото непосредственно перед получением визы, т.к. старые фотографии - частая причина отказа.
5.Российский паспорт.
Копии всех его страниц, содержащих информацию. Копируйте всё, кроме пустых листов. Сделайте копии заранее, при посольстве (на другой стороне улицы) копии делают, но там может быть очередь, копир может жевать страницы и т.п.
6.Страховой полис.
Стаховой полис был получен один, на двух человек. Делает такие полисы практически любая страховая.
Стоил около 500 рублей.
7.Консульский сбор
На краткосрочную визу сбор составляет 35 евро. Принимают его только в евро, не забудте купить евро заранее.
8.Копии прав и техпаспорта вашего автомобиля. Страховку Зеленая карта в посольство предъявлять не нужно.
9.Если вы состоите в браке - нужна копия свидетельства о браке.
Справок с места работы, справок из банка, о состоянии счёта за какой-либо промежуток времени не потребовалось.
10.Подтвердительные документы:
Документы подтверждающий цель поездки.
Наша цель была туризм, приглашения мы не имели, потому этот пункт мы пропустили.
Документы, относящиеся к размещению.
Поскольку предполагается автопутешествие, был забронирован только 1 отель на 3 ночи в Вильнюсе, и всё, так как составление жёсткого графика-маршрута перечёркивает весь смысл подобной поездки. Конечно, можно забронировать всё, а потом анулировать бронь, большинство отелей предоставляет эту возможность,но мы не стали мутить воду. В посольство было предоставлено распечатанное письмо с booking.com о подтверждении брони. Этого оказалось достаточно. Никаких маршрутов и прочего я не описывал. Только бронь на первые 3 дня.
Поход в посольство.
Часы приёма Прием документов: 09.30 - 12.00 понедельник - пятница
Выдача виз: 15.00 - 16.00 понедельник - пятница
Процедура сдачи документов заняла около 20 минут.
На входе в посольство мы прошли рамку металлоискателя, подошли к свободному окошку (их там несколько), неспеша отдали документы, взяли талончик, по которому через 5 дней нужно прийти на получение, и ушли. На талончике написана дата, время, и окно. Получать визу можно приходить одному из заявителей, и через пять дней я поехал в посольство один. На получение около 15:00 на улице собралась небольшая очередь, человек в 15, в которой я простоял менее полу-часа, прошёл к окошку и получил паспорта с визами. Всё. Никаких дополнительных вопросов, документов и других сложностей небыло.
Международное водительское удостоверение.
Я его не получал, проблем с нашими правами (карточка) не возникало.
Деньги
Основная часть денег у нас была на карте (обычный рублёвый счёт),
плюс немного наличных рублей на расходы и бензин вне евросоюза.
Экипировка, машина
В ЕС запрещено использование и ввоз "антирадаров"(радар-детекторов), поэтому пришлось его с грустью оставить дома, а вещь это крайне полезная.Однако его отчасти заменяет си-би радиостанция, поэтому сильно я не огорчился. Использовать рацию в прибалтике я не планировал, по причине незнания языка, потому после прохождения таможни антенна была снята, и поставил я её уже после попадания обратно в Россию. Си-би частоты везде так или иначе открыты, на таможне вопросов не было, не смотря на почти двухметровую антенну посреди крыши.
Так же был взят навигатор (igo), залиты нужные карты. В незнакомых городах с труднопроизносимыми названиями улиц он очень помог.
В России я предпочитаю обычные атласы. Инвертор напряжения так и не купил, хотя собираюсь давно, ибо полезное.
Был выбран и куплен путеводитель, вот такой -
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4934476/ (вполне себе, к тому же 3 в 1)
С местной связью не морочился, подключил "скидочный" роуминг Мегафона, и оставил свой номер на всю поездку.
Рассчёты
Так же, был произведен предварительный рассчёт необходимых затрат во время пути. Это бензин и расходы на гостиницы.
Актуальную стоимость бензина в Белоруссии и Прибалтике без труда можно отыскать в интернете, среднюю стоимость гостиниц на booking.com, расстояния между городами и время пути на соответствующих сайтах - например
тут Что можно ввозить, что нельзя
В эти вопросы я особо не вникал, поскольку ничего кроме необходимой одежды, ноута и прочих бытовых вещей провозить не собирался. Ну разве что выложил из машины топорик:). Можно ввезти канистру бензина объёмом не более 10 литров, так я и сделал.
Play!
После прохождения всех кругов пробок, около 9 часов вечера мы покинули Москву и покатили в сторону Белоруссии. Предполагалось сквозняком проехать Белоруссию, и утром быть в Вильнюсе. Трасса М1 по меркам нашей страны в целом хорошая, по 2 полосы в каждую сторону, местами идёт ремонт дороги. Заправки и прочая инфраструктура в изобилии. К ночи мы были на Белорусской границе. Здесь можно оформить страховку, если вы её не сделали заранее, поменять деньги, если это нужно, и т.п. Никакого досмотра нет, после поста расположен вьезд на платную трассу. 20 российских рублей, и вы мчите по отличной дороге на Минск. Ограничение скорости практически везде 120 км/ч, засаду гаи видел только одну, зато в полной темноте :). Далее, часть Минского "мкада" (довольно раздолбанного), и пустынная дорога до границы с Литвой.
Надо сказать - ездить по дорогам Белоруссии после наших - одно удовольствие. Заправки по всей стране принимают и наши рубли, и евро, и доллары. Чеки от оплаты дорог как я понял лучше сохранять, т.к. их могут спросить на таможне.
На границе с Литвой мы были где-то в рано утром. С Белорусской стороны никакой очереди (для легковых машин) не наблюдалось.Остановились, проходим транспортный контроль.Тут возникла заминка.
Таможенник: а "такая" квитанция у вас есть? (тычит в окошко какую-то бумажку)
Я: нет.
Таможенник: (шумно вздыхает, таращит глаза) - покажите чеки оплаты дорог.
Я: вот.
Далее он минут 15 что-то вбивает в комп.
После заявляет: "Дайте 5 долларов"
Я: за что?
Таможенник: за транзит
Я: мы не в америке, у меня нет долларов.
Таможенник: идите в "ту" будку (показывает), меняйте.
Далее я приношу 5 баксов, он молча отдаёт документы, и мы проходим паспортный контроль. При первой оплате дороги, на границе, мне было сказано, что дополнительно оплачивать ничего не нужно, хотя я не уточнял, что еду транзитом. Короче, во избежание тупняка на выезде лучше остановится на российско-белорусской таможне, и оплатить транзит там.
Далее литовская сторона. Тот же транспортный и паспортный контроль, досмотр в стиле -
"Откройте заднюю дверь"
"Ага"
"Багажник открывать?"
"Да не надо".
Всё - таможня пройдена. Итого в сумме где-то час-полтора. Машин довольно мало, особенно учитывая, что для автомобилей не европейской прописки предусмотрен отдельный коридор, о чём намекает табличка. Проблем никаких.
Дорога от границы до Вильнюса довольно паршивого качества, по одной полосе в каждую сторону, но она короткая - около 50км, и вы уже на месте.
Вообще, крупные трассы в прибалтике вполне нормальные, иногда четырехполосные, ограничения от 90 до 110 км/ч. Второстепенные дороги похуже. Ограничение в населёнке 50 км/ч.
Понятия "пост гаи" нет впринципе, даже на границах государств. Границ можно было бы незаметить совсем, если бы не закрытые кпп по сторонам от дороги. Полиции мало, засад почти нет, к примеру в Литве я не встретил ни одной. Зато есть камеры.
Участок трассы Вильнюс-Клайпеда
Заправки.
Есть автоматические заправки, без кассира. Принимают и карты и наличку. Мануал подробен и понятен.
Вильнюс.
Город относительно небольшой, всего 500000 жителей, машин немного, потому понятие "пробка" отсутствует по факту. В центр свободный вьезд, ощутимых проблем с парковками нет, хотя преобладают платные парковки, о них сообщают знаки, есть автоматы оплаты, стоит все это недорого. Из всех прибалтийских столиц - Вильнюс - самый комфортный для автомобилиста. Никаких сложностей в организации движения нет, все понятно. Подавляющее большинство людей "за 25" говорят на русском языке, в молодежной среде русский уже почти забыт, что впринципе, закономерно.
Парковочные знаки в Вильнюсе.
Каунас. Небольшой, пробок нет, с парковкой, в том числе с бесплатной, проблем нет. Русскоязычных граждан ощутимо меньше.
Рига. Город довольно загружен, по сравнению с Вильнюсом ощутимо больше машин, в часы пик движение довольно плотное. Старый город очень компактный, и закрыт для движения автомобилей - можно вьехать только со специальным пропуском, который есть далеко не у всех. Большинство парковок вокруг Старого города платные, бесплатные же обычно забиты, найти место не просто. Относительно много полиции. Русский язык слышен отовсюду.
Таллин. Жителей около 500000, пробок нет, но есть некторые отличия от других прибалтийских столиц. Часто встречаются полосы для городского транспорта, повороты на перекрестках регулируются не зеленой стрелкой, а всегда отдельным светофором со стрелками, первое время сильно сбивало с толку ночью) Парковки - история отдельная. Центр разделён на
зоны , в каждой зоне - своя стоимость. Может не быть знака и автомата, но вы все равно рискуете получить штраф под щётку.(проверено на собственном опыте:))
Можно покупать так называемые "часики", временные парковочные талоны, но я в это не вникал, наверное это интересно для тех, кто хочет более основательно задержаться в Таллине. Если вас таки оштрафовали - штраф можно оплатить в любом банке за 5 минут.
Отели.В целом, при бронировании гостиниц, я бы обращал внимание на близость к центру и наличие бесплатной стоянки - в этом случае вы сможете не ползоваться автомобилем в центре совсем - можно гулять по историческим местам, где большинство красот и интересных мест сосредоточено в пешей доступности, а автомобиль использовать для посещения более удалённых пунктов.
Магазины.
Некоторые товары, (шмот, некоторая электронника и т.д.) ощутимо дешевле и выбор лучше. Хотел купить аэрограф - не успел :(
Небольшие магазинчики работают до 5-6 вечера, большинство крупных до 21 часа. После 23 часов что-то купить или где-то поесть практически невозможно.(epic fail). Въезжая в Питер, увидев надпись "Лента" "24 часа", порадовался.
Еда.
Относительно Москвы - немного дешевле, как рестораны и кафе, так и магазины. Средний чек, наверное, не назову, в очень разных местах были, но не дорого.
Таможня в Нарве.
Про этот кпп ходят леденящие душу сказания, ужасающие былинные подробности и сумрачные легенды.Умирая от холода и голода, звеня последними центами, несчастные путешественники доживают свою жизнь в бесконечной очереди к Родине, а дальнобойщики, стоя мёртвой вереницей, под шуршание автономки уходят в долгую зимнюю спячку. Некоторые богобоязненные люди объезжают эти проклятые земли через северные тропы викингов, проплывая часть пути даже по морю-океяну..
Это краткие итоги того, что я читал о кпп Нарва-Ивангород.
На деле - все обстоит вот как.
Прохождение границы из Эстонии действительно представляет из себя небольшой квест.
Транзитом транспорта в Нарве занимается контора Transservis-N.(!) Вот её сайт
http://www.narvatransiit.ee/Там есть важная схема, именно по ней следует ехать. Не лишним будет заранее им позвонить, и сказать когда и во сколько вы намерены пересечь границу, но мы не звонили. Поворот с трассы направо, при въезде в Нарву, после заправки Statoil, далее метров через 300 - на противоположной стороне дороги есть вывеска Transservis-N. Вам туда. Выглядит это мероприятие как обычная стоянка. При вьезде стоит будка с окошками. Подходите, платите за транзит (150 рублей), получаете бумажку и едете до кпп (далее по схеме). Там стоит очередь, все как обычно. Машин действительно много, но для иностранцев (типа для нас), говорят, есть коридор в 10 машин в час. В моём случае он не был забит, и потеряв в очереди минут 15, я приступил к прохождению таможни. Level completed. Прохождение (см. Белоруссия-Литва), только в обратном порядке. Ничего не копали, просто мельком посмотрели. С нашей стороны для российских машин отдельный коридор. Время прохождения - в пределах часа-двух. Ещё один момент - нейтральная территория на этом кпп - мост через реку - типа ремонтируется, работает только одна полоса, в результате возникает реверсное движение по светофору, дополнительно тормозящее процесс. В целом, таможня прошла быстро, и без проблем.
Дорога Ивангород-Питер отвратительна чуть менее, чем совсем, иногда встречаются отремонтированные участки. Заправок мало, поток автомобилей небольшой. Ну а про трассу м10 рассказывать смысла я не вижу, наверное все, кто живя в центральном регионе использует автомобиль для путешествий знают её на зубок:)
Расходы (основные)
Виза -----------------------2800---(70 евро за две штуки)
Зеленая карта---------------1300---(все страны)
Страховка здоровья----------600----(на двоих)
Фотографии------------------400----(на двоих)
Бензин----------------------8600---(примерно 270 литров, учитывая разницу цен)
Гостиницы-------------------11200--(280 евро за 8 ночей, ЕС)
Платные дороги--------------40-----(две по 20 рублей, белоруссия)
Транзиты--------------------300----(белоруссия, нарва)
Штрафы----------------------1320---(33 евро, парковка)
Путеводитель----------------1000---
Итого-----------------------27560 рублей.
Покушать, музеи, подарки, покупки, книги, выпивка, аренда велосипедов, развлечения - не считал - у каждого тут свой чек, но где-то столько же :)
Несомненно, тот же маршрут можно проехать куда дешевле, или дороже, но для этой поездки был выбран именно такой формат.