Интереснейшее интервью Глеба Павловского и Константина Эггерта на "Радио Свобода":
http://www.svobodanews.ru/articleprintview/24624883.html Ожидаемая большая приватизация ТЭК, её бенефициары и идеологическое обеспечение; прогнозы для внешней и внутренней политики РФ.
Для российского правящего класса наступает период, когда закончился так называемый «ресурсный национализм» эпохи отъема ЮКОСа и так далее, а наступает период, когда все, что было перераспределено в последние 10-12 лет, должно быть теперь тотально легализовано на международном уровне.
Именно поэтому всякого рода слияния и поглощения западными компаниями будут очень приветствоваться, конечно, в рамках, при которых какой-то контроль остается у российской элиты, для того, чтобы через какое-то время фактом постоянных «свадеб» с международными корпорациями люди, которые сегодня являются бизнесменами-чиновниками, стали респектабельными представителями международного бизнеса, к которым приставать с разными неудобными вопросами будет весьма сложно.
Здесь есть нечто другое, чем обмен власти на собственность, здесь формируется фактически новая схема, не вполне обычная. И в основе этого - желание застраховать собственность, отделить ее от государства, которое было упаковкой для этой собственности. Теперь правящий класс, уже осознавая, - это очень интересный момент идентификации - решает, кто он: правящий класс государства или класс собственников, бенефициаров. И он решает, что он все-таки класс собственников.
Тот факт, что такая осторожная компания, как «ExxonMobil», пошла на беспрецедентное соглашение с «Роснефтью», показывает, что есть вера в то, что, по крайней мере, кремлевские люди сдержат свое слово и действительно дадут доступ к российским ресурсам для нефтяных компаний.
Западные компании убеждают себя в том, что Путин - это всерьез и надолго, потому что он обеспечит доступ к ресурсам, естественно, в обмен на доступ к активам за рубежом. В этот раз «Роснефть» подписала соглашение с «Eni», итальянским госконцерном, и с «Statoil», норвежским концерном, с такими же условиями, что будет обмен активами. Таким образом, Кремль приобретает лоббистов на Западе.
Источники, близкие к Путину, говорят, что президент напуган активизацией «неуправляемой демократии», как он ее называет. По словам некоего служащего экономического департамента ФСБ, после энергетического сектора «клан Путина» примется за реприватизацию других активов, в частности, алюминиевых, и конкретно - «Русала».
Этот процесс фактически открывает новое поле политики и новое поле экономической политики, и просто политики внутренней. И в нем начинается уже борьба. Не все одинаково смотрят на это. Даже сейчас, во время Петербургского форума, когда Шувалов высказал мало замеченную, но фантастическую идею, что приватизация будет идти на средства Фонда национального благосостояния, то есть на государственные деньги, министр финансов Силуанов вскричал: «Не понимаю!».
Якунин, казалось бы, более чем верный, я бы даже сказал, образцовый представитель премиального класса, тоже сказал: «Что такое эти жалкие 320 миллиардов, которые можно получить за приватизацию части РАО, когда нам только триллион нужен - инвестпрограмма». И тут выговорил вообще поразительную вещь: «Как же я тогда буду финансировать Олимпиаду в Сочи?!». То есть тот, кто купит пакет РАО «РЖД», одновременно получит и обременение.
Общее состояние - и тема большой приватизации, и изменившихся вызовов для класса политического, который себя сейчас, наверное, трансформирует, - понадобится какое-то пропагандистское обеспечение для всего этого.
Не надо думать, что где-то разрабатывается план одновременно с информационным обеспечением. Идет поиск на ощупь. Система опять вошла в режим, который я называю режимом «джаз государства», она опять импровизирует, она наугад ищет какие-то новые поля, новые опорные точки. И она уже несколько таких полей нашла. Одно - это массовая мобилизация. Она удалась во время выборов Владимира Путина, она совсем в другой форме и на значительно более опасной основе была апробирована патриархом Кириллом. Но явно система не готова пойти по этому направлению, хотя бы потому, что в ней слишком много мусульман.
Появилась новая идея с макрорегиональными проектами, то есть фактически создание каких-то субколоний внутри Российской Федерации, каких-то колониальных зон с особым порядком управления. Дальний Восток, Кавказ...
В новую приватизацию ведь зашит еще очень важный, интимный момент - это ведь решение проблемы принцев, наследников, детей, как им передать то, что нажито неопределенным путем. И внутри этой системы это все решаемо - они станут не просто членами советов директоров наших корпораций, а тамошних корпораций. Но здесь есть две маленькие проблемы. Не договорились со средним бизнесом и средним классом.
И второй момент - гигантский, растущий и запланированный к росту сектор бюджетозависимого населения. Когда Путин говорил про 25 миллионов новых рабочих мест, как сегодня выясняется, он говорил про 25 миллионов нынешних рабочих мест, дополнительно бюджетируемых. И все это повисает, я уже не говорю про пенсию, на той же системе: каким образом и кто будет это в течение ближайших лет, пока будет идти вся эта приватизация... О которой интересно сказал Шувалов. В одном и том же его выступлении было два момента: «очень важно ее провести немедленно» и «не надо бояться, она будет идти очень долго». То есть понятно, что по состоянию рынка, если все это сейчас продать, то это копейки. Видимо, тут опять-таки заложена какая-то сложная схема кредитования с бенефициарами. Все это невозможно упаковать ни в одну из представленных на административном рынке, официальном кремлевском рынке, идеологий. Ни в «суверенную демократию» это не упакуешь, ни в социальную ответственность, ни в консерватизм...
В Европе тоже выделился свой премиальный класс, свои элиты наднациональные, хотя каждый из их представителей принадлежит к какой-то стране. Но они существуют на уровне европейского сообщества и как бы недосягаемы для собственных избирателей. И этот класс тоже ищет какую-то форму легитимации, он тоже ищет возможность освободить себя от неприятных, регулярных перевыборов, и этого народа, который - то левые экстремисты, то правые, то мигранты. И вообще все это неприятно. И я уверен, что формируется наднациональная мировая управляемая демократия как тенденция, слава Богу, в некоторых странах, я надеюсь, что в Европе это только как тенденция, но это есть...
Это те фракции старых элит, которые отрываются от своих национальных политических систем, от партийных систем, от любой зависимости, даже перед акционерами, и конечно, они чувствуют себя самыми умными, они чувствуют себя хозяевами положения. И в этом смысле они прекрасно находят общий язык с нашим премиальным классом.
Решающая, роковая проблема новой приватизации - она предполагает какие-то договоренности, которые будут иметь правовую, легитимную форму, а значит, признанную людьми, населением. Но для этого нам недостаточно пропаганды, недостаточно упаковать это в идеологию. Хотя бы только для этого случая - для этой приватизации - нужно запустить правовой механизм легитимности. А за этим подтягивается проблема выборов и тому подобное.
Сейчас аресты - 13 человек сидит в связи с Болотной. Безусловно, эти 13, и то, что делает Следственный комитет, - это является подготовкой открытого политического процесса, то есть вещи небывалой с довоенных времен. Можно, конечно, отдаленно сравнивать с какими-то попытками (как всегда, кстати, неудачными) брежневского периода провести открытый процесс, они всегда проваливались и давали негативный результат.
Что означало хамство Бастрыкина заместителю редактора «Новой газеты»? Это ощущение нового времени, новых возможностей. И конечно, ничто не даст новые возможности так, как удачно проведенный политический процесс.
Краудсорсинг - это хорошая вещь в правильно очерченной процедуре. Если же краудсорсингом объявляется решение, принятое заранее и объявленное толпе через громкоговоритель, по динамику, - то это не краудсорсинг, это надо называть как-то иначе. Таким краудсорсингом и Геббельс владел.
Там были разные люди, и советник Барака Обамы, и куратор Открытого правительства в Великобритании Тим Келси, ничего в этом смысле нового не изобрели в России. Как извлечь из этих технологий здравый смысл и заключить устойчивый социальный контракт - они говорили-то об этом. А Греф им отвечал, что, вообще-то, он страшится идеи передачи власти населению.
Греф хочет, конечно, мира, основанного на правилах, на процедурах, но он не хотел бы, чтобы эти правила были как-то связаны с избирательным процессом. Он не видит, как он пасует здесь: пусть будут правила, а выборы - где-нибудь отдельно. Но так не получается.