Военная история

May 08, 2010 17:33

Военное детство. Короткие истории.

1.Маленького мальчика Сеню серьезная и мрачная мама не вела за руку к поезду - он держался за ее юбку. Обе ее руки были заняты - маленьким фанерным чемоданом с их самыми необходимыми вещами и пищевым пайком на неопределенное время - розовым сахаром-сырцом. Конечно, еще была пайка хлеба - ее разносили по вагонам раз в несколько дней. Кипяток и розовый сахар. Товарный вагон был превращен в общежитие на колесах, в котором Сеня - студенческий ребенок, росший сначала в общежитии Харьковского индустриального техникума, а потом - Харьковского авиационного института - чувствовал себя вполне вольготно, если бы не постоянный страх от звука летящих над головой самолетов, который не то слышался, не то чудился. Постепенно, по мере движения на восток, страх проходил.
Вагон с эвакуированными шел до Перми месяц. Сеня играл с новообретенными друзьями. Его молодая мама по имени Сима Гофман часто плакала. Причин для слез было две. Ее старшая сестра Лиза Михельсон с мужем и маленькой дочкой Феней (Фаиной, Фанни) - ровесницей Сени, остались в Харькове. Эвакуация шла по предприятиям. А тихие инвалиды по слуху - Михельсоны были мелкими кустарями… Их старший сын уже был на фронте. А Феня… Им так не хотелось расставаться с малышкой. Они не были настойчивы. А Сима привыкла слушаться одну из старших сестер - Лизу. А надо, надо, надо было вырвать Феню из рук матери, схватить и увезти, и сказать потом, что Сеня и Феня - близнецы! Ведь кузен и кузина были похожи… Два темноглазых, широконосых, смешных еврейских ребенка… А Сима не настояла…
Даже много десятилетий спустя, в агонии, в бреду, она плакала и кричала об этом. Феня и ее родители легли в ров, в безымянную могилу «Тракторного завода»… И на своего ребенка - здоровенького, веселого, смышленого - смотреть было больно. Сеня помнил - мама была сердитая и даже не хотела ему читать...
Вторая причина Симиных слез была такова. Ее муж Еремей, Ирма, был «оставлен в Харькове для организации уличных боев». Представляете, что это такое? После отступления регулярных частей… Практически без оружия. Молодые сознательные рабочие и служащие с предприятий Харькова… Они с Симой поцеловались на прощание… Рыжий, синеглазый двадцатисемилетний Ирма оставался в Харькове встречать фашистов - с голыми руками.
(Сделайте Эдриана Броуди из «Пианиста» рыжим - вот вам и иллюстрация. Симу пусть сыграет Рене Зельвегер).
В последний момент приказ отменили, сочтя нецелесообразным. Ирма пригодился стране в качестве авиаконструктора. Да ой как пригодился! Он оказался в Перми вскоре после Симы с Сеней. Через два года у них родился еще один мальчик - Витя.
Как еще могли назвать ребенка те, кто верил в победу и мечтал о ней! Только Виктором!
Сеня, мой отец, потом вспоминал и записывал… Пока нет сил расшифровать его записи - меня душат слезы… У военных детей часто не было здоровья для долгой жизни.

p.s. А через пять лет после Победы - 8 мая 1950 года у Сени родился еще один брат.
Сегодня моему дорогому, любимому, прекрасному младшему дяде Леониду Еремеевичу (Лёле) Лейферову исполняется 60 лет. Он так похож на моего папу! - пусть не внешне, душой! Он такой мужественный, сильный, умный и добрый! Я так его люблю!
Милый, родной наш Лёля! Любим тебя, гордимся тобой! Будь здоров и живи долго!

истории

Previous post Next post
Up