"Цель воспитания (формирование нормального, уравновешенного, творческого человека) никогда не была целью общества. Традиционные методы воспитания (с использованием дрессировки и насилия) совершенно логичны, прагматичны и здоровы для достижения истинной цели общества, которая состоит не в том, чтобы создать идеальную личность, а в том, чтобы создать полуробота, который максимально близко подражает общественному идеалу - как в рациональных, так и в иррациональных аспектах, перенимая как мудрость веков, так и всю накопленную человечеством глупость и жестокость. Причина очень проста: сознательная, пробужденная (избежавшая промывания мозгов) личность не сможет точно вписаться ни в одну из ролей, предлагаемых обществом; изувеченные же, роботизированные продукты традиционного детского воспитания прекрасно вписываются в эти ниши."
Роберт Антон Уилсон "Психология эволюции" ("Прометей Восставший")
"Для личности проблемой является необходимость определиться, насколько она может «выламываться» из системы. Личность должна определить границы, которые она может нарушить без самоуничтожения. Личность всегда живет «выламыванием» себя из структуры социальных связей. Но на каждом этапе своей жизни человек может себе позволить выламываться только в определённых границах. Мерой этих границ являются атрибутивные свойства этого человека, потому что выламываться может себе позволить только тот, кто имеет достаточно определённые атрибутивные свойства, а не только функциональные, т.е. только тот человек, который уже не зависит от своего места".
Щедровицкий Г.П. «Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология» (1981)
"Человек является личностью, когда он не только выполняет соответствующие месту функции, но и осознает себя (как наполнение), сам принимает решения, рискует и готов нести за это ответственность. Личность, заняв функциональное место, осознает себя, свои возможности, оценивает себя по отношению к этому месту, свои обязанности как места, но отделяет себя от места. Только личность может выйти из места (например, поменять самостоятельно место). Только личность может решить, будет ли она выполнять функции соответствующего места или будет делать какие-то действия, вырывающие его из места".
Щедровицкий Г.П. «Методология и философия организационно-управленческой деятельности» (1988)
Еще немного на эту тему от ГП(во второй половине)
http://www.polit.ru/lectures/2004/11/22/gp.html - Тогда чем же человек отличается от животного?
Г.П. Вот! Это - очень интересный вопрос. Человек отличается от животного тем, что животное - индивид, а человек - место в функциональной структуре общества. Место!
- А что такое личность, по-вашему?
Г.П. А личность - это когда человек-индивид отвоевывает себе право не подчиняться законам места и бродить в этой социальной структуре. Вот тогда формируется личность