Эмиграция. Дерево и кустарник

Feb 04, 2010 09:23

Продолжаю Разговор с френдом woelfhen -ом. Он пишет Здесь:
>> Мой пожилой немецкий коллега Филипп по праву гордится своей родословной: в начале Крымской войны его предок был французским консулом в Севастополе и вывез с собой во Францию русскую жену. Его дед выполнял деликатное поручение французского правительства, находясь в романтичесиких отношениях с королевой Таиланда, один из сыновей Филиппа- действующий директор Всемирного банка. За столетия, к русско-французской крови его семьи добавилась еще дюжина: от польской до ирландской. <<

woelfhen приводит слова Филиппа:
>> «У людей, живущих подобно травам там, где их высеяли, нет персональной памяти. Ее заменяет традиция - одна на всех, как победа, которую разучивают в школе и поют хором». «Переезды и перемены, напротив, учат вниманию к мелочам, что неизбежно разрушает любые традиции. Ни богатство, ни образование, ни происхождение не спасают фамилию от пресыщения и вырождения: чтобы нечаянно не превратиться в дерево среди травы, семья должна время от времени вырывать свои корни из земли. Это нелегко проделать, если уже изрядно одервенел, но затраченные усилия стоят того - ведь, они приносят свободу. Вырастишь детей в Германии - отправь их во Францию, в Англию, в Швейцарию. Это и есть идея Единой Европы.» <<

Эти слова и понудили меня взяться за перо. Филипп - интересный человек. В чем-то он похож на меня: осмысливает свою историю и истории своей семьи, осознаёт её как судьбу и выстраивает эту историю в будущее. Я понимаю посыл Филиппа: избежать вырождения. Читателю надо понять: речь идёт о старой европейской крови. Для большинства моих русских современников это не актуально. Но многие из нас видели, как распадаются большие крестьянские семьи: умирают родители - и распад. Поэтому нам, зрелым людям, следует подумать не только об образовании и воспитании своих детей, но и о семейственности, о сохранении рода.

Я понимаю Филиппа. Но не могу с ним согласиться в очень важном. Вначале есть 2 дополнения, больше относящиеся к предыдущему разговору с woelfhen -ом:

1) Россия это не Москва и не Питер. Сейчас люди из городов двинулись в деревню. Я в их числе. Я обнаружил в деревне много родного и подлинного, не уничтоженного ни зверской эксплуатацией, ни раскрестьяниванием. Новая Россия, замешанная на старой патриархальности и новой интеллигенции растёт сейчас. Я нахожусь в толще этого процесса и пишу об этом здесь, в своём блоге. Здесь в ЖЖ многие осмысляют себя и историю своей Родины и осмысленно строят новое: в своей душе, прежде всего. Эта невидимая работа идёт на фоне нынешнего застоя в экономике и политике. Но скоро, я надеюсь, все увидят всходы.

2) Россия велика. Европейский юг России, европейский северо-запад, центральная материковая часть, средний и южный Урал, западная Сибирь, южная Сибирь, Дальний Восток - это совершенно разные регионы по своему ландшафту, климату, вмещающему субэтносу. Намеренно перечисляю регионы, мысленно осматриваю их. Предполагаю, что с удалением фактора советской унификации будут развиваться оригинальные культурно-хозяйственные типы и этнические особенности. Переезд в другой регион равносилен эмиграции. Нам следует думать о своей земле. И звать европейцев к нам. Если woelfhen захочет последовать совету Филиппа, я хотел бы, чтобы он вспомнил о моих словах и отправил кого-то из детей в Россию. Его дети еще не утратят родовой связи с Россией, еще не поздно будет кому-то вернуться.

Есть 2 принципиальных возражения словам Филиппа:

1) По Филиппу плохо быть травой - нет индивидуальности. И плохо быть деревом - засох и выродился. Кустарник, если продолжать аналогию, есть его идеал: есть индивидуальность, незаметен, живуч, легко пересаживается. Мой идеал - дерево. Юные побеги могут быть пересажены. Зрелое дерево не может вырвать корни. И не дОлжно зрелому человеку так поступать. Когда наступит срок - деревенЕй, давай кров, давай опору. Пересади часть своих побегов в другую землю. Но останься сам и оставь часть побегов при себе.

2) Филипп видит причину вырождения в следовании традиции. В персональной памяти, во внимании к мелочам он видит спасение. Это в нём говорит европейские вещизм и индивидуализм, недостаток внимания к духу и соборности. Традиция для него материальна, для нас - прежде всего духовна. Материальная традиция нестойка, распадается под влиянием материальной же модернизации. Европейцы утратили связь с бытием, с глубинами, в русских это еще живо. Наша опора на духовное есть причина нашей упорной силы в испытании и нашего же упрямого сопротивления западной модернизации. Завет для русского: где бы ты ни был - в России или Европе - сохрани традицию в духе, сохрани духовную культуру, она не сильно связана с материальной цивилизацией (если сравнивать Россию и Европу). Русские еще не утратили способность хранить Родину в душе. Это наша основа, этим и только этим мы ценны и интересны для мира.

Это была антифилиппика. (Блин, я не могу не подурачиться.) Возможно, я не совсем правильно понял его мысль, но она помогла мне сформулировать мою. Интересно было бы продолжить разговор на эту тему.

UPD. Я полтора часа форматировал этот текст. Возможно, кому-то он попался в изуродованном виде. После того, как в текст вносится более 5-6 форматирующих элементов (гиперссылка, LJ-юзер, цветной текст), начинается невообразимое: пропадает часть текста и подобное. Я был вынужден упростить форматирование. Если кто-то владеет вопросом, буду рад совету.

Россия, [2_Синтез, .Я_Мыслю, Европа, Личное

Previous post Next post
Up