Читая Галковского (2). О старичках.

Sep 15, 2009 08:57

Начало см. http://don-borzini.livejournal.com/22579.html. Материалы публикуются также в сообществе o_galkovskom

Я приступил к чтению Галковского (см. http://community.livejournal.com/o_galkovskom/58800.html). Эти мои "юношеские" впечатления если и не заинтересовали читателей сообщества, то вызвали некоторый интерес к затронутой теме: "старички". Пытался отвечать, но вскоре понял, что дискуссии так не получится, и засел за написание нового поста. Переклички с обсуждением 1-го поста кое-где указаны в скобках. Пока не касался дискуссии о немецких старичках и старичковых перспективах в России (enzel , kotichshe , byyj ,
valerian_igor , stolypine ), до следующего раза.

Чтение Галковского чрезвычайно информативно. Вначале я пытался анализировать прочитанное подробно и испытал большие затруднения: там за каждой фразой - кладезь. Причем сюда надо добавить и дискуссии. Пришлось применить другой подход, который я и сейчас практикую - "художественное" чтение и образное восприятие. Образное восприятие - методический приём, позволяющий усваивать архетипы (образы) идей, не вдаваясь в детали. Полагая, что моё восприятие достаточно типично для бывшего совка, я и выложил 1-й пост (
volodymir_k ).

Самое неожиданное в чтении - старички. Моё восприятие старичков претерпело большие изменения синхронно с изменениями многих других моих представлений. Это и нашло отражение в 1-м посте - эволюция сознания познающего субъекта (психологический этюд), не больше и не меньше (hedj). Старички - вновь открытая Галковским сущность; и эта сущность порождает революцию в сознании, полностью меняет способ восприятия и интепретации исторических фактов. В этом смысле они действительно от гносеологии (
tantum_auri ). Казалось бы - мелочь. Но с ними философия истории становится более цельной. Позволю себе аналогию с физикой: предположим мы не знаем о силе Кориолиса; и при рассмотрении каких-то явлений она не проявляется; но в других случаях мы будем неадекватны. Старички это инструмент познания, универсальная отмычка для многих непростых замочков.

Старички это пока самое важное, что я увидел у Галковского, важнее идеи криптоколоний. Важно то, что нас не будут мочить, нам дадут жить. Старички мудрые и прагматичные. Не слюнтяи, немного циники. По характеру похожи на врачей: хирургов и реаниматологов, хочешь - не хочешь, а доверяешься. Они из области эсхатологии, творцы и свидетели конца времён (
tantum_auri ). И ещё немного о личном. Не будь они англосаксами, я бы из личных предпочтений прошел мимо (enzel ); а у португальцев старичков не было (Д.Е., звиняйте).

Кто такой или что такое старичок у Галковского? Старички в изложении Галковского это не термин и не категория, это образ мышления, метафора, ещё точнее - эмблема. Сам Галковский применяет термин "нобилитет", который по смыслу близок к "элите" и сужает его в некотором смысле, как "элита элит". Цитирую моих уважаемых комментаторов:

tantum_auri : >> "Старички" - это всего-навсего метафора для обозначения потомственной элиты западных обществ. <<

volodymir_k : >> речь просто про династии аристократов. <<

ixl_ru : ссылается на Галковского, говорящего о западной потомственной элите.
И всё-таки, зачем понадобилась эта новая сущность - старички? Почему Галковскому недостаточно устоявшегося термина "элита" или "нобилитет"?

Ответ таков: старичок это качественно иное. Галковский, по-видимому, не считал важным подробно рассмотреть этот вопрос (hedj ), тем более, что эта эмблема интуитивно понятна. Между тем, разработка этой темы даёт ключ к пониманию и генезиса, и существа, и иерархии старичков и позволяет оценить возможность появления оных в современной РФ.

Элита существует в обществе. Старичок это элитарий, существующий среди элиты и для элиты. Вне элиты старичок исчезает как мираж: какая мощь, какая проницательность (?) - обычный трухлявый пенёк. Для общества старичков не существует. Возможно, понимание сущности старичка является само по себе признаком элитарного сознания: прочитал Галковского, проникся идеей - ты есть элитарий. Потому что для элитарного сознания старичок необходим как воздух, без него - разложение.

Далее феноменология старичка. Парадигма: если старичка нет, то его следовало бы выдумать.

Старичок не власть в той или иной форме, финансовая или политическая, а авторитет. Старички ни к кому не ходят, все приходят к ним. "Схожу-ка я к мистеру Х, посоветуюсь, он, мне говорили, хорошо знает лорда У, интересовался вопросом Ч, влиятельный человек и никому не отказывает в совете. Не повредит, на всякий случай". Старички никем не управляют, никого не назначают; только советуют. Ни во что не вмешиваются, но контролируют всё - контролируемые сами даются. Старичок-паучок, плетёт себе паутинку.

Политики и финансисты - функционеры. Старичок - иная работа. Призвание. Старичок не при должности. Консультант. Никогда старичок не будет функционером и ни за что. Хлопотно и мешает думать, марки собирать. Только если в молодости или на время, для разнообразия и развлечения. Старички это не государственная и финансовая власть, хотя пересечения возможны. Заступил на должность - стал функционером, на время от настоящих старичковых дел отошел, как правило (
tantum_auri ).

"В старичках нет ничего сверхестественного" (
ixl_ru ). Старички живут тихо, читают, ходят где-то, пути их известны и непонятны. Следить за старичком - моветон. Старички - единственно и подлинно свободные люди. Идёт дождь, а старичок пошел погулять. Кто осмелится его остановить?

Старичков с детства видно. Старичков хранит судьба.
Старички сугубо национальны, глобализация их не касается. Слабым нациям старички не полагаются. "Нет старичков" - это диагноз. Старички не выходят за круг своей национальной элиты, они не конкурируют с другими старичками.
Старичок не стареет духом, умерен во всём, не трясёт баб.
Старички не жадны и не злы, не тщеславны.

Пока это всё.
Теперь можно со "старичка" кавычки снять. Феномен описан: старичок.
hedj : >> Есть спектр явлений, который описывает Галковский, но всемогущих "старичков", как субъекта, там нет. Да, есть люди и группы людей, которые понимают и умеют гораздо больше остальных в деле управления большими массами людей, и есть довольно крупные и инертные социальные системы в рамках которых они работают. Как именно организованы управленческие связи и информационные каналы это уже детали -- их тоже можно спокойно рассматривать. <<
В каком-то смысле это верно. Но старички - субъекты! Монархи, политики, финансисты есть, должны быть и "невидимые" старички. Старички возвращают в изучение истории человеческое измерение.

Ну всё, пиздец, теперь меня съедят. Приятного аппетита.

UPD. В 1st-figure.livejournal.com/3535.html выложен цитатник из Д.Е. Галковского по теме. Дополнения приветствуются.

.Я_Мыслю, Галковский, Элита

Previous post Next post
Up