О научной достоверности в «Курьере-619»

Jun 11, 2021 19:44

Как всегда, вокруг новой книжки возникли вопросы и разгорелись споры. Читатель пишет ( Read more... )

Курьер 619, Околонаучное

Leave a comment

serge3leo June 12 2021, 01:55:42 UTC
Честно говоря, в прикидке не учтены:
1. Альбедо поверхности, поверхность блестящего и красивого корабля излучает на порядок меньше, чем чёрное тело;
2. Качество ЭВИ теплоизоляции корабля, температура излучающей поверхности на порядок меньше 300K (скажем, среднепотолочная современная теплопроводность 0,03 мВт/м*К и толщина 20 мм при ΔT = 300°K обеспечат теплопотери 0,5 Вт/м²).

Reply

serge3leo June 12 2021, 03:08:27 UTC
1. Автору уже указали на эту проблему в его теплотехническом расчёте. Алюминий - совсем не чёрное тело ( ... )

Reply

don_beaver June 12 2021, 13:24:54 UTC
Альбедо корабля не указано, тут могут быть самые различные варианты (и алюминий можно анодировать или покрасить). Сравнивать теплизоляцию корабля с активным реактором и топливного бак с жидким водородом тоже трудновато - у них разные модус вивенди. "Солнечный заяц" был рассчитан на постоянную работу реактора, никто его не готовил к условиям пассивного остывания.

Reply

serge3leo June 12 2021, 13:56:16 UTC
Покраска - лишний вес.
Или Вы как Рогозин - хотите раскрасить корабли гжелью или хохломой?
https://www.rbc.ru/society/10/08/2020/5f3131f49a79472e9d7491e1
Рогозин предложил украсить космические корабли гжелью и хохломой

Reply

don_beaver June 12 2021, 16:05:31 UTC
"Покраска - лишний вес".

Ого.

Reply

sidorovmax June 12 2021, 19:17:17 UTC
В былые годы советский дизайнер сэкономил 4 кг массы корабля "Союз" на уменьшении количества краски в интерьере корабля.
Тогда давали премию 100 руб. за каждый сэкономленный кг.
Дизайнер премию не получил, ибо начальник приписал достижение себе вместе с премией.

Reply

serge3leo June 12 2021, 19:46:04 UTC
Да, краска это лишний вес.
Название «Солнечный заяц» намекает на что-то яркое и блестящее, непокрашенное.

Вы можете объяснить, зачем Вам красить в чёрный цвет алюминиевые космические корабли?

Reply

serge3leo June 12 2021, 23:03:08 UTC
А какой на «Солнечном зайце» реактор? Может тоже, как у двигателей малой тяги, на энергии гравитационного излучения? Прямо ж об этом не говорилось, только опосредованно упоминались природные ядерные/термоядерные реакторы и детали «горячей зоны».

Но если у «Солнечного зайца» ядерный/термоядерный реактор, то как без существенной теплоизоляции жилых отсеков от холодильников на большей части внешней поверхности корабля? (У современных проектов 1 МВт площадь - сотни м²)

Reply

don_beaver June 13 2021, 18:26:51 UTC
Любой реактор имеет кпд, то есть часть энергии рассеивается в виде тепла. Так что, согласен, такие корабли надо охлаждать, а не теплоизолировать. Ниже порассуждал на эту тему.

Reply

serge3leo June 13 2021, 22:02:39 UTC
Да, увы, КПД наверное не 1. Ясное дело, что «Солнечный заяц» основан на новых физических принципах, но, всё равно, вряд ли 1, а тогда он в полёте, похоже, весьма горячий, недаром же он "солнечный".

Исходя из положений основной статьи, при температуре 3000К, поверхность излучения 1000 м2 сможет сбросить в космос до 4 ГВт тепловой энергии.

А при наивном перемещении 106 кг на расстояние 1012 м по прямой с ускорениями 4g и -4g, средняя механическая мощность составит 1014 Вт.

Так что КПД «Солнечного зайца», похоже, должен быть не хуже 1 - 4*10-5 (или 0,99996).

На мой взгляд, фантастический КПД и фантастическая температура, так же как и способы теплоизоляции (и/или охлаждения) жилых модулей от холодильника на поверхности, но это же и есть фантастика.

Reply

don_beaver June 14 2021, 00:22:40 UTC
Верно, если учесть ускорения, с которым перемещаются корабли, то в обычном режиме их нужно охлаждать - активно и со страшной силой. Так что к условиям выключенного реактора они будут явно не готовы.

Reply

serge3leo June 14 2021, 09:02:25 UTC
Хм, конечно, это нештатный режим, одно дело теплоизолировать жилые отсеки от внешней поверхности с температурой 3000К, и совсем другое дело теплоизолировать от внешней поверхности с температурой 4К ( ... )

Reply

pargentum June 15 2021, 17:20:21 UTC
Значит, правильный корабль с реактором должен иметь:
1. Теплоизоляцию для обитаемых отсеков
2. Радиаторы, температура которых должна быть существенно выше, чем у обитаемых отсеков, скорее всего на многие сотни кельвин.

При этом, если реактор урановый, его нельзя полностью потушить, даже при полном прекращении цепной реакции он еще много месяцев будет выделять тепло за счет распада промежуточных продуктов, а даже когда они все распадутся, реакторный уран или плутоний довольно приличный радиоизотопный источник тепла (вояджеры на плутониеых источниках с 1977 года фурычат). Поэтому выстудить корабль с реактором можно только нарочно.

Reply

don_beaver June 15 2021, 18:57:59 UTC
Нигде не сказано, что реактор на полураспаде чего-то.

Reply

serge3leo June 19 2021, 19:12:43 UTC
Не сказано, потому что и так понятно: ядерный реактор использует энергию делящихся ядер.

И действительно, продукты распада тяжелых элементов очень часто сами радиоактивны и выделяют тепло.

Reply

don_beaver June 19 2021, 21:08:19 UTC
Специально проверил - нигде в книге ни одного слова не сказано, что реактор на корабле - ядерный. Понятие реактор широкое - это и может быть химический, биологический и любой другой реактор. Где идут какие-то реакции. Загляните в вики на слово Реактор - там 8 реакторов, из которых только два - (термо)ядерных. Может после этого вам станет не так понятно, как раньше.

Reply


Leave a comment

Up